ОТРАСЛЕВОЙ РЕСУРС
О портале | О журнале | Свежий номер | Подписка | Электронная версия журнала | Отзывы | Реклама на портале | Реклама в журнале | English   
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА
Зарегистрированных посетителей: 22207

ЖУРНАЛ ТБО (№11 2024)
Просмотр выпуска
Архив номеров | Подписка

НОВОСТИ


КОНТАКТЫ
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5

Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru

Отдел подписки:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

Отдел рекламы:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

podpiska

Главная страница / Судебные решения

"Дело № А21-6711/2015 по кассационной жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области и и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда"



Материал прочитан 1389 раз и оценен
0
Арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата рассмотрения: 28.08.2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

23 августа 2017 года

Санкт-Петербург

Дело № А21-6711/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Алешкевича О.А., Любченко И.С.,
при участии от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области Бабаева Ф.Р. (доверенность от 11.04.2017 № 1602-п),

рассмотрев 21.08.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.01.2017 (судья Зинченко С.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2017 (судьи Лопато И.Б., Борисова Г.В., Есипова О.И.) по делу № А21-6711/2015,

у с т а н о в и л:

Муниципальное предприятие «Чистота» городского округа «Город Калининград» (место нахождения: 236022, Калининград, ул. Мусоргского, 74, ОГРН 1023900996041, ИНН 3903006601; далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области (место нахождения: 236000, Калининград, Офицерская ул., 6, ОГРН 1043900834658, ИНН 3904060810; далее - управление) от 16.07.2015 № 3374-п об отказе во включении полигона твердых бытовых отходов (ТБО) в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Заявитель также (с учетом уточнения) просит суд обязать управление направить в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования информацию о полигоне ТБО, предоставленную заявителем письмами от 28.11.2014 № 714 и от 07.07.2015 № 485, для решения вопроса о включении рассматриваемого полигона ТБО в означенный реестр.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (место нахождения: 123995, Москва, Б. Грузинская ул., 4/6, А, Б, ОГРН 1047703033300, ИНН 7703381225; далее - Росприроднадзор) и администрацию городского округа «Город Калининград» (место нахождения: 236006, Калининград, пл. Победы, 1, ОГРН 1023900770222, ИНН 3903016790; далее - администрация).

Определением суда от 08.10.2015 на основании пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) производство по настоящему делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу № А21-2026/2014; определением от 10.10.2016 суд возобновил производство по делу в порядке статьи 146 АПК РФ.

Решением суда от 18.01.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.04.2017, заявленные требования предприятия удовлетворены в полном объеме: суд признал оспариваемое решение управления недействительным и в порядке статьи 201 АПК РФ обязал управление направить в Росприроднадзор информацию о предлагаемом для включения в ГРОРО полигоне ТБО, предоставленную письмами от 28.11.2014 № 714 и от 07.07.2015 № 485.

В кассационной жалобе ее податель просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение, ссылаясь на обстоятельства дела, ряд значимых, по его мнению, нормативных положений и неправильное применение судами части 2 статьи 69 АПК РФ. Управление настаивает на наличии у него правовых и фактических оснований для принятия оспариваемого решения об отказе. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что правовые вопросы по ранее рассмотренным делам и вопросы применения норм материального права не имеют преюдициального значения; правовые выводы не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, не требующих доказывания.

Представители предприятия, администрации и Росприроднадзора, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 АПК РФ). В судебном заседании представитель управления поддержал доводы жалобы.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела и установлено судами, во исполнение приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 № 792, приказа Росприроднадзора от 01.08.2014 № 479, письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.09.2014 № 05-12-44/20156, письма Росприроднадзора от 08.10.2014 № АА-06-01-36/15648 предприятие представило управлению информацию об объекте размещения отходов, расположенном в Калининграде, Балтийское шоссе (в том числе характеристику полигона ТБО), для включения в ГРОРО (письмо от 28.11.2014 № 714; том дела I, лист 20).

Письмом от 10.12.2014 № 6484-п управление известило предприятие о том, что эксплуатируемый им объект не может быть включен в ГРОРО (том дела I; листы 21 - 24). Предприятие повторно обратилось в управление с заявлением о включении полигона в ГРОРО, направив управлению письмом от 07.07.2015 № 485 копии протоколов лабораторных исследований № 7175 - 7176, 13244 -13247, 13838 -13844, 7689, 398.15 (на 59 листах) и характеристику полигона.

В письме от 16.07.2015 № 3374-п «О невозможности включения объекта размещения отходов в ГРОРО» управление указало, что объект не может быть включен в ГРОРО по следующим основаниям:
- предприятием не проводится мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды;
- захоронение отходов осуществляется в границах населенного пункта;
- полигон не является объектом капитального строительства;
- уровень заполнения полигона превышает проектный.

Не согласившись с отказом управления, изложенным в письме от 16.07.2015 № 3374-п, предприятие обратилось в арбитражный суд.

Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили фактические обстоятельства дела и указали на отсутствие у управления правовых и фактических оснований для оспариваемого отказа (соответствующего решения).

Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 2 статьи 69, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статья 198, 200, 201 АПК РФ).

При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из следующего.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Под объектами размещения отходов понимаются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Согласно положениям статьи 12 Закона № 89-ФЗ запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов (пункт 5); объекты размещения отходов вносятся в ГРОРО, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 6). Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО (пункт 7).

Порядок ведения ГРОРО определен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения Государственного кадастра отходов» (раздел III упомянутого Порядка; далее - Порядок).

Согласно пункту 16 Порядка ГРОРО включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Не подлежат включению в ГРОРО объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком; объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации; специальные объекты размещения радиоактивных отходов; скотомогильники (пункт 17 Порядка).

В соответствии с пунктом 19 Порядка территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок с даты поступления от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, представляют в Росприроднадзор следующую информацию о данном объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в ГРОРО: 1) наименование объекта размещения отходов; 2) назначение объекта размещения отходов («хранение отходов» либо «захоронение отходов») с указанием наименований основных видов размещаемых отходов и их кодов по ФККО; 3) местонахождение объекта размещения отходов - код по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО) и наименование ближайшего населенного пункта; 4) сведения о наличии негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов («имеется» либо «отсутствует») на основании данных мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду; 5) предложение по порядковому номеру объекта размещения отходов по территории соответствующего субъекта Российской Федерации; 6) сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, эксплуатирующем объект размещения отходов, включая: наименование, место нахождения юридического лица, фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства.

Росприроднадзор в 15-дневный срок с даты регистрации информации об объекте размещения отходов, поступившей из территориального органа Росприроднадзора: рассматривает указанную информацию, присваивает номер объекту размещения отходов в ГРОРО, принимает правовые акты о включении объектов размещения отходов в ГРОРО с периодичностью не реже 1 раза в месяц (пункт 20 Порядка).

В соответствии с пунктом 5.5 (11) Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования она ведет государственный кадастр отходов, который включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов, а также проводит работу по паспортизации отходов I - IV классов опасности.

При оценке фактической стороны дела суды приняли во внимание обстоятельства, установленные судами по ранее рассмотренным делам с участием управления, предприятия и администрации.

В частности, в рамках дел № А21-2026/2014 и А21-3580/2016 на основании кадастрового паспорта от 18.06.2014 № 39/14-ВС-175535 установлено разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 39:15:111201:0068 - под полигон твердых бытовых отходов. Разрешенное использование этого земельного участка (под полигон ТБО) указано также в договоре аренды земельного участка от 15.02.2007.

В постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2016 по делу № А21-2026/2014 указано, что использование земельного участка для размещения существующего полигона ТБО, отнесенного к зоне специального назначения, в полной мере соответствует требованиям земельного и градостроительного законодательства.

Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению от 18.12.2013 № 39.КС.12.000.М.001766.12.13 здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество, используемое предприятием для осуществления деятельности по обезвреживанию и размещению отходов, соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.1.7.1322-03 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 № 80 и СП 2.1.7.1038-01.

Для подтверждения соответствия полигона санитарным правилам предприятие также представляло в управление санитарно-эпидемиологическое заключение № 39.КС.14.000.М.000045.01.16, выданное 29.01.2016 Управлением Роспотребнадзора по Калининградской области.

Управление указывает, что занимаемый предприятием земельный участок находится в границах населенного пункта - Калининграда, в связи с чем в силу статьи 12 Закона № 89-ФЗ захоронение отходов на таком участке запрещено.

Вместе с тем в рамках дела № А21-2026/2014 установлено, что полигон расположен на расстоянии около 1 700 м до условной границы городской черты населенного пункта - Калининграда, как территориального образования, а также на расстоянии 510 м от Балтийского шоссе, являющегося южной границей микрорайона Космодемьянский, что свидетельствует о соблюдении пункта 1.2 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (утверждена Министерством строительства Российской Федерации 02.11.1996), пункта 3.2 Санитарных правил 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.05.2001), пункта 4.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», таблицы 13 СП 42.13330.2011 Свод правил.

Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.

Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89 (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.12.2010 № 820).

Таким образом, полигон находится вне пределов границ населенного пункта.

Согласно пункту 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в соответствии с градостроительными регламентами земельные участки могут относиться к определенной территориальной зоне, в частности к зоне специального назначения. Такие земельные участки входят в состав земель населенных пунктов и, следовательно, должны соблюдаться требования Закона № 89-ФЗ.

В соответствии с частью 13 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.

Решением Городского Совета депутатов от 16.12.2015 № 394 (опубликовано в газете «Гражданин» № 65 (476) от 24.12.2015) внесены изменения и дополнения в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденные решением Совета депутатов от 29.06.2009 № 146. Согласно таковым раздел «зоны специального назначения» дополнен зоной С-2 «зона размещения полигона твердых бытовых отходов»; в данной зоне допускается размещение обслуживающих объектов, обеспечивающих осуществление основной функции зоны.

Суды также удостоверились в отсутствии представленных управлением доказательств исчерпания свободной вместимости полигона.

В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. При установленных судами ранее и в рамках настоящего дела изложенных обстоятельствах суды правомерно сочли, что у управления отсутствовали основания для принятия решения о том, что эксплуатируемый предприятием полигон не может быть включен в ГРОРО.

Ссылка управления на неправильное толкование судами части 2 статьи 69 АПК РФ подлежит отклонению, поскольку суды в данном случае придали преюдициальное значение именно установленным ранее судами обстоятельствам, а не правовым выводам (правовым вопросам по ранее рассмотренным делам). Управление не указывает на обстоятельства, имеющие значение по настоящему делу, возникшие до либо после рассмотрения дел № А21-2026/2014 и А21-3580/2016 и послужившие основанием для оспариваемого отказа либо на значимые обстоятельства, оставленные судами тогда без внимания (при оценке рассматриваемых спорных правоотношений).

Выводы судов являются законными и обоснованными.

Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.01.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2017 по делу № А21-6711/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области - без удовлетворения.

Председательствующий И.О. Подвальный

Судьи О.А. Алешкевич, И.С. Любченко




КАТАЛОГ ВТОРСЫРЬЯ

ЦЕНЫ НА ВТОРСЫРЬЕ

КАТАЛОГ ПРЕДПРИЯТИЙ
Агентство "Ртутная безопасность"
утилизация более 80 видов опасных отходов (ртутьсодержащие,нефтесодержащие,медицинские,покрышки,полимеры,акб,отработанная оргтехника).Вывоз отходов спецтранпортом,тара для опасных отходов. Разработка...

Урбасер Рус (URBASER)
Urbaser, S.A. - мировой лидер в области обращения с отходами в качестве O&M contractor. В 2019 году оборот Urbaser составил более 2 млрд. Евро (евро). Компании Urbaser управляет более чем 200 заводами...

Архи-ПЭТ
производство оборудования по мусоропереработке

ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

СДЕЛАЙ САМ
МЕНЮ ПОРТАЛА "ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ"

© 2007-2024 Издательский дом "Отраслевые ведомости".
Вся информация, размещённая на данном сайте, принадлежит ООО "Отраслевые ведомости".
Несанкционированное копирование информации без ссылки на источник категорически запрещено

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Thu, 07 Nov 2024 17:27:12
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения