"Дело N А68-9187/2017 по кассационной жалобе АО "МУК города Алексина" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2018 по делу NА68-9187/2017"
Материал прочитан 817 раз и оценен
0
Арбитражный суд Центрального округа
Дата рассмотрения: 19.01.2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2018 года Дело N А68-9187/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 05.12.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.12.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Толкачевой И.Ю.
судей Аникиной Е.А., Сладкопевцевой Н.Г.
при участии в заседании:
от АО "МУК города Алексина"
Ивановой О.В. (дов. от 21.11.2018);
от МУП "Спецавтохозяйство г. Алексин"
Ильиной Н.А. (дов. от 01.11.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу АО "МУК города Алексина" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2018 по делу NА68-9187/2017,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Муниципальная управляющая компания города Алексина" (далее - АО "МУК города Алексина") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском к муниципальному унитарному предприятию "Спецавтохозяйство город Алексин" (далее - МУП "Спецавтохозяйство г. Алексин") об урегулировании разногласий при заключении договора на оказание услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в части определения стоимости оказания услуг.
В исковом заявлении АО "МУК города Алексина" просило заключить договор на условии о стоимости услуги по сбору, транспортированию и размещению твердых бытовых отходов, определенной на основании Решения Собрания депутатов МО г. Алексин N 12 (20).4 от 18.12.2015 "Об утверждении платы за содержание жилого помещения для населения муниципального образования город Алексин на 2016 год", равной 1,86 руб./кв. м.
МУП "Спецавтохозяйство г. Алексин" обратилось в суд с иском к АО "МУК города Алексина", в котором просило заключить договор на условии стоимости услуги по сбору, транспортированию и размещению твердых бытовых отходов, определенной на основании Решения Собрания депутатов МО г. Алексин N 11 (32).8 от 14.12.2016 "Об утверждении платы за содержание жилого помещения для населения муниципального образования город Алексин на 2017 год", равной 2,65 руб./кв. м.
Указанные иски объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 11.04.2018 (судья Горькова Е.В.) требование АО "МУК города Алексин" удовлетворено, в удовлетворении требований МУП "Спецавтохозяйство г. Алексин" по встречному иску отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2018 (судьи Григорьева М.А., Сентюрина И.Г., Тучкова О.Г.) решение Арбитражного суда Тульской области от 11.04.2018 отменено. В удовлетворении иска АО "МУК города Алексин" отказано, иск МУП "Спецавтохозяйство г. Алексин" удовлетворен. Апелляционный суд указал: "Признать заключенным договор N 496/17 от 01.01.2017 между АО "МУК города Алексина" и МУП "Спецавтохозяйство г. Алексина" на следующих условиях: "пункт 4.1. Стоимость услуг, оказываемых исполнителем по настоящему договору определяется ежемесячно в сумме денежных средств, поступивших от населения, проживающего в многоквартирных домах, находящихся в управлении АО "МУК города Алексина", по статье "Сбор, вывоз и размещение ТБО и КГО". Расчет стоимости услуг по сбору, транспортированию и размещению твердых коммунальных отходов осуществляется на основании Решения Собрания депутатов МО г. Алексин N 11 (32).8 от 14.12.2016 "Об утверждении платы за содержание жилого помещения для населения муниципального образования город Алексин на 2017 год" равной 2,65 руб./кв. м".
Не согласившись с постановлением апелляционного суда от 20.08.2018, АО "МУК города Алексина" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции от 11.04.2018, ссылаясь на нарушение апелляционным судом при вынесении обжалуемого постановления норм процессуального права, неправильное применение норм материального права.
В судебном заседании представитель АО "МУК города Алексина" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель МУП "Спецавтохозяйство г. Алексин" возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, судебная коллегия полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит в связи с нижеизложенным.
Как установлено судами, разногласия по условию о размере платы за оказанные услуги возникли между управляющей компанией АО "МУК города Алексина" и исполнителем услуги по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов МУП "Спецавтохозяйство г. Алексин" при заключении договора N 469/17 от 01.01.2017, срок действия которого предусмотрен до 31.12.2017.
Перечень домов, в отношении которых оказываются услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов, содержится в приложении N 5 к договору N 469/17 от 01.01.2017.
АО "МУК города Алексина" является заказчиком услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в отношении многоквартирных домов на основании договоров управления, заключенных с собственниками помещений этих домов, как пояснил представитель управляющей компании в судебном заседании суда кассационной инстанции, таких домов более трехсот, а также на основании конкурса, проведенного муниципальным образованием, в отношении тех домов (пять домов), жильцы которых не выбрали способ управления.
АО "МУК города Алексина" настаивало на заключении договора на условии согласования цены оказываемых услуг в размере, установленном Решением Собрания депутатов МО г. Алексин N 12 (20).4 от 18.12.2015 "Об утверждении платы за содержание жилого помещения для населения муниципального образования город Алексин на 2016 год", равном 1,68 руб./кв. м, ссылаясь на договоры управления многоквартирными домами, заключенные АО "МУК города Алексина" с собственниками помещений многоквартирных домов в 2015 - 2016 годах, по условиям которых управляющая компания обязалась предоставлять собственникам жилых помещений услугу по сбору, вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов по цене 1,86 руб./кв.м.
При этом указанные договоры управления содержат условие о том, что работы осуществляются с периодичностью и по стоимости, установленным в договоре со специализированной организацией.
Возражая против заключения договора по цене спорных услуг, определенной на основании Решения Собрания депутатов МО г. Алексин N 12 (20).4 от 18.12.2015 "Об утверждении платы за содержание жилого помещения для населения муниципального образования город Алексин на 2016 год", в размере равном 1,68 руб./кв.м, исполнитель услуг - МУП "Спецавтохозяйство г. Алексин", ссылаясь на Решение Собрания депутатов МО г. Алексин от 14.12.2016 N 11 (32).8 "Об утверждении платы за содержание жилого помещения для населения муниципального образования город Алексин на 2017 год", которым утверждена ставка за сбор, вывоз твердых бытовых коммунальных отходов в размере 2,65 руб./кв. м, просило суд признать договор заключенным по указанной цене, утверждая, что стоимость услуг должна определяться согласно тарифам, установленным компетентным органом на соответствующий период, в частности на 2017 год.
Отменяя решение суда первой инстанции и определяя спорное условие договора в редакции МУП "Спецавтохозяйство г. Алексин", апелляционный суд исходил из следующего.
Как установлено, предметом спора по настоящему делу являются разногласия, возникшие при заключении договора N 469/17 на оказание услуг по сбору, транспортированию и размещению твердых коммунальных отходов от 01.01.2017.
В пункте 1.1 договора предусмотрено, что предметом настоящего договора является оказание услуг по сбору, транспортированию и размещению твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с пунктом 1.2 договора исполнитель (МУП "Спецавтохозяйство г. Алексин") принимает на себя обязательства по организации сбора, транспортированию и размещению твердых коммунальных отходов (ТКО), образуемых в результате жизнедеятельности населения, проживающего в жилых домах, находящихся в управлении заказчика (АО "МУК города Алексина"), согласно приложению к договору N 5, а заказчик обязуется принять и оплатить услуги.
В договоре стороны определилипонятие "твердые коммунальные отходы".
Стоимость услуг должна определяться в соответствии с пунктом 4.1 договора ежемесячно в сумме денежных средств, поступающих от населения, проживающего в многоквартирных домах, находящихся в управлении АО "МУП города Алексина", по статье "сбор, вывоз и размещение ТБО и КГО".
Срок действия договора установлен с 01.01.2017 по 31.12.1017 (пункт 3.1 договора).
АО "МУК города Алексина" не оспаривается, что оно является заказчиком услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов от многоквартирных домов, находящихся в его управлении.
В случае управления многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Оказание спорных услуг в силу положений ст. 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" относится к регулируемым видам деятельности.
Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с названным законом, а также в соответствии с Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484.
Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее также - тарифы) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 24.9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Согласно п. 5 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484, тарифы устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого регулируемого вида деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами с учетом территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами (в редакции, действовавшей в спорный период).
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что МУП "Спецавтохозяйство г. Алексин", являясь организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, обоснованно настаивает при заключении договора на 2017 год на определении цены, утвержденной Решением Собрания депутатов МО г. Алексин от 14.12.2016 N 11 (32).8 "Об утверждении платы за содержание жилого помещения для населения муниципального образования город Алексин на 2017 год", в размере 2,65 руб./кв. м.
Довод АО "МУК города Алексина" о том, что в отношении пяти домов, договоры управления по которым заключались на основании открытого конкурса от 16.08.2016, проведенного Администрацией МО город Алексин, условия договоров управления не могут изменяться в течение двух лет, поскольку они должны соответствовать конкурсной документации, отклонен апелляционным судом со ссылкой на отсутствие в конкурсной документации условия о стоимости услуги вывоза твердых коммунальных отходов на 2017 года.
Кроме того, поскольку деятельность МУП "Спецавтохозяйство г. Алексин" является регулируемой, в отношения него подлежит применению п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, а в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Придя к выводу о том, что оказываемые МУП "Спецавтохозяйство г. Алексин" услуги должны оплачиваться заказчиком услуг - управляющей организацией с учетом тарифа, установленного на спорный период, апелляционный суд правомерно определил условие договора N 469/17 от 01.01.2017 о цене услуг в редакции, предложенной исполнителем услуг - МУП "Спецавтохозяйство г. Алексин".
Нарушений норм процессуального права или материального права, допущенных апелляционным судом при вынесении обжалуемого постановления и влекущих его отмену, судебной коллегией не установлено.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2018 по делу NА68-9187/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
СПЕЦТРАНС, ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ РЕМОНТНО-МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД, Машины со сменными кузовами (типа «мультилифт») на шасси автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КАМАЗ. Мусоровозы с прессователями, с боковой загрузкой; всесезонные подметально-уборочные машины.
ОАО "Михневский ремонтно-механический завод" Производство и поставка коммунальной техники: мобильных водоотливных установок, подметально-уборочных машин, мусоровозов, вакуумных и каналопромывочных машин и др. оборудования.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.