"Дело N А76-14308/2017 по кассационной жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области"
Материал прочитан 803 раза и оценен
0
Арбитражный суд Уральского округа
Дата рассмотрения: 29.12.2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2018 года
Дело N А76-14308/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Лукьянова В.А., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Челябинской области (далее - Управление, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.05.2018 по делу N А76-14308/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2018 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Эко-Сервис" (далее - Общество, лицензиат, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к управлению о признании незаконным и отмене предписания от 11.04.2017 N 108/1 "Об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований" (далее - предписание).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Безденежных Елена Александровна; Ковальский Юрий Михайлович; Лапаев Николай Михайлович; Старун Михаил Иванович; Сухарь Дмитрий Алексеевич; Васильева Тамара Фёдоровна; Мелехин Борис Владимирович, Администрация Миасского городского округа (далее - третьи лица).
Решением суда от 10.05.2018 (судья Мрез И.В.) заявленные требования удовлетворены, предписание признанно недействительным.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2018 (судьи Иванова Н.А., Плаксина Н.Г., Арямов А.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Управление указывает, что нарушение обществом лицензионных требований, установленных подп. а) п. 3 и подп. а) п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (далее - постановление Правительства N 1062), выражается в осуществлении лицензируемой деятельности с использованием земельного участка, не являющегося объектом размещения отходов, и не включенного в государственный реестр объектов размещения отходов. Обществом допущено нарушение статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Управление оспаривает вывод судов о неисполнимости предписания, ссылаясь на то, что за разъяснением предписания Общество не обращалось, при этом считает, что отсутствие в предписании указаний относительно приведения используемого объекта в соответствие определенным требованиям объясняется отсутствием объекта размещения отходов в понимании, данном в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Заявитель жалобы оспаривает вывод судов о том, что объект размещения отходов включён в государственный реестр объектов размещения отходов.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит кассационную жалобу Управления оставить без изменения, обжалуемые судебные акты - без изменения.
Как следует из материалов дела, в ходе внеплановой документарной проверки общества с целью проверки фактов нарушения требований природоохранного законодательства и угрозы причинения вреда окружающей среде в результате деятельности названного общества, изложенных в обращении гражданина (вх. от 16.02.2017 N 2837 поступившего из Министерства экологии Челябинской области), Управлением выявлено нарушение требований подп. а) п. 3 и подп. а) п. 4 постановления Правительства N 1062.
Оспариваемым предписанием на общество возложена обязанность по устранению грубых нарушений лицензионных требований, предусмотренных подп. а п.3 и подп а п.4 постановления Правительства N 1062 в срок до 11.04.2018.
Общество оспорило предписание, ссылаясь на положения ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 4.11 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения (введён постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст), п. 3.5 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01.2.7 "Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" (зарегистрированных в Минюсте РФ 26.07.2001 N 2826). Заявитель указывал на наличие договора от 09.03.2006 аренды земельного участка для складирования промышленных и твердых бытовых отходов, который был отведен под городскую свалку согласно акту исполнительного органа власти в 1968 году. Заявитель также указывал, что согласно письму Уральского Управления Ростехнадзора от 24.06.2010 N 26-05-10/05-2470 эксплуатируемый им объект включен в государственный реестр объектов размещения отходов за N 11830, и у Общества имеется санитарно-эпидемиологическое заключение N 74.04.02.000М.000014.03.16 от 10.03.2016; земляные работы по подготовке участка для размещения и захоронения отходов выполняются согласно инструкции по устройству полигонов. Земельный участок огорожен, выгрузка отходов происходит на рабочей карте, остальная часть участка пересыпана изоляционным слоем, что установлено в результате судебного разбирательства по делу N18 АП-15273/2016.
Учитывая изложенные обстоятельства, Общество настаивало на том, что использует в деятельности объект размещения отходов. Предписание, по мнению заявителя, не соответствует требованию ясности, не содержит указаний, позволяющих однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения, предусмотренного законодательством или нормативным документом, и не позволяет определить возможные действия по устранению выявленного нарушения.
Суды, исследовав материалы дела, согласились с доводом заявителя о неисполнимости предписания и удовлетворили заявленные требования.
В акте проверки N 108 от 11.04.2017 отражено, что Общество имеет лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности от 21.11.2016 N 7400345. В целях проверки наличия у лицензиата необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов указанного класса) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям, направлен запрос о предоставлении сведений и документов:
- характеристика объектов размещения отходов (в соответствии с приложением к правилам инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 49 "Об утверждении правил инвентаризации объектов размещения отходов";
- документы, подтверждающие наличие у лицензиата принадлежащих на праве собственности или ином законном основании земельных участков, производственных помещений, объектов размещения отходов производства и потребления, права на которые не зарегистрированы в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре - реквизиты документов, подтверждающих сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях;
- проектную документацию объекта капитального строительства;
- копию разрешения на строительство на объект капитального строительства или разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (объект размещения отходов);
- сведения о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы на объект размещения отходов;
- копию положительного заключения государственной экспертизы на проектную документацию объекта капитального строительства (объект размещения отходов);
- копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I - IV классов опасности, выданных работникам, заключившим с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности с области обращения с отходами;
- копию документа, подтверждающего в штате юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами I - IV классов опасности.
Общество представило:
- договор от 09.03.2006 N 5193 аренды земельного участка с кадастровым номером 74:34:0919001:0003, согласно которому Миасский городской округ через уполномоченный орган местного самоуправления - администрацию Миасского городского округа (Арендодатель) предоставляет в аренду земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного назначения с указанным кадастровым номером Обществу для размещения твёрдых бытовых отходов "Васильевская свалка" сроком с 09.03.2006 по 01.02.2055.
В ходе судебного разбирательства установлено, что с учетом дополнительного соглашения участок предоставлен "для складирования промышленных и твердых бытовых отходов на административной территории Миасского городского округа"; договор аренды зарегистрирован надлежащим образом 17.11.2006, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 74-74-34/122/2006-353; на дату рассмотрения дела запись об аренде не погашена, договор не расторгнут, в признании его недействительным отказано.
- письмо от 04.04.2017 N 245, из которого следует, что проектная документация от 22.04.1968 на объект "Васильевская свалка" и разрешение на строительство в администрации МГО отсутствует в связи с истечением срока хранения указанных документов.
В акте проверки отражено, что в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственной экологической экспертизе федерального уровня подлежит проектная документация объектов, связанных с размещение и обезвреживанием отходов I - IV классов опасности (за исключением объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до дня вступления в силу указанного Федерального закона)".
Также в акте проверки указано, что согласно СНиП 2.01.28-85 полигоны являются природоохранными сооружениями и предназначены для централизованного сбора, обезвреживания и захоронения токсичных отходов промышленных предприятий, научно-исследовательских организаций и учреждений.
В акте проверки имеется ссылка на ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которой объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое), то есть, результат строительства, представляющий собой объёмную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций, и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Управлением сделан вывод, что документами, подтверждающими наличие у Общества сооружения - объект размещения отходов - могут служить документы, подтверждающий факт ввода в эксплуатацию объекта размещения отходов; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объёме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации (п. 1 ст. 55 градостроительного кодекса Российской Федерации); свидетельство о государственной регистрации права на объект размещения отходов.
Принимая во внимание состав представленных Обществом документов, административный орган сделал вывод, что Общество не представило документы, подтверждающие наличие сооружений - объектов размещения отходов, принадлежащих ему на законном праве и соответствующих установленным требованиям.
Кроме того, в акте проверки отражено, что Обществом не представлены трудовые договоры с лицами, которые по приказу N 99 от 12.01.2016 назначены ответственными в области обращения с опасными отходами (эколог Манакова А.В., начальник участка Калинина О.В.), и не представлено свидетельство Манаковой А.В. на право работы с отходами I - IV классов опасности.
Результат проверки: установлено отсутствие необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на законном основании, соответствующих установленным требованиям. Установлен допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами на право работы с отходами I - IV классов опасности.
Оспариваемым предписанием на Общество возложена обязанность устранить грубые нарушения лицензионных требований, предусмотренных подп. а) п.3 и подп. а) п.4 постановления Правительства N 1062 в срок до 11.04.2018.
Согласно подп. а) п. 3 названного постановления лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям.
По подп. а) п. 4 названного постановления грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, а также допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 26.12.2009 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", постановления Правительства N 1062, исходили из того, что в оспариваемом предписании надзорный орган не привел какого-либо правового обоснования невозможности отнесения рассматриваемого объекта (свалки) к числу надлежащих сооружений, а также указали, что оспариваемое предписание не соответствует принципам конкретности и исполнимости в связи с отсутствием в нем перечня действий, которые необходимых совершить обществу. Кроме того, в результате судебного разбирательства установлено наличие документов, опровергающих вывод о допуске к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки.
Заявитель кассационной жалобы не оспаривает установленное судами наличие копий трудовых договоров от 31.12.2011 N 3140, от 11.11.2015 N 122, свидетельств профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами N 23- 15/ЭКО, свидетельства о заключении брака, приказа от 12.01.2016 N 99 "О назначении ответственных лиц в области обращения с опасными отходами", и вывод судов о том, что общество допускает к деятельности в области обращения с отходами лиц, имеющих профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности; соответственно, не приводит доводов об отмене судебных актов в данной части.
Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека по Челябинской области в городе Миассе, в городе Кургане, в городе Карабаше, в городе Чебаркуле, Чебаркульском и Уйском районах обществу 10.03.2016 выдано санитарно-эпидемиологическое заключение N 74.04.02.000М.000014.03.16.
В соответствии с указанным санитарно-эпидемиологическим заключением здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество, используемые для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности (сбор, транспортирование, обработка, I-IV класса опасности) общества по адресу: 456300, Челябинская область, город Миасс, Тургоякское шоссе,1, Челябинская область город Миасс, район, бывшего п.Васильевка соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.1.7. 1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления.
Исследуя вывод об отсутствии у Общества специально оборудованного сооружения, предназначенного для осуществления лицензируемой деятельности, суды приняли во внимание установленные при рассмотрении дела N 18АП-15273/2016 факты, касающиеся ограждения и обустройства земельного участка. Иных фактов, установленных в результате проверки, из материалов настоящего дела не следует.
Само по себе отсутствие документов, подтверждающих факт ввода в эксплуатацию объекта размещения отходов; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объёме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации, учитывая обстоятельства создания и функционирования свалки, не подтверждают вывод административного органа об отсутствии у Общества объекта размещения отходов.
Заявитель кассационной жалобы, ссылаясь на Инструкцию по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов ТБО, указывает на то, что при рассмотрении дела N А76-14578/2016 не установлено деление частей полигона на основное сооружение, хозяйственную зону, инженерные сооружения и коммуникации. Кроме того, заявитель ссылается на отрицательные заключения государственной экологической экспертизы от 16.10.2014 и 19.08.2013 по проекту строительства полигона ТБО в районе Васильевской свалки. Данные доводы отклоняются, поскольку не опровергают вывод судов по настоящему делу об отсутствии установленных фактов несоответствия используемого земельного участка каким-либо нормативно определенным требованиям.
Оспаривая вывод судов о том, что участок для складирования промышленных и бытовых отходов на административной территории Миасского городского округа согласно письму Уральского Управления Ростехнадзора от 24.06.2010 N 26-05-10/05-2470 включен в государственный реестр объектов размещения отходов за N 11830, заявитель ссылается на направленное им Обществу письмо от 16.06.2017 о недостатках при заполнении формы характеристики объекта размещения отходов "земельный участок для складирования промышленных и бытовых отходов на административной территории Миасского городского округа", из чего следует, что объект используемый Обществом размещения отходов не включен в государственный реестр объектов размещения отходов.
Однако данные обстоятельства не изменяют содержание оспариваемого предписания и материалов проверки, и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены судебных актов.
Суд кассационной инстанции поддерживает вывод о несоответствии предписания требованиям ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Оспоренное предписание не является конкретным, в нём не зафиксированы нарушения тех требований, соблюдение которых обязательно для организации в силу закона, в каких действиях выражены вменяемые нарушения; оно не является исполнимым, поскольку из него невозможно установить возможные действия для устранения выявленных нарушений.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.05.2018 по делу N А76-14308/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
АМ Сервис - управление отходами Сервисное обслуживание и ремонт прессовального оборудования для хранения и вывоза мусора;
Вывоз мусора (отходов, ТБО);
Вывоз снега;
Продажа картона;
Экологическое сопровождение
Zeppelin ООО "Цеппелин Русланд" ¬- эксклюзивный дилер Caterpillar в северо-западном регионе РФ.
- погрузчики для закладки отходов
- бульдозеры для закладки отходов
- уплотнители отходов (компакторы)
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.