"Дело № А56-26216/2017 по исковому заявлению Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу к обществу с ограниченной ответственностью «АРКАСТРОЙ»"
Материал прочитан 1296 раз и оценен
0
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Дата рассмотрения: 12.03.2018
РЕШЕНИЕ
Дело № А56-26216/2017
23 октября 2017 года
г.Санкт-Петербург
Резолютивная часть решения объявлена 03 октября 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 23 октября 2017 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:судьи Денисюк М.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Османовым В.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по
Северо-Западному федеральному округу
ответчик: общество с ограниченной ответственностью «АРКАСТРОЙ» (ОГРН 1089847042383; адрес: Россия, 196084;г. Санкт-Петербург, ул. Цветочная, д.16)
о взыскании 33858 руб. 16 коп.
при участии
от истца: предст. Сапонджян Е.В. – доверенность от 06.12.2016
от ответчика: не явился (извещен)
у с т а н о в и л :
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее – Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «АРКАСТРОЙ» (далее – Общество, ответчик) о взыскании 33858 руб. 16 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2014 года по требованию № 04-28/11383 от 13.09.2016.
Определением суда от 19.05.2017 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 18.07.2017 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства в порядке части 5 статьи 227 АПК РФ.
В судебном заседании 03.10.2017 истец заявил ходатайство об уменьшении исковых требований до 31826 руб. 67 коп. Уменьшение размера исковых требований принято судом в порядке статьи 49 АПК РФ.
Представитель Департамента поддержал исковые требования с учетом уточнения.
Общество извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направило, что в силу статьи 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению спора.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее:
Общество представило в Департамент расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2014 года, согласно которому общая сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду составила 2039 руб. 21 коп., из которых 2031 руб. 49 коп. плата за размещение отходов производства и потребления. Платежным поручением № 303 от 25.04.2014 ответчиком перечислено 2039 руб. 20 коп. в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2014 года.
По результатам проверки представленного Обществом расчета, Департаментом был произведен перерасчет платы за размещение отходов и в адрес Общества направлено требование № 04-28/11383 от 13.09.2016 об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2014 года в общей сумме 31826 руб. 67 коп. В обоснование произведенного перерасчета Департамент ссылался на то, что в отсутствие отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) Обществом не был применен 5-кратный повышающий коэффициент при исчислении платы; не представлены документы, подтверждающие обращение с отходами ; при исчислении платы Обществом ошибочно применен коэффициент 0,3.
Поскольку требование № 04-28/11383 от 13.09.2016 не было исполнено Обществом в добровольном порядке, Департамент обратился с настоящим иском в суд.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным. В силу пункта 2 статьи 16 Закона № 7-ФЗ размещение отходов производства и потребления отнесено к видам негативного воздействия на окружающую среду.
Пунктом 3 статьи 16 Закона № 7-ФЗ установлено, что порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов , другие виды вредного воздействия (далее – Порядок № 632), который распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (пункт 1).
В соответствии с пунктом 4 Порядка № 632 плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов , уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов , уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент (пункт 5 Порядка № 632).
Пунктом 6 Порядка № 632 определено, что при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.
Вместе с тем, в силу пункта 3 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» (в редакции действующей в спорный период – 1 квартал 2014 года) (далее – Закон № 89-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства исключены из числа лиц, на которых возложена обязанность разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы , представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Статья 18 Закона № 89-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ (вступил в силу с 01.01.2016) сохранила данное правило в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.
Во исполнение статьи 18 Закона № 89-ФЗ Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 № 30 утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) (далее - Приказ №30), который предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы , и которые относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно пунктам 3 - 5 названного Приказа субъекты малого и среднего предпринимательства представляют отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в уведомительном порядке до 15 января года, следующего за отчетным календарным годом (пункты 3 - 5).
В соответствии с абзацем третьим пункта 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50, лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов , фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности).
Таким образом, лимитами на размещение отходов за 2014 год для субъектов малого и среднего предпринимательства является количество отходов , фактически направленных на размещение в соответствии с отчетностью за 2014 год.
Указанная позиция отражена в письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 01.07.2013 № ВК-06-01-36/9256 «О недопустимости применения повышающего коэффициента к расчетам платы за размещение отходов субъектов малого и среднего предпринимательства». Аналогичная правовая позиция относительно взимания платы за размещение отходов субъектами малого и среднего предпринимательства изложена в письме Минприроды России от 13.07.2015 № 12-47/16251.
Как установлено судом ООО «АРКАСТРОЙ» относится к субъектам малого и среднего бизнеса (является микропредприятием) и внесено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, лимитами на размещение отходов для Общества в 2014 году являлось количество отходов , фактически направленных на размещение в соответствующий период.
При этом, в письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 01.07.2013 № ВК-06-01-36/9256 разъяснено, что лимитами на размещение отходов за прошедший год являются количества отходов , фактически направленных на размещение в соответствии с отчетностью, предоставленной в текущем году; плата за текущий год взимается по факту без пятикратного коэффициента; плата по кварталам также производится по факту. В случае если субъектами малого и среднего предпринимательства в срок не предоставлена отчетность, к ним может применяться административная ответственность, предусмотренная статьей 8.2 КоАП РФ.
В соответствии с изложенным, непредставление в срок отчетности не может служить основанием для непринятия расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов и применения пятикратного повышающего коэффициента к расчетам платы за текущий и предыдущий периоды.
Указанная позиция поддержана, в том числе в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.10.2016 № 309-КГ16-13178 (дело № А71-7711/2015).
С учетом установленных обстоятельств суд полагает, что оснований для применения в отношении Общества пятикратного повышающего коэффициента к плате за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды в связи с непредставлением отчетности в рассматриваемом случае не имеется.
В материалы дела Обществом представлены документы, подтверждающие фактически размещенное количество отходов в спорный период: договор на размещение отходов от 16.10.2013 № 01/10-185АС, акты приема-передачи отходов на размещение от 31.03.2014 №№ 04/11-46-1712, 04/11-46-1713, 04/11-46-1714, 04/11-46-1715, в которых указаны количество (м.куб) и класс опасности переданных на размещение отходов . Документы были также направлены Обществом в Департамент по электронной почте в ответ на требование от 13.09.2016 № 04-28/11383.
Указанные Обществом в расчете платы данные об отходах (в том числе о количестве отходов ) Департаментом не опровергнуты; Департаментом не доказано, что указанный в актах от 31.03.2014 объем отходов не соответствует (превышает) массе отходов в тоннах, указанной Обществом в расчете платы за 4 квартал 2014 года. При этом, при расчете платы Департамент использовал данные, указанные в представленном Обществом расчете платы.
Вместе с тем, суд соглашается с доводом Департамента о том, что при исчислении платы Обществом был ошибочно применен понижающий коэффициент 0,3.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления» (действовал в спорный период) нормативы платы за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов применяются с использованием коэффициента 0,3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия.
Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 утверждены формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок их заполнения и представления (далее - Порядок № 204; действовал в спорный период).
В соответствии с пунктом 26 раздела 4 Порядка № 204 в столбце 24 расчета указывается коэффициент места расположения объекта размещения отходов в пределах установленного лимита. Если объект расположен в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия и является специализированным полигоном (промышленной площадкой), оборудованным в соответствии с установленными требованиями, по данному столбцу указывается коэффициент 0,3.
Если объект расположен за пределами промышленной зоны источника негативного воздействия или не является специализированным полигоном (промышленной площадкой), оборудованным в соответствии с установленными требованиями, а также при сверхлимитном размещении отходов в данном столбце ставится прочерк (в редакции Приказа Ростехнадзора от 27.03.2008 № 182).
Из анализа приведенных положений следует, что право на применение понижающего коэффициента 0,3 при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду должен подтвердить природопользователь.
В рассматриваемом случае из материалов дела не усматривается и Обществом не доказано, что объект размещения отходов (полигон) расположен в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия (помещений Общества).
Таким образом, Общество при расчете платы за размещение отходов производства и потребления неправомерно применило понижающий коэффициент 0,3.
С учетом вышеизложенного, сумма платы за негативное воздействие за 1 квартал 2014 года составляет без применения 5 кратного коэффициента 6771 руб. 63 коп. (9 тонн х 248,4 руб/тонна х 1,3 х 1 х 2,33). С учетом произведенного Обществом платежа на сумму 2031 руб. 49 коп. по расчету платы за отходы за 1 квартал 2014 года (платежное поручение № 303 25.04.2014 от 24.04.2014) задолженность Общества составляет 4740 руб. 14 коп
Учитывая изложенное исковые требования Департамента подлежат удовлетворению в части, с Общества подлежит взысканию 4740 руб. 14 коп платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2014 года. В удовлетворении остальной части исковых требований Департамента надлежит отказать.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с Общества в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение дела в суде первой инстанции в размере 398 руб. (пропорционально удовлетворенным требованиям).
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «АРКАСТРОЙ» в пользу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу 4740 руб. 14 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2014 года.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «АРКАСТРОЙ» в доход федерального бюджета 398 руб. 00 коп. государственной пошлине.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
ООО "СТАЛЛЕОН" Фирма Stalleon занимает ведущее место на рынке торговли сортового проката и арматуры. Базы компании вмещают более металла любого перечня. Ещё налажено собственное производство труб по чертежам заказчи...
СП "АМИПАК" - ОАО СП «АМИПАК»-ОАО - многопрофильное производственное предприятие, выпускающее широкий ассортимент упаковочных материалов и продукции для нужд пищевой и фармацевтической промышленности, сельского хозяйс...
ИП Митюгин Александр Викторович Утилизация промышленных и бытовых отходов. Разработка технологических регламентов. Изготовление оборудования по переработке отходов. Производство песчано-полимерных изделий.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.