"Дело № А40-3429/16-150-25 по иску Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу к ООО «Дубининское»"
Материал прочитан 1186 раз и оценен
0
Арбитражный суд города Москвы
Дата рассмотрения: 29.09.2017
РЕШЕНИЕ
Дело № А40-3429/16-150-25
г. Москва
02 ноября 2016 года
Резолютивная часть решению объявлена 27 октября 2016 года Полный текст решения изготовлен 02 ноября 2016 года
Арбитражный суд в составе судьи Маслова С.В.,
при ведении протокола секретарем с/з Сейнароевой М.И.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (ОГРН 1057748853690, 117105, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 39А)
к ООО «Дубининское» (ОГРН 1027739064022, 115054 г. Москва, ул. Дубининская, д. 31А)
о взыскании 620 669 руб. 72 коп. долга, по встречному иску ООО «Дубининское»
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу о взыскании 260 719 руб. 70 коп. долга,
третьи лица: ООО «Экопроф» и ООО «Маур»,
при участии представителей истца и ответчика согласно протоколу,
УСТАНОВИЛ:
Первоначальный иск заявлен о взыскании 620 669 руб. 72 коп. долга. Требования мотивированы тем, что ООО «Дубининское» не произвело оплату за негативное воздействие на окружающую среду.
В ходе рассмотрения дела по существу, ООО «Дубининское» заявлено встречное исковое заявление о взыскании 260 719 руб. 70 коп. долга (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ). Требования мотивированы тем, что ООО «Дубининское» произвело переплату по платежам за негативное воздействие на окружающую среду.
Первоначальный истец в судебное заседание явился, иск поддержал, возражал против встречного иска.
Первоначальный ответчик в судебное заседание явился, возражал против первоначального иска, просил удовлетворить встречный.
Рассмотрев материалы, исследовав и оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства, суд пришел к следующему выводу.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу, действующий на основании Положения о Департаменте Росприроднадзора по ЦФО (утв. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) от 13.01.2009 г. № 03), Положения о Росприроднадзоре (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004г. № 400), Постановления Правительства РФ от 13.09.2010 г. № 717 «О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», Бюджетного кодекса РФ (ст. 160.1), является администратором доходов в бюджет и осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
В соответствии со ст. 3 и 16 Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закона об ООС) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
В части 1 статьи 16 указанного Закона об ООС установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Часть 2 статьи 16 Закона об ООС определяет виды негативного воздействия на окружающую среду:
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления.
Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632 «Об утверждении порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов , другие виды вредного воздействия» установлен порядок определения платы.
Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденными Министерством природных ресурсов РФ (зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 24.03.1993г. № 190), разработанными в соответствии с порядком определения платы, установлен порядок расчета платы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003г. № 344 (в редакции от 01.07.2005г. № 410) «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» установлены нормативы платы за загрязнение окружающей среды.
«Методические рекомендации по администрированию Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», утвержденные Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 17.02.2015 г. № 132 (в ред. Приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.03.2015 г. № 247), разработанные в целях повышения функций главных администраторов доходов.
Пунктом 1 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25.02.2010 г. № 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение » (далее-Порядок), установлены требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимого количества отходов конкретного вида, направляемых на размещение (захоронение) в конкретных объектах размещения (захоронения) отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены объекты.
В соответствии с приложением к Порядку, в графе « отходы », передаваемые на размещение (захоронение) другим индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, указывается наименование объекта размещения отходов , наименования юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующий объект размещения отходов и номер регистрации объекта размещения отходов (ГРОРО).
Соответственно, при сдаче отходов на полигон , не указанный в Документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение , размещение отходов считается несанкционированным.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) от 08.06.2006г. № 557 установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
При проверке представленных в Департамент Расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду ООО «Дубининское» за 1-4 кварталы 2013 г., 1,2 кв. 2014 г. установлено:
Московским управлением Ростехнадзора Обществу был выдан «Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение » № ЦАО/0028 от 07.07.2009г. в соответствии с требованием Документа, отходы образующиеся от деятельности ООО «Дубиниское», подлежали размещению (захоронению) на полигоне твердых бытовых отходов ( полигон ТБО) «Поваровский песчаный карьер», эксплуатируемый ООО «Проект Строй».
Вместе с тем, образующиеся отходы были переданы в 2013 г., 1-2 квартале 2014 г. на размещение (захоронение) на полигон ТБО «Тимохово», что подтверждается представленными в Департамент отчетом «О неизменности производственного процесса и используемого сырья», а также кодами ОКАТО (ОКТМО), указанными в Расчетах и исполненных платежными поручениями (46704000,4663900).
Соответственно, ООО «Дубининское» обязано выполнить «Расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее-Расчеты) за 1-4 кварталы 2013 г., 1-2 кварталы 2014 г. (за период с 01.01.2014 г. по 18.06.2014 г.) за размещение отходов производства и потребления в соответствии с п.5,6 Постановления правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов , другие виды вредного воздействия» с применением ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов) с применением пятикратного повышающего коэффициента.
В соответствии с Расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2013 г., выполненной ООО «Дубиниское» и представленной в государственные органы, количество отходов 4-го класса опасности, переданных в 2013 г. другим организациям для захоронения, составило 152,134 т., отходы 5-го класса опасности составили 26,103 т.
На основании изложенного Департамент рассчитал, что сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду (за размещение отходов 4 и 5 классов опасности по видам, указанным Обществом в Расчетах платы) за 1-4 кварталы 2013 г. составляет:
Отходы 4 класса опасности: 152,134 т/г*284,4*1,6*2,2*5=665105,51, где 152,134 - масса раз
мещенных отходов (за год);
284,4 - норматив платы. В отношении отходов 4 класса опасности в соответствии с Приложением № 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.06.2003г. № 344 нормативом платы за размещение 1 тонны отходов в пределах установленных лимитов размещения отходов является 248,4 руб/т. Это постоянная переменная при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду для отходов 4 класса опасности;
1,6 - коэффициент экологического значения. Коэффициентом, учитывающим состояние почвы на территории Центрального федерального округа Российской Федерации, является значение «1,6» (согласно Приложению № 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.06.2003г. № 344);
2,2 - коэффициент инфляции. Устанавливается на каждый год федеральным законом о бюджете.
5- коэффициент к нормативу платы за размещение отходов в пределах установленного лимита.
Отходы 5 класса опасности: 26,103*15,0*1,6*1,79*5=5606,92, где 26,103 - масса размещенных отходов (за год);
15,0 - норматив платы. В отношении отходов 5 класса опасности в соответствии с Приложением № 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.06.2003г. № 344 нормативом платы за размещение 1 тонны отходов в пределах установленных лимитов размещения отходов является 15 руб/т. Это постоянная переменная при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду для отходов 5 класса опасности норматив платы.
1,6 - коэффициент экологического значения. Коэффициентом, учитывающим состояние почвы на территории Центрального федерального округа Российской Федерации, является значение «1,6» (согласно Приложению № 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.06.2003г. № 344);
1,79 - коэффициент инфляции. Устанавливается на каждый год федеральным законом о бюджете.
5- коэффициент к нормативу платы за размещение отходов в пределах установленного лимита.
Итого: 655105,51+5606,92=670 712,43
За 2013 г. Обществом внесены следующие денежные средства на счета по УФК Московской области (счет 40101810600000010102) по полигону ТБО «Тимохово» (ОКТМО 46639000):
За первый кв. 2013 г. 75781,88 руб. по платёжному поручению от 23.05.2013 г. № 356, за 2 кв. 2013 г. 76623,91 руб. по платежному поручению от 17.07.2013 г. № 494, за 3 кв.2013 г. 77000,0 руб. по платежному поручению от 24.10.2013 г. № 727, всего на сумму 229 405,79 руб., следовательно, по состоянию на 31.12.2013 год, задолженность составляет:
670 712,43-229 405.79=441 306,64 руб.
В соответствии с Расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-2 кв. 2014 г. (с 01.01.2014 г. по 30.06.2014 г.), выполненной ООО «Дубиниское» и представленной в государственные органы, количество отходов 4-го класса опасности, переданных в 2014 г. за 1-2 кв. другим организациям для захоронения, составило 154,396 т/год* 169/365=71,5, отходы 5-го класса опасности составили 5,604 т/год* 169/365=2,6 т.
Отходы 4 класса опасности:
За период с 01.01.2014 г. по 18.06.2014 г. с нарушением требований Документа (169 дней- 154,396т/ год* 169/365=71,5 т)
154,396 т/год* 169/365*248,4 руб.* 1,6*2,33*5=330999,54 руб., где
154,396 - масса размещенных отходов (за год), за период с 01.01.2014г. по 18.06.2014 г. - 71,5т;
284,4 - норматив платы. В отношении отходов 4 класса опасности в соответствии с Приложением № 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.06.2003г. № 344 нормативом платы за размещение 1 тонны отходов в пределах установленных лимитов размещения отходов является 248,4 руб/т. Это постоянная переменная при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду для отходов 4 класса опасности;
1,6 - коэффициент экологического значения. Коэффициентом, учитывающим состояние почвы на территории Центрального федерального округа Российской Федерации, является значение «1,6» (согласно Приложению № 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.06.2003г. № 344);
2,23 - коэффициент инфляции. Устанавливается на каждый год федеральным законом о бюджете.
5- коэффициент к нормативу платы за размещение отходов в пределах установленного лимита.
Отходы 5 класса опасности: 5.604 т/год* 169/365* 15,0руб.** 1,6* 1,89*5=588,48 руб., где 5,604 - масса размещенных отходов (за год);
15,0 - норматив платы. В отношении отходов 5 класса опасности в соответствии с Приложением № 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.06.2003г. № 344 нормативом платы за размещение 1 тонны отходов в пределах установленных лимитов размещения отходов является 15 руб/т. Это постоянная переменная при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду для отходов 5 класса опасности норматив платы.
1,6 - коэффициент экологического значения. Коэффициентом, учитывающим состояние почвы на территории Центрального федерального округа Российской Федерации, является значение «1,6» (согласно Приложению № 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.06.2003г. № 344);
1,89 - коэффициент инфляции. Устанавливается на каждый год федеральным законом о бюджете.
5- коэффициент к нормативу платы за размещение отходов в пределах установленного лимита.
Всего: 330999,54 руб.+588,48 руб.=331588,02 руб.
За период с 19.06.2014 г. по 30.06.2014 г. без нарушений требований Документа (12 дней):
4 класс опасности отходов : 154396т/год*12 дней/365 дней*248,4 руб.* 1,6*2,33=4700,58 руб. 5 класс опасности отходов : 5.604 т/год*12/365*15,0*1,6*1,89=8,36 РУБ.
Всего: 4708,94 РУБ. Итого: 331588,02+4708,94=336296,96 РУБ.
За 1,2 квартал 2014 г. ООО «Дубининское» внесены следующие средства нас счета по Московской области (счет 40101810600000010102) по полигону «Тимохово» (ОКТМО 4663900): за 1 кв.2014 г. 75783,08 руб. по платежному поручению от 22.04.2014 г. № 215; за 2 квартал 2014 г. 81151,25 руб. по платежному поручению от 16.07.2014 г. № 395, всего на сумму 156934,33 руб.,
Итого: 336 296,96 -156934,33=179 362,63 руб. По состоянию на 01.07.2014 г. задолженность составляет: 441306,64+ 179 362.63=620 669,27 руб.
Таким образом, задолженность ООО «Дубининское» перед бюджетом за 1-4 кварталы 2013 года, 1,2 кварталы 2014 года составляет: 620 669,27 рубля.
Доводы ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Нормами действующего законодательства определено, что плательщиком платы за размещение отходов является собственник этих отходов (часть 1 статьи 4 в редакции, действовавшей на момент оказания негативного воздействия). В связи с тем, что договорами, заключенными ООО «Дубининское» с подрядными организациями, передача ООО «Дубининское» права собственности на отходы , образованные ООО «Дубининское», организациям, эксплуатирующим полигоны , не предусматривалась, обязанность по внесению в бюджет платы за их размещение сохранилась за ООО «Дубининское» как за собственником отходов .
Так, в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса РФ). К расходам собственника на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 N 5-П по делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов , другие виды вредного воздействия» было указано, что установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду - имея в виду публично- правовую природу данного платежа - должно осуществляться путем нормативно- правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решения этого вопроса в рамках договорных отношений.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в указанном Постановлении, с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов , будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы , либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя в том числе из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и, соответственно, переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов ), могут - с тем чтобы не действовать себе в убыток - учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов .
Таким образом, поскольку предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя, она не может быть прекращена у Ответчика только лишь в связи с заключением договоров с организациями, оказывающими услуги по транспортировке и размещению отходов (а рекультивация опасными отходами , как указывалось выше, является размещением отходов ) и возникнуть у лиц, которым соответствующие денежные средства природопользователем (загрязнителем) для цели их уплаты в качестве соответствующего платежа за размещение отходов , не передавались.
Верховный суд РФ в указанном определении указал, что иной подход противоречит принципам охраны окружающей среды и природопользования, в том числе, принципу платности природопользования и необходимости возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установленных статьями 3 и 16 Закона об охране окружающей среды, и не будет обеспечивать должную защиту окружающей среды от негативного на нее воздействия, компенсацию причиненного ей вреда, а следовательно, право граждан на благоприятную окружающую среду.
Аналогичные позиции нашли свое отражение в следующих судебных актах Верховного Суда РФ: - № 301-КГ14-1819 от 04 февраля 2015г. по делу № А31- 5740/2013; № 301-КГ14-1670 от 04 февраля 2015г. по делу № А79-4567/2013; № 303- КГ14-2151 от 04 февраля 2015г. по делу № А37-1326/2013; № 305-КГ14-6726 от 11 марта 2015г. по делу № А40-177951/2013.
Из положений пунктов 5 и 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров, утв. постановлением Правительства РФ от 28.08.1992г. № 632 следует, что в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
ООО «Дубининское» уполномоченным органом были утверждены Документы об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение , согласно которым образованные ответчиком отходы должны размещаться на полигоне ТБО «Поваровский песчаный карьер».
Таким образом, у ООО «Дубининское» не было оформленного в установленном порядке разрешения размещать образованные отходы на полигонах ТБО «Часцы» Одинцовского района Московской области, ТБО «Кучино» Балашихинского район Московской области Московской области, ТБО «Тимохово» в Ногинском районе Московской области в связи с чем вся масса отходов является сверхлимитной и при расчете платы необходимо применить пятикратный повышающий коэффициент.
Довод Общества о том, что изменения в Приказ Минприроды России от 25.02.2010г. № 50 вступили в силу с 03.02.2015г., следовательно, в 2014г. обязанности переоформить документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение у ООО «Дубининское» в связи со сменой полигона не возникало - является не состоятельный.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы , подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Из пункта 1 статьи 18 Федерального закона "Об охране окружающей среды" следует, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в числе которых нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение .
В силу пункта 3 статьи 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы , устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение .
Осуществляя деятельность по размещению отходов на вышеуказанных полигонах , Общество не проявило должной степени заботливости и осмотрительности.
Соответственно, ООО «Дубининское» осуществляя хозяйственную деятельность, связанную с размещением отходов , и в силу требований абзаца 3 статьи 11. статьи 18 Закона "Об отходах производства и потребления" обязано разрабатывать проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов .
В Письме Росприроднадзора от 15.08.2011 N ВС-08-03-31/10489 "О документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ", указано, что при сдаче отходов на полигон , не указанный в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение , размещение отходов будет несанкционированным.
При планируемой смене объекта размещения отходов необходимо в установленном порядке оформить и утвердить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение с указанием реквизитов нового объекта размещения отходов .
Самостоятельное изменение полигона для размещения отходов недопустимо, поскольку целью разработки данных лимитов, является, в том числе, установление государственного контроля за состоянием экологической обстановки, мониторинг мест размещения отходов на поднадзорной территории, размещаемых хозяйствующими субъектами.
Таким образом, доводы заявителя о том, что обязанность по переоформлению Лимитов, в связи со сменой полигона , не возникало - несостоятельны, т.к. в данном случае, Общество осуществляет размещение собственных отходов , образованных в результате их хозяйственной деятельности на полигонах .
Суд, рассматривая встречное исковое заявление о взыскании переплаты в сумме 260 719,70 руб. в его удовлетворении отказывает по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации судебная защита нарушенных гражданских прав гарантируется в пределах срока исковой давности.
В соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений)
течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
При этом, исходя из конституционно-правового смысла рассматриваемых норм, изложенного в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2006 года N 576-О, от 20 ноября 2008 года N 823-О-О, от 25 февраля 2010 года N 266-О-О, установление сроков исковой давности (то есть срока для защиты интересов лица, права которого нарушены), а также последствий его пропуска обусловлено необходимостью обеспечить стабильность гражданского оборота и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя.
Применение положений главы 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (глава 12 "Исковая давность": ст. ст. 195 - 208; в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) разъясняется в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 28 февраля 1995 года N 2/1) и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 года N 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2001 года N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - Постановление Пленума ВС РФ от 12 ноября 2001 года N 15 и Пленума ВАС РФ от 15 ноября 2001 года N 18).
В п. 12 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 28 февраля 1995 года N 2/1 указывается, что заявление стороны в споре о применении срока исковой давности, является основанием к отказу в иске при условии, что оно сделано на любой стадии процесса до вынесения решения судом первой инстанции и пропуск указанного срока подтвержден материалами дела. При этом необходимо учитывать, что заявление о применении срока исковой давности не препятствует рассмотрению заявления истца- гражданина о признании уважительной причины пропуска срока исковой давности и его восстановлении, которое суд вправе удовлетворить при доказанности обстоятельств, указанных в ст. 205 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Судам следует иметь в виду, что срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, а также гражданином-предпринимателем по требованиям, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 26 Постановления Пленума ВС РФ от 12 ноября 2001 года N 15 и Пленума ВАС РФ от 15 ноября 2001 года N 18, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
На основании ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Требования о взыскании переплаты за период с 2011 по 2013 год заявлены 26.05.2016.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что истцом пропущен срок исковой давности.
Госпошлина распределяется между сторонами по правилам ст. 110 АПК РФ, с учетом того, что первоначальной истец от ее уплаты освобожден.
Основываясь на изложенном, руководствуясь ст.ст. 110, 167-171 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Первоначальный иск удовлетворить.
Взыскать с ООО «Дубининское» в пользу Департамента Федеральной службы
по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу 620
669 руб. 72 коп. долга. Встречный иск оставить без удовлетворения.
Взыскать с ООО «Дубининское» в доход федерального бюджета Российской
Федерации 15 413 руб. 00 коп. госпошлины.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
ООО "Полимех" Компания «ПОЛИМЕХ» занимается производством оборудования для переработки пластмасс с 1995 года. За это время мы не только помогли сотням компаний найти качественные агрегаты для расширения производст...
МУСОР-РИН Компания предлагает услуги по сбору и транспортировке строительного, крупногабаритного и бытового мусора, а также снега в Москве. Для организации предусмотрена установка мусорных контейнеров с регуляр...
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.