ОТРАСЛЕВОЙ РЕСУРС
О портале | О журнале | Свежий номер | Подписка | Электронная версия журнала | Отзывы | Реклама на портале | Реклама в журнале | English   
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА
Зарегистрированных посетителей: 22207

ЖУРНАЛ ТБО (№11 2024)
Просмотр выпуска
Архив номеров | Подписка

НОВОСТИ


КОНТАКТЫ
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5

Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru

Отдел подписки:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

Отдел рекламы:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

podpiska

Главная страница / Судебные решения

"Дело №А64-1614/2017 по дело по иску государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Тамбовская областная клиническая больница имени В.Д. Бабенко» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования"



Материал прочитан 1596 раз и оценен
0
Арбитражный суд Тамбовской области
Дата рассмотрения: 11.07.2017

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тамбов

«04» июля 2017 года

Дело №А64-1614/2017

Резолютивная часть решения объявлена 27 июня 2017 года
Решение в полном объеме изготовлено 04 июля2017 года
Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Т.В. Егоровой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.Г. Сальниковой

рассмотрел в судебном заседании дело по иску государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Тамбовская областная клиническая больница имени В.Д. Бабенко», г. Тамбов (ОГРН 1026801227310, ИНН 6832008411)

к 1) Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тамбовской области, г. Тамбов (ОГРН 1046882308571, ИНН 6829008122)
2) Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, в лице Управления федерального казначейства по Тамбовской области, г. Тамбов
3) Российской Федерации в лице Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г. Москва
о взыскании 1496145,00 руб.
при участии в судебном заседании
от истца: Косенков А.Е., доверенность от 30.01.2017 №492;

от ответчиков:
1) Тверитнева Н.М., доверенность от 17.04.2017 №02/825,
2) Мамонтова И.Ю., доверенность от 16.01.2017 №64-15-24/10,
3) Попов С.Г., доверенность от 15.06.2017 №АС-35/44,

УСТАНОВИЛ:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Тамбовская областная клиническая больница имени В.Д. Бабенко», г. Тамбов, обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тамбовской области, г. Тамбов, о взыскании излишне перечисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 1496145,00 руб.

Определением от 10.04.2017 исковое заявление ГБУЗ «Тамбовская областная клиническая больница имени В.Д. Бабенко» принято к производству арбитражного суда, возбуждено производство по делу №А64-1614/2017. Определениями от 02.05.2017 и от 29.05.2017 к участию в деле №А64-1614/2017 в качестве соответчиков привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, в лице Управления федерального казначейства по Тамбовской области, г. Тамбов; Российская Федерация в лице Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г. Москва. В судебном заседании 27.06.2017 представитель истца исковые требования поддержал. Ответчики иск отклонили.

Как следует из материалов дела, в процессе осуществления деятельности ГБУЗ «Тамбовская областная клиническая больница имени В.Д. Бабенко» накапливались отходы, передававшиеся для вывоза специализированным организациям, с которыми у Учреждения заключены соответствующие договоры на вывоз отходов.

Платежными поручениями от 20.04.2016 №63031 на сумму 498715,00 руб., от 20.07.2016 №640684 на сумму 498715,00 руб., от 07.10.2016 №219267 на сумму 498715,00 руб.

ГБУЗ «Тамбовская областная клиническая больница имени В.Д. Бабенко» перечислена плата (авансовые платежи) за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов производства и потребления) за период 1-3 кварталы 2016 года на общую сумму 1496145,00 руб.

Однако впоследствии, придя к выводу, что все отходы, образующиеся в результате хозяйственной и иной деятельности медицинских организаций, относятся к медицинским отходам, в связи с чем ГБУЗ «Тамбовская областная клиническая больница имени В.Д. Бабенко» не обязано перечислять Управлению Росприроднадзора по Тамбовской области плату за негативное воздействие на окружающую среду, истец обратился к ответчику - Управлению Росприроднадзора по Тамбовской области с письмом от 21.12.2016 №8848, в котором просил осуществить возврат излишне перечисленной в 2016 году платы в размере 1496145,00 руб., сославшись на положения п. 6 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.2 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.04.2015 №АА-03-04-36/6554, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.02.2015 №12-50/1025-ОГ, от 01.10.2014 №05-12-44/22301.

Письмом от 23.01.2017 №03/120 Управление Росприроднадзора по Тамбовской области сообщило, что в настоящее время методические рекомендации по возврату авансовых платежей отсутствуют, а соответствующий запрос для получения разъяснений будет направлен в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

В письме от 01.03.2017 №1094 ГБУЗ «Тамбовская областная клиническая больница имени В.Д. Бабенко», повторно сославшись на положения вышеуказанных нормативных актов, а также на Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 №163, Санитарные правила СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления», введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.06.2003 №144, указав, что вопросы регулирования деятельности с медицинскими отходами относятся к компетенции Роспотребнадзора, а действие норм Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами не распространяются на медицинские отходы, вновь сообщило Управлению Росприроднадзора по Тамбовской области об отсутствии у себя обязанности по перечислению платы за негативное воздействие на окружающую среду и просило вернуть излишне перечисленную в 2016 году плату в размере 1496135,00 руб.

В ответ на указанный запрос о возврате излишне перечисленной платы письмом от 17.03.2017 №03/505 Управление Росприроднадзора по Тамбовской области указало, что согласно разъяснениям Росприроднадзора от 15.03.2017 №АС-06-02-36/5194 Порядок зачета и возврата территориальными органами Росприроднадзора сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду согласно «Правилам исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду», утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 №255, в настоящее время не разработан, в связи с чем территориальный орган Росприроднадзора вправе отказать в возврате добровольно исчисленной и внесенной лицом, обязанным вносить плату, ежеквартальной авансовой платы за негативное воздействие на окружающую среду (в силу ч. 4 ст. 1109 Гражданского кодекса РФ).

Поскольку ответчик не возвратил перечисленные ГБУЗ «Тамбовская областная клиническая больница имени В.Д. Бабенко» в его адрес авансовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду в общем размере 1496145,00 руб., истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Исследовав материалы дела, изучив представленные по делу доказательства, суд находит исковое заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, руководствуясь следующими основаниями.

Статьей 4 АПК РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В соответствии с п. 1 ст. 11 ГК РФ арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав. Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с рассматриваемым требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права потребовать исполнения определенного обязательства от ответчика, наличия у ответчика обязанности исполнить это обязательство и факта его неисполнения последним.

Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В соответствии со ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе РФ.

В силу требований ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду – это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду среди прочего относится размещение отходов производства и потребления.

Под размещением отходов в силу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Также в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в хозяйственной деятельности которых образуются отходы (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ).

В спорный период постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 №344 (в редакции, действующей в период с 01.01.2015 по 22.09.2016) были утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления; постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 №632 (в редакции, действующей в период с 01.01.2014 по 16.03.2017) - Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.

Согласно приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 №557 (действующему в период с 04.08.2006 по 20.08.2016) плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежала уплате не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, каковым признается календарный квартал.

Как установлено судом и следует из материалов дела, за период 1-3 кварталы 2016 года за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов производства и потребления) ГБУЗ «Тамбовская областная клиническая больница имени В.Д. Бабенко» оплатило 1496145,00 руб., что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями от 20.04.2016 №63031 на сумму 498715,00 руб., от 20.07.2016 №640684 на сумму 498715,00 руб., от 07.10.2016 №219267 на сумму 498715,00 руб.

В соответствии с ч.1 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские отходы - все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.

Согласно ч.2 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:

1) класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;
3) класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
4) класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным; 5) класс "Д" - радиоактивные отходы.

Медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ).

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 №163.

Пунктами 2.2, 5.12, 7.6 данного СанПиН 2.1.7.2790-10 определено, что отходы классов "Б", "В" могут накапливаться, временно храниться, транспортироваться, уничтожаться и захораниваться совместно с отходами класса "А"; захоронение обезвреженных отходов класса "Б", "В" на полигоне допускается только при изменении их товарного вида (измельчение, спекание, прессование и так далее) и невозможности их повторного применения; транспортирование, обезвреживание и захоронение отходов класса "Г" осуществляется в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к порядку накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов. Под размещением отходов, согласно приложению 6 СанПиН 2.1.7.2790-10, так же понимается их хранение и захоронение.

Таким образом, действующим законодательством в сфере охраны здоровья и в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрена возможность размещения медицинских отходов. Однако указанные нормативные акты, как следует из их содержания, не регулируют вопросы компенсационной платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В силу ст. 16.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база). Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления. При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

Согласно материалам дела в рассматриваемом случае (касающемся непосредственно той части отходов, в отношении которой Учреждением исчислялась плата за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов) ГБУЗ «Тамбовская областная клиническая больница имени В.Д. Бабенко» (заказчик) со специализированной организацией – ООО «КомЭк» (исполнитель) заключены договоры на оказание услуг по захоронению на полигоне отходов производства и потребления (от 04.05.2016 №ЭК-16/285/159, от 31.12.2015 №ЭК-15/297/411), с ИП Матрехиной Е.Ю. (исполнитель) заключен контракт на оказание услуг по погрузке и вывозу твердых бытовых отходов (от 22.12.2015 №0164200003015005723_52288). Из содержания указанных договоров и контракта следует, что исполнитель - ИП Матрехина Е.Ю. принимает от Учреждения и вывозит твердые бытовые отходы, исполнитель – ООО «КомЭко» принимает и осуществляет захоронение на полигоне отходы производства и потребления, доставляемых заказчиком. При этом отходы производства и потребления определены как остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; твердые бытовые отходы – отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовления пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода и др.).

Соответствующий состав отходов подтвержден документами об исполнении обязательств по указанным договорам. Истец в своих пояснениях относит отходы, от массы которых произведены спорные платежи, к классу А.

В расчетах платы истца представлены отходы, образующиеся и помещаемые в контейнеры для вывоза отходов, в соответствии с ранее разработанным проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ( ПНООЛР) от 09.10.2008 г., основную массу которых составляет «мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) 4 класса опасности, код по ФККО 9120040001004. Расчеты платы представлялись учреждением по 2015 г. включительно. С 2016г. расчеты платы отменены, введена новая форма представления отчетности по плате -декларация (приказ Росприроднадзора от 09.01.2017 №3), которая представляется только один раз в год в срок до 10 марта года, следующего за отчетным периодом. Итоговую декларацию по плате за 2016год учреждение не представляло.

С 2016 г. в соответствии с п.1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, исключение составляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Региональный оператор на территории Тамбовской области не определен. В тарифах, установленных на территории Тамбовской области для операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами в 2016г. расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении коммунальных отходов не учитывались. Таким образом, плательщиками платы при размещении отходов за 2016г. являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Класс А (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к твердым бытовым отходам, критерием опасности которых является отсутствие в их составе возбудителей инфекционных заболеваний) включает отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными: канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства, смет от уборки территории, пищевые отходы центральных пищеблоков, а также всех подразделений организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, кроме инфекционных, в том числе фтизиатрических.

В соответствии с пп. 4.9, пп.7.1 и 7.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 крупногабаритные отходы класса А собираются в специальные бункеры для крупногабаритных отходов. Поверхности и агрегаты крупногабаритных отходов, имевшие контакт с инфицированным материалом или больными, подвергаются обязательной дезинфекции перед их помещением в накопительный бункер. Транспортирование отходов класса А организуется с учетом схемы санитарной очистки, принятой для данной территории, в соответствии с требованиями санитарного законодательства к содержанию территорий населенных мест и обращению с отходами производства и потребления. Кроме того, при транспортировании медицинских отходов указанного класса разрешается применение транспорта, используемого для перевозки твердых бытовых отходов.

В соответствии с п. 2.8 СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. "Почва, очистка населенных мест, отходы производств и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", утвержденных постановлением Главного государственного унитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 N 16, на полигоны твердых бытовых отходов осуществляется прием твердых отходов лечебно-профилактических учреждений в соответствии с разработанной и твержденной схемой обращения с медицинскими отходами, содержащей информацию о способах обеззараживания/обезвреживания и удаления медицинских отходов. Таким образом, санитарным законодательством допускается осуществление обращения медицинских отходов класса А в соответствии с требованиями законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, в связи с чем не исключается возможность применения норм закона «Об отходах производства и потребления», а также нормативных правовых актов Минприроды России, если медицинские отходы после соответствующей обработки и обеззараживания утратили эпидемиологическую и токсикологическую опасность либо в случае отсутствия контакта с инфицированным материалом или больными.

Вышеперечисленные отходы не подпадают под понятие медицинских отходов, установленное ст. 49 Федерального закона от 25.11.2013 №317-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Кроме того, само по себе отнесение отходов к медицинским и установление особой классификации медицинских отходов не освобождает медицинские учреждения (как организации, в процессе осуществления деятельности которых образуются отходы) от обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Относимость производимых больницей отходов к медицинским и наличие договоров со специализированными организациями на право перевозки и захоронении отходов не освобождает больницу как собственника этих отходов от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Из пункта 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 №5-П «По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Тополь» (далее - Постановление №5-П) следует, что поскольку эксплуатация природных ресурсов и их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки государства на осуществление мероприятий по восстановлению окружающей среды в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду.

Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в пункте 3.2 этого Постановления, установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду - имея в виду публично-правовую природу данного платежа - должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решения этого вопроса в рамках договорных отношений.

При этом с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя в том числе из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и, соответственно, переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов), могут - с тем чтобы не действовать себе в убыток - учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов.

Согласно пункту 4.1 Постановления №5-П не могут рассматриваться как согласующиеся с конституционной обязанностью сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имевшие место в правоприменительной практике требования организаций, хозяйственная и иная деятельность которых привела к образованию отходов, о возврате внесенной ими в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду. В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 Гражданского кодекса РФ).

К расходам на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду. При этом при передаче отходов, образованных и накопленных природопользователями, на специализированный полигон не происходит перехода права собственности на отходы. Оказание услуг по размещению отходов специализированной организацией на основании гражданско-правового договора не означает автоматического перехода на эту организацию бремени уплаты данного публично-правового платежа.

Таким образом, поскольку предусмотренная законодательством обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя, она не может быть прекращена только в связи с заключением договора по сбору, вывозу и захоронению отходов и автоматически возникнуть у лиц, оказывающих эти услуги, в отсутствие соответствующих согласованных контрагентами условий в договорах и без передачи денежных средств природопользователем специализированной организации для цели внесения данных платежей.

В рассматриваемом случае в договорах, заключенных ГБУЗ «Тамбовская областная клиническая больница имени В.Д. Бабенко» (заказчик) со специализированной организацией – ООО «КомЭк» (исполнитель) на оказание услуг по захоронению на полигоне отходов производства и потребления (от 04.05.2016 №ЭК-16/285/159, от 31.12.2015 №ЭК-15/297/411), с ИП Матрехиной Е.Ю. (исполнитель) на оказание услуг по погрузке и вывозу твердых бытовых отходов (от22.12.2015 №0164200003015005723_52288) (непосредственно в той части отходов, в отношении которой Учреждением исчислялась плата за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов) не предусмотрен переход права собственности на отходы Учреждения, так же как и обязанность специализированных организаций производить расчеты и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов, являющихся собственностью Учреждения. Доказательств того, что денежные средства для цели уплаты данных платежей передавались Учреждением специализированным организациям, в материалах дела отсутствуют.

Руководствуясь вышеуказанными положениями Федеральных законов №7-ФЗ и №89-ФЗ, ст. 210 Гражданского кодекса РФ, п. 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 №5-П, суд считает, что Учреждение, самостоятельно и добровольно исчислив и внеся плату за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов производства и потребления) за период 1-3 кварталы 2016 года, признало такую обязанность за собой. Основания для возврата платы за негативное воздействие на окружающую среду в рассматриваемом случае отсутствуют. В соответствии с ч. 2 ст. 65 АПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.

В силу ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

Представленные по делу и исследованные судом доказательства и обстоятельства по спору сторон согласно заявленным основаниям, предмету иска суд находит достаточными для разрешения спора по существу.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

Судебные расходы по уплате госпошлины на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению за истцом. Руководствуясь статьями 102, 110, 112, 167-170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В иске отказать. Судебные расходы оставить за истцом.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения в мотивированном виде, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Тамбовской области.

Судья Т.В. Егорова




КАТАЛОГ ВТОРСЫРЬЯ

ЦЕНЫ НА ВТОРСЫРЬЕ

КАТАЛОГ ПРЕДПРИЯТИЙ
Экоресурсы сервис
Вывоз мусора и покупка вторичного сырья.

OOO "Вольга-Украина"
Производство металлических контейнеров (мусорные контейнеры, бункеры, контейнеры для отходов) объемом от 7 до 40м3 для сбора и транспортировки промышленных отходов.

Юнайт
Сбор макулатуры МС-5Б, МС-6Б и оргтехники. Самая высокая цена в регионе. Любая форма оплаты.

ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

СДЕЛАЙ САМ
МЕНЮ ПОРТАЛА "ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ"

© 2007-2024 Издательский дом "Отраслевые ведомости".
Вся информация, размещённая на данном сайте, принадлежит ООО "Отраслевые ведомости".
Несанкционированное копирование информации без ссылки на источник категорически запрещено

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Thu, 07 Nov 2024 19:31:49
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения