"Дело по заявлению Администрации Отрадненского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской обл. к Комитету природных ресурсов и охраны окружающей среды."
Материал прочитан 2323 раза и оценен
0
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дата рассмотрения: 16.11.2010
Дело № А12-19121/2010
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Лаврик Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповой А.И. (и с использованием средств аудиозаписи), рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации Отрадненского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области к Комитету природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области об оспаривании постановления по делу о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании: от заявителя – главы сельского поселения Черноярова Александра Николаевича, от административного органа – консультанта отдела правового обеспечения Волковой Ольги Александровны по доверенности от 12.01.2010
установил:
Администрация Отрадненского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области (далее – Администрация поселения, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета природных ресурсов и
охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области (далее – Облкомприрода, административный орган) № 35/22-09-10 от 10.09.2010 о назначении заявителю административного наказания, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Заявление мотивировано не доказанностью Облкомприродой в действиях Администрации поселения состава вменяемого административного правонарушения и допущенными административным органом процессуальными нарушениями в ходе производства по административному делу.
В ходе судебного разбирательства глава Отрадненского сельского поселения уточнил заявленные требования, ссылаясь на статью 2.9 КоАП РФ, полагает, что совершенное Администрацией поселения административное правонарушение является малозначительным, поскольку не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, а исполнение оспариваемого постановления не будет отвечать целям назначения административного наказания.
Облкомприрода находит оспариваемое постановление правильным, но не возражает против признания судом допущенного заявителем административного правонарушения малозначительным, т.к. Администрацией поселения предприняты конкретные меры, направленные на оформление в установленном порядке паспортов отходов I - IV класса опасности и на получение утвержденных лимитов на размещение отходов.
Исследовав материалы административного дела в отношении заявителя, оценив доводы главы Администрации поселения и представителя административного органа, суд считает, что уточненное требование подлежит удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, первым заместителем Облкомприроды вынесено распоряжение № 917 от 19.03.2010 о проведении в отношении Администрации Отрадненского сельского поселения Михайловского р-на Волгоградской области плановой выездной проверки по предмету: соблюдение обязательных требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды и водного законодательства.
14.05.2010 госинспектором Облкомприроды оформлен акт проверки № 35/08-05-10, в котором, в частности, отражено, что при осуществлении хозяйственной деятельности учреждения образуются отходы: ртутные лампы, люминесцентные ртуть содержащие трубки отработанные и брак 1 класса опасности по ФККО - 353 301 00 13 00 1, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) 4 класса опасности по ФККО - 9120040001004, смет с полов 4 класса опасности по ФККО - 9120000008994, отходы упаковочной бумаги незагрязненные 5 класса опасности по ФККО - 187102010100 5 - отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства 5 класса опасности по ФККО - 18710300 01 00 5 и др.
Администрацией разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, но паспорта опасных отходов не согласованы в установленном законом порядке в Федеральной службе по экологическому и атомному надзору и лимиты на размещение отходов производства и потребления в Комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области получены не были. Кроме того, Администрацией не заключен договор на 2010 год со специализированной организацией МУП «Жилищное хозяйство» на вывоз в места санкционированного размещения отходов производства и потреблении, образующихся в процессе осуществления хозяйственной деятельности.
В тот же день, т.е. 14.05.2010 госинспектором Облкомприроды составлен протокол об административном правонарушении № 35/09-05-10, в котором повторно воспроизведено вышеуказанное содержание акта проверки № 35/08-05-10. В названном протоколе сделан вывод о том, что Администрацией поселения (как учреждением, осуществляющим хозяйственную деятельность) допущено нарушение требований статьи 24 Федерального Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 3 статьи 14, части 2 статьи 18 и статьи 19 Федерального Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в связи с чем, допущенные нарушения квалифицируются по статье 8.2 КоАП РФ.
10.05.2010г. госинспектором Облкомприроды вынесено постановление № 35/22-09-10 о назначении Администрации поселения административного
наказания в пределах санкции статьи 8.2 КоАП РФ, а именно – о наложении административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, Администрация поселения оспорила его в судебном порядке.
Принимая решения по заявленному требованию, арбитражный суд первой инстанции руководствуется следующим:
Под отходами производства и потребления, согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; под опасными отходами - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 11 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В статьях 11,18,19 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области
обращения с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В силу статьи 14 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.
На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на отходы, обладающие опасными свойствами (токсичностью, пожароопасность, взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней); на отходы 1-4 класса опасности для окружающей природной среды. Порядок паспортизации определяется Правительством Российской Федерации.
Как указано в статье 28 Закона № 89-ФЗ, неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективной стороной состава правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (часть 1 статьи 8 Закона № 89-ФЗ). Аналогичное положение закреплено пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Исходя из толкования данных правовых норм администрация, с одной стороны, как юридическое лицо выступает субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны - органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования.
Административный орган счел, что в выявленных в ходе плановой выездной проверки нарушениях и образующих состав административного правонарушения по статье 8.2 КоАП РФ, Администрация поселения выступает в качестве юридического лица (хозяйствующего субъекта), в результате деятельности которого образуются отходы производства и потребления.
Материалами дела установлено, что в результате деятельности Администрации поселения образуются отходы 4 класса опасности. На момент проведения проверки и вынесения оспариваемого постановления у Администрации поселения не имелось оформленных в установленном порядке паспортов отходов I - IV класса опасности и утвержденных лимитов на размещение отходов.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о наличии в действиях заявителя состава вменяемого ему административного правонарушения. Данный факт не оспаривается и самим заявителем.
Аналогичный вывод о том, что в действиях Администрации поселения имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статье 8.2 КоАП РФ, сделан и во вступившим в законную силу решении Арбитражного суда Волгоградской области от 22.06.2010 по делу № А12-11329/2010 (т.1 л.д. 42-47).
Вместе с тем суд, исходя из конституционных принципов индивидуализации наказания и соразмерности его тяжести степени общественной опасности деяния, учитывая положения Европейской конвенции от 20.03.1952 о разумном балансе публичного и частного интересов, приходит к выводу о возможности применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ, что является правом суда.
В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Из статьи 2.9 КоАП РФ, рассматриваемой с учетом смысла, придаваемого ей сложившейся правоприменительной практикой, следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды должны исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Согласно пункту 18.1 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в редакции Постановлений Пленума ВАС РФ от 20.06.2007 № 42, от 26.07.2007 № 46, от 20.11.2008 № 60) статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-
либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
В данном случае Администрацией поселения предприняты конкретные меры, направленные на оформление в установленном порядке паспортов отходов I - IV класса опасности и на получение утвержденных лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Суд считает, что вменяемое Администрации поселения административное нарушение допущено по неосмотрительности, в т.ч. из-за неправильного применения закона, а не в результате безразличного или пренебрежительного отношения к исполнению установленных нормативно-правовыми актами требований в сфере природоохранного законодательства.
Как предусмотрено статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу пункта 17 вышеуказанного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Уточненное требование Администрации Отрадненского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области
№ 35/22-09-10 от 10.09.2010 о назначении Администрации Отрадненского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области административного наказания по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Освободить Администрацию Отрадненского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области от административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения и на основании статьи 2.9 КоАП РФ объявить Администрации Отрадненского сельского поселения устное замечание.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. Апелляционная жалоба подается в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд (через арбитражный суд Волгоградской области). В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Судья Н.В. Лаврик
Информацию о движении дела можно получить по телефону (8442) 24-06-75, а также на сайте Арбитражного суда Волгоградской области: http://volgograd.arbitr.ru
Eltoma Corporate Services Компания предоставляет широкий список услуг, среди которых налоговый консалтинг, бухгалтерия, аудиторские услуги, а также международное право. Международное право позволяет компании решать задачи боле...
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.