"Дело № А37-1828/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Полигон твёрдых бытовых отходов «Магаданский» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Магаданской области"
Материал прочитан 1082 раза и оценен
0
Арбитражный суд Магаданской области
Дата рассмотрения: 23.08.2018
РЕШЕНИЕ
г. Магадан
Дело № А37-1828/2018
17 августа 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 14.08.2018 года
Решение в полном объёме изготовлено 17.08.2018 года
Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Липина В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Спириной Ж.Л., рассмотрев в предварительном судебном заседании в помещении суда по адресу: г. Магадан, пр. К. Маркса, дом 62, дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Полигон твёрдых бытовых отходов «Магаданский» (ОГРН 1104910003868, ИНН 4909108979)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Магаданской области (ОГРН 1044900023277, ИНН 4909912058)
о признании незаконным бездействия,
при участии представителей:
от заявителя – Ермак М.В., представитель по доверенности б/н от 01.01.2018; Остапенко Д.В., представитель по доверенности б/н от 01.01.2018;
от ответчика – Плотниченко И.В., начальник отдела правового и кадрового обеспечения, доверенность № 07-02-27/4213 от 17.11.2017; Черепенин Г.Г., начальник отдела государственной экологической экспертизы и нормирования, доверенность № 07-02-27/2028 от 04.06.2018;
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, общество с ограниченной ответственностью «Полигон твёрдых бытовых отходов «Магаданский» (далее – ООО «Полигон ТБО «Магаданский», а также Общество), обратился в суд с заявлением б/н от 13.07.2018 о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Магаданской области (далее – ответчик, Управление Росприроднадзора по Магаданской области, Управление) выразившегося в не направлении сведений, предусмотренных пунктом 19 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утверждённого приказом Минприроды России № 792 от 30.09.2011, по результатам рассмотрения характеристики объекта размещения отходов «Полигон твёрдых бытовых отходов муниципального образования город Магадан», направленной письмом № 158 от 21.06.2018, а также об обязании Управление Росприроднадзора по Магаданской области представить в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования Российской Федерации информацию об объекте размещения отходов на основании характеристики объекта размещения отходов, направленной письмом № 158 от 21.06.2018 года, в соответствии с пунктом 19 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утверждённого приказом Минприроды России № 792 30.09.2011.
Информация о назначении предварительного судебного заседания по данному делу размещена на официальном сайте Арбитражного суда Магаданской области - www.magadan.arbitr.ru.
Представители заявителя в предварительном судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали по основаниям, изложенным в заявлении б/н от 13.07.2018, дополнении б/н от 09.08.2018, дали пояснения по существу заявленного требования, в частности отметили, что письмом № 05-00-27/2348 от 29.06.2018 Управление Росприроднадзора по Магаданской области в ответ на рассмотренную характеристику от 21.06.2018 уведомило Общество о том, что оно было извещено письмом № 05-00-027/915 от 12.03.2018 о причинах не направления сведений в соответствии с пунктом 19 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утверждённого приказом Минприроды России № 792 от 30.09.2011. Указанным письмом, по результатам рассмотрения характеристики от 27.02.2018, Обществу было отказано в направлении информации в связи с отсутствием данных о проектной документации и заключения государственной экологической экспертизы.
При этом представители заявителя полагают, что Порядок ведения государственного кадастра отходов не предусматривает полномочий территориального управления по проверке соответствия объекта размещения отходов (далее – ОРО) требованиям законодательства и отказу в направлении сведений.
Представители ответчика против удовлетворения заявленного требования возражали, по основаниям, изложенным в отзыве № 07-02-20/2836 от 06.08.2018, дали пояснения по существу возражения, в частности указали, что 22.09.2014 из Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области в адрес Управления Росприроднадзора по Магаданской области была представлена информация об ОРО, расположенных на территории Магаданской области, для включения в Государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО), в составе которой имелась характеристика объекта размещения отходов - полигон твёрдых бытовых отходов (далее – ТБО) ООО «Полигон ТБО «Магаданский». Письмом № НИ-11/3208 от 30.09.2014 Управление Росприроднадзора по Магаданской области направило в Росприроднадзор характеристику объекта - полигон ТБО ООО «Полигон ТБО «Магаданский», оформленную по форме согласно приложению к Правилам инвентаризации объектов размещения отходов, утверждённую приказом Минприроды Российской Федерации № 49 от 25.02.2010.
Письмом № АШ-11/473 от 12.02.2015 Управление Росприроднадзора по Магаданской области сообщило Обществу информацию о причинах невнесения объекта в ГРОРО, полученную из Росприроднадзора в устном порядке. Так, из пояснений Росприроднадзора следовало, что эксплуатируемый ООО «Полигон ТБО «Магаданский» полигон ТБО не был внесён в ГРОРО по причинам отсутствия проектной документации на строительство полигона, а также положительного заключения государственной экологической экспертизы на проект.
После чего ООО «Полигон ТБО «Магаданский» самостоятельно, письмом № 54 от 25.03.2015, обратилось в Росприроднадзор с просьбой дать правовую оценку причин отказа внесения ОРО в ГРОРО и дать письменный ответ.
В ответ на указанное обращение Росприроднадзор письмом № ОД-03-03-32/7391 от 30.04.2015 дал разъяснение, какими нормативными правовыми актами устанавливается наличие проектной документации для ОРО, введённых в эксплуатацию до вступления в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также разъяснение о порядке согласования такой проектной документации.
Решение Росприроднадзора об отказе ООО «Полигон ТБО «Магаданский» во включении полигона ТБО в ГРОРО заявителем не обжаловалось.
Вместе с тем, ООО «Полигон ТБО «Магаданский» письмом № 39 от 27.02.2018 повторно представило в Управление Росприроднадзора по Магаданской области характеристику объекта, идентичную характеристике, направленной в Росприроднадзор в 2014 году для включения ОРО в ГРОРО.
По результатам рассмотрения указанной характеристики Управление Росприроднадзора по Магаданской области направило в адрес ООО «Полигон ТБО «Магаданский» письмо № 05-00-27/915 от 12.03.2018, в котором заявителю сообщалось о невозможности направления в Росприроднадзор материалов для регистрации полигона ТБО в ГРОРО.
После чего, Общество, письмом № 158 от 21.06.2018, в третий раз представило в Управление Росприроднадзора по Магаданской области характеристику ОРО с исправленным годом ввода в эксплуатацию свалки ТБО с 1972 года на 1961 год, и неизменным объёмом накопленных отходов в количестве 2 462 тыс. тонн. Данная характеристика ОРО является идентичной ранее представляемым характеристикам, и также не соответствует требованиям, изложенным в ранее данном отказе Росприроднадзора № ОД-03-03-32/7391 от 30.04.2015.
При указанных обстоятельствах, представители ответчика считают, что оснований для повторного направления характеристики в Росприроднадзор у Управления Росприроднадзора по Магаданской области отсутствовали.
Также представители ответчика в предварительном судебном заседании подчеркнули, что полигон твёрдых бытовых отходов является специально оборудованным сооружением, предусматривающим наличие у хозяйствующего субъекта, эксплуатирующего объект размещения отходов, проектной документации, положительного заключения государственной экологической экспертизы на проект ОРО.
Вместе с тем, информация об объекте, эксплуатируемом ООО «Полигон ТБО «Магаданский» не содержит сведений об эксплуатируемом объекте размещения отходов, соответствующем требованиям действующего законодательства.
ГРОРО формируется в отношении специализированных объектов, соответствующих требованиям законодательства. Информация об объекте, предоставленная ООО «Полигон ТБО «Магаданский» для включения эксплуатируемого полигона ТБО в ГРОРО, не свидетельствует о том, что объект является ОРО (специализированным объектом), информация в отношении которого подлежит направлению в Росприроднадзор для включения в ГРОРО.
Управление Росприроднадзора по Магаданской области не направило в Росприроднадзор характеристику полигона твёрдых бытовых отходов ООО «Полигон ТБО «Магаданский» также по причине того, что указанный объект не соответствует требованиям законодательства, предъявляемым к ОРО. Эксплуатируемый полигон твёрдых бытовых отходов, по мнению ответчика, не соответствует требованиям законодательства, предъявляемым к ОРО, и объектом размещения отходов (специализированным сооружением), подлежащим включению в ГРОРО, не является.
В соответствии с пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.
Представители заявителя в предварительном судебном заседании заявили устное ходатайство о завершении предварительного судебного заседания и переходе к рассмотрению дела по существу в данном судебном заседании.
Представители ответчика поддержали указанное ходатайство.
С учётом срока, установленного АПК РФ для рассмотрения данной категории споров, суд считает возможным завершить подготовку по настоящему делу и перейти из предварительного судебного заседания к судебному разбирательству по существу, в данном судебном заседании. В связи с чем, суд определил, завершить предварительное судебное заседание и перейти к рассмотрению дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.
Установив фактические обстоятельства дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные в деле доказательства, с учётом норм материального и процессуального права, суд пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом оспариваемый акт может быть признан недействительным в том случае, когда он одновременно не соответствует закону и иным нормативным правовым актам и нарушает права и охраняемые законом интересы лица, обратившегося за защитой в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
По материалам дела, ООО «Полигон ТБО «Магаданский» 30.12.2010 зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области, о чём в ЕГРЮЛ внесена запись ОГРН 1104910003868, ИНН 4909108979, и является действующим юридическим лицом (т. 1 л.д. 49-55).
ООО «Полигон ТБО «Магаданский» осуществляет деятельность, связанную с размещением (захоронением) отходов IV-V классов опасности. На осуществление указанного вида деятельности у Общества имеется лицензия № 04900022 от 05.02.2013 (т. 1 л.д. 8-12).
В соответствии с договором безвозмездного пользования № 175 от 01.04.2013 Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Магадана передал ООО «Полигон ТБО «Магаданский» в безвозмездное пользование в качестве муниципальной помощи муниципальное имущество Полигон ТБО-1 (сооружение коммунальной инфраструктуры, в том числе здание комплекса по ремонту контейнеров, скважина технического водоснабжения, здание КПП) (т. 1 л.д. 14-17).
29.01.2018 между ООО «Полигон ТБО «Магаданский» и Комитетом по управлению муниципальным имуществом мэрии города Магадана заключен договор аренды земельного участка № АН-49-09-03-15088, по которому Арендодатель передал в аренду ООО «Полигон ТБО «Магаданский» земельный участок с кадастровым номером 49:09:000000:53 площадью 274 337 кв.м. с видом разрешённого использования: под сооружением коммунальной инфраструктуры - Полигон ТБО.
Согласно статье 1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) под объектами размещения (хранения) отходов понимаются специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения; в свою очередь под объектами захоронения отходов понимаются предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов 1-5 классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.
Требования к объектам размещения отходов установлены статьёй 12 Закона об отходах.
В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Закона об отходах объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение реестра осуществляется в порядке, определённом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 7 статьи 12 Закона об отходах запрещается размещение отходов на объектах, не внесённых в государственный реестр объектов размещения отходов.
В судебном заседании установлено, что в настоящее время эксплуатируемый ООО «Полигон ТБО «Магаданский» полигон ТБО не зарегистрирован, и в ГРОРО не внесён.
Приказом Минприроды России № 792 от 30.09.2011 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» (далее - Порядок ведения кадастра) установлен порядок формирования государственного реестра объектов размещения отходов, согласно которому ведение ГРОРО возложено на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
Из содержания пункта 16 Порядка ведения кадастра следует, что государственный реестр объектов размещения отходов включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 Порядка ведения кадастра, ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведённой в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов (далее - Правила инвентаризации), утверждёнными Приказом Минприроды России № 49 от 25.02.2010.
Пунктом 2 Правил инвентаризации установлено, что правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые эксплуатируют объекты размещения отходов (собственники, пользователи, владельцы, арендаторы), для Росприроднадзора и для территориальных органов Росприроднадзора.
Пунктом 5 Правил инвентаризации предусмотрено, что источниками информации для инвентаризации объектов размещения отходов являются: проектная документация на строительство объектов размещения отходов; данные обследований (натурных, инструментальных, иных) объектов размещения отходов; фондовые материалы; иная документация.
Согласно пункту 6 Правил инвентаризации, по завершении сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов на каждый, эксплуатируемый юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями объект размещения отходов, составляется характеристика объекта размещения отходов в двух экземплярах, один экземпляр которой направляется в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.
Информация, содержащаяся в характеристиках объектов размещения отходов, составляемых по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, используется Росприроднадзором и его территориальными органами для включения конкретных объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов (пункт 7 Правил инвентаризации).
В соответствии с пунктом 19 Порядка ведения кадастра территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок с даты поступления от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, представляют в Росприроднадзор следующую информацию о данном объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в ГРОРО:
1) наименование объекта размещения отходов;
2) назначение объекта размещения отходов («хранение отходов» либо «захоронение отходов») с указанием наименований основных видов размещаемых отходов и их кодов по ФККО;
3) местонахождение объекта размещения отходов - код по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО) и наименование ближайшего населённого пункта;
4) сведения о наличии негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов («имеется» либо «отсутствует») на основании данных мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду;
5) предложение по порядковому номеру объекта размещения отходов по территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
6) сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, эксплуатирующем объект размещения отходов.
Письмами Росприроднадзора от 11.09.2014 № ВК-03-03-36/14017, от 10.09.2014 № ВК-03-03-36/13927 территориальным органам Росприроднадзора направлены разъяснения о формировании ГРОРО и по вопросу ведения ГРОРО (т. 2 л.д. 11-17).
Исходя из смысла и содержания пунктов 16, 19 Порядка ведения кадастра и пунктов 5, 6 Правил инвентаризации, разъяснений Росприроднадзора, Управление осуществляет обработку и анализ поступившей от юридического лица информации об объектах размещения отходов, а затем полученную в результате этих действий информацию, проверенную на соответствие положениям законодательства, представляет в Росприроднадзор, если данная информация соответствует требованиям установленным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 20 Порядка ведения кадастра Росприроднадзор в 15-дневный срок с даты регистрации информации об объекте размещения отходов, поступившей из территориального органа Росприроднадзора: рассматривает указанную информацию, присваивает номер объекту размещения отходов в ГРОРО, принимает правовые акты о включении объектов размещения отходов в ГРОРО с периодичностью не реже 1 раза в месяц.
Из материалов дела следует, что письмом № НИ-11/3208 от 30.09.2014 (т. 1 л.д. 144) Управление направило в Росприроднадзор характеристику объекта - полигон ТБО ООО «Полигон ТБО «Магаданский», оформленную по форме согласно приложению к Правилам инвентаризации, о чём Управление проинформировало ООО «Полигон ТБО «Магаданский» письмом № НИ-11/3257 от 06.10.2014 (т. 1 л.д. 145).
15.01.2015 Общество обратилось в Управление с запросом информации о стадии решения вопроса по регистрации полигона ТБО в ГРОРО (т. 1 л.д. 146), в ответ на который Управление, письмом № АШ-11/473 от 12.02.2015 (т. 1 л.д. 147) сообщило информацию о причинах невнесения названного объекта в ГРОРО, полученную из Росприроднадзора. Так, из пояснений Росприроднадзора следовало, что эксплуатируемый ООО «Полигон ТБО «Магаданский» полигон ТБО не был внесён в ГРОРО по причинам отсутствия проектной документации на строительство полигона, а также отсутствия положительного заключения государственной экологической экспертизы на проект.
После чего ООО «Полигон ТБО «Магаданский» самостоятельно направило в Росприроднадзор письмо № 54 от 25.03.2015 с просьбой дать правовую оценку причин отказа внесения ОРО в ГРОРО и дать письменный ответ (т. 1 л.д. 148).
В ответ на указанное обращение Росприроднадзором был дан письменный ответ № ОД-03-03-32/7391 от 30.04.2015 с разъяснением, какими нормативными правовыми актами устанавливается наличие проектной документации для ОРО, введённых в эксплуатацию до вступления в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также разъяснение о порядке согласования такой проектной документации (т. 1 л.д. 149, 150).
Как установлено судом, названное решение Росприроднадзора об отказе ООО «Полигон ТБО «Магаданский» во включении полигона ТБО в ГРОРО заявителем не обжаловано.
Однако письмом № 39 от 27.02.2018 Общество повторно направило в Управление Росприроднадзора по Магаданской области характеристику объекта, идентичную характеристике, направленной в Росприроднадзор в 2014 году для включения ОРО в ГРОРО (т. 1 л.д. 127-129).
По результатам рассмотрения указанной, повторно представленной характеристики Управление направило в адрес ООО «Полигон ТБО «Магаданский» письмо № 05-00-27/915 от 12.03.2018, которым заявитель проинформирован о невозможности направления в Росприроднадзор материалов для регистрации полигона ТБО в ГРОРО (т. 1 л.д. 130).
Данное решение Управления обжаловалось ООО «Полигон ТБО «Магаданский» в Арбитражном суде Магаданской области в рамках дела № А37-988/2018. Определением суда от 03.07.2018 производство по делу № А37-988/2018 прекращено в связи отказом заявителя, ООО «Полигон ТБО «Магаданский», от заявленных требований.
21.06.2018 Общество письмом № 158 в третий раз направило в Управление Росприроднадзора по Магаданской области характеристику ОРО с исправленным годом ввода в эксплуатацию свалки ТБО с 1972 года на 1961 год, и неизменным объёмом накопленных отходов в количестве 2 462 тыс. тонн (т. 1 л.д. 108-115).
Письмом № 168 от 04.07.2018 Общество просило Управление подтвердить факт направления информации по результатам рассмотрения характеристики ОРО «Полигон ТБО муниципального образования г. Магадан» от 21.06.2018 в Росприроднадзор (т. 1 л.д. 124).
На что письмом № 05-00-27/2792 от 01.08.2018 Управление сообщило представленная ООО «Полигон ТБО «Магаданский» в третий раз в Управление Росприроднадзора по Магаданской области характеристика ОРО от 21.06.2018 с исправленным годом ввода в эксплуатацию свалки ТБО с 1972 года на 1961 год, является идентичной ранее представленной характеристике, направленной в Росприроднадзор в 2014 году и, также не соответствует требованиям, изложенным в отказе Росприроднадзора № ОД-03-03-32/7391 от 30.04.2015.
При этом за истекший с момента отказа во включении объекта в ГРОРО период требования к включению ОРО в ГРОРО не изменились.
Здесь же Управление проинформировало заявителя о том, что письмом губернатора Магаданской области от 22.05.2018 № 3075/001/120 (т. 1 л.д. 37-40) сведения о свалках ТБО на территории Магаданской области, включая характеристику ОРО - Полигона твёрдых бытовых отходов муниципального образования г. Магадан и имеющиеся обосновывающие документы, были направлены в Росприроднадзор для рассмотрения вопроса о возможности включения ОРО в ГРОРО (направлялось в Ваш адрес с письмом Управления № 05-00-27/2348 от 29.06.2018).
Вышеуказанное обращение рассмотрено, и Росприроднадзором дан ответ от 27.06.2018 № АА-10-07-27/13081 (т. 2 л.д. 29, 30), в соответствии с которым свалка бытовых отходов в г. Магадане, эксплуатируемая ООО «Полигон ТБО «Магаданский», не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и не может быть включена в ГРОРО.
При указанных обстоятельствах, доводы представителей ответчика об отсутствии у Управления Росприроднадзора по Магаданской области оснований для повторного направления характеристики ОРО в Росприроднадзор, суд признаёт обоснованными.
При этом суд исходит из следующего.
В соответствии со статьёй 11 Закона об отходах, при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов юридические лица обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды.
В силу статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», способы и условия хранения и обезвреживания отходов производства и потребления должны быть безопасными для окружающей среды.
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. ГРОРО ведётся в порядке, определённом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона об отходах установлено, что определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке установленном законодательством РФ.
Требования к устройству и содержанию полигонов ТБО установлены СанПин 2.1.7.1038-01, утверждённым Главным санитарным врачом Российской Федерации 30.05.2001 (далее - СанПин 2.1.7.1038-01).
Согласно пункту 2.1 СанПин 2.1.7.1038-01 полигоны твёрдых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учётом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов.
Согласно пункту 3.6. СанПин 2.1.7.1038-01 устройство полигонов ТБО должно осуществляться в соответствии с установленным порядком по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твёрдых бытовых отходов.
Оборудование и строительство полигонов ТБО осуществляется в соответствии с Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твёрдых бытовых отходов, утверждённой Минстроем Российской Федерации 02.11.1996. В соответствии с данной Инструкцией полигон - это комплекс природоохранительных сооружений, предназначенных для складирования, изоляции и обезвреживания ТБО, обеспечивающий защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующий распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов.
В соответствии с пунктом 1.1 Инструкции в состав проекта полигона входят разделы в соответствии со СНиП 11-01-95 (Инструкция о порядке разработки, согласования и утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий, сооружений, утверждённая постановлением Минстроя России № 18-64 от 30.06.1995) среди которых: общая пояснительная записка; гидрогеологическая записка с обоснованием выбора площадки строительства; технологический раздел: расчёт ёмкости, технологическая схема с учётом очерёдности строительства, продольный и поперечный технологические разрезы, режим эксплуатации, расчёт потребности в эксплуатационном персонале, машинах и механизмах, рекомендации по рекультивации участка после закрытия полигона для приёма отходов с решением по дегазации; раздел «Оценка воздействия на окружающую среду»; санитарно-защитная зона и система мониторинга; архитектурно-строительный раздел; санитарно-технический раздел; электротехнический раздел; основные технико-экономические показатели; сводная смета.
Вместе с тем, статья 1 Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» устанавливает, что сооружения - это результат строительства, представляющий собой объёмную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций, и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Из приведённых выше норм и стандартов следует, что ОРО (полигон ТБО) характеризуется особым статусом сооружения. И таким объектом является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов, оборудованное и отвечающее требованиям законодательства, предусматривающее наличие у хозяйствующего субъекта, эксплуатирующего ОРО, проектной документации, положительного заключения государственной экологической экспертизы на проект ОРО.
При этом, информация об объекте, эксплуатируемом ООО «Полигон ТБО «Магаданский», как и прежде не содержит сведений об эксплуатируемом ОРО, соответствующим требованиям действующего законодательства.
Информация об объекте, предоставленная ООО «Полигон ТБО «Магаданский» для включения эксплуатируемого полигона ТБО в ГРОРО, не свидетельствует о том, что объект является ОРО, т.е. специализированным объектом, информация в отношении которого подлежит направлению в Росприроднадзор для включения в ГРОРО.
ГРОРО формируется в отношении специализированных объектов, соответствующих требованиям законодательства. Эксплуатируемый заявителем для размещения (захоронения) отходов объект не соответствует требованиям законодательства, предъявляемым к ОРО.
Согласно приказу Росприроднадзора № 572 от 17.09.2014 (т. 2 л.д. 8, 9) на руководителей территориальных органов Росприроднадзора возложена персональная ответственность за предоставляемую в центральный аппарат Росприроднадзора информацию об объектах размещения отходов, предлагаемых для включения в ГРОРО.
Из чего следует, что Управление при направлении информации для включения в ГРОРО анализирует её на предмет соответствия сведений об эксплуатируемых объектах размещения отходов требованиям действующего законодательства. Проведение данного анализа следует и из поручения Росприроднадзора № ВК-03-03-36/14017 от 11.09.2014 (т. 2 л.д. 11-17), исполняемого Управлением систематически при поступлении материалов об ОРО, предлагаемых для включения в ГРОРО, а также подтверждается пунктом 4 письма Росприроднадзора № АС-10-02-36/17316 от 04.08.2017 «Об усилении работы по проверке и внесению объектов в ГРОРО» (т. 1 л.д. 131-136).
В противном случае, функции территориальных органов Росприроднадзора сводились бы к функциям формального перенаправления в Росприроднадзор поступившей от лица, эксплуатирующего объект размещения отходов информации об объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в ГРОРО.
Таким образом, принимая во внимание ответ Росприроднадзора № ОД-03-03-32/7391 от 30.04.2015, отсутствие правовых оснований для повторного направления характеристики ОРО, с учётом положений пункта 16 Порядка ведения кадастра, суд пришёл к выводу, что Управление Росприроднадзора по Магаданской области правомерно не направило в Росприроднадзор характеристику полигона твёрдых бытовых отходов ООО «Полигон ТБО «Магаданский» по причине того, что указанный объект не соответствует требованиям законодательства, предъявляемым к ОРО.
Кроме того, с учётом содержания письма о невозможности направления в Росприроднадзор материалов для регистрации полигона ТБО в ГРОРО по причине несоответствия объекта - полигона ТБО требованиям законодательства, предъявляемым к ОРО, ООО «Полигон ТБО «Магаданский» не было лишено права на направление характеристики полигона ТБО для включения в ГРОРО при соблюдении установленных требований законодательства.
При этом ссылки представителей заявителя в заявлении б/н от 13.07.2018 на судебную практику не принимается во внимание, поскольку названные судебные акты основаны на иных фактических обстоятельствах.
Доводы заявителя о том, что он осуществляет деятельность по размещению отходов на основании лицензии № 04900022 от 05.02.2013, выданной Федеральной службой в сфере природопользования и на момент выдачи лицензии ОРО «г. Магадан, 6-ой километр основной трассы (полигон твёрдых бытовых отходов)», указанный в лицензии, соответствовал требованиям законодательства, предъявляемым к ОРО, суд оценивает критически и признаёт несостоятельными.
Как следует из материалов дела, на момент выдачи лицензии полигон твёрдых бытовых отходов числился в реестре объектов размещения отходов, ведение которого осуществлялось в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 818 от 26.10.2000 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов».
Данное постановление утратило силу с 01.08.2014, в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации № 712 от 16.08.2013 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности».
С 01.08.2014 с даты вступления в силу приказа Минприроды России № 792 от 30.09.2011 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов», начато ведение нового ГРОРО, в котором полигон ТБО «г. Магадан, 6-ой километр основной трассы» не числится.
При этом суд соглашается с правовой позицией ответчика, который отметил, что согласно статье 3 Федерального закона № 203-ФЗ от 29.06.2015 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до 01.07.2015, сохраняют своё действие до 01.01.2019. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Однако, переоформление лицензии в случае эксплуатации ОРО, который ранее числился в ГРОРО 2013 года, но не включён в действующий ГРОРО, не представляется возможным. Объект, эксплуатируемый ООО «Полигон ТБО «Магаданский», по сути является свалкой твёрдых бытовых отходов, которая не соответствует требованиям законодательства, предъявляемым к ОРО и соответственно не подлежит включению в ГРОРО.
При этом суд полагает, что само по себе наличие правоустанавливающих документов на земельный участок с видом разрешённого использования - под сооружением коммунальной инфраструктуры - полигон ТБО и на имущество в виде полигона ТБО, а также указание в характеристике объекта на ввод полигона в эксплуатацию в 1961 и 1972 году, не являются основанием для того, чтобы считать объект соответствующим требованиям действующего законодательства.
Так, согласно копии постановления администрации г. Магадана № 1687 от 16.06.1993, акту отвода земельного участка от 16.06.1993, чертежу границ земельного участка № 3 (т. 2 л.д. 3-7), МУП «Спецтранс» в 1993 году предоставлен земельный участок под существующую территорию городской свалки бытовых отходов и мусора, которую в настоящее время эксплуатирует ООО «Полигон ТБО «Магаданский».
Согласно Временным правилам охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации (утверждённым Минприроды Российской Федерации 15.07.1994) санкционированные свалки - это разрешённые органами исполнительной власти территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП. Являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП.
В судебном заседании установлено, что эксплуатируемая ООО «Полигон ТБО «Магаданский» свалка не была реконструирована в полигон и оформлена в порядке, установленном законодательством.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Иные доводы, представленные сторонами в обоснование своих правовых позиций, уточняют их основные доводы и признаются судом не имеющими существенного правового значения.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ, если при рассмотрении заявления об оспаривании ненормативного акта, решения и действия (бездействия) государственных органов, иных органов или должностных лиц, суд установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В соответствии со статьёй 176 АПК РФ датой принятия настоящего решения является дата его изготовления в полном объёме.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Магаданской области
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия, через Арбитражный суд Магаданской области.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд дальневосточного округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, или арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного процессуального срока подачи апелляционной жалобы. Жалобы подаются через Арбитражный суд Магаданской области.
Ругидро "Rugidro является дилером и сертифицированным сервисным центром по двигателям B&S, который занимает одно из лидирующих позиции по производству средств механизации с гидродинамическим приводом и в особ...
ООО Научно-Производственное Предприятие Метра НПП Метра разрабатывает и производит широкий модельный ряд электронных весов:
весы автомобильные, вагонные, крановые, большегрузные, платформенные, бункерные, весовые дозаторы, расходомеры.
ООО "Инсипром" Производство инсинераторов (Термическая утилизация отходов)
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.