"Дело № А07-6098/18 по заявлению Управления Росприроднадзора по РБ о привлечении ООО «НОВЭТ» к административной ответственности"
Материал прочитан 1929 раз и оценен
0
Арбитражный суд Республики Башкортостан
Дата рассмотрения: 10.05.2018
РЕШЕНИЕ
г. Уфа
Дело № А07-6098/18
04 мая 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 28 апреля 2018 года
Полный текст решения изготовлен 04 мая 2018 года
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Бахтияровой Х. Р., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Перфильевой Д.К., рассмотрев дело по заявлению
Управления Росприроднадзора по РБ (450080, г.Уфа, ул.Менделеева, д.148)
к ООО «НОВЭТ (ИНН 0277900410, ОГРН 1150280000705)
о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Иванова Е.А., доверенность от 31.01.2018 №12.
от ответчика: Щербакова Ю.К., доверенность от 09.04.2018, №10.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ (далее – Управление Росприроднадзора по РБ, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о привлечении ООО «НОВЭТ» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Заявитель требования поддерживает.
Ответчик представил уточненный отзыв, в котором ссылается на то, что им осуществлялась деятельность по накоплению отходов , просит учесть то обстоятельство, что находится на стадии получения лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-5 классов опасности, факт размещения отходов под видом накопления не оспаривает , просит признать нарушение малозначительным и освободить его от ответственности.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, арбитражный суд установил, что на основании приказа №34-П от 11.01.2018 административным органом проведена внеплановая документарная проверка ООО «НОВЭТ» по вопросам соблюдения требований природоохранного законодательства.
В результате проведенной проверки установлено, что ООО «НОВЭТ» является арендатором объекта размещения отходов, в период с 13.06.2017 по настоящее время, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Кушнаренковский район, Кушнаренковский с/с, 500 метров севернее от с. Кушнаренково, для использования в целях размещения отходов IV,V класса опасности.
Вышеуказанное подтверждается договором аренды №49А от 13.06.2017 о передаче объекта государственного имущества Республики Башкортостан, закрепленного на праве хозяйственного ведения, в аренду без права выкупа с ГУП «Табигат» РБ полигона твердых коммунальных отходов с оборудованием по местонахождению: РБ, Кушнаренковский район, Кушнаренковский с/с, 500 метров севернее от с.Кушнаренково площадью 16 564,8 кв.м для использования в целях размещения отходов IV,V класса опасности. Данный договор подтверждается актом приема-передачи от 14 июня 2017 года. А также, договором субаренды земельного участка от 14 июня 2017 года со сроком действия с 14.06.2017 года по 14.05.2018 года, с актом приема-передачи земельного участка от 14 июня 2017 года.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основная деятельность ООО «НОВЭТ» по ОКВЭД 38.1 Сбор отходов.
Согласно данным учета образования и сведения о дальнейшем движении отходов в соответствии с приложениями 2,4 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды России от 1 сентября 2011г. №721 ООО «НОВЭТ» принято на размещение (хранение) за 3 квартал 2017г: 74,4 тонн отходов IV класса опасности, 63,743 тонн отходов V класса опасности.
За 4 квартал 2017г ООО «НОВЭТ» принято на размещение (хранение): 38,462 тонн отходов IV класса опасности, 81,449 тонн отходов V класса опасности.
Таким образом, установлено, что ООО «НОВЭТ» принято на размещение (хранение) за 3, 4 кварталы 2017г: 112,862 тонн отходов IV класса опасности, 145,192 тонн отходов V класса
опасности.
В соответствии с данными учета ООО «НОВЭТ» не осуществляло передачу отходов с целью размещения иным лицам.
ООО «НОВЭТ» заключило договора на услуги по временному накоплению с дальнейшим размещением (захоронением) отходов производства и потребления 4-5 класса опасности на полигоне твердых коммунальных отходов с.Кушнаренково с таким предприятиями
как - ГБУЗ РБ Кушнаренковская НРБ, ООО «Торгмастер», ИП Батыргареев Ильгиз Вилович, ПАО «Башинформсвязь», ИП Лукманова Дамира Хатмулловна, ООО «Дорожник», ИП Кулагина Надежда Юрьевна, ИП Валиуллина Л.Г., ПО «Кушнаренково», ООО Агрофирма «РусЭль», ООО
«ГЖУ».
Согласно технологическому регламенту по эксплуатации полигона ТКО с.Кушнаренково утвержденного управляющим ООО «НОВЭТ» А.И. Хабибовым - полигон ТКО является специальным сооружением, предназначенным для изоляции и обезвреживания ТКО. На полигоне выполняются следующие виды работ: прием, складирование и обезвреживание бытовых отходов путем послойной изоляции.
Согласно пояснительной записки ООО «НОВЭТ» место накопления отходов на полигоне - навалом на заасфальтированной площадке.
В соответствии с рабочим проектом полигона ТБО с. Кушнаренково Кушнаренковского района РБ основными элементами полигона являются тело полигона, хозяйственная зона, подъездная автодорога, защитная дамба с водоотводным каналом, площадка временного накопления на вышеуказанном полигоне не предусмотрена.
Вместе с тем, у ООО «НОВЭТ» отсутствует лицензия по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в период с 13.06.2017 по 31.12.2017.
По результатам проверки составлен акт проверки № 36-В от 13.02.2018 в котором зафиксировано, что ответчик, в нарушение требований п.30 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в период с 13.06.2017 по 31.12.2017 осуществлял предпринимательскую деятельность по сбору, размещению отходов IV класса опасности, в количестве 112,862 тонн отходов, в отсутствии лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
На основании материалов проверки в отношении ООО «НОВЭТ» составлен протокол № 6-О/ЛФ от 21.02.2018 по признакам в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, выразившегося в осуществлении деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности без специального разрешения – лицензии.
На основании ст.23.1 КоАП РФ Управление Росприроднадзора по РБ обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «НОВЭТ» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Исследовав и оценив представленные доказательства и доводы сторон, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1988г. «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Частью 3 ст.2 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В силу пп. 30 ч.1 ст.12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Согласно ч.3.1 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
В соответствии с ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В период с 13.06.2017 по 31.12.2017 ООО «НОВЭТ» осуществляло деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в отсутствие лицензии.
Указанные обстоятельства подтверждают акт проверки №36гВ от 13.02.2018года, №49А от 13.06.2017 г. о передаче объекта государственного имущества Республики Башкортостан договор аренды договора № К-170911 от 13.06.2017г., № К-15/17 от 13.06.2017г., № К-14/17 от 14.06.2017г., № К-20 от 18.09.2017г., № К-170808/РО от 20.06.2017г., № К-05/2017 от 14.06.2017г., № К-10-07/17-ОТ от 14.06.2017г., № К-281/16 от 20.06.2017г., № К-40/17 от 14.06.2017г., № К-4317 от 14.06.2017г., № К-35/17 от 14.06.2017 г. на услуги по временному накоплению с дальнейшим размещением (захоронением) отходов производства и потребления 4-5 класса опасности на полигоне твердых коммунальных отходов с.Кушнарёнковс», финансовыми документами: счет-фактура №22 от 30.09.2017 г., №64 от 31.10.2017 г., №45 от 31.12.2017 г., №46 от 31.12.2017 г., №18 от 30.09.2017 г., №13 от 31 августа 2017 года, №12 от 30 июня 2017 года, №25 от 30 сентября 2017 года, №37 от 30 ноября 2017 года, №8 от 30 сентября 2017 года, №59 от 31 декабря 2017 года,№53 от 31 декабря 2017 года, данными учета образования и сведения о дальнейшем движении отходов в соответствии с приложениями 2,4 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды России от 1 сентября 2011г. №721 за 3 и 4 кварталы 2017 года.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются, на момент поведения проверки и рассмотрения настоящего дела, лицензия ответчиком не получена.
На основании изложенного, арбитражный суд приходит к выводу о том, что осуществление ООО «НОВЭТ» деятельности по накоплению отходов IV класса опасности в период 13.06.2017 по 31.12.2017 в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ.
При этом, вина ООО «НОВЭТ» в совершении вменяемого административного правонарушения заключается в том, что им не приняты надлежащие, своевременные и достаточные меры, направленные на оформление соответствующей лицензии.
При производстве по делу об административном правонарушении административным органом нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, не допущено.
Судом не установлено оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку допущенное нарушение выражается в пренебрежении своими публично- правовыми обязанностями, с учетом характера нарушения, не обладает свойством исключительности.
На основании части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, к которым рассматриваемое правонарушение не относится.
На основании статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации") субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
Часть 1 статьи 4 ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", предусматривает, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Согласно имеющимся в материалах дела сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «НОВЭТ» включено в данный Реестр 01.08.2016 года и относится к категории микропредприятия.
Кроме того, по смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично - правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
Санкции не должны превращаться в инструмент чрезмерного ограничения свободы предпринимательства. Такое ограничение не соответствует принципу соразмерности при возложении ответственности, ведет к умалению прав и свобод, что недопустимо в силу части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Цель административного наказания в данном случае может быть достигнута при вынесении предупреждения.
Мера любой юридической ответственности выражается санкцией, являющейся по своей природе нормативным определением меры государственного принуждения, применяемой в случае правонарушения и содержащей его итоговую правовую оценку. В свою очередь, административная ответственность выражается в наступлении для правонарушителя таких отрицательных последствий (в виде административных санкций), характер и содержание которых предопределяются конкретными целями административного принуждения. Предупреждение в перечне административных наказаний является наиболее ограниченным видом административного вмешательства в правовой статус личности.
Предупреждение является видом административного наказания, законодатель оценивает его как меру ответственности за совершение административного правонарушения в ряду с другими административными наказаниями.
По сравнению с другими административными наказаниями доза карательного воздействия в предупреждении минимальна, и оно в большей мере носит воспитательно-превентивный характер, поскольку его вынесение является по преимуществу профилактической мерой, которая призвана побудить правонарушителя к добровольному исполнению нарушенной им же обязанности, способствовать выполнению им правовых обязанностей.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться административные наказания в виде предупреждения.
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 3.4 КоАП РФ, предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
В рассматриваемом случае суд учитывает, что вменяемое правонарушение совершено ООО «НОВЭТ» впервые, не нанесло вредных последствий, не повлекло угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не причинило имущественного ущерба. Доказательств обратного административным органом в нарушение ст.65, ч.4 ст.210 АПК РФ не представлено.
С учетом изложенного, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства согласно статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая положения Европейской конвенции от 20.03.1952 года о разумном балансе публичного и частного интересов, конституционные принципы соразмерности и справедливости при назначении наказания, необходимость применения которых указана в постановлениях Конституционного Суда РФ № 11-П от 15.07.1999 года и № 14-П от 12.05.1998 года, суд считает возможным назначить административное наказание в виде предупреждения.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан удовлетворить.
Привлечь ООО «НОВЭТ (450112, РБ, г.Уфа, ул.Соединительное шоссе, д.3/А, ИНН 0277900410, ОГРН 1150280000705) к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде предупреждения.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.