"Дело по заявлению ЗАО "Хладокомбинат", г. Краснодар к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования."
Материал прочитан 1428 раз и оценен
0
Арбитражный суд Краснодарского края
Дата рассмотрения: 14.10.2010
Дело № А32-27046/2010-4/690-320аж
Арбитражный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Руденко Ф.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Закрытого акционерного общества "Хладокомбинат", г. Краснодар
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, г. Краснодар
о признании незаконным и отмене постановления № 05-043-01-ГП-13 от 09.09.2010 г. о привлечении к административной ответственности по ст. 8.1 и ст. 8.2 КоАП РФ
при участии в заседании:
от заявителя: Фурман В.А. - доверенность от 14.10.2010 г., паспорт
Чернихова Н.В. - доверенность от 14.10.2010 г., паспорт
от ответчика: Науменко М.В. - доверенность от 09.04.2010 г., удостоверение
при ведении протокола открытого судебного заседания судьей Руденко Ф.Г.
Установил:
Закрытое акционерное общество "Хладокомбинат", г. Краснодар обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления № 05-043-01-ГП-13 от 09.09.2010 г. о привлечении к административной ответственности по ст. 8.1 и ст. 8.2 КоАП РФ.
Стороны заявили ходатайство о перерыве в судебном заседании.
Судом ходатайство рассмотрено и удовлетворено.
В судебном заседании объявлен перерыв до 15.10.2010 г. в 09-10 час.
После перерыва судебное заседание продолжено.
Заявитель в судебном заседании уточнил заявленные требования (14.10.2010 г.).
Судом уточнения рассмотрены и приняты, поскольку не противоречат закону и не нарушают права других лиц (ст. 49 АПК РФ).
Заявитель в судебном заседании поддерживает уточненные требования, настаивает на их удовлетворении.
Ответчик в судебном заседании возражает против удовлетворения уточненных требований.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
27.08.2010 г. проведена плановой, выездной проверка в отношении ЗАО "Хладокомбинат", в ходе которой установлено, что ЗАО "Хладокомбинат" не в полной мере обеспечивает безопасные для окружающей среды условия временного накопления отходов (места временного хранения отходов не оборудованы в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления"), ГОСТ 30772-201 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" от 28.12.2001г. № 607-ст.
В нарушение указанных условий:
- в открытых контейнерах, не оборудованных крышками или навесом размещаются отходы: мусор от бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный; отходы (мусор) от уборки территории предприятия; отходы упаковочных материалов из бумаги и картона; обтирочный материал, загрязненный маслами; отходы упаковочной бумаги незагрязненные (мешки и пакеты бумажные); отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства; отходы полиэтилена в виде пленки (пакеты п/этиленовые).
- отходы лома черных и цветных металлов размещаются на территории предприятия на открытом грунте, на площадках не оборудованных навесом
- отходы осадок хлорной извести размещаются на территории предприятия на открытом грунте, на площадках не оборудованных навесом
- ливневый сток с площадок хранения отходов неорганизованно поступает на рельеф местности.
отходы упаковочного гафрокартона незагрязненные; отходы упаковочной бумаги незагрязненные (мешки и пакеты бумажные); технологические потери муки пшеничной; отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства; отходы полиэтилена в виде пленки (пакеты п/этиленовые); отходы полипропилена в виде пленки (мешки полипропиленовые) размещаются на территории предприятия на открытом грунте, на площадках нeоборудованных навесом.
Указанные отходы размещены в нарушении "Лимитов на размещение отходов №05/52 от 02.03.2010г.", правила и условия по сбору, хранению и размещению отходов не выполняются.
В ходе проверки специалистами ФГУ "ЦЛАТИ по ЮФО" был произведен отбор проб (акты отбора проб №№ 1/980-5/984 от 03.08.20Юг) отходов на подтверждение класса опасности для окружающей среды: "осадок хлорной извести", "мусор смет с территории предприятия", "огарки сварочных электродов с обмазкой".
В соответствии количественно-химическим анализом и биотестированием а так же на основании морфологического состава отходы (протоколы КХА отходов №№ 1098-1102 от 19.08.2010г.; протоколы биотестирования №№ 1098, 1099, 1102 от 10.08.2010г.; протоколы морфологического состава отходов №№ 1098, 1099, 1102 от 10.08.2010г.), "мусор смет с территории предприятия", "огарки сварочных электродов с обмазкой" отнесены к 4 классу опасности для окружающей природной среды, отход "осадок хлорной извести" отнесен к 3 классу опасности для окружающей природной среды (в соответствии со справкой ЗАО "Хладокомбинат" № 01-2/208 от 23.08.10г. в период с 1 января 2010г. по 31 июля 2010г. было образовано отхода "осадок хлорной извести" в количестве 360 кг.; со справкой ЗАО "Хладокомбинат" № 01-2/210 от 24.08.10г. в результате очистки жироуловителей образуется осадок, пленка жироуловителей в количестве 15-20 килограмм).
03.09.2010 г. по данному факту в отношении ЗАО "Хладокомбинат" в присутствии представителя ЗАО "Хладокомбинат" - Сердюковой Л.А. (доверенность от 02.08.2010 г.) составлен протокол об административном правонарушении № 05-043-01-ГП-3 по ст. 8.1 и ст. 8.2 КоАП РФ.
09.09.2010 г. в присутствии представителя ЗАО "Хладокомбинат" - Фурман В.А. (доверенность от 02.08.2010 г.) вынесено постановление № 05-043-01-ГП-13 о признании ЗАО "Хладокомбинат" виновным в нарушениях, предусмотренных ст. 8.1 и ст. 8.2 КоАП РФ и наложении административного штрафа в размере 100 000 руб.
ЗАО "Хладокомбинат" не согласившись с вышеуказанным постановлением, обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене полностью.
Принимая решение по данному делу, суд руководствуется следующим.
В соответствии с п.п. 6,7 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд, проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Судом установлено, что проверка проведена, составлен протокол об административном правонарушении и вынесено обжалуемое постановление в соответствие с требованиями процессуальных норм.
В соответствии с п. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
В соответствии со статьей 11 указанного закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об охране окружающей среды" создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
В силу части 1 статьи 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Согласно статье 28 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об охране окружающей среды" неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об охране окружающей среды" лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Таким образом, деятельность по размещению и хранению отходов является лицензируемой и осуществляется специализированными организациями и соответственно нарушение условий данной деятельности (без лицензии) следует квалифицировать по ст.14.1 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что общество не является специализированной организацией по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Административный орган не представил в материалы дела доказательств того, что общество осуществляет размещение отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об охране окружающей среды", а именно административным органом не установлен факт накопления отходов в обществе.
При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что в деяниях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ, несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со ст. 67 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, производственный контроль в области "краны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль.
Согласно п. 2 ст. 14 Федерального Закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности,
обязаны подтвердить отнесение данных отходов конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным законом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации (пункт 3). В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона "Об охране дающей среды" от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В соответствии с частями 1,2 ст. 18 Федерального Закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с одами в соответствии со своей компетенцией.
Как следует из материалов дела, у ЗАО "Хладокомбинат" отсутствуют проект нормативов образования отходов, лимиты на размещение и паспорта опасных отходов на следующие виды опасных отходов образующихся в результате производственной деятельности предприятия 3-4 класса опасности для окружающей среды: "осадок хлорной извести", "мусор смет с территории предприятия", "огарки сварочных электродов с обмазкой" "осадок, пленка жироуловителей".
Таким образом, ответчиком правомерно составлен административный материал по факту обнаружения в действиях ЗАО "Хладокомбинат" состава административного правонарушения, предусмотренного с. 8.1 КоАП РФ.
Однако, при назначении административного наказания ответчик не учел следующее.
Согласно части 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу статьи 4.3 Кодекса обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса.
В силу п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, от 02.06.2004 г. № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания.
В силу п. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, устанавливающей, что при совершении лицом одного действия, содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями Кодекса, административное наказание назначается в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф.
В данном случае, оспариваемым постановлением заявитель привлечен к ответственности в виде административного штрафа в максимальном размере санкции, предусмотренной ст. 8.1 КоАП РФ в размере 100 000 руб.
В материалах дела отсутствуют обстоятельства отягчающие ответственность.
Таким образом, ответчик при вынесении оспариваемого постановления необоснованно учел обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При таких обстоятельствах постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, г. Краснодар № 05-043-01-ГП-13 от 09.09.2010 г. о привлечении к административной ответственности по ст. 8.1 и ст. 8.2 КоАП РФ вынесено в части привлечения к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ законно, состав правонарушения обнаружен, но при его вынесении ответчиком не были учтены обстоятельства, указанные в ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ.
В связи с чем, суд, считает необходимым в соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ, признать постановление № 05-043-01-ГП-13 от 09.09.2010 г. о привлечении к административной ответственности по ст. 8.1 и ст. 8.2 КоАП РФ в части привлечения к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ незаконным, в части привлечения к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ незаконным и назначить административное наказание в минимальном размере санкции, предусмотренное санкцией ст. 8.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 4, 27, 65, 71, 167-170, 176, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, г. Краснодар № 05-043-01-ГП-13 от 09.09.2010 г. о признании ЗАО "Хладокомбинат" виновным в нарушениях, предусмотренных ст. 8.1 и ст. 8.2 КоАП РФ и наложении административного штрафа в размере 100 000 руб., в части привлечения к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ - признать незаконным, в части привлечения к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ - признать незаконным и отменить в части размера штрафа, установив размер штрафа 20 000 руб.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
IT-ontime Компания "Ай Ти Онтайм" занимается внедрением IT-решений для предприятий малого и среднего бизнеса. В списке постоянных клиентов имеются представители: коммерческой недвижимости, металлобработки, экол...
ЗАО "Мастер металл" Профиль компании - производство оборудование для сбора и вывоза твердых промышленных, строительных и бытовых отходов: бункер-накопитель для КГМ, контейнеры для мусора ТБО, контейнеры для мультилифта.
СНАБЖЕНИЕ Переработка вторичных полимерных материалов
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.