"Дело № А76-32696/2017 по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 72» о признании недействительным решения от 18.07.2017"
Материал прочитан 956 раз и оценен
0
Арбитражный суд Уральского округа
Дата рассмотрения: 19.03.2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-7735/18
Екатеринбург
10 декабря 2018 г.
Дело № А76-32696/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Токмаковой А. Н., Вдовина Ю. В.
при ведении протокола помощником судьи Колмогоровой И.В.,
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при
содействии Арбитражного суда Челябинской области кассационную жалобу
управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
(далее - УФАС по Челябинской области, антимонопольный орган, управление)
на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.05.2018 по делу
№ А76-32696/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного
апелляционного суда от 22.08.2018 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения
кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления
в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы
к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной
информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи приняли участие представители:
УФАС по Челябинской области - Брусянина А.А. (доверенность
от 09.10.2018 № 74).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих
самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены
закрытое акционерное общество «Сбербанк-АСТ» (далее - ЗАО «СбербанкАСТ»), общество с ограниченной ответственностью «Агентство «Ртутная
Безопасность» (далее - ООО «Агентство «Ртутная Безопасность»), общество
с ограниченной ответственностью «Котельная № 3» (далее - ООО «Котельная
№ 3»), Дейнега Алексей Васильевич (далее - Дейнега А.В.).
Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения
«Медико-санитарная часть № 72 Федерального медико-биологического
агентства» (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением
к управлению о признании недействительным решения от 18.07.201 № 1.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.05.2018 (судья
Командирова А.В.) заявленные требования удовлетворены, оспариваемое
решение признано недействительным.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 22.08.2018 (судьи Костин В.Ю., Арямов А.А., Малышев М.Б.) решение суда
первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит названные
судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь
на неправильное применение судами норм материального права,
на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела,
доказательствам, представленным в материалы дела.
Управление в кассационной жалобе указывает на неверный вывод судов
о том, что вывоз медицинских отходов класса «Г» для обезвреживания или
утилизации может осуществляться исключительно лицом, имеющим
соответствующую лицензию; с учетом положений Федерального закона
от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее -
ФЗ «Об отходах производства и потребления») порядок обращения
с медицинскими отходами регламентирован СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарноэпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 09.12.2010 № 163 (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10),
следовательно, к отношениям в области обращения с медицинскими отходами
не применяются положения названного закона, которым установлены
соответствующие классы опасности; в силу п. 2 приказа Минприроды России
от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I - V
классам опасности по степени негативного воздействие на окружающую среду»
соответствующие критерии не распространяются на медицинские отходы,
а также данные медицинские отходы не включены в Федеральный
классификационный каталог отходов.
УФАС по Челябинской области в кассационной жалобе также приводит
довод о том, что совокупное толкование положений санитарных правил и норм
свидетельствует об отсутствии на сегодняшний день порядка соотнесения
отходов класса «Г» с конкретным классом опасности и необходимости
лицензирования деятельности по обращению с отходами указанного класса;
в обжалуемых судебных актах судами не определено, к какому конкретно
классу опасности отнесены отходы, являющиеся предметом аукциона, что
не позволяет установить, на какой класс опасности участниками закупки
должна быть представлена лицензия в составе заявки с учетом Перечня работ,
определенных постановлением Правительства Российской Федерации
от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору,
транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению
отходов I - IV классов опасности» (далее - постановление Правительства
от 03.10.2015 № 1062). Управление указывает также, что судами не дана оценка
письму от 06.06.2017, представленному антимонопольным органом
в материалы дела.
Проверив законность судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов
кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим
выводам.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего обращения
гражданина о неправомерных действиях заказчика (учреждение) при
проведении электронного аукциона на оказание услуг по сбору,
транспортированию, утилизации или обезвреживанию и захоронению отходов
класса Г (изв. № 0369100040717000138) УФАС по Челябинской области
проведена проверка, в ходе которой установлено, что в единой
информационной системе www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение
о проведении электронного аукциона, предметом которого являлось оказание
услуг по сбору, транспортированию, утилизации или обезвреживанию
и захоронению отходов класса «Г». Начальная (максимальная) цена контракта -
563 460 руб.
В п. 6.1, подп. 2.1 п. 12.2.3 документации об аукционе в требованиях
к участнику закупки и составу второй части заявки установлено условие
о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору,
транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению
отходов I - IV классов опасности.
Установлено также, что определены два участника ООО «Агентство
«Ртутная безопасность», ООО «Котельная № 3», имеющие лицензию
на осуществлении деятельности по сбору, транспортированию, обработке,
утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
По результатам рассмотрения жалобы УФАС по Челябинской области
принято обжалуемое решение, которым: в действиях учреждения выявлены
нарушения п. 1 ч. 1, ч. 5 ст. 31, п. 2 ч. 1, ч. 3 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Федерального
закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд» (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
В основу данного решения положен вывод антимонопольного органа о
том, что вывоз медицинских отходов класса «Г» для обезвреживания или
утилизации может осуществляться любым лицом вне зависимости от наличии у
него соответствующей лицензии.
Полагая, что названное решение не соответствует требованиям
действующего законодательства, нарушает права и законные интересы,
учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций исходили из
несоответствия оспариваемого решения требованиям действующего
законодательства.
Статьей 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено,
что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке,
утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации
о лицензировании отдельных видов деятельности.
Частью 2 ст.49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ)
для медицинских отходов установлены самостоятельные классы, на которые в
соответствии с Критериями, устанавливаемыми Правительством Российской
Федерации, разделяются медицинские отходы по степени их
эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также
негативного воздействия на среду обитания.
На основании ч. 3 ст. 49 Закона № 323-ФЗ медицинские отходы подлежат
сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению,
транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном
законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения.
Согласно СанПиН 2.1.7.2790-10 медицинские отходы подразделены
в зависимости от опасности на пять самостоятельных классов: класс «А» -
эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым
бытовым отходам; класс «Б» - эпидемиологически опасные отходы; класс «В» -
чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы; класс «Г» -
токсикологически опасные отходы 1-4 классов опасности; класс «Д» -
радиоактивные отходы.
На основании п. 7.6 СанПиНа 2.1.7.2790-10 транспортирование,
обезвреживание и захоронение отходов класса «Г» осуществляется
в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к порядку
накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсичных
промышленных отходов.
Таким образом, к отходам 1-4 классов опасности относятся медицинские
отходы класса «Г», следовательно, нормативно предусмотрено лицензирование
деятельности в отношении медицинских отходов класса «Г», имеющих I - IV
классы опасности.
Как установлено судами и следует из материалов дела, документацией об
аукционе предусмотрено наличие во второй часть заявки на участие
в электронном аукционе, в том числе, лицензии на осуществление деятельности
по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию,
размещению отходов I-V классов опасности.
Таким образом, суды, руководствуясь положениями Федерального
закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О
лицензировании отдельных видов деятельности», постановлением
Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062, требованиями
СанПиН 2.1.7.2790-10, пришли к правильному выводу о несоответствии
оспариваемого решения антимонопольного органа требованиям действующего
законодательства.
Принимая во внимание тот факт, что медицинские отходы класса «Г»
являются токсикологически опасными отходами I - IV классов опасности,
в связи с чем деятельность по обезвреживанию и размещению медицинских
отходов класса «Г» подлежит лицензированию, суды правомерно
удовлетворили заявленные требования о признании решения управления
недействительным как несоответствующее требованиям действующего
законодательства, нарушающее права и законные интересы учреждения.
Кассационная жалоба УФАС по Челябинской области не содержит
доводов, свидетельствующих о несоответствии выводов судов установленным
ими обстоятельствам по делу, а изложенные в ней доводы повторяют доводы,
которые являлись предметом проверки судов первой и апелляционной
инстанций, и сводятся к несогласию с выводами судов, основанными
на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании
имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений
норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов
в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.05.2018 по делу
№ А76-32696/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного
апелляционного суда от 22.08.2018 по тому же делу оставить без изменения,
кассационную жалобу управления Федеральной антимонопольной службы по
Челябинской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного
Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его
принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации.
ООО "НОРД Инжиниринг" Российская инжиниринговая компания, специализирующаяся на создании и совершенствовании технологий в горно-металлургической, химической областях промышленности, а также управлении отходами.
...
Павлово-Посадский Гофрокомбинат Павлово-Посадский Гофрокомбинат - одна из 10 крупнейших компаний России по производству гофрокартона, гофротары и гофроупаковки. Павлово-Посадский Гофрокомбинат создан в 2008 году и успешно развиваетс...
Гослицензия Юридический консалтинг, получение лицензии на опасные отходы "под ключ". Оформление СанПин заключения Роспортребнадзора.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.