ОТРАСЛЕВОЙ РЕСУРС
О портале | О журнале | Свежий номер | Подписка | Электронная версия журнала | Отзывы | Реклама на портале | Реклама в журнале | English   
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА
Зарегистрированных посетителей: 22213

ЖУРНАЛ ТБО (№11 2024)
Просмотр выпуска
Архив номеров | Подписка

НОВОСТИ


КОНТАКТЫ
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5

Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru

Отдел подписки:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

Отдел рекламы:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

podpiska

Главная страница / Судебные решения

"Дело № А29-6657/2019 по заявлению Муниципального казенного предприятия «Ухтаспецавтодор» Муниципального образования городского округа «Ухта» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми о признании незаконными решения и предписания"



Материал прочитан 830 раз и оценен
0
Арбитражный суд Республики Коми
Дата рассмотрения: 06.10.2019

Р Е Ш Е Н И Е

г. Сыктывкар

13 сентября 2019 года

Дело № А29-6657/2019

Резолютивная часть решения объявлена 13 сентября 2019 года, полный текст решения изготовлен 13 сентября 2019 года.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Басманова П.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Завадской К.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального казенного предприятия «Ухтаспецавтодор» Муниципального образования городского округа «Ухта» (ИНН: 1102048282, ОГРН: 1051100632483) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (ИНН: 1101481197, ОГРН: 1021100514951) о признании незаконными решения и предписания,

третьи лица: Общество с ограниченной ответственностью «Ухтажилфонд», Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми,

при участии:

от заявителя: Куприянов Д.Н. по доверенности от 05.02.2019,

от ответчика: Шуйская Н.А. по доверенности от 26.01.2018,

от ООО «Ухтажилфонд»: Чигир Е.Н. по доверенности от 03.06.2019,

установил:

Муниципальное казенное предприятие «Ухтаспецавтодор» Муниципального образования городского округа «Ухта» (далее – МКП «Ухтаспецавтодор», заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – УФАС по Республике Коми, антимонопольный орган, ответчик) о признании незаконными и отмене решения и предписания от 20.02.2019 № 02-01/1306 по делу № А06-05/18.

Определением суда от 17.06.2019 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание проведено 17.07.2019, судебное разбирательство назначено на 09.08.2019, которое отложено до 13.09.2019. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Общество с ограниченной ответственностью «Ухтажилфонд» и Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми.

Предприятие в заявлении указывает на то, что к твердым коммунальных отходам (далее – ТКО) относятся отходы от текущего ремонта жилых помещений, в морфологический состав входят компоненты, относящиеся к строительному мусору, в связи с чем подлежат размещению на полигоне строительного мусора. Отходы от ремонта, находящиеся в контейнерных площадках, могут быть образованы в результате капитального ремонта жилых помещений, либо проведения ремонта нежилых помещений.

Антимонопольным органом не доказано, что Предприятие не принимало ТКО, образующиеся в результате текущего ремонта, на полигон строительного мусора по регулируемым тарифам. Заявитель не является собственником отходов, в связи с чем в его компетенцию не входит определение способа формирования отходов. Возможность определения способа формирования отходов могла быть реализована путем заключения договоров ООО «Ухтажилфонд» с собственниками отходов. ООО «Ухтажилфонд» производило размещение отходов на полигоне строительного мусора путем приобретения соответствующих талонов по предварительной заявке со стороны ООО «Ухтажилфонд». Привозя мусор на полигон, представляется талон, в котором делается отметка о получении отходов и заполняется акт приемки отходов. Акты приемки отходов подписаны со стороны ООО «Ухтажилфонд» без замечаний, что свидетельствует об отсутствии претензий со стороны ООО «Ухтажилфонд» в приемке отходов. Заявлений о недостатках при оказании услуг по размещению строительного мусора не поступало. Географические границы товарного рынка должны были определяться исходя из общей территории Республики Коми.

Антимонопольный орган и ООО «Ухтажилфонд» с заявленными требованиями не согласились, полагают, что оспариваемые решение и предписание соответствуют требованиям закона. Подробно доводы изложены в отзывах.

Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми отзыв по существу заявленных требований не представило.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о дате и времени судебного заседания, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело с учетом положений, предусмотренных статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), без участия представителей Министерства энергетики, жилищнокоммунального хозяйства и тарифов Республики Коми.
Суд, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон и третьего лица, установил следующее.

В связи с поступившим заявлением ООО «Ухтажилфонд» УФАС по Республике Коми в соответствии с приказом от 14.05.2018 № 89 возбуждено антимонопольное дело №А06-05/18.

В ходе рассмотрения дела ответчиком проведено исследование товарного рынка услуги по размещению (захоронению) твердых коммунальных (бытовых) отходов в МО ГО «Ухта», МО МР «Сосногорск» в период с 01.01.2016 по 31.12.2018.

Установлено, что на территории МО ГО «Ухта» функционирует два полигона – Ухтинский городской полигон твердых бытовых отходов, а также полигон строительного мусора, используемые МКП «Ухтаспецавтодор» на праве оперативного управления в соответствии с приказом Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации МО ГО «Ухта» от 17.02.2017 № 143.

МКП «Ухтаспецавтодор» имеет лицензии № 011-00034 от 23.12.2015, № (011)-0034 от 06.02.2017, выданные Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, на осуществление деятельности, в том числе по утилизации, обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности.

Предприятие осуществляет работы по размещению отходов: складирование отходов на полигонах, изоляция отходов, подлежащих дальнейшей утилизации, то есть хранение и захоронение отходов.

Согласно приказу Росприроднадзора № 870 от 31.12.2014 в государственный реестр объектов размещения отходов включен Ухтинский городской полигон твердых бытовых отходов для захоронения отходов, в том числе продукции из древесины, утратившей потребительские свойства (4040000000); отходы коммунальные твердые (73100000000), отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (73300000000).


Приказом от 25.11.2016 № 5/9-Т Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми установило и ввело в действие тарифы на услуги по утилизации твердых бытовых отходов МКП «Ухтаспецавтодор».


Также Министерство приказом от 20.12.2017 № 72/36-Т установило и ввело в действие с 01.01.2018 тариф на услугу по захоронению твердых бытовых отходов МПК «Ухтаспецавтодор».

В соответствии с заключенным между МКП «Ухтаспецавтодор» (исполнитель) и ООО «Ухтажилфонд» (заказчик) договором № 03-18/у от 01.01.2018 заказчик сдает исполнителю отходы 4-5 классов опасности на Ухтинский городской полигон, исполнитель принимает отходы и обеспечивает их складирование на полигоне по размещению отходов.

Пунктом 2.6 договора предусмотрено право исполнителя не принимать отходы других категорий, не предусмотренных для размещения на полигоне, в том числе строительный мусор, отходы 4 класса опасности.

Из условий пункта 3.1 договора следует, что стоимость услуги по приемке и размещению одного кубометра отходов 4-5 классов опасности установлена в размере тарифа, утвержденного Министерством приказом от 20.12.2017 № 72/36-Т.

В результате опроса потребителей рассматриваемой услуги антимонопольным органом установлено, что услуга оказывается и на бездоговорной основе в соответствии с талонами на размещение отходов, приобретаемыми хозяйствующими субъектами у Предприятия. Исходя из фактических обстоятельств, установленных УФАС по Республике Коми, на Ухтинском городском полигоне твердых бытовых отходов, полигоне строительного мусора фактически осуществляется размещение (захоронение) твердых коммунальных отходов. Услуги по утилизации Предприятием не оказывались.

Твердые коммунальные отходы размещаются Предприятием на Ухтинском городском полигоне твердых бытовых отходов по тарифу, установленному Министерством, отходы от текущего ремонта жилых помещений – на полигоне строительного мусора по тарифу, самостоятельно установленного Предприятием.

Стоимость размещения отходов на полигоне строительного мусора установлена Предприятием в размере 428,81 руб. за 1 куб.м (без НДС) или 506 руб. за 1 куб.м (с НДС), что превышает стоимость услуги по захоронению твердых коммунальных отходов на Ухтинском городском полигоне в 2018 году на 177 % или в 2,8 раза (в 2017 году – в 12,7 раза). В связи с этим услуга по размещению (захоронению) отходов на полигоне строительного мусора не является взаимозаменяемой услугой по размещению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пояснениями ООО «Ухтажилфонд» в связи с отказом Предприятия в размещении отходов от текущего ремонта жилых помещений (строительного мусора) на Ухтинском городском полигоне и размещения их на полигоне строительного мусора по тарифу, превышающему регулируемый Министерством тариф на захоронение твердых бытовых отходов, заявитель несет дополнительные расходы.

Проанализировав действующие нормативные акты, ответчик пришел к выводу, что отходы от текущего ремонта жилых помещений физических лиц являются отходами потребления и, следовательно, относятся к твердым коммунальных отходам.

Вместе с тем Предприятие принимало данные отходы на полигоне строительного мусора по самостоятельно установленным тарифам, значительно превышающим размер тарифа, установленного уполномоченным органом.

Решением от 20.02.2019 УФАС по Республике Коми признало положение МКП «Ухтаспецавтодор» на товарном рынке по размещению (захоронению) твердых коммунальных (бытовых) отходов в МО ГО «Ухта», МО МР «Сосногорск» в период с 01.01.2016 по 31.12.2018 доминирующим. Заявитель признан нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), что выразилось в применении Предприятием при расчетах с потребителями, в том числе с ООО «Ухтажилфонд», тарифа в размере 428 руб. 81 руб. за 1 куб.м с 01.01.2017 (без НДС), что превышало тариф, установленный уполномоченным органом. Также Предприятию выдано обязательное для исполнения предписание от 20.02.2019, обязывающее устранить выявленные нарушения.

Не согласившись с данным решением и предписанием, Предприятие обратилось в Арбитражным суд Республики Коми с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Целями данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

В части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции указано, что данный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Статьей 22 Закона о защите конкуренции установлено, что антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения; предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Антимонопольный орган и его территориальные органы возбуждают и рассматривают дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выдают обязательные для исполнения предписания (статья 23 Закона о защите конкуренции).

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на совершение действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон № 89-ФЗ):

- отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

- обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов,

- сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;

- размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

- хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

- транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;

- твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В силу пункта 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156), крупногабаритные отходы - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.

Таким образом, отходы от текущего ремонта жилых помещений (отходы линолеума, рамы, дверные коробки и др.) классифицируются как крупногабаритные отходы и подлежат размещению в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.

Из материалов дела следует, что в спорный период на территории Республики Коми было расположено 16 полигонов твердых бытовых отходов.

Расстояние от Ухтинского городского полигона до ближайших полигонов составляет: 211 км до г. Вуктыла (3 часа 24 мин. в пути), 276 км до с. Айкино (3 часа 5 минут в пути), 318 км до г. Сыктывкара (3 часа 45 минут), 282 км до г. Печора (3 часа 26 минут).

В связи с этим у потребителей отсутствует экономическая целесообразность осуществлять вывоз отходов в иные населенные пункты. Так, ООО «Газпром трансгаз Ухта», ООО «Ухтажилфонд», ООО «Движение» УФАС по Республике Коми указали, что вывоз отходов на иные территории приведет к увеличению транспортных расходов более чем на 100 %.

При этом антимонопольным органом установлено, что ООО «Водоканал Нижний Одес», ИП Лушков А.В., ООО «Спецавтодор» в рассматриваемом периоде услуги по размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов на территории МО МР «Сосногорск» не осуществляли. Твердые коммунальные отходы размещаются на Ухтинском городском полигоне твердых бытовых отходов, а строительный мусор, в том числе от жилого фонда, включая крупногабаритные твердые бытовые отходов, - на полигоне строительного мусора.

Расстояние от г. Сосногорска до г.Ухты составляет 19 км, от пгт. Нижний Одес до г. Ухты – 64 км, в связи с чем организации, осуществляющие деятельность на указанных территориях, несут дополнительные расходы по транспортировке отходов с указанных территорий.

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденном приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220, процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает: предварительное определение географических границ товарного рынка; выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями); определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка (пункт 4.1 Порядка).

Определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации: о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства; о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации (пункт 4.2 Порядка).

Пунктом 4.7 Порядка определено, что определение географических границ товарного рынка основывается на экономической возможности покупателя приобрести товар на территории Российской Федерации или ее части и отсутствии этой возможности за ее пределами. В сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг, в частности: наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей); возможностей покупателей по доступу к инфраструктуре и ее использованию (подключению к сетям).

Потребители услуги по размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов, осуществляющие деятельность на территории МО ГО «Ухта» указали на отсутствие экономической, технической и иной возможности либо целесообразности вывозить отходы на иной полигон, кроме Ухтинского полигона.

С учетом изложенного, антимонопольным органом правильно определены географические границы товарного рынка. Согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц видами деятельности МКП «Ухтаспецавтодор», ООО «Спецавтодор», ООО «Экострой», в числе других, являются сбор отходов (код ОКВЭД 38.1), обработка и утилизация отходов (код ОКВЭД 38.2).

ООО «Спецавтодор», ООО «Экострой» выданы лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов 1-4 классов опасности № 011-00089 от 23.06.2016, № 011-00087 от 22.06.2016 соответственно.

В ходе исследования товарного рынка установлены следующие субъекты товарного рынка услуги по размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов в МО ГО «Ухта», МО МР «Сосногорск» - МПК «Ухтаспецавтодор», ООО «Экострой». Объем товарного рынка за период с 01.01.2016 по 31.12.2018 составил 1472,9 тыс. куб.м.

Доля МКП «Ухтаспецавтодор» на рынке услуги по размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов в МО ГО «Ухта», МО МР «Сосногорск» в период с 01.01.2016 по 31.12.2016 составила более 70 %.

Ввиду отсутствия у потребителей возможности размещения твердых коммунальных отходов на ином полигоне, они вынуждены размещать отходы от текущего ремонта жилых помещений, относящихся к твердым коммунальным отходов, на полигоне строительного мусора по тарифу, установленному предприятием.

Вышеуказанное свидетельствует о возможности МКП «Ухтаспецавтодор» оказывать решающее влияние на общие условия обращения услуги по размещению твердых коммунальных отходов в МО ГО «Ухта», МО МР «Сосногорск».

Указанные обстоятельства, вопреки доводам заявителя, свидетельствуют о том, что Предприятие занимает доминирующее положение на товарном рынке по размещению твердых коммунальных отходов в МО ГО «Ухта», МО МР «Сосногорск».

Как следует из материалов дела, ООО «Ухтажилфонд», являясь управляющей компанией, в спорный период являлось перевозчиком твердых бытовых (коммунальных) отходов от жилого фонда, в том числе крупногабаритных отходов: шкафы, диваны, отходы от текущего ремонта жилых помещений жилого фонда, расположенного на территории г. Ухты, а также от отдельно стоящих зданий.

В 2017 году размещение ТБО осуществлялось Предприятием на основании талонов на размещение ТБО в соответствии с разовыми заявками ООО «Ухтажилфонд», в 2018 году – в соответствии с договором от 01.01.2018 на размещение отходов 4-5 классов опасности, заключенным между ООО «Ухтажилфонд» и МКП «Ухтаспецавтодор».

Размещение отходов от текущего ремонта жилых помещений с 01.01.2017 осуществлялось Предприятием на основании талонов на размещение строительного мусора по разовым заявкам ООО «Ухтажилфонд».

При размещении отходов от текущего ремонта жилых помещений г. Ухты в отношении ООО «Ухтажилфонд» в период с 01.01.2017 по 28.02.2018 Предприятием применялся тариф в размере 428 руб. 81 коп. за 1 куб.м (без НДС), который превышает тарифы на услуги по утилизации твердых бытовых отходов, установленные Министерством приказом от 25.11.2016 № 5/9-Т на период с 01.01.2017 по 31.12.2017, тарифы на услуги по захоронении твердых коммунальных отходов, установленные Министерством приказом от 20.12.2017 № 72/36-Т с 01.01.2018.

Как обоснованно указано антимонопольным органом в оспариваемом решении в результате текущего ремонта жилых помещений могут образовываться такие отходы как обрезь и лом гипсокартоновых листов, отходы от шпатлевки, отходы рубероида, отходы толи, отходы линолеума незагрязненные, отходы (мусор) от ремонтных работ, которые относятся к твердым коммунальным (бытовым) отходам.

ООО «Ухтажилфонд» являлось управляющей организацией 437 многоквартирных домов, расположенных в г. Ухте, и осуществляло транспортирование отходов, в том числе ТКО (ТБО). Данное обстоятельство по существу лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Предприятие полагает, что ООО «Ухтажилфонд» не препятствовало контрагентам в размещении ТКО (ТБО), образованных при проведении текущего ремонта жилых помещений, на полигоне строительного мусора по регулируемым ценам при подтверждении отнесения таких отходов к ТКО (ТБО).

Вместе с тем данные обстоятельства опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.

Так, при разработке проекта договора от 01.01.2017 № 18-17/у на размещение отходов 4-5 классов опасности Предприятие в приложении № 1 к договору установило перечень отходов 4 класса опасности, разрешенных к размещению на Ухтинском городском полигоне, в пункте 8 которого указало на возможность размещения отходов от жилищ несортированные (исключая крупногабаритные).

ООО «Ухтажилфонд» направило протокол урегулирования разногласий от 28.07.2017 к договору, которым предложено пункт 8 приложения № 1 к договору изложить в следующей редакции: «Мусор от жилых помещений, а также офисных и бытовых помещений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей не сортированные включает отходы образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, из них включительно: мебель, бытовая техника, тара и упаковка от бытовой техники, отходы от текущего ремонта, крупногабаритные отходы в жилых помещениях и местах общего пользования многоквартирных домов.

В связи с несогласованием Предприятием протокола урегулирования разногласий от 28.07.2017 данный договор не был заключен. В соответствии с протоколом совещания в МУ «УЖКХ» 20.12.2017 по вопросу урегулирования спорных разногласий Предприятием было сообщено, что отходы будут приниматься в соответствии с лицензиями, выданными Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Таким образом, поведение Предприятия свидетельствовало о незаинтересованности в урегулировании возникшего спора относительно приема крупногабаритных отходов в качестве ТБО (ТКО), образующихся в жилых помещениях, в том числе в результате проведения текущего ремонта, и соответственно применения по ним регулируемых цен.

Указанное обстоятельство также подтверждается письмами ООО «Ухтажилфонд» от 20.03.2018 № 232, от 26.08.2018 № 3078/20, из которых следует, что Предприятие не согласовывало размещение крупногабаритных отходов: отходов от текущего ремонта жилых помещений, шкафы, диваны и т.д. на Ухтинском полигоне ТБО, не допускало въезд мусоровозов на территорию полигона ТБО, в связи с чем ООО «Ухтажилфонд» было вынуждено размещать данные отходы ТБО (ТКО) на полигоне строительного мусора по тарифу, установленному Предприятием. Аналогичные пояснения дали в письменных пояснениях сотрудники ООО «Ухтажилфонд».

Из материалов антимонопольного дела следует, что в 2017 году на полигоне строительного мусора ООО «Ухтажилфонд» разместило 8 721 куб.м отходов, в январе-феврале 2018 года – 156 куб.м, из них не относящиеся к ТБО (ТКО) – соответственно 1 122 и 8 куб.м, что подтверждается договорами о транспортировании строительных отходов с ООО «СМУ-Ремстрой 2» от 12.02.2016, с ООО «Монтрак Восток» от 18.05.2016, с ИП Аминевым Р.Х. от 09.06.2017, с ООО Торговая компания «Все для кровли и фасада Урал» от 25.04.2016, с ООО «Антенна-Сервис» от 21.04.2017, с ООО «Управляющая компания Техстрой» от 30.12.2015, с Коровиным М.Н. от 01.02.2017, счетами-фактурами, ведомостями учета сдаваемых отходов, маршрутными листами.

В соответствии с письмом Администрации МО ГО «Ухта» от 21.11.2018 № 01-27-6791 по указанным ООО «Ухтажилфонд» адресам снос и разборка жилых зданий не производились.

Тем самым из материалов дела следует, что значительная часть ТБО (ТКО) размещалась на Ухтинском полигоне строительного мусора с оплатой стоимости по нерегулируемым тарифам, установленным Предприятием, а не по тарифам, установленным уполномоченным органом.

Материалами дела подтверждается, что Предприятие не позволяло завозить крупногабаритные отходы, в том числе образованные от текущего ремонта жилых помещений, на Ухтинский полигон ТБО, а размещение отходов на Ухтинском полигоне строительного мусора осуществлялось только по тарифам, установленным Предприятием.

При этом только с августа 2018 года Предприятие стало выдавать талоны на размещение отходов от текущего ремонта жилых помещений на полигоне строительного мусора по тарифам, установленным уполномоченным органом, что подтверждается пояснениями сотрудников ООО «Ухтажилфонд» Тороповой Е.Ф., Данилиной С.В., перепиской между ООО «Ухтажилфонд» и Предприятием от 03.08.2018, заявками от 31.08.2018, от 20.09.2018, от 08.10.2018, 17.08.2018, счетами-фактурами, талонами на размещение отходов и другими доказательствами. Возможность размещения отходов на полигоне без получения талона не допускалась.

В ходе опроса антимонопольным органом потребителей услуги установлено, что ООО «Управляющая компания Домсервис», ООО «Движение» также размещали отходы от жилого фонда (крупногабаритные отходы, отходы от текущего ремонта жилых помещений) на полигоне строительного мусора по тарифу, установленному Предприятием, ООО «Движение» являлось управляющей организацией 57 многоквартирных домов в п. Ярега. В письменных пояснениях от 17.08.2018 № 615 указало, что ввиду отказа Предприятия в размещении ТКО в виде строительного мусора от жилого фонда на Ухтинском городском полигоне ТБО, было вынуждено заключить договор на оказание услуг по размещению строительного мусора по нерегулируемому тарифу.

Как указано в п. 1 ст. 24.8 Закона № 89-ФЗ, обработка твердых коммунальных отходов; обезвреживание твердых коммунальных отходов; захоронение твердых коммунальных отходов, являются регулируемыми видами деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о злоупотреблении Предприятием своим доминирующим положением, в связи с чем решение антимонопольного органа является законным и обоснованным.

Доводы Предприятия о недоказанности события выявленного нарушения опровергаются представленными в материалы дела материалами, которые подробно проанализированы антимонопольным органом в оспариваемом решении и приведены в настоящем судебном акте.

Отсутствие претензий со стороны ООО «Ухтажилфонд» в актах выполненных работ не свидетельствует о том, что Предприятие не злоупотребляло своим доминирующим положением с учетом конкретных установленных судом обстоятельств дела.

Состав правонарушения, выражающегося в злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением, является материальным, поскольку в его конструкцию включены определенные последствия, одним из которых может быть ущемление интересов других лиц.

В силу абзаца 2 пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, в том числе ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Антимонопольный орган установил, что в результате установления завышенных цен были нарушены права лиц, осуществляющих размещение ТБО (ТКО), образуемых от жилых помещений.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным и об отмене решения УФАС по Республике Коми о нарушении антимонопольного законодательства.

Обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения и выдачи оспариваемого предписания, антимонопольным органом доказаны.

В соответствии со статьей 23 Закона о защите конкуренции к полномочиям антимонопольного органа отнесены возбуждение и 14 А29-6657/2019 рассмотрение дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выдача обязательных для исполнения предписаний.

С учетом приведенных правовых норм антимонопольный орган вынес оспариваемое решение в пределах предоставленных ему полномочий.

Оспариваемое предписание вынесено уполномоченным должностным лицом в связи с выявленным нарушением антимонопольного законодательства. Данное предписание содержит ссылки на законодательство, а также способы устранения данного нарушения, которые являются конкретными и исполнимыми.

Соответственно, вынесенное на основании решения предписание антимонопольного органа также является законным, обоснованным, принятым ответчиком в пределах полномочий, в связи с чем доводы подателя жалобы о незаконности оспариваемого предписания отклоняются.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Изучив доводы Предприятия, суд не находит оснований для признания оспариваемых решения и предписания УФАС по Республике Коми незаконными. С учетом изложенного, в удовлетворении заявленных требований следует отказать. Судебные расходы возлагаются на заявителя.

В пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.1998 № 32 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства» разъяснено, что требование о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа следует рассматривать как одно (единое) оплачиваемое государственной пошлиной требование.

Таким образом, государственная пошлина за рассмотрение судом заявления об оспаривании решения и предписания УФАС составляет 3000 рублей.

С учетом изложенного, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3000 руб. подлежит возврату.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Возвратить Муниципальному казенному предприятию «Ухтаспецавтодор» Муниципального образования городского округа «Ухта» излишне уплаченную государственную пошлину в размере 3000 руб. Выдать справку.

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья П.Н. Басманов



КАТАЛОГ ВТОРСЫРЬЯ

ЦЕНЫ НА ВТОРСЫРЬЕ

КАТАЛОГ ПРЕДПРИЯТИЙ
ООО "ЗПМ "БАКЕЛИТ"
производитель вторичного регранулята полиэтилена и полипропилена

Омега
«Утилизирующая компания Омега» с 2008 года специализируется на сборе, транспортировке, обезвреживании и утилизации отходов с I-IV класс опасности. Мы работаем со всеми видами отходов – жидкими, тверды...

ООО "Новый полимер"
ООО "Новый полимер" - молодая фирма по производству оборудования для переработки полимеров и ТБО. За это время мы освоили новейшие технологии производства оборудования, сплотили и обучили высококлассн...

ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

СДЕЛАЙ САМ
МЕНЮ ПОРТАЛА "ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ"

© 2007-2024 Издательский дом "Отраслевые ведомости".
Вся информация, размещённая на данном сайте, принадлежит ООО "Отраслевые ведомости".
Несанкционированное копирование информации без ссылки на источник категорически запрещено

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Sun, 24 Nov 2024 05:06:26
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения