"Дело № А45-18086/2015 по исковому заявлению с ограниченной ответственностью "ЛаТранс", г. Новосибирск к Муниципальному унитарному предприятию г. Новосибирска "Спецавтохозяйство", г. Новосибирск"
Материал прочитан 1254 раза и оценен
0
Арбитражный суд Новосибирской области
Дата рассмотрения: 31.08.2018
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новосибирск
Дело № А45-18086/2015
16 августа 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 13 августа 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 16 августа 2018 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Киселевой И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савиновой Н.В., рассматривает в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: 630102, город Новосибирск, улица Нижегородская, дом 6, кабинет № 501, дело по исковому заявлению с ограниченной ответственностью "ЛаТранс", г. Новосибирск (ОГРН 1135476143087) к Муниципальному унитарному предприятию г. Новосибирска "Спецавтохозяйство", г. Новосибирск (ОГРН 1025401312287) о признании недействительным п. 1.1. договоров №№ 1554/БТС-14, 1553/БТН-14 от 15.01.2014 и взыскании 191 634 рубля излишне уплаченных денежных средств
по встречному иску Муниципального унитарного предприятия г. Новосибирска "Спецавтохозяйство", г. Новосибирск (ОГРН 1025401312287) к Обществу с ограниченной ответственностью "ЛаТранс", г. Новосибирск (ОГРН 1135476143087) о взыскании 783 рублей 79 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, третье лицо: Департамент по тарифам Новосибирской области,
при участии:
от истца (ответчика по встречному иску): Рензаев Д.А. – представитель (доверенность № 11 от 10.05.2018, паспорт)
от ответчика (истца по встречному иску): Ткаченко В.В. – представитель (доверенность № 20 от 10.07.2018, паспорт)
от третьего лица: не явился
установил:
Сущность спора: основной иск заявлен о признании недействительным п. 1.1. договоров №№ 1554/БТС-14, 1553/БТН-14 от 15.01.2014 и взыскании 191 634 рубля излишне уплаченных денежных средств; встречный иск заявлен о взыскании 783 рубля 79 копеек процентов.
Ответчик по основному иску против заявленных требований возражает по мотивам, изложенным в отзыве.
Истец по встречному иску заявил отказ от иска. В соответствии со ст. 49 АПК РФ отказ судом принят.
Рассмотрев материалы дела и выслушав представителей сторон, суд установил следующее.
По основному иску.
Требования истца основаны на следующих обстоятельствах.
15.01.2014 между ООО «Ла Гране» (истец) и МУП «СЛХ» (ответчик) были заключены договоры №1554/БТС-14, №1553/БТМ-14.
В соответствии с п. 1.1. Договоров №1 554/БТС-14. №1553/БТМ-14 от 15.01.2014 (срок действия договоров: с 01.02.2014 по 31.12.2014) истец сдает, а ответчик принимает на утилизацию (захоронение) твердые бытовые отходы и отходы производства, допущенные к совместному с ними складированию, в дальнейшем «ТБО» за обусловленную настоящим договором цену. Учет принимаемых на отвале ТБО осуществляется в неуплотнённом состоянии на основании технологического объема транспортного средства или фактической загрузки. В случае перевозки ТБО специальными машинами с бункерами - пресскамерами объем ТБО рассчитывается на основании предоставленных истцом технических параметров данной модели мусоровоза и коэффициента уплотнения в них ТБО.
В период действия договоров истец осуществлял перевозку твердых бытовых отходов (ТБО) на полигон ответчика следующими транспортными средствами:
- Мусоровоз РГ-30, модель 783430 на шасси Scania P250LB4x2HSZ. гос. номер С 102 HX; (вместимость кузова 17 куб.м);
- Мусоровоз РГ-35. модель 783435 на шасси Scania РЗ80LB6x2*4HSA, гос. номер С 905 НХ; (вместимость кузова 24 куб.м).
Ответчик за период с 01.12.2014 но 31.12.2014 принял от истца объем ТБО меньший, чем было оплачено истом. Так на утилизацию было сдано 1 688 куб. м. ТБО. между тем ответчиком истцу была выставлена плата за захоронение 6 752 куб. м., что подтверждается актами выполненных работ и соответствующими счетами - фактуры.
Принимая ТБО на полигон, ответчик взимал с истца плату и большем размере с учетом коэффициента уплотнения ТБО, так при одной ездке мусоровоза, марки Scania Р380 ответчик считал сданный объем в количестве 96 куб.м,, вместо 24 куб. м., а при одной ездке мусоровоза марки Scania Р250 ответчик считал сданный объем в количестве 68 куб.м., вместо 17 куб. м. Коэффициент уплотнения при расчете объема ТБО применим быть не может.
Коэффициент уплотнения является характеристикой транспортного средства и указывает лишь на плотность перевозимою мусора, не влияя при лом на объем (вместимость) кузова машины. Уплотнитель не влиял на объем груза, он предназначен для экономически эффективного заполнения мусоровоза.
Согласно техническим данным фактическая вместимость кузова мусоровозов значительно меньше, чем тот объем ТБО, оплату за который ответчик выставлял истцу в указанный период, что образует переплату.
Так, фактически истцом оплачено 256 576 рублей 00 копеек за выставленный объем 6 752 куб. м., однако истцом было вывезено ТБО в объеме 1 688 куб. м. Сумма переплат составляет 191 634 рубля 00 копеек.
Согласно п. I ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами) действующим в момент его заключения.
Пунктом I ст. 166 ГК РФ предусмотрено, что сделка недействительна по основаниям, установленным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такового признания (ничтожная сделка).
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (ст. 168 ГК РФ).
Согласно ст. 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена или без включения недействительной ее части.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса РФ установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Федеральным законом от 30.12.2004г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» закреплены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-. водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам и тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (п.1 ч,1 ст. Закон № 210-Ф3).
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона № 210-Ф3 расчеты потребителей за услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов осуществляются исходя из суммы включающей цену (тариф) для потребителей и надбавку к цене (тарифу) для потребителей.
Регулирование тарифа на товары и услуги организаций коммунальною комплекса, надбавок к иенам (тарифам) для потребителей осуществляется в соответствии с Законом N 210-ФЗ и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (п.2 ст. 3 закона № 210-ФЗ). Пунктом о Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 (Основы ценообразования) предусмотрено, что к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса oтносятся тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.
Тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов устанавливаются с применением одноставочного тарифа из расчета платы за 1 тонну или / куб. м. твердых бытовых отходов (пункт 8 Основ ценообразования).
Приказом департамента но тарифам Новосибирской области oт 27.11.2013 № 285-ЖКХ установлен и был введен в действие тариф на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для организаций коммунального комплекса Новосибирской области с 01.07.2014 по 31.12.2014 32.20 руб./м3 (без НДС). Данный тариф на утилизацию утвержден без учета каких - либо коэффициентов уплотнения, а также не предусматривает зависимость величины тарифа от технических характеристик автомобиля, доставляющего твердые бытовые отходы на полигон.
Исходя из изложенных выше положений ГК РФ, Закона №210-ФЗ и Основ ценообразования тариф на услуги по утилизации (захоронению) ТБО относится к категории регулируемых, а потому плата за такие услуги должна определяйся с учетом применимого в соответствии с действующим законодательством тарифа и, как следствие, стороны в договорных отношениях не вправе применять другой размер платы за оказываемые услуги.
Таким образом, правовых оснований для применения коэффициента уплотнения ТБО при определении размера платы услуг у ответчика отсутствовали.
Поскольку спорный пункт 1.1. договоров № 1554/БТС-14, № 1553/БТН-14 от 15.01.2014 в части применения при расчете количества ТБО коэффициента уплотнения не соответствует действующему законодательству, он является ничтожным в силу ст. 168 ГК РФ.
Кроме того, применение ответчиком на вывоз ТБО фиксированных объемов ТБО с учетом коэффициента уплотнения, как основу для начисления стоимости перевозки, значительно превышающих технические характеристики, установленные заводом-изготовителем, является нарушением требований утвержденной техдокументации на автомобили и по существу внесением изменений в технические характеристики транспортного средства без согласования с органами ГИБДД и заводом - изготовителем. что является недопустимым, в том числе в силу н.1 I Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Рассмотрев возражения ответчика, суд признает их обоснованными и исходит при этом из следующего.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее - Закон № 210-ФЗ) закреплены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твёрдых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (пункт 1 статьи 1).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 1 Закона № 210-ФЗ государственному регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твёрдых бытовых отходов.
Общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ (подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 3 Закона № 210-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона № 210-ФЗ расчёты потребителей за услуги по утилизации (захоронению) твёрдых бытовых отходов осуществляются исходя из суммы, включающей цену (тариф) для потребителей и надбавку к цене (тарифу) для потребителей.
Регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей осуществляется в соответствии с Законом №210-ФЗ и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 3 Закона № 210-ФЗ).
Пунктом 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 (далее - Основы ценообразования) предусмотрено, что к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы на утилизацию (захоронение) твёрдых бытовых отходов.
В соответствии со статьей 7 Закона №210-ФЗ финансовые потребности
организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от оказания услуг данной организацией по тарифам на услуги, установленным для данной организации.
Производственная программа включает:
1) обоснование обеспечения прогнозируемого объема и качества оказываемых организацией коммунального комплекса услуг в соответствии с требованиями, установленными техническими регламентами, с экологическими нормативами и имеющимися производственными возможностями организации коммунального комплекса;
2) план мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающий улучшение качества оказываемых ею услуг и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции объекта, используемого для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов и эксплуатируемого этой организацией.
Статьей 9 Закона № 210-ФЗ предусмотрено, что регулирование тарифов на услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от оказания услуг организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации.
Организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на оказываемые ею услуги производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.
Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на услуги организации коммунального комплекса направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на услуги этой организации.
В соответствии с пунктом 8 Основ ценообразования тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов формируются с применением одноставочного тарифа из расчета платы за 1 кубический метр или 1 тонну твердых бытовых отходов.
Согласно пункту 2 Основ ценообразования Министерству регионального развития Российской Федерации предписано по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой по тарифам и Федеральной антимонопольной службой утвердить методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, предусмотренные Основами ценообразования.
Согласно пункту 25 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 № 47 для установления тарифов вместе с заявлением об установлении тарифов на поставляемые ею товары и услуги регулируемая организация представляет производственную программу и расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы с расшифровкой затрат по видам деятельности.
В пункте 60 Методических указаний предусмотрено установление одноставочных тарифов в расчете на 1 кубический метр или 1 тонну твердых бытовых отходов.
Тарифы рассчитываются для организации коммунального комплекса, оказывающей потребителям услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, исходя из величины финансовых потребностей по реализации их производственной программы, определенных в соответствии с Разделом IV Методических указаний, и указанного в производственной программе расчетного объема реализации товаров и услуг.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
30.05.2001 № 16 утверждены Санитарные правила «СП 2.1.7.1038-01 Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».
Согласно пунктам 1.1 и 1.2 Санитарных правил «СП 2.1.7.1038-01 Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» настоящие Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов.
Требования настоящих правил являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов. Складирование твердых бытовых отходов допускается только на рабочей карте и в соответствии с Инструкцией (пункт 5.1. Санитарных правил «СП 2.1.7.1038-01 Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»).
Из анализа указанных норм следует, что объем принимаемых твердых бытовых отходов лежит в основе проектирования, эксплуатации полигонов, разработки производственных программ и формирования соответствующих тарифов.
Деятельность по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов является регулируемой деятельностью, тарифы устанавливаются Департаментом по тарифам Новосибирской области.
В отношении ответчика в спорный период приказами Департамента по тарифам Новосибирской области от 23.11.2011 № 524-ЖКХ, от 21.11.2012 № 723-ЖКХ, от 27.11.2013 № 285-ЖКХ были установлены тарифы на утилизацию (захоронение) твёрдых бытовых отходов для организаций коммунального комплекса Новосибирской области последовательно 34,31 рубля за 1 м3, 39,36 рублей за 1 м3, 38 рублей за 1 м3.
Указанные приказы не устанавливают зависимость величины тарифа по приему и захоронению одного кубического метра отходов от соотношения веса к объему и от технических характеристик автотранспортного средства, доставляющего ТБО на полигон предприятия.
В соответствии с производственными программами ответчика на услуги по приему и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов на 2013, 2014-2016 года учет принимаемых отходов ведется по объему.
Технологический порядок принятия отходов, их разгрузки и складирования определен технологическим регламентом ответчика от 22.02.2013.
Учет принимаемых на полигон отходов ведется в объемных показателях (метрах кубических) в неуплотненном виде в отношении ТБО, доставляемых транспортными средствами с открытым кузовом либо оборудованных бункерами без механизма уплотнения, а в отношении ТБО, доставляемых автомобилями с механизмом уплотнения - согласно техническим показателям автомобиля путем умножения объема бункера на коэффициент сжатия.
При расчете тарифов учитываются объем твердых бытовых отходов, подлежащий утилизации (захоронению), в соответствии с представленной организацией коммунального комплекса производственной программой на регулируемый период.
Обоснованность определения объема ТБО, доставляемого автомобилями с механизмом уплотнения расчетным путем ответчик связывал с тем, что фактически после разгрузки ТБО происходит его самопроизвольное саморазуплотнение, то есть восстановление первоначального объема.
Ответчиком в качестве иного доказательства представлено заключение эксперта по делу № А45-18181/2015 по аналогичным обстоятельствам.
В соответствии с выводами эксперта следует, что утилизация уплотненных твердых бытовых отходов требует больших затрат, чем неуплотненных, поскольку установлена связь между плотностью ТБО и продолжительностью одной технологической операции процесса утилизации, а именно разрыхления (разуплотнения) и транспортировки ТБО. На другие составные этапы процесса утилизации плотность ТБО не влияет.
Увеличение степени уплотнения ТБО увеличивает затраты на их утилизацию. В спорный период нормативное регулирование определения количественного показателя коэффициента уплотнения отсутствовало.
Вместе с тем, отсутствие нормативной регламентации отношений по определению объема отходов, поступающих для утилизации, само по себе не означает наличие запрета на применение коэффициента уплотнения мусора в договоре.
Геометрический объем кузова мусоровоза не является средством измерения твердых бытовых отходов при их сдаче на полигон хранения отходов; объем кузова мусоровоза всегда остается неизменным и не зависит от оборудования мусоровоза устройством для сжатия отходов, в то время как, объем мусора, находящегося в кузове, оборудованном специальными устройствами-уплотнителями, в уплотненном состоянии и объем мусора, находящегося в кузове в неуплотненном состоянии, различны.
Коэффициент уплотнения прямо влияет на объем загружаемых в транспортное средство твердых бытовых отходов.
Тариф на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов устанавливается из расчета объема твердых бытовых отходов, размещаемых на объекте. Учет объемов твердых бытовых отходов ведется по объему принятых и, соответственно, разгруженных отходов. Мусоровоз является лишь средством транспортировки твердых бытовых отходов и не может служить средством измерения размещаемого на полигоне объема твердых бытовых отходов.
С 14.03.2017 года порядок коммерческого учета ТБО установлен Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 №505 «Об утверждении (далее - Правила учета ТБО).
В соответствии с пунктом 11 Правил учета ТБО установлено, что в случае если объект не оборудован средством измерения или средство измерения вышло из строя (неисправно), коммерческий учет массы твердых коммунальных отходов осуществляется исходя из средней плотности твердых коммунальных отходов и объема твердых коммунальных отходов, определяемого:
- в течение 30 дней после установления факта выхода средства измерения из строя (неисправности) - исходя из установленной вместимости кузова транспортного средства с учетом коэффициента максимально допустимого сжатия отходов (при наличии такого коэффициента) в соответствии с технической документацией на транспортное средство;
- по истечении 30 дней после установления факта выхода средства измерения
из строя (неисправности) или при отсутствии средства измерения - исходя из уменьшенной вдвое установленной вместимости кузова транспортного средства с учетом коэффициента максимально допустимого сжатия отходов (при наличии такого коэффициента) в соответствии с технической документацией на транспортное средство.
Следовательно, условие о применении коэффициента уплотнения направлено на установление порядка определения принимаемого объема отходов.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что применение коэффициента уплотнения может быть согласовано сторонами при заключении договора, а для автомобилей, имеющих механизм уплотнения, объем принимаемых ответчиком твердых бытовых отходов исчисляется исходя из технических характеристик автомобиля, с учетом коэффициента уплотнения, указанного в технической документации либо с применением усредненной величины уплотнения по согласованию сторон.
Аналогичный подход к разрешению вопроса о возможности применения коэффициента уплотнения в целях определения объема принимаемых на полигон твердых бытовых отходов, содержится в определении Верховного Суда РФ от 24.04.2017 № 304-ЭС16-15958 по делу № А45-21863/2015, определение Верховного Суда РФ от 14.03.2017 №304-ЭС17-784 по делу № А75-881/2016, определение Верховного Суда РФ от 07.09.2016 № 304-ЭС16-11050 по делу № А75-3449/2014.
При указанных обстоятельствах, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют, поскольку ответчиком объем оказанных услуг был определен в соответствии с условиями договора, которые признаны судом не противоречащими действующему законодательству.
Также ответчик заявил о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям о признании договоров недействительными.
Спорные договоры заключены 15.01.2014.
01.09.2013 вступили в силу поправки в подразделы 4 и 5 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 07.05.2013 № 100-ФЗ (далее - Закон № 100-ФЗ)), затрагивающие, в том числе, порядок исчисления сроков исковой давности по требованиям о признании ничтожных сделок недействительными и применении последствий их недействительности (пункт 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 9 статьи 3 Закона № 100-ФЗ установленные положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции данного Федерального закона) сроки исковой давности и правила их исчисления применяются к требованиям, сроки предъявления которых были предусмотрены ранее действовавшим законодательством и не истекли до 01.09.2013.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 69 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», положения пункта 9 статьи 3 Закона № 100-ФЗ распространяются, в том числе на правила, установленные статьей 181 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации в предыдущей редакции (Федеральный закон от 21.07.2005 № 109-ФЗ) срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
В спорный период указанные положения распространялись также и на требования о признании ничтожной сделки недействительной (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Положения Гражданского кодекса Российской Федерации об основаниях и последствиях недействительности сделок в редакции Закона № 100-ФЗ применяются к сделкам, совершенным после дня вступления его в силу, то есть после 01.09.2013 (пункт 6 статьи 3 Закона № 100, пункт 69 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25).
Согласно пункту 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Закона № 100-ФЗ) за исключением случаев, предусмотренных пунктом вторым названной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 181 Гражданского кодекса Российской Федерации срок
исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки.
В обоснование иска истцом указано, что пункт 1.1 договоров в части применения при расчете количества принимаемых на отвал твердых бытовых отходов (ТБО), завозимых специальными автомашинами с бункерами- пресскамерами, коэффициента уплотнения ТБО является недействительным в силу ничтожности, как противоречащий положениям Закона №21-Фз и Основам ценообразования.
Договоры заключены после 01.09.2013 года, а следовательно, к ним подлежат применению положения статей 166-176, 178-181 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Закона № 100-ФЗ.
Статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Закона № 100-ФЗ установлено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Судом установлено, что действующее на момент заключения и исполнения договоров законодательство, регулирующее деятельность организаций коммунального комплекса, в том числе Закон № 210-ФЗ и Основы ценообразования не содержит положений, запрещающих определение объема принимаемых на утилизацию ТБО с использованием объемов года в части применения при расчете количества принимаемых на отвал твердых бытовых отходов (ТБО), завозимых специальными автомашинами с бункерами-пресскамерами, коэффициента уплотнения ТБО не противоречит положениям действующего законодательства, регулирующего порядок утилизации ТБО и формирования тарифов организаций коммунального комплекса.
Также судом установлено, что спорные договоры в части включения условия об определении объема передаваемого на утилизацию ТБО с использование коэффициента не нарушают публичные интересы и охраняемые законом интересы третьих лиц.
Данный вывод суда основан на том, что применение ответчиком коэффициента уплотнения при определении объема принимаемых на утилизацию ТБО не влечет превышение расчетного объема принимаемых на утилизацию ТБО над фактическим объемом, который был погружен в мусоровоз из мусорных контейнеров конечных потребителей услуги по вывозу и утилизации ТБО. Следовательно, конечные потребители не производят переплату за оказываемую им коммунальную услугу по вывозу ТБО в части платы за услуги по утилизации ТБО.
С учетом изложенного суд полагает, что договоры по основаниям, заявленным истцом, являются оспоримой сделкой.
Согласно пункту 2 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Истец обратился с иском в арбитражный суд 31.08.2015 года, т.е. с пропуском срока исковой давности, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
По встречному иску.
Судом принят отказ истца от иска в соответствии со ст. 49 АПК РФ. Производство по делу подлежит прекращению на основании п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167, 170 АПК РФ,
Суд решил:
по основному иску: в иске отказать.
Расходы по госпошлине отнести на истца.
По встречному иску: Принять отказ от иска.
Производство по делу прекратить.
Госпошлину в сумме 2 000 рублей возвратить истцу из бюджета РФ.
Справку выдать после вступления решения в законную силу.
Резолютивная часть решения объявлена в заседании суда.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения, постановления арбитражного суда, в Арбитражный суд Западно - Сибирского округа при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа, и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Инвест-Станко, ООО Металлорежущее оборудование, фрезерные станки, тиски и станочная оснастка, прайс, каталог продукции, предприятие OOO "Инвест-Станко" предлагает потребителям оборудование по доступным ценам, контактная...
ООО Экоэнергохарьков Проектирование и производство оборудования по сжиганию мусора (ТБО), медицинских отходов, отходов производства. Строительство автоматических квартальных котелен на биомассе, торфе, щепе.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.