"Дело N А13-6889/2018 по кассационной жалобе индивидуального предпринимателя Щапина Александра Николаевича на решение Арбитражного суда Вологодской области"
Материал прочитан 687 раз и оценен
0
Арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата рассмотрения: 07.05.2019
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 апреля 2019 года
Дело N А13-6889/2018
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Н.В.,
судей Константинова П.Ю., Филиппова А.Е.,
при участии от индивидуального предпринимателя Щапина А.Н. представителя Анпилова Д.С. (доверенность от 09.01.2019),
рассмотрев 15.04.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Щапина Александра Николаевича на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22.10.2018 (судья Курпанова Н.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2018 (судьи Романова А.В., Чередина Н.В., Шадрина А.Н.) по делу N А13-6889/2018,
установил:
индивидуальный предприниматель Щапин Александр Николаевич, ОГРНИП 308352512500024, обратился в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Комус", место нахождения: 162130, Вологодская обл., Сокольский р-н, г. Сокол, Вологодская ул., д. 12, ОГРН 1083537000722, ИНН 3527014621 (далее - Общество), о понуждении к исполнению обязательств по договору по приему, хранению и размещению отходов производства и потребления от 10.12.2017 N 09-у/о-17 (далее - Договор) (требования заявлены с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "АкваЛайн", место нахождения: 160012, г. Вологда, Козленская ул., д. 119А, оф. 401, ОГРН 1123536001357, ИНН 3510008972, Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области, место нахождения: 160012, г. Вологда, Советский пр., д. 80Б, ОГРН 1103525002680, ИНН 3525236925 (далее - Департамент), и Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области, место нахождения: 160000, г. Вологда, Зосимовская ул., д. 65, ОГРН 1043500072230, ИНН 3525141575.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 22.10.2018 предпринимателю отказано в удовлетворении исковых требований.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2018 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит решение от 22.10.2018 и постановление от 26.12.2018 изменить, исключить из них выводы о законности одностороннего отказа Общества от исполнения Договора.
Департамент направил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить обжалуемые акты без изменения.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Кассационная жалоба в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Обществом (исполнитель) и предпринимателем (заказчик) заключен Договор, в соответствии с которым исполнитель взял на себя обязательства оказывать услуги по приему, хранению и размещению отходов производства и потребления заказчика, имеющих IV-V класс опасности, в объеме не более 1400 куб. м в месяц (далее - отходы), крупногабаритного мусора в объеме, не более 1500 куб. м в месяц и снега в объеме не более 50 куб. м на полигоне, расположенном по адресу: Вологодская обл., г. Сокол, у ст. Сухона, а заказчик взял на себя обязательства оплачивать услуги в порядке и на условиях заключенного Договора.
Согласно пункту 1.2 Договора в состав услуг входит следующий комплекс работ: визуальный и документальный контроль отходов, доставляемых на полигон, прием, хранение и размещение их на объекте по технологии и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Ссылаясь на то, что 17.04.2018 и 10.06.2018 сотрудниками Общества на полигон твердых бытовых отходов (далее - ТБО) не были допущены транспортные средства, принадлежащие предпринимателю, для разгрузки и последующего захоронения отходов, он обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В удовлетворении искового заявления суд первой инстанции отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела и рассмотрев приведенные в жалобе доводы, проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды обеих инстанций, полно и всесторонне оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности с установленными фактическими обстоятельствами по делу, руководствуясь положениями статей 12, 309, 310, 421, 422, пункта 1 статьи 396, пункта 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 об ответственности за нарушение обязательств", абзаца 3 пункта 1 и пункта 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", приняли законные и обоснованные судебные акты.
Судебные инстанции пришли к выводу о недоказанности предпринимателем факта нарушения обязательств по Договору со стороны Общества, учитывая то, что акты от 17.04.2018 и 10.06.2018 составлены в одностороннем порядке, подписаны неустановленными лицами. При этом в материалах дела имеются доказательства исполнения Обществом обязательств.
Судебные акты не обжалуются предпринимателем в части вывода, сделанного в резолютивной части решения. Как пояснил предприниматель, он не согласен с мотивировочной частью судебных актов в отношении законности отказа принятия отходов, образованных на иной территории, нежели Сокольский муниципальный район.
Вместе с тем указанный довод предпринимателя рассмотрен судами и получил надлежащую оценку.
В силу статей 1-3, 4.1, 9, 12, 13.2-21, 24.8-24.13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) принципами государственной политики в области обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации являются: охрана здоровья человека; поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия; научно обоснованное сочетание экономических и экологических интересов общества, использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот; соблюдение прав каждого человека на получение достоверной информации о деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со статьей 6 Закона N 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами отнесены разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 1 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ).
Подпунктом "г" пункта 4 Требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2016 N 197, пунктами 5, 6 Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130, установлено, что в состав территориальной схемы входят среди прочего разделы нахождения источников образования отходов и места накопления отходов, а также схемы потоков отходов.
Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Вологодской области, утверждена приказом Департамента, уполномоченного на разработку и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, от 29.12.2016 N 174 с последующими изменениями (далее - Территориальная схема).
Согласно Территориальной схеме и приложению к ней В1 "Перспективная логистика" на полигоне ТБО в городе Соколе, эксплуатируемом Обществом, предусмотрено захоронение отходов, образующихся в Сокольском районе Вологодской области.
На момент заключения Договора Территориальная схема была утверждена и размещена на сайте Департамента.
На основании вышеуказанных нормативных актов суды пришли к правильному выводу о том, что отходы, образующиеся в городе Вологде и Вологодской области, собираемые предпринимателем, должны поступать на иные полигоны, указанные в Территориальной схеме, и отклонили его довод о том, что Территориальная схема подлежит применению только во взаимоотношениях с региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, к которым Общество не относится.
Согласно подпункту "з" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2014 года N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" региональный оператор является лицом, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В соответствии с пунктом 10 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не в праве отказываться от заключения таких договоров.
Суды установили, что между ответчиком и обществом с ограниченной ответственностью "АкваЛайн" (региональным оператором) 10.04.2018 заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами. В связи с указанным суды верно заключили, что Общество обязано соблюдать схему потоков отходов, предусмотренную Территориальной схемой.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает, что судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства установлены в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 22.10.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2018 по делу N А13-6889/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Щапина Александра Николаевича - без удовлетворения.
Мастерпресс Компания поставляет прессы для макулатуры, горизонтальные прессы для вторсырья, пресс-компакторы, промышленные шредеры, магнитные сепараторы, мусоросортировочные комплексы.
Инвест-Станко, ООО Металлорежущее оборудование, фрезерные станки, тиски и станочная оснастка, прайс, каталог продукции, предприятие OOO "Инвест-Станко" предлагает потребителям оборудование по доступным ценам, контактная...
ВторПрайс Добрый день, на связи ВторПрайс.
Предоставляем комплекс услуг на рынке вторичного пластика.
♻️ Поможем купить/продать нужный объем вторички
♻️ Услуги логиста - найдем ма...
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.