"Дело N 80-АПГ17-11 дело по апелляционным жалобам Правительства Ульяновской области, Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ульяновского областного суда"
Материал прочитан 888 раз и оценен
0
Верховный Суд Российской Федерации
Дата рассмотрения: 05.03.2019
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 сентября 2017 г.
N 80-АПГ17-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской
Федерации в составе
председательствующего Калининой Л.А.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Николаевой О.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Правительства Ульяновской области, Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Управления Росприроднадзора по Ульяновской области, общества с ограниченной ответственностью "Центр экологических технологий" на решение Ульяновского областного суда от 2 июня 2017 года, которым удовлетворено
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью
"Симбирская экологическая компания" о признании недействующей
территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми
коммунальными отходами на территории Ульяновской области, утвержденной
приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области от 26 сентября 2016 года N 28-од.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А.,
объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью
"Симбирская экологическая компания" Ракова М.А. и Большухиной Т.Д.,
возражавших относительно доводов апелляционных жалоб, заключение прокурора
Генеральной прокуратуры Российской Федерации Титовой А.А., полагавшей решение
законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по
административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Симбирская экологическая компания"
обратилось в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением
о признании недействующей территориальной схемы обращения с отходами, в том
числе с твердыми коммунальными отходами на территории Ульяновской области,
утвержденной приказом Министерства промышленности, строительства, жилищнокоммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 26 сентября 2016
года N 28-од.
По мнению административного истца, данный региональный нормативный правовой
акт принят с нарушением процедуры определения норм накопления отходов, без
соблюдения требований захоронения отходов в границах населенных пунктов,
аэропортов и аэродромов, без учета основных мероприятий по охране окружающей
среды и восстановлению природных ресурсов в Ульяновской области на 2014 - 2020
годы на территории муниципального образования "Новоспасский район" Ульяновской
области, что противоречит статье 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N
89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; пункту 59 Федеральных правил
использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 года N
138; постановлению Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N
269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных
отходов"; постановлению Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 года
N 424 и создает необоснованные препятствия административному истцу для
осуществления предпринимательской деятельности, ограничивая доступ на рынок
обращения твердых коммунальных отходов.
Решением Ульяновского областного суда от 2 июня 2017 года административное
исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Симбирская
экологическая компания" удовлетворено, Территориальная схема обращения с
отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории
Ульяновской области, утвержденная приказом Министерства промышленности,
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской
области от 26 сентября 2016 года N 28-од, признана не действующей со дня
вступления в законную силу решения суда.
В апелляционных жалобах Правительство Ульяновской области, Министерство
промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области, Управление Росприроднадзора по Ульяновской области,
общество с ограниченной ответственностью "Центр экологических технологий"
просят решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением
норм материального и процессуального права.
Относительно апелляционных жалоб представлены возражения прокуратурой
Ульяновской области и обществом с ограниченной ответственностью "Симбирская
экологическая компания".
Изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив материалы дела,
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской
Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Признавая недействующей территориальную схему обращения с отходами, в том
числе с твердыми коммунальными отходами на территории Ульяновской области,
утвержденную приказом Министерства промышленности, строительства, жилищнокоммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 26 сентября 2016
года N 28-од, суд первой инстанции исходил из того, что эта программа разработана
и утверждена с нарушением требований, предъявляемых к порядку принятия таких
нормативных правовых актов, а также к составу и содержанию территориальных
схем.
С выводами суда первой инстанции Судебная коллегия согласна.
Так, Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и
потребления", наделяя субъекты Российской Федерации полномочиями по
разработке, утверждению таких программ (статья 6), он одновременно
устанавливает принципы и приоритетные направления государственной политики в
области обращения с отходами (статья 3); требования к обращению с отходами, в
том числе к нахождению источников образования отходов, количеству образующихся
отходов, целевым показателям по обезвреживанию, утилизации и размещению
отходов, к планируемым зонам деятельности (статьи
9, 12, 13.2 - 17, 18, 19, 20, 21, 24.8 - 24.13), обязательные к исполнению всеми
субъектами правоотношений в сфере обращения с отходами и из которых следует,
что территориальная схема обращения с отходами разрабатывается в соответствии
с документами территориального планирования и должна отражать как
экономические, так и экологические интересы общества, в том числе она должна
быть направлена на охрану здоровья человека, поддержание или восстановление
благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического
разнообразия; запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов,
лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также
водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов,
используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Также запрещено размещать в полосах воздушных подходов на удалении до 30 км, а
вне полос воздушных подходов - до 15 км от контрольной точки аэродрома объекты
выбросов (размещения) отходов и другие объекты, способствующие привлечению и
массовому скоплению птиц (пункт 59 Федеральных правил использования
воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 года N 138).
Между тем судом достоверно установлено, что документы территориального
планирования, предусматривающие строительство полигонов ТБО в большинстве
муниципальных районов Ульяновской области, в том числе в муниципальном
образовании "Новоспасский район" (где, действует муниципальная программа
"Обращение с отходами производства и потребления на территории муниципального
образования "Новоспасский район" Ульяновской области на 2015 - 2017 годы",
утвержденная постановлением администрации Новоспасского района от 27 мая 2015
года N 342, а также инвестиционное соглашение о взаимодействии сторон по
реализации инвестиционного проекта строительства "Объекта размещения отходов
и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области" от 31 августа
2016 года N 114-д, заключенное между Правительством Ульяновской области и
обществом с ограниченной ответственностью "Симбирская экологическая
компания"), при разработке территориальной схемы обращения с отходами не
учитывались; включенный в территориальную схему объектов по обработке,
утилизации, обезвреживанию, размещению отходов полигон твердых коммунальных
отходов общества с ограниченной ответственностью "Центр экологических
технологий" (пункты 6.2.1 и 6.2.2) расположен на земельном участке, относящемся к
категории "земли населенных пунктов" и находится в границах населенного пункта
город Ульяновск на расстоянии менее 15 км от аэродрома "Ульяновск (Баратаевка)";
нормативы накопления твердых коммунальных отходов, установленные разделом 10
Территориальной схемы, утверждены на основе данных ОАО "Центр
благоустройства и обращения с отходами", что не согласуется с
предписаниями Правил определения нормативов твердых коммунальных отходов,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля
2016 года N 269, согласно которым такие нормативы устанавливаются органами
исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного
самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их
соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Уполномоченным на установление указанных нормативов органом в Ульяновской
области является Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской
области (пункт 2.2.8 положения о Министерстве развития конкуренции и экономики
Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской
области от 14 апреля 2014 года N 8/125-П), однако спорные нормативы накопления
твердых бытовых отходов им не устанавливались.
Поскольку выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются
доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и согласуются
с нормами Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах
производства и потребления", другими федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими спорное
правоотношение, у суда нет оснований для отмены правильного по существу
решения.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную
отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится,
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской
Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Ульяновского областного суда от 2 июня 2017 года оставить без изменения,
апелляционные жалобы Правительства Ульяновской области, Министерства
промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области, Управления Росприроднадзора по Ульяновской области,
общества с ограниченной ответственностью "Центр экологических технологий" - без
удовлетворения.
СИ СИ ЭС СЕРВИС, ООО Портативные анализаторы Niton и Minisort для экспрессной сортировки отходов, вторичных металлов и сплавов; спектрометры; системы микроволновой подготовки проб; другое аналитическое оборудование.
ООО "Nazarov Systems" Разработка и производство оборудования для очистки сильно загрязненных отходов полимеров. Изобретательская и инновационная деятельность.
ИП Жаров Переработка вторсырья макулатура и полимеры
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.