"Дело № А32-40790/2017 по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея к ООО «Территориальная сочинская мусороперерабатывающая компания» о взыскании ущерба"
Материал прочитан 1385 раз и оценен
0
Арбитражный суд Краснодарского края
Дата рассмотрения: 15.01.2018
РЕШЕНИЕ
Арбитражный суд Краснодарского края
г. Краснодар
Дело № А32-40790/2017
11 декабря 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 05.12.2017.
Полный текст мотивированного решения изготовлен 11.12.2017.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе:
судьи Купреева Д.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Чирг З.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению:
Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752), г. Краснодар,
к обществу с ограниченной ответственностью «Территориальная сочинская мусороперерабатывающая компания» (ИНН 2308219529, ОГРН 1152308005563), г. Сочи Краснодарского края,
о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде,
при участии в заседании:
от заявителя: Шевченко Т.Н. – доверенность от 28.11.2017 № 0104/10705;
от ответчика: не явился, уведомлен надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Территориальная сочинская мусороперерабатывающая компания» ущерба, причиненного окружающей среде, в размере 1 098 930 рубля.
Основания заявленных требований изложены в заявлении. Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.
Судебное заседание проведено в отсутствие представителя ответчика в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, исследовав материалы дела, установил следующее.
На основании распоряжения от 12.12.2016 № 01.04-20/1545 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в отношении общества с ограниченной ответственностью «Территориальная сочинская мусороперерабатывающая компания» проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе проверки административным органом совместно с Сочинским филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» произведен отбор почв по периметру складированных отходов, эксплуатацию которых осуществляет ответчик в процессе хозяйственной деятельности.
Согласно протоколу измерений проб почвы от 06.02.2017 № 1 и экспертного заключения от 08.02.2017 № 16, составленного по его результатам, в исследуемых пробах
№ 1, № 2, № 3, № 4, № 5 установлено:
- превышение нормативов ПДК: в пробе № 2 по меди – в 1,1 раз; в пробе № 4 по цинку – в 1,1 раз, по свинцу – в 1,1 раз; в пробе № 5 по меди – в 1,1 раз;
- превышение относительно условно чистой зоны (фон) (проба № 6): - в пробе № 1 по меди – в 1,1 раз; по цинку – в1,3 раза; по свинцу – в 1,1 раз; по кадмию – в 1,3 раза; - в пробе № 2 по меде – в 1,1 раз; по цинку – в 1,3 раза, по свинцу – в 1,1 раз, по кадмию – в 1,3 раза; - в пробе № 3 по цинку – в 1,2 раза, по кадмию – в 1,1 раз; - в пробе № 4 по цинку – в 1,3 раза, по свинцу – в 1,2 раза, по кадмию – в 1,2 раза; - в пробе № 5 по меди – в 1,1 раз, по цинку – в 1,1 раз, по свинцу – в 1,1 раз, по кадмию – в 1,4 раза.
В связи с чем контролирующим органом сделан вывод о том, что качество земельного объекта, на котором ответчиком осуществляется мусороперерабатывающая деятельность, а так же за его пределами, в связи с неправильной эксплуатацией ухудшилось в результате загрязнения и нарушения почвенного слоя.
По итогам проверки Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея вынесено постановление от 14.03.2017 № 10-74-13-Н-4, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, выразившегося в порче земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Данным постановлением обществу назначено административное наказание в виде штрафа 40 000 рублей. По состоянию на 19.09.2017 административный штраф не оплачен, сведений об обжаловании постановления в управление не поступало.
Выявление контролирующим органом факта порчи земель, послужило основанием для обращения Росприроднадзора в арбитражный суд с требованием о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Территориальная сочинская мусороперерабатывающая компания» 1 098 930 рублей ущерба, причиненного окружающей среде.
Принимая решение по настоящему делу, суд руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
По смыслу статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В силу статьи 4 Закона об охране окружающей среды объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 указанной статьи Закона об охране запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» указано, что непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.
Так, согласно представленным в ходе проверки данным, занимаемая обществом общая площадь контура отвала отходов, составляет 0,68 га, из них часть располагается на участке с кадастровым номером 23:49:0301004:42 – 0,62 га. Ввиду несанкционированного перекрытия поверхности почвы отходами производства и потребления площадь контура отвала отходов частично расположена на территории земель населенных пунктов - 0,05 га и частично на территории земель особо охраняемых территорий - 0,01 га.
В результате нарушения природоохранного законодательства действиями
ООО «Территориальная сочинская мусороперерабатывающая компания», выразившимися в складировании отходов за пределами территории, предоставленной для эксплуатации комплекса по сортировке и переработке твердых бытовых отходов, причинен вред землям и плодородному слою почвы, как объекту охраны окружающей среды. По указанному факту организация привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации, приведение земельных участков в пригодное для использование состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий, выполнять иные требования, предусмотренные Кодексом, федеральными законами.
В силу статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель, рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Согласно Письму Росприроднадзора от 23.05.2012 № ВК-03-03-36/6231
«Об актуализации Методических рекомендаций, направленных письмом Росприродназора от 14.11.2011 № ВК-03-03-36/14757», порча и уничтожение плодородного слоя почвы – частичное или полное разрушение почвенного покрова в результате умышленных или неосторожных действий, а так же вследствие непринятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными и природными факторами, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а так же снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв.
Таким образом, общество нарушило своими действиями требования статьей 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Доказывание таких убытков производится в общем порядке, установленном статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и не оспаривается ответчиком, по результатам проведенной проверки административным органом в отношении ООО «Территориальная сочинская мусороперерабатывающая компания» составлен протокол об административном правонарушении от 27.02.2017 № 10-74-13-Н за нарушение требований природоохранного законодательства.
Рассмотрев материалы проверки, административный орган вынес постановление о назначении административного наказания от 14.03.2017 № 10-74-13-Н-4, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, выразившегося в порче земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Согласно представленных в материалы дела расчетам, произведенным контролирующим органом в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 13.04.2009 № 87 «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства», размер вреда, причиненного вследствие несанкционированного перекрытия поверхности почвы отходами производства и потребления составил 1 098 930 рублей, из них: землям особо охраняемых территорий составил 149 800 рублей, землям населенных пунктов составил 949 130 рублей.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, произведенный истцом, проверен судом, и признан верным.
Судом установлено, что управлением 04.07.2017 исх. № 0101/1012068 в адрес общества направлено письмо о добровольной оплате за вред, причиненный окружающей среде.
Из материалов дела следует, что письмо получено обществом, что подтверждается отметкой канцелярии юридического лица от 04.07.2017 вх. № 2017-06/256.
Однако, предприятием вред, причиненный в результате нарушения законодательства об охране окружающей среду, возмещен не был.
Таким образом, досудебный порядок Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея соблюден.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствие со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
На основании статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» утверждены Правила осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил федеральные органы государственной власти, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения, а также Центральный банк Российской Федерации в качестве главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в частности, формируют и утверждают перечень администраторов доходов бюджетов, подведомственных главному администратору доходов бюджетов.
В соответствии с Приказом Росприроднадзора от 29.02.2016 № 110 «Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» Управление наделено полномочиями главного администратора доходов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду на территории Краснодарского края и Республике Адыгея.
Порядок осуществления территориальными органами Росприроднадзора полномочии главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации утвержденный Приказом Росприроднадзора от 29.02.2016 № 110 «Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее - порядок), устанавливает единые правила осуществления территориальными органами Росприроднадзора полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет (пункт 2.3 порядка).
Из вышеизложенного следует, что полномочиями на подачу настоящего иска наделено Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10.12.2002 № 284-О указал, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и по ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние, в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 № 16772/09 плата за негативное воздействие на окружающую среду признана компенсационным сбором. Эти платежи носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и призваны обеспечить возмещение ущерба и затраты государства на охрану и восстановление окружающей среды.
В соответствии со статьями 15 и 1064 Гражданского Кодекса Российской Федерации для возложения гражданско-правовой ответственности за причинение вреда окружающей среде истец должен доказать в совокупности факт причинения вреда, его размер, противоправность поведения причинителя вреда и наличие его вины, а также причинно-следственную связь между противоправным поведением и наступившими последствиями.
Статья 1 Закона об охране окружающей среды определяет негативное воздействие на окружающую среду, как воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Из указанного в статье 1 Закона об охране окружающей среды определения негативного воздействия на окружающую среду нормы права следует, что факт причинения вреда может считаться установленным, если доказано, что в результате действий (бездействия) нарушителя произошло негативное изменение качества окружающей среды, в настоящем деле – плодородного слоя почвы.
Согласно статье 78 Закона об охране окружающей среды компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Исходя из доказанности факта причинения обществом вреда землям особо охраняемых территорий и землям населенных пунктов, противоправности и виновности причинителя вреда, наличия причинно-следственной связи между данными противоправными действиями общества и наступившими вредными последствиями, суд пришел к выводу, что требование истца о взыскании с ответчика ущерба, причиненного окружающей среде, в размере 1 098 930 рублей подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины следует возложить на ответчика, как на проигравшую сторону.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Территориальная сочинская мусороперерабатывающая компания» (г. Краснодар, ул. Дальняя 39/3, офис 196,
ИНН 2308219529, ОГРН 1152308005563) в пользу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (г. Краснодар, ул. Красная 19, ИНН 2309089375,
ОГРН 1042304949752) 1 098 930 рублей ущерба, причиненного окружающей среде.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Территориальная сочинская мусороперерабатывающая компания» (г. Краснодар, ул. Дальняя 39/3, офис 196,
ИНН 2308219529, ОГРН 1152308005563) 23 989 рублей госпошлины в доход федерального бюджета.
Выдать исполнительные листы.
Решение суда может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия.
ООО ЛТО Производим работы по сбору и утилизации нефтесодержащих и мазута содержащих отходов. Осуществляем очистку резервуаров и мазутных озер от мазута и донных отложений, сбор аварийных проливов нефтепроду...
Евразийский Технологический Альянс Cовместная Российско - Корейская компания, комплексно решающая задачи охраны окружающей среды на основе широкого внедрения передовых инновационных технологий в сфере переработки, транспортировки, утил...
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.