"Дело №А54-3863/2017 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агроторг" к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям"
Материал прочитан 1292 раза и оценен
0
Арбитражный суд Рязанской области
Дата рассмотрения: 29.08.2017
РЕШЕНИЕ
г. Рязань
Дело №А54-3863/2017
24 августа 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 18 августа 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 24 августа 2017 года.
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Костюченко М.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Барминой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агроторг" (ОГРН 1027809237796; г. Санкт-Петербург)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям (ОГРН 1086229000318; г. Рязань)
о признании незаконным и отмене постановления от 06.06.2017 № 11812-В по делу об административном правонарушении
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Белоусова Н.Н., представитель по доверенности от 01.01.2017 № 5223156/2017, личность установлена на основании паспорта;
от административного органа - Соколова И.Н., представитель по доверенности от 04.05.2017 № УФС-Н-2138/17, личность установлена на основании служебного удостоверения; Харитонов О.И., представитель по доверенности от 11.01.2017 № УФС-Н-85/17, личность установлена на основании служебного удостоверения
установил: общество с ограниченной ответственностью "Агроторг" (далее - заявитель, Общество, ООО "Агроторг") обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям (далее - административный орган, Управление Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям) от 06.06.2017 № 11812-В по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал в полном объеме.
Представители административного органа требования отклонили.
Представителем Общества заявлено ходатайство об отложении судебного заседания для представления документов относительно уничтожения продуктов с истекшим сроком годности.
Представители Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям против удовлетворения данного ходатайства возражали, поясняя о том, что данные документы заявитель должен был представить еще в период проведения проверки.
Ходатайство судом рассмотрено и отклонено ввиду наличия у Общества достаточного периода времени для представления указанных документов.
Из материалов дела следует, что административным органом на основании приказа Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям от 17.02.2017 № 36/п проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Агроторг» по адресам: г. Рязань, пл. Новаторов, д. 3 и г. Рязань, Московское шоссе, д. 33, корп. 1, в ходе которой установлено, что биологические отходы - мясо и мясопродукты с истекшим сроком годности собираются в мусорные контейнеры ТБО и отправляются на полигон твердых бытовых отходов.
Так, согласно актам о списании товаров за период с 15.03.2017 г. по 06.04.2017 г.
ООО «Агроторг» систематически осуществляется списание пищевых продуктов, в том числе мяса и мясной продукции с истекшим сроком годности. За приведенный период было списано пищевых продуктов на общую сумму 143 800 руб. Объем списанной продукции составил более 300 кг.
Договор на вывоз биологических отходов у Общества отсутствует.
Административным органом также установлено, что на момент проведения проверки ООО «Агроторг» не организована процедура осмотра ветеринарным специалистом некачественных и опасных продуктов животного происхождения, снятых с реализации, а также проведение экспертизы в целях определения возможности ее дальнейшего использования или уничтожения с оформлением заключения о возможности их уборки, утилизации или уничтожении. На момент проведения проверки не предоставлены (отсутствуют) документы (заключения), подтверждающие проведение экспертизы/осмотра.
Ветеринарное обслуживание юридического лица не осуществляется, как и не осуществляется оформление ветеринарных сопроводительных документов на вывозимые ООО «Агроторг» на утилизацию биологические отходы.
Указанные обстоятельства создают угрозу возникновения и распространения различных заболеваний, в том числе заболеваний, общих для человека и животных.
На основании вышеизложенного административным органом сделан вывод о нарушении ООО «Агроторг» положений статьи 18 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», части 2 статьи 3, части 4 статьи 20, статьи 25 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»; пунктов 1.4, 1.5, 1.8, 2.1 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 № 13-7-2/469.
26.05.2017 Управлением Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям в присутствии представителя Общества Базитовой Г.С, действующей на основании доверенности от 28.03.2017 № 21, составлен протокол № 11812 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением от 26.05.2017 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении Общество вызвано для участия в рассмотрении дела об административном правонарушении на 06.06.2017 в 10-00. Определение вручено представителю ООО "Агроторг" Базитовой Г.С, действующей на основании доверенности от 28.03.2017 № 21, а также направлено Обществу по почте заказным письмом, которое получено 01.06.2016.
06.06.2017 в отсутствие представителя лица привлекаемого к административной ответственности административным органом рассмотрено дело об административном правонарушении и вынесено постановление от 06.06.2017 № 11812-В, в соответствии с которым ООО "Агроторг" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 500 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество 20.06.2017 обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 3 статьи 10.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ, является нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденные Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469, являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения (п. 1.1 Правил).
Согласно п. 1.2. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации 04.12.1995 № 13-7-2/429, биологическими отходами являются: ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
В соответствии с п. 1.5. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации 04.12.1995 № 13-7-2/429, биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах.
Согласно пункту 1.8 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации 04.12.1995 № 13-7-2/429 и зарегистрированных в Минюсте Российской Федерации 05.01.1996 № 1005, категорически запрещается сбор биологических отходов в бытовые мусорные контейнеры и вывоз их на свалки и полигоны для захоронения.
В ходе рассмотрения дела установлено, что согласно протоколу от 26.05.2017 № 11812 ООО "Агроторг" допустило нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожение биологических отходов, в отношении биологических отходов - мяса и мясопродуктов, списанных по истечении срока годности.
Факт списания товаров подтверждается представленными в материалы дела актами о списании товаров за период с 15.03.2017 по 06.04.2017.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, сроки годности которых истекли. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
В соответствии с ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" если при реализации пищевых продуктов утрачивается их качество, то граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица, осуществляющие реализацию пищевых продуктов, обязаны снять такие пищевые продукты с реализации, обеспечить их отзыв от потребителей, направить некачественные и опасные пищевые продукты на экспертизу, организовать их утилизацию или уничтожение.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия, изъятые из оборота, подлежат соответствующей экспертизе (санитарно-эпидемиологической, ветеринарно санитарной, товароведческой и другой), проводимой органами государственного надзора в соответствии со своей компетенцией, в целях определения возможности утилизации или уничтожения таких пищевых продуктов, материалов и изделий.
Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия на срок, необходимый для проведения их экспертизы, утилизации или уничтожения, направляются на временное хранение, условия осуществления которого исключают возможность доступа к таким пищевым продуктам, материалам и изделиям. Находящиеся на временном хранении некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия подлежат строгому учету. Ответственность за сохранность таких пищевых продуктов, материалов и изделий несет их владелец.
На основании результатов экспертизы некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий соответствующий орган государственного надзора принимает постановление об их утилизации или уничтожении (ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов").
Органы государственного надзора, вынесшие постановление об утилизации или уничтожении некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны осуществлять контроль за их утилизацией или уничтожением в связи с опасностью возникновения и распространения заболеваний и отравлений людей и животных, а также загрязнения окружающей среды.
Таким образом, сняв с реализации мясо и мясопродукты с истекшим сроком годности, ООО "Агроторг" в соответствии со ст.ст. 3, 20, 25 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" должно было направить данную продукцию для проведения экспертизы, по результатам которой принимается решение об утилизации (путем переработки на корм) или уничтожении (путем сжигания). После проведения ветеринарно-санитарной экспертизы представленная продукция приобретает статус ветеринарного конфиската. В соответствии с п. 7 Правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 17.07.2014 № 281, дальнейшее перемещение указанной продукции осуществляется на основании ветеринарного свидетельства формы № 3, оформленной на биологические отходы.
Довод Общества о том, что административным органом не доказано, что мясо и мясопродукты с истекшим сроком годности сбрасываются в мусорные контейнеры ТБО и отправляются на полигон твердых бытовых отходов правового значения не имеет, так как доказательств того, что заявителем эта продукция в установленном порядке уничтожена или утилизирована в материалы дела не представлено.
Утверждение заявителя о том, что на ООО "Агроторг" не распространяются положения вышеуказанных правил судом отклоняется.
Как ранее отмечено, в силу пункта 1.2. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации 04.12.1995 № 13-7-2/429, биологическими отходами являются в том числе: мясо и другая продукция животного происхождения, выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы в организациях торговли и других объектах (ветеринарные конфискаты).
Общество осуществляет торговлю мясом и мясной продукцией, что им не оспаривается.
Тот факт, что спорная продукция не направлена для проведения экспертизы, по результатом которой принимается решение об утилизации или уничтожении и продукция приобретает статус ветеринарного конфиската, связан с неправомерным бездействием самого заявителя.
Правовая позиция о том, нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в отношении мяса и мясной продукции с истекшими сроками годности образует состав административного правонарушения по части 3 статьи 10.8 КоАП РФ подтверждается и судебной практикой (постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.05.2017 № 187224/2016).
Событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ, и наличие в действиях ООО "Агроторг" вины подтверждается материалами дела.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в отношении вины юридических лиц требуется установить возможность соблюдения соответствующим лицом правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
В настоящем случае общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако заявителем не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам заявителем не представлено.
В настоящем случае представленные в материалах дела доказательства: материалы дела об административном правонарушении свидетельствует о наличии в действиях заявителя административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.10.8 КоАП РФ.
Учитывая нормы ст. 23.14 КоАП РФ, Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 327, протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого согласно п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10,судом не установлено.
Требования ст.ст. 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ административным органом соблюдены.
Совершенное правонарушение не может быть квалифицировано как малозначительное в связи со следующим.
Согласно п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с п. 18.1 указанного Постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 (в редакции от 11.11.2008) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих гражданско-правовых обязанностей, отсутствии должного контроля со стороны ответственных лиц.
О высокой степени общественной опасности свидетельствует значительный размер штрафа, а также категория рассматриваемых общественных отношений, поскольку игнорирование субъектом предпринимательской деятельности требований законодательства в сфере регулирования ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства неизбежно влечет за собой нарушение прав и охраняемых законом экономических интересов участников обозначенных отношений.
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения Общества к административной ответственности административным органом соблюдены, размер штрафа административным органом определен с учетом правил, определенных ст. 4.2 КоАП РФ, назначен штраф в минимальном размере 500 000 рублей, требования заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч. 3 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку основаны на неверном толковании действующего законодательства.
В силу ч.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Агроторг" (ОГРН 1027809237796; г. Санкт-Петербург) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям (ОГРН 1086229000318; г. Рязань) от 06.06.2017 № 11812-В по делу об административном правонарушении отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула) через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, через Арбитражный суд Рязанской области может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 181, 211, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Stankopolimer Профессиональный производитель оборудования для переработки пластмасс
Мойки пэт и прчих полимерных материалов, агломераторы, прессы, экструдера, дробилки и прочее оборудование новое и б/у.
Мусор Нам Вывоз и утилизация ТБО, прием лома черных металлов, прием картона, станция перегрузки ТБО.
Машиностроительный завод МЗОК «МЗОК» осуществляет установку КМУ и другого специального оборудования как «мультилифт», а так же сменных кузовов, на базу шасси КАМАЗ, МАЗ, ISUZU, HYUNDAI, MAN и др.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.