"Дело №А41-45541/17 по иску АДМИНИСТРАЦИЯ НОГИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА к ООО "КУП" о расторжении договора аренды земельного участка"
Материал прочитан 1627 раз и оценен
0
Арбитражный суд Московской области
Дата рассмотрения: 19.01.2018
РЕШЕНИЕ
г.Москва
30 января 2018 года
Дело №А41-45541/17
Резолютивная часть объявлена 23 января 2018
Полный текст решения изготовлен 30 января 2018
Арбитражный суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Ю.Г. Богатиной, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Таранец Ю.С., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску
АДМИНИСТРАЦИЯ НОГИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА (ИНН 5031006040, ОГРН 1025003917289)
к ООО "КУП" (ИНН 7718967823, ОГРН 1147746123788)
третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области. Министерство экологии и природопользования Московской области, ООО «Гидротера»
о расторжении договора аренды земельного участка от 26.04.2006 № 20017-Z, обязании произвести рекультивацию и возвратить земельный участок с кадастровым номером 50:16:0701020:6,
при участии в заседании согласно протоколу
установил:
Администрация Ногинского муниципального района Московской области (далее – Администрация Ногинского района, администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Московской области к Обществу с ограниченной ответственностью «КУП» (далее – ООО «КУП», общество, ответчик) с заявленными требованиями:
- расторгнуть договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 26.04.2006 № 20017-Z;
- обязать ООО «КУП» провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером 50:16:0701020:6 площадью 83500 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- обязать ООО «КУП» передать администрации Ногинского района по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером 50:16:0701020:6 площадью 83500 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, в рекультивированном состоянии.
В качестве третьих лиц в деле приняли участие Министерство имущественных отношений Московской области. Министерство экологии и природопользования Московской области, ООО «Гидротера».
В судебном заседании представитель истца требования поддержал.
Представитель ответчика возражал против заявленных требований.
Представитель истца представил ходатайство о назначении судебной экспертизы. Ответчик возражал против назначения экспертизы. Суд, с учетом мнения ответчика, ходатайство отклонил в связи с отсутствием оснований для ее назначения и возможностью затягивания сроков рассмотрения дела.
Из материалов дела следует, что на основании постановления Правительства Московской области от 21.02.2006 № 107/6 «О предоставлении земельных участков, расположенных в Ногинском районе», между Министерством имущественных отношений Московской области (арендодатель) и ЗАО «Ремикс» (арендатор) был заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 26.04.2006 № 20017-Z (далее – договор).
В соответствии с п. 1.1 договора, арендодатель передал, а арендатор принял в аренду земельный участок площадью 83500 кв.м. с КН 50:16:0701020:0006, категория земель «земли промышленности, энергетики, транспорта, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», в границах, указанных на кадастровом плане и установленных на местности с учетом действующих строительных, санитарных, природоохранных, противопожарных норм, расположенный по адресным ориентирам: Московская область, Ногинский район.
Земельный участок предоставлен для осуществления арендатором следующих видов деятельности (разрешенный вид использования): разработка карьера строительных песков с целью добычи полезных ископаемых (п. 1.2 договора).
Срок аренды установлен на 15 лет, с 21.02.2006 по 21.02.2021 (п. 2.1 договора).
Договор зарегистрирован Управлением росреестра 19.07.2006.
В соответствии со ст. 382 ГК РФ, ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», Минмособлимущество передало, а Комитет по управлению имуществом администрации Ногинского района принял на себя в полном объеме права и обязанности арендодателя по договору аренды земельного участка от 26.04.2006 № 20017-Z. Замена стороны осуществлена путем заключения трехстороннего дополнительного соглашения от 25.09.2009 № 1, зарегистрированного 18.11.2009.
Согласно договору уступки прав и обязанностей от 02.11.2010 № 86 ЗАО «Ремикс» переуступило свои права и обязанности арендатора по договору аренды Левченко Р.М., договор зарегистрирован 24.12.2010.
Согласно договору уступки прав и обязанностей арендатора от 17.05.2016 № 02-05/2015КУП по договору аренды земельного участка от 26.04.2006 № 20017-Z, Левченко Р.М. переуступил права и обязанности по договору истцу по настоящему делу ООО «КУП».
В соответствии с Законами Московской области от 24.07.2017 № 106/2014-ОЗ, от 24.07.2017 № 107/2014-ОЗ, от 10.11.2015 № 191/2015-ОЗ, от 29.11.2016 № 144/2016-ОЗ, Администрация Ногинского района наделена полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории Ногинского района Московской области.
Администрация выявила, что земельный участок с КН 50:16:0701020:0006 используется арендатором с нарушениями требований закона и условий договора, исходя из следующего.
В начале 2016 года, в ходе осуществления функций контроля и надзора в отношении использования арендатором (Левченко Р.М.) земельного участка Министерством экологии и природопользования Московской области было обнаружено, что спорный земельный участок нарушен при проведении работ по добыче и выемке песчаного грунта с техногенным понижением рельефа в виде карьерной выемки. На участке в карьерной выемке размещены отходы производства и потребления на площади около 2 га, пересыпанные грунтом и иловыми осадками сточных вод. На момент осмотра в местах размещения отходов в поверхностном слое имеются очаги тления с признаками подземного возгорания, с выделением продуктов горения отходов в атмосферный воздух. На участках, где размещены (складированы) отходы, имеется устойчивый специфический запах.
По данному факту в отношении Левченко Р.М., являющегося на момент проведения проверки арендатором земельного участка, возбуждено дело об административном правонарушении. В рамках административного расследования с участием арендатора проведен дополнительный осмотр участка, в ходе которого установлено: на участке проведены работы по завозу, размещению и планировке отходов, морфологический состав которых составляет бой строительного кирпича, бой бетонных изделий, покрышки шин отработанные, древесные отходы от сноса и разборки зданий, лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий, мусор от сноса и разборки зданий несортированный с пересыпкой отходами грунта. Отходы размещены в западной части участка с их планировкой (сталкиванием) по борту котлована в тело котлована и навалом в теле котлована.
Согласно объяснениям Левченко Р.М., на участке проводятся работы по рекультивации земель по договору с ООО «Гидротера» (подрядчик). Деятельность по размещению отходов ведется в соответствии с «Рабочим проектом разработки Вишняковского-3 месторождения строительных песков и рекультивации карьера в Ногинском районе», разработанным по заказу ЗАО «Ремикс» в 2003 году, который имеет положительное заключение Государственной экологической экспертизы № ЭЭ-728/04 от 13.04.2004, утвержденное приказом № 1502-Э от 13.04.2004. В соответствии с Рабочим проектом, в качестве рекультиванта предполагается использовать инертные строительные отходы: кирпичный бой, обломки керамических канализационных труб и муфт; обломки асбестоцементных труб и муфт; санитарно-керамические изделия; полиэтиленовые трубы и пластмассовые решетки; бетонные и железобетонные конструкции; плиты цементно-стружечные; обломки штукатурки; арматура, замочные и скобяные изделия; деревянные двери, окна, древесноволокнистые плиты; линолеум, бумажно-слоистый пластик, стекла, обрывки обоев; битумная и кровельная мастика.
Между тем, Министерство экологии и природопользования установило, что арендатором осуществляется на участке хозяйственная деятельность по размещению (складированию) и утилизации отходов IV-V класса опасности, не предусмотренных проектной документацией, а именно: покрышки шин отработанные, лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий, мусор от сноса и разборки зданий несортированный, с включением твердых бытовых отходов, иловых осадков сточных вод. Кроме того, в ходе осуществления деятельности по обращению с отходами, на участке арендатором допущено возгорание (тление) отходов, что указывает на несоблюдение технологии проведения работ по рекультивации и несвоевременное уплотнение и укрытие отходов инертными материалами (пересыпки грунтом).
В связи с выявленными нарушениями, Левченко Р.М. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.ст. 8.1, 82. КоАП РФ, на предпринимателя был наложен штраф в размере 40000 рублей.
В июле 2016 года в порядке рассмотрения обращений граждан о неблагоприятной экологической ситуации в районе д.Вишняково Ногинского района в результате деятельности по размещению отходов, Министерством экологии и природопользования Московской области было проведено обследование территории, занятой в том числе земельным участком с КН 50:16:0701020:6.
Проверкой установлено, что указанный земельный участок представляет собой карьерную выемку глубиной около 20 метров, в которой размещаются отходы производства и потребления. Морфологический состав отходов отнесен в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 18.07.2017 № 445, к видам отходов IV-V классам опасности, а именно: бой строительного кирпича (код по ФККО 34321001205; бой бетонных изделий, код 34620001205; мусор от сноса и разборки зданий несортированный, код 81290101724; включение твердых коммунальных отходов, код 73100000000. Отходы производства и потребления размещены на участке на открытом грунте, визуальный контроль за ввозимыми и размещаемыми (складируемыми) отходами не ведется.
Определением от 14.07.2016 по данному факту Минэкологией возбуждено дело об административном правонарушении и назначено административное расследование.
В ходе проведения административного расследования установлено, что в соответствии с договором на выполнение работ от 24.02.2016 и договором подряда от 02.08.2016, работы по вертикальной планировке проверяемых земельных участков, в т.ч. спорного участка, в соответствии с Рабочим проектом разработки и рекультивации Вишняковского месторождения песков у платформы 33 км проводит ООО «Гидротера».
С участием представителя ООО «КУП» 19.07.2016 был проведен осмотр земельного участка с КН 50:16:0701020:6, в ходе которого установлено, что на участке проводятся работы по завозу, размещению и планировке отходов, морфологический состав которых составляют древесные отходы от сноса и разборки зданий, покрышки шин отработанные, мусор от сноса и разборки зданий, несортированный с пересыпкой отходами грунта с включением твердых бытовых отходов. На северо-западной части участка на площади около 0,1 га выявлены следы размещения грунтов с содержанием нефтепродуктов.
08.09.2016 с участием представителей ООО «КУП», ООО «Гидротера» проведен повторный осмотр участка, в ходе которого установлено, что объем завезенных и размещенных отходов увеличился по сравнению с ранее проведенным мероприятием от 19.07.2016. Кроме того, на участке обнаружены отходы, не предусмотренные проектной документацией.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении земельного участка с КН 50:16:0701020:6 ООО «Гидротера» было привлечено к административной ответственности с наложением штрафа в размере 150000 рублей.
Письмом от 16.01.2017 Администрация Ногинского района запросила у ООО «КУП» информацию о стадии рекультивации земельного участка с КН 50:16:0701020:6, с представлением подтверждающих документов.
В ответ письмом от 09.02.2017 № 05 общество представило в администрацию документы, связанные с эксплуатацией земельного участка, в том числе: лицензия МСК 09655 ТЭ от 05.06.2003; лицензия № ОП-2-002526 (50) от 02.07.2010; заключение № 1270/9 от 11.11.2003.
Между тем, указанные документы выдавались ЗАО «Ремикс». Срок действия лицензии МСК 09655 ТЭ закончился 01.05.2008.
Лицензий, выданных на имя ООО «КУП», общество не представило, в связи с чем администрация делает вывод о том, что общество, осуществляя деятельность по сбору и размещению отходов без наличия лицензии, нарушает нормы Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (ст. 9).
Кроме того, спорный земельный участок с КН 50:16:0701020:6 по своему виду разрешенного использования, не предназначен для размещения отходов.
Согласно доводам истца, ответчик (арендатор) своими действиями (бездействием) при осуществлении деятельности по рекультивации участка, связанной с обращением с отходами производства и потребления IV-V класса опасности, допускает несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами, и экологических требований при осуществлении хозяйственной деятельности.
Указанное, по мнению истца, препятствует дальнейшему использованию ответчиком земельного участка, и является основанием для расторжения договора аренды в соответствии со ст. т. 450, 619 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
13.04.2017 администрация направила ООО «КУП» предупреждение об устранении нарушений и предложение расторгнуть договор аренды от 26.04.2006 № 20017-Z.
В ответе от 19.05.2017 № 23 ООО «КУП» отказалось от расторжения договора аренды.
В связи с этим, администрация обратилась в арбитражный суд с заявленными требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (ч. 2 ст. 450 ГК РФ).
Статьей 619 ГК РФ предусмотрено, что по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор:
1) пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями;
2) существенно ухудшает имущество;
3) более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату;
4) не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора.
Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 настоящего Кодекса.
Согласно п. 6.2 договора, договор может быть расторгнут по требованию арендодателя по решению суда на основании и в порядке, установленном гражданским законодательством, а также в случаях, указанных в п. 4.3.1.
В соответствии с п. 4.3.1 договора, арендодатель имеет право требовать досрочного расторжения договора при использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением (разрешенным использованием), а также при использовании способами, приводящими к его порче, при невнесении арендной платы более, чем за 6 месяцев, в иных случаях, установленных законом.
В силу ч. 1 ст. 46, ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством. Наряду с указанными в пункте 1 настоящей статьи основаниями аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 45 настоящего Кодекса, т.е. при ис пользовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а именно при: порче земель; невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв; невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
В силу пункта 9 статьи 22 ЗК РФ, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в отличие от общих оснований и порядка прекращения договора аренды, предусмотренных статьей 46 Земельного кодекса Российской Федерации и статьями 450 и 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает специальные основания и порядок досрочного прекращения договора аренды земельного участка: арендодатель должен представить суду соответствующие доказательства, подтверждающие существенное нарушение договора аренды земельного участка со стороны арендатора. Обстоятельства, указанные в статье 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, могут служить основанием для досрочного расторжения договора аренды земельного участка лишь в том случае, когда они могут быть квалифицированы как существенные нарушения договора аренды земельного участка.
Согласно ч. 1 ст. 65, ст. 64 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.
Из вышеизложенного следует, что истец (администрация) должен доказать факт существенного нарушения условий договора аренды и то, что это нарушение допущено ответчиком (арендатором).
В данном случае основаниями для расторжения договора аренды, по мнению администрации, являются нарушения порядка рекультивации арендуемого земельного участка, а именно: отсутствие лицензии на размещение отходов; размещение отходов в объеме, большем, чем предусмотрено утвержденным Рабочим проектом, а также размещение отходов, не предусмотренных проектной документацией.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (ч. 1 ст. 13 ЗК РФ).
Частью 2 ст. 13 ЗК РФ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ч. 3 ст. 13 ЗК РФ).
Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (ч. 5 ст. 13 ЗК РФ).
Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 13 ЗК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации N 140 от 23.02.1994 "О рекультивации земель, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" установлено, что рекультивация осуществляется в отношении земель, нарушенных юридическими лицами при проведении всех видов строительных, геологоразведочных работ, связанных с нарушением поверхности почвы.
В соответствии с пунктом 3 Приказ Минприроды Российской Федерации N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.
Согласно пунктом 5 Приказа N 525 рекультивации подлежат земли, нарушенные при разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа; при прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова.
Пунктом 4 Приказа № 525 предусмотрено, что рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический.
Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап).
Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. При этом, разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка (пункт 6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, разработанных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы").
Сроки проведения технического этапа рекультивации определяются органами, предоставившими землю и давшими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе соответствующих проектных материалов и календарных планов (п. 9 Приказа № 525).
За порчу и уничтожение плодородного слоя почвы, невыполнение или некачественное выполнение обязательств по рекультивации нарушенных земель, несоблюдение установленных экологических и других стандартов, правил и норм при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, юридические, должностные и физические лица несут административную и другую ответственность, установленную действующим законодательством. Лица, виновные в использовании земли не по целевому назначению или способами, приводящими к ухудшению экологической обстановки при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, могут быть лишены в установленном законодательством порядке права пользования землей (п. 32, 33 Приказа № 525).
Судом установлено, что земельный участок с КН 50:16:0701020:6 площадью 83500 кв.м., местоположение Московская область, Ногинский район, относится к категории земель «земли промышленности», и имеет вид разрешенного использования «для разработки карьера строительных песков с целью добычи полезных ископаемых».
В этих целях указанный земельный участок был предоставлен в аренду в 2006 году арендатору ЗАО «Ремикс». В дальнейшем право аренды участка переуступалось гр. Левченко Р.М. (в 2010 году), затем ответчику по делу ООО «КУП» (в 2016 году).
В 2003 году был разработан по заказу ЗАО «Ремикс», получил положительное заключение Государственной экологической экспертизы № ЭЭ-728/04 от 13.04.2004 и утвержден Приказом № 1502-Э от 13.04.2004 «Рабочий проект разработки Вишняковского-3 месторождения строительных песков и рекультивации карьера в Ногинском районе».
Рабочим проектом предусмотрено следующее.
Полезным ископаемым является песок от тонкого до очень мелкого, разделенный прослоями песчано-суглинистых отложений. Добычные работы предполагается вести 4-мя уступами экскаваторами. Нарушенная территория карьера строительных песков по техногенному рельефу при рекультивации (по ГОСТ 17.5.02-86) будет представлять собой котловинообразную среднеглубокую выемку, обусловленную разработкой залежи горизонтального залегания средней мощности (до 22м) с преобладанием элементов рельефа – днища и уступов. Возможное использование рекультивируемой территории предусматривается в качестве площадок для строительства и размещения отходов производства, на выположенных склонах-сенокосах, по откосам – лесонасаждения, участки природоохранного назначения, зоны отдыха и спорта.
В соответствии с разделом «Рабочего проекта» «Рекультивация», засыпку карьера предполагается производить строительными отходами. На основании разрешения по размещению и классификации строительных отходов, для рекультивации выработанного пространства карьера предусматривается использование материалов, образующихся после сноса зданий. В соответствии с нормативными документами по строительству, в номенклатуре отходов могут присутствовать: кирпичный бой; обломки керамических канализационных труб и муфт; обломки аспестоцементных труб и муфт; санитарно-керамические изделия; полиэтиленовые трубы и пластмассовые решетки; бетонные и железобетонные конструкции; плиты цементно-стружечные; обломки штукатурки; арматура, замочные и скобяные изделия; деревянные двери, окна, древесноволокнистые плиты; линолеум, бумажно-слоистый пластик, стекла, обрывки обоев; битумная и кровельная мастика. Перечисленные отходы, образующиеся при сносе объектов жилищного и производственного назначения, являются нейтральными по воздействию на окружающую среду или относятся к 4 классу (мало опасных) веществ.
В соответствии с разделом «Техническая рекультивация», технический этап рекультивации включает подготовку земель к их последующему использованию. Предусматривается засыпка выработанного пространства карьеров строительными и промышленными отходами, а также вскрышными породами (супесями, суглинками) в целях восстановления рельефа местности, максимально приближенного к существующему природному ландшафту.
Раздел 5 «Биологическая рекультивация». Биологическое освоение нарушенных земель предусматривается в 2 этапа. Проводятся мелиоративные мероприятия по восстановлению и улучшению плодородия рекультивационного слоя при помощи выравнивания нетребовательных к почвенным условиям сельскохозяйственных растений, устойчивым к борьбе с болезнями и сорняками, производящих большое количество надземной и корневой массы, обогащающей почву органическими веществами и улучшающей ее структуры. Биологический этап рекультивации начинается спустя один год после нанесения плодородного слоя.
Из представленных в материалы дела материалов административных дел в отношении спорного земельного участка усматривается, что в 2016 году Министерством экологии и природопользования Московской области были проведены осмотры (обследования) указанного земельного участка.
В результате осмотров, проведенных в марте-апреле 2016 года, выявлено, что на указанном участке в карьерной выемке размещены отходы производства и потребления на площади около 2 га, пересыпанные грунтом и иловыми осадками сточных вод. На момент осмотра в местах размещения отходов в поверхностном слое имеются очаги тления с признаками подземного возгорания, с выделением продуктов горения отходов в атмосферный воздух, имеется устойчивый специфический запах. На участке осуществляется хозяйственная деятельность по размещению (складированию) и утилизации отходов 4-5 класса опасности, не предусмотренных проектной документацией, а именно: покрышки шин отработанные, лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий, мусор от сноса и разборки зданий несортированный, с включением твердых бытовых отходов, иловых осадков сточных вод.
Определением от 18.03.2016 возбуждено дело об административном правонарушении № 316/25/2016 в отношении ИП Левченко Р.М. Постановлением Минэкологии от 30.05.2016 ИП Левченко Р.М. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст.ст. 8.1, 8.2 КоАП РФ. На Левченко Р.М. наложен штраф в размере 40000 рублей.
В июле 2016 года Минэкологии вновь провело проверку спорного земельного участка. В результате проверки обнаружено, что на участке размещаются отходы производства и потребления, в виде: бой строительного кирпича; бой бетонных изделий; древесные отходы от сноса и разборки зданий; мусор от сноса и разборки зданий несортированный; включение отходов коммунальных твердых. По результатам проверки 14.07.2016 возбуждено дело об административном правонарушении № 2216/13/2016.
В ходе административного расследования проводились дополнительные осмотры земельного участка, которыми установлено увеличение объема мусора, наличие мусора, не предусмотренного проектной документацией.
Постановлением Минэкологии от 16.09.2016 ООО «Гидротера» (подрядчик) привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150000 рублей.
Таким образом, материалами дел об административных правонарушениях установлены нарушения, выразившиеся в: несоблюдении экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства (ст. 8.1 КоАП РФ) и несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами (ст. 8.2 КоАП РФ), совершенные Левченко Р.М. (предыдущий арендатор спорного земельного участка) и ООО «Гидротера» (подрядчик).
Ответчик по делу, ООО «КУП», являющийся арендатором земельного участка с КН 50:16:0701020:6 с 01 июня 2016 года (дата государственной регистрации договора уступки прав арендатора по договору аренды № 20017-Z от 26.04.2006), к административной ответственности за указанные нарушения не привлекался.
Из этого следует, что юридически значимых документов, устанавливающего факт совершения ООО «КУП» указанных нарушений не имеется.
Доказательств нецелевого использования обществом земельного участка администрация не представила (ч. 1 ст. 65, ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ).
Из актов осмотра, постановлений по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Гидротера», следует, что ООО «КУП» осуществляет на спорном земельном участке деятельность, соответствующую виду разрешенного использования участка и установленным в договоре аренды целям: разработка карьера строительных песков с целью добычи полезных ископаемых. Также ООО «КУП» на данном участке проводятся работы по рекультивации участка в соответствии с «Рабочим проектом разработки и рекультивации Вишняковского месторождения песков у платформы 33 км». Доказательств об обратном истцом не представлено.
В постановлении об административном правонарушении от 16.09.2016 указано, что согласно экспертному заключению от 02.08.2016, составленному по результатам экспертизы отобранных проб и образцов материала, размещенного на участке, установлено, что отобранный материал относится к отходам 4 класса опасности, т.е. предусмотренным «Рабочим проектом».
Суд также отмечает, что из представленных в материалах административных дел актов осмотра, протоколов, постановлений, усматривается нарушение на спорном земельном участке требований к размещению отходов производства и потребления.
Вместе с тем, согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) отходы производства и потребления (далее - отходы) - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 51 названного Закона).
Деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию (пункт 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в редакции, действующей на момент вынесения постановления).
Статья 12 Закона № 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 1 названного Закона, действующий в спорный период); определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2); объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 6); запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (пункт 7).
Из пункта 3.9 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.1.7.1322-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 № 80, следует, что размещение отходов в природных или искусственных понижениях рельефа (выемки, котлованы, карьеры и др.) допускается только после проведения специальной подготовки ложа на основании предпроектных проработок.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется исключительно в специально оборудованных местах.
Между тем материалы дела не содержат доказательств, позволяющих установить, что ответчика (ООО «КУП») использует спорный карьер как объект размещения отходов.
Спорный земельный участок используется обществом в соответствии с заключенным договором аренды с целевым назначением - для разработки песчаного карьера с целью добычи полезных ископаемых. Деятельность по размещению отходов по смыслу закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» общество (арендатор) не осуществляло и не осуществляет.
При этом рекультивация отработанного песчаного карьера производится на основании разработанного проекта, на который имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Наличие каких-либо нарушений или несоблюдения условий проекта (рекультивации), или наличие негативного воздействия на окружающую среду в материалах административных дел не содержится. Работы по рекультивации проводятся на основании лицензии МСК09655ТЭ на пользование недрами и лицензии ОТ-02-000021 на работу, в том числе утилизацию отходов 4 класса опасности, выданным ЗАО «Ремикс» (первоначальному арендатору земельного участка). Вся документация по рекультивации земельного участка передана ООО «КУП» как последующему арендатору.
Актом проверки от 02.11.2016, проведенной Администрацией г.Электроугли Московской области в отношении ООО «КУП», установлено, что на земельном участке с КН 50:16:0701020:6 обнаружен выработанный карьер по добыче полезных ископаемых. Навалы строительного и бытового мусора не обнаружены. На момент проведения проверки никакие работы на земельном участке не проводятся. Земельный участок используется по целевому назначению. Нарушений не выявлено.
В соответствии с Экспертным заключением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФБУ здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» № 342-091 от 30.06.2017, установлено, что здания, строения, помещения, оборудование и иное имущество, используемые ООО «КУП» для осуществления деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности (сбор, транспортирование, обработка, утилизация и обезвреживание отходов 4 класса опасности) по адресу Московская область, Ногинский район, вблизи д.Вишняково, соответствуют требованиям СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» и СП 2.1.7.13.86-03 «санитарные правила по определению классов опасности токсичных отходов производства и потребления».
01.08.2017 Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека выдано Санитарно-эпидемиологическое заключение № 50.09.04.000.М.000287.08.17 от 01.08.2017, согласно которому спорный земельный участок соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам.
Актом Государственного казенного учреждения Московской области «Московская областная противопожарно-спасательная служба» № 133 от 18.07.2017 установлено, что на спорном участке значение мощности дозы гаммы-излучения составляет 0,10 мкЗв/ч, что соответствует естественному радиационному фону для данной местности и не превышает установленный нормативом п. 5.3.3 НРБ-99/2009 допустимый уровень (мощность эффективной дозы гамма-излучения) не превышает мощность дозы открытой местности более чем на 0,2 мкЗв/ч.
В ходе проведенного экспресс-анализа воздуха установлено, что на территории карьера с отходами АХОВ в концентрациях, превышающих ПДК рабочей зоны, не обнаружены.
На представленных в материалы дела фотоснимках, приложенных к актам проверки и обследования от 04.09.2017 (л.д.1-19 т.3), не усматривается наличие в карьере иного мусора, чем строительный, 4 класса опасности, предусмотренный «Рабочим проектом по рекультивации».
Таким образом, у суда отсутствуют основания полагать, что на спорном объекте именно ответчиком допущены существенные нарушения, которые могут являться основаниями для расторжения договора аренды, в том числе: порча земель; невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв; невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
Судом учтено также, что Постановлением Главы Ногинского района Московской области от 29.12.2005 №3049 в связи с расширением базы застройки на территории Ногинского района, увеличением объемов строительных и промышленных отходов рекомендовано строительные отходы, образовывающиеся при проведении работ: дорожный смет, обрезь, ветки, спиленные деревья, грунт, извлекаемый при строительных работах или образующийся при планировке стройплощадки собирать и вывозить в зависимости от категории отходов на полигоны ТБО «Тимохово» в Ногинском районе и ЗАО «Ремикс» в районе деревни Вишняково. Таким образом, факт нахождения на арендованном спорном земельном участке отходов само по себе не доказывает, что данные действия осуществлены последним арендатором ООО «КУП».
Наличие в действия ответчика указанных нарушений из материалов административных дел, актов проверок не следует, истцом не представлено и судом не установлено.
Истцом вменяется ответчику несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами, и экологических требований при осуществлении хозяйственной деятельности. Между тем, судом установлено, что ответчик не осуществляет деятельность по размещению отходов на спорном земельном участке. Факта неиспользования ответчиком земельного участка не по целевому назначению не установлено, из административных материалов этого не следует. Из материалов дела не усматривается установление факта нарушения ответчиком проекта рекультивации земельного участка, приводящего к порче земель, размещению на участке отходов, не предусмотренных проектом рекультивации, а именно, не относящихся к 4 классу опасности или являющимися опасными по воздействию на окружающую среду.
В отношении доводов истца об отсутствии у ответчика выданной ему лицензии (поскольку имеющиеся лицензии выданы ЗАО «Ремикс»), суд отмечает, что данное обстоятельство не может являться основанием для расторжения договора аренды земельного участка, а может являться основанием для привлечения к административной ответственности при установлении факта осуществления ответчиком деятельности, подлежащей лицензированию.
При данных обстоятельствах, заявленные требования о расторжении договора аренды удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
ECOPRESS производим:
- системы крюкового захвата
- мультилифт
- лифтдампер
- прицепы
- стационарные пресса
- мобильные компакторы
- станции перегруза
A_TECHNOLOGY Компания "A-TECHNOLOGY" Покупает различные отходы пенопласта: компактированный пенопласт, брак изделий, неликвиды, вырубка, коробки оргтехники, упаковка из пенопласта, изделия из пенопласта и прочее.
...
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.