"Дело № А56-2610/2017 по исковому заявлению Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу к акционерному обществу «Поликлинический комплекс»"
Материал прочитан 1350 раз и оценен
0
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Дата рассмотрения: 07.08.2017
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
01 августа 2017 года
Дело № А56-2610/2017
Резолютивная часть решения объявлена 25 июля 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 01 августа 2017 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Денисюк М.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Борисенко Т.Э.
истец: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (ОГРН 1099847008546; адрес: Россия, 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д.39)
к акционерному обществу «Поликлинический комплекс» (ОГРН: 1027810236387; адрес: Россия 190013, г. Санкт-Петербург, пр. Московский, д.22)
о взыскании 54133 руб. 89 коп.
при участии
от истца: представитель Галкина Д.А. – доверенность от 10.10.2016
от ответчика: представитель Федосеева Д.О. – доверенность от 01.08.2016
установил:
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее – истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к акционерному обществу «Поликлинический комплекс» (далее – ответчик, Общество) о взыскании 54133 руб. 89 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4-й квартал 2013 года.
Определением суда от 22.02.2017 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ).
Определением от 24.04.2017 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства в порядке части 5 статьи 227 АПК РФ.
В судебном заседании 25.07.2017 представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, представил ответ на возражения истца на отзыв ответчика.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее:
Общество представило в Департамент расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2013 года, согласно которому сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за размещение отходов производства и потребления составила 13534 руб. 00 коп. Платежным поручением № 131 от 20.01.2014 Общество внесло плату за размещение отходов за 4 квартал 2013 года в размере 13534 руб. 00 коп.
По результатам проверки представленного Обществом расчета Департаментом был произведен перерасчет платы за размещение отходов и в адрес ответчика направлено требование № 04-28/4251 от 18.04.2016 об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2013 года в общей сумме 54133 руб. 89 коп. В обоснование произведенного перерасчета Департамент ссылался на то, что Обществом в отсутствие продления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ежегодного представления технического отчета по обращению с отходами) не был применен 5-ти кратный повышающий коэффициент при исчислении платы.
Поскольку требование № 04-28/4251 от 18.04.2016 не было исполнено Обществом в добровольном порядке, Департамент обратился с настоящим иском в суд.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, далее - Закон № 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным. В силу пункта 2 статьи 16 Закона № 7-ФЗ размещение отходов производства и потребления отнесено к видам негативного воздействия на окружающую среду.
Пунктом 3 статьи 16 Закона № 7-ФЗ установлено, что порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее – Порядок № 632).
Порядок № 632 действовал в период спорных правоотношений (4 квартал 2013 года) и распространялся на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (пункт 1)
В соответствии с пунктом 4 Порядка № 632 плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
В силу пункта 5 Порядка № 632 плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Пунктом 6 Порядка № 632 определено, что при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (далее – Порядок № 50).
В соответствии с пунктом 11 Порядка № 50 (в редакции Приказа Минприроды РФ от 22.12.2010 № 558, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 4 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Технический отчет представляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.
Датой представления технического отчета считается отметка территориального органа Росприроднадзора о его получении с указанием даты или дата почтового отправления.
В письмах Росприроднадзора от 27.04.2011 № КТ-08-03-36/5150 «О представлении технических отчетов» и от 17.05.2011 № КТ-08-03-36/6068 «О сроках предоставления технических отчетов и порядке определения платы за размещение отходов» разъяснено, что технический отчет представляется юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении в течение 10-ти рабочих дней с момента истечения очередного года с даты утверждения лимитов. Датой представления технического отчета считается отметка территориального органа Росприроднадзора о его получении с указанием даты или дата почтового отправления. Отказ в приеме технического отчета законодательством Российской Федерации не предусмотрен.
Правильность составления, комплектность и достоверность представляемых отчетов проверяются должностными лицами Росприроднадзора в ходе мероприятий по государственному экологическому контролю. В случае представления технического отчета позже указанного срока, расчет платы за размещение отходов с момента окончания указанного срока (десяти рабочих дней с момента истечения очередного года с даты утверждения лимитов) до момента представления указанного отчета производится как за сверхлимитное размещение.
В соответствии с пунктом 9 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 (действовали в период возникновения спорных правоотношений), основными задачами при составлении технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами является: подтверждение неизменности производственного процесса и используемого сырья, подтверждение заявленных в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР) видов, классов опасности для окружающей среды и количеств отходов, образующихся за отчетный период; подтверждение удаления образованных за отчетный период отходов путем их использования, обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам в количествах, предусмотренных ПНООЛР.
Таким образом, задачей технического отчета является подтверждение информации об отходах, содержащейся в ПНООЛР, как условие продолжения действия разрешения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Как следует из материалов дела, Обществу были утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение рег. № 26-5600-О-12/17 сроком действия с 06.03.2012 по 05.03.2017. Соответственно с 06.03.2013 у природопользователя возникла обязанность по представлению соответствующего технического отчета о неизменности производственного процесса и используемого сырья.
Вместе с тем, Учреждением в спорный период не был представлен в Департамент технический отчет о неизменности производственного процесса и используемого сырья в соответствии с требованиями пункта 11 Приказа № 50, в связи с чем фактически утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение на 4 квартал 2013 года были не подтверждены и продлены.
При таких обстоятельствах, Департамент, правомерно руководствуясь пунктом 11 Порядка № 50, пунктом 6 Порядка № 632 и разъяснениями Росприроднадзора, изложенными в письмах от 27.04.2011 № КТ-08-03-36/5150 и от 17.05.2011 № КТ-08-03-36/6068, произвел перерасчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2013 года с применением повышающего 5-ти кратного коэффициента.
Указанные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2015 № 308-ЭС15-5752 по делу № А32-41455/2013, от 17.06.2016 № 302-ЭС16-6065 по делу № А33-4078/2015.
Доводы Общества о том, что на медицинские отходы не распространяются положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также нормативные правовые акты Минприроды России в области обращения с отходами (в том числе Порядок № 50), а соответственно, паспортизация, разработка нормативов образования медицинских отходов и внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении медицинских отходов законодательством не предусмотрена, отклоняются судом.
Как следует из материалов дела (расчета платы, предоставленного Обществом в Департамент, требования Департамента № 04-28/4251 от 18.04.2016 и расчета к нему), начисление платы на медицинские отходы, указанные Обществом в расчете (отходы рентгеновской пленки, лабораторные отходы), не осуществлялось ни Обществом при предоставлении расчета платы за 4 квартал 2013 года, ни Департаментом в требовании №04-28/4251 от 18.04.2016. Плата начислена Обществом на отходы в количестве 19,05 тонн не относящиеся к медицинским: 19,275 тонн (общая масса отходов, указанная в расчете Общества) – 0,015 тонн (отходы фото и кинопленки, рентгеновской пленки) – 0,21 тонн (лабораторные отходы и остатки химикалиев); иные виды медицинских отходов Обществом в расчете не поименованы. При этом, Департамент при расчете платы в 5-ти кратном размере также исходил из массы отходов 19,05 тонн (то есть не учитывал при расчете количество медицинских отходов).
Расчет платы произведен Департаментом на основании представленных Обществом в расчете данных с применением 5-ти кратного повышающего коэффициента. Расчет проверен судом и признан арифметически правильным. С учетом внесенной Обществом платы в размере 13534 руб. 00 коп., задолженность ответчика составляет 54133 руб. 89 коп.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557, действовавшим до 20.08.2016, был установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Таким образом, срок исполнения обязанности по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2013 года - не позднее 20.01.2014.
Как следует из материалов дела, Департамент представил исковое заявление в суд с использованием сервиса «Мой арбитр» 19.01.2017, то есть в пределах трехгодичного срока исковой давности.
Учитывая изложенное исковые требования Департамента подлежат удовлетворению в полном объеме, с ответчика подлежит взысканию 54133 руб. 89 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2013 года.
Поскольку Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 АПК РФ с Общества в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение дела в суде первой инстанции в размере 2165 руб.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Взыскать с акционерного общества «Поликлинический комплекс» в пользу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Западному федеральному округу 54133 руб. 89 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4-й квартал 2013 года.
Взыскать с акционерного общества «Поликлинический комплекс» в доход федерального бюджета 2165 руб. 00 коп. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Crodac Сбор и утилизация оргтехники и электронного лома. Покупка отходов и вторсырья. Покупка ломов и отходов черных и цветных металлов. Демонтаж промышленных объектов и металлоконструкций.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.