"Дело № А63-3908/2017 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Полигон Яр» к Департаменту Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу о признании недействительным приказа от 22.12.2016 № 3081"
Материал прочитан 1099 раз и оценен
0
Арбитражный суд Ставропольского края
Дата рассмотрения: 03.08.2017
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ставрополь
Дело № А63-3908/2017
13 июня 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 05 июня 2017 года.
Решение изготовлено в полном объеме 13 июня 2017 года.
Арбитражный суд Ставропольского края в составе
судьи Быкодоровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Артюховой И.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Полигон Яр», г. Ставрополь, ОГРН 1042600283428, ИНН 2635074930,
к Департаменту Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу,
г. Ессентуки, о признании недействительным приказа от 22.12.2016 № 3081 «О проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО ”Полигон Яр”»,
при участии представителя заявителя Фишер С.Ф. по доверенности от 27.09.2016, представителя заинтересованного лица Орлянского И.В. по доверенности от 09.01.2017
№ 02,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Полигон Яр», г. Ставрополь, (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Департаменту Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу,
г. Ессентуки, (далее – департамент, заинтересованное лицо), о признании недействительным приказа от 22.12.2016 № 3081 «О проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО ”Полигон Яр”».
Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на заявленных требованиях. Утверждал, что оспариваемый приказ издан с несоблюдением требований законодательства, в связи с чем нарушает права общества и является недействительным.
Поверенный заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленных требований, полагая, что основания для проведения проверки, предусмотренные законом, имелись. Приказ издан законно и обоснованно.
Суд, исследовав материалы дела, дав правовую оценку представленным доказательствам, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено из обстоятельств дела, на основании приказа департамента от 22.12.2016 № 3081 «О проведении внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Полигон Яр» в отношении общества проведена проверка.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 06.02.2017 № 16-3081/ВП/1.
Общество, посчитав незаконным приказ, на основании которого проведена проверка, обратилось в суд с данными требованиями.
Подпунктом 8 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) и приложением к приказу Минэконоразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"» определено, что в приказе на проведение проверки указывается перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки. В соответствии с данными требованиями перечень документов должен быть закрытым и конкретным.
В соответствии с пунктом 9 статьи 15 Закона № 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе требовать от юридического лица представления информации, которая была представлена ранее в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и (или) находится в государственных или муниципальных информационных системах, реестрах и регистрах.
Оспариваемым приказом на общество возложена обязанность по представлению следующих документов:
- «другие документы, относящиеся к предмету проверки, связанные с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр» (подпункт 13 пункта 11.2 страницы 13 приказа);
- «иные документы в области охраны атмосферного воздуха, относящиеся к предмету проверки» (подпункт 18 пункта 11.4, страницы 15 приказа).
- «иные документы в области использования и охраны водных объектов, относящиеся к предмету проверки» (подпункт 20 пункта 11.5, страницы 16 приказа),
- «иные документы в области использования и охраны земель, относящиеся к предмету проверки» (подпункт 8 пункта 11.7 страницы 17 приказа).
Перечисленные ссылки не соответствуют установленным требованиям, дают возможность истребовать должностными лицами при проведении проверки неограниченное количество дополнительных документов по своему усмотрению для представления юридическим лицом в ходе проверки.
Кроме этого департаментом от общества для представления при проверке истребованы следующие документы (пункт 11 приказа № 3081, страницы 12-17):
копия свидетельства о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц и копия свидетельства о постановке на налоговый учет при том, что данные сведения находятся в информационной системе ФНС России на сайте и занесены в ЕГРЮЛ;
документы, удостоверяющие право пользования землей, зданиями, сооружениями и объектами, при том, что данные сведения зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и имеются на сайте Росреестра, а также были представлены обществом для получения лицензии на деятельность по сбору и размещению отходов 1-4 класса опасности в августе 2016 года (департаментом выдана лицензия от 12.09.2016);
копию лицензии на право пользования недрами, при том, что данные сведения находятся в информационной системе Роснедр (требования Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»):
документы о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2013-2015 годы при том, что департамент является администратором указанных платежей и самостоятельно получает от органов казначейства необходимые сведения, а обществом ранее в установленном порядке необходимые платежные поручения были направлены;
лицензию на осуществление деятельности в сфере обращения с отходами 1-4 класса опасности, при том, что Росприроднадзор и его территориальные органы в соответствии с требованиями статьи 21 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» ведут реестр выданных лицензий:
статистическую отчетность по форме 2-тп (отходы) за 2013-2015 годы при том, что в соответствии с приказом Росстата от 28.01.2011 № 17 определено, что данные формы представляются в территориальные органы Росприроднадзора, что и было сделано обществом в установленные сроки ранее;
сведения об объектах размещения отходов (материалы инвентаризации), при том, что в соответствии с требованиями приказа Минприроды от 25.02.2010 № 49 обществом в Департамент ранее уже была представлена необходимая инвентаризация (от 25.12.2014 исх. № 169, вх. ДРПНпоСКФО№6541 от 25.12.2014).
В оспариваемом приказе отсутствуют ссылки на основания проверки, предусмотренные пунктом 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ.
Вместо этого в оспариваемом приказе целями проверки установлены выявление признаков возникновения угрозы причинения вреда, то есть по сути в ходе проведения проверки должны были быть выявлены признаки оснований для проведения проверки. (пункт 5, стр.3)
Приказ от 22.12.2016 № 3081 содержит для проверки требования, не относящиеся к деятельности общества, что нарушает права общества и возлагает на него не предусмотренные законодательством обязательства.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 14 Закона № 294-ФЗ в приказе на проведение проверки указываются правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования.
Пунктом 8 оспариваемого приказа определены следующие правовые основания проверки:
- приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации (далее - Минприроды) от 05.08.2014 № 349;
- приказ Минприроды от 25.02.2010 № 50;
- приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557.
Пунктом 9.3 оспариваемого приказа должностным лицам департамента поручено осуществить надзор (страница 9-10 приказа): за проведением инвентаризации отходов производства и потребления; за наличием проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; за наличием установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; за наличием утвержденного порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.
Пунктом 11 приказа установлен перечень документов, которые общество должно представить:
журнал учета мероприятий по контролю (пункт 1.11, стр. 12 приказа):
документы о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду за текущий период 2016 года (пункт 11.2, стр. 13 приказа);
журналы первичной отчетной документации по формам ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3 (подпункт 6 пункта 11.4. стр. 14 приказа);
проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, документы об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (подпункты 1 и 3 пункта 11.6, стр. 16 приказа);
порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами (подпункт 6 пункта 11.6, стр. 16 приказа)
статистическую отчетность по форме 2-тп (отходы) с документами, подтверждающими достоверность сведений (подпункт 7 пункта 11.6, стр. 16 приказа);
свидетельства на право работы с отходами лиц, допущенных к обращению с отходами 1-4 класса опасности (подпункт 10 пункта 11.6. стр. 16 приказа);
свидетельства о классе опасности отходов для окружающей среды (подпункт 4 пункта 11.6, страницы 16 приказа).
Вышеуказанные требования департамента, изложенные в оспариваемом приказе, являются незаконными в связи со следующим.
В соответствии с требованиями пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР) и установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - НООЛР) отнесена к обязанности предприятий, не относящихся к субъектам малого и среднего бизнеса. Однако общество в соответствии с Единым реестром субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенном на сайте Федеральной налоговой службы, отнесено к малым предприятиям, в связи с чем исполнение требования оспариваемого приказа в части предоставления приказов Минприроды от 05.08.2014 № 349, от 25.02.2010
№ 50, НООЛР, не является законным.
Кроме того, среди оснований проверки департамент сослался на приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557, который отменен и утратил силу в связи с изданием приказа Ростехнадзора от 15.07.2016 № 301, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.
Также пунктом 11.4 оспариваемого приказа у общества истребуются журналы первичной отчетной документации по формам ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3. Однако приказом Росстата от 11.06.2014 № 430 «О признании недействующим на территории Российской Федерации приказа Центрального статистического управления СССР от 09.06.1981 № 329 «Об утверждении форм первичной учетной документации по охране воздушного бассейна» отменены формы ведения первичного учета выбросов ПОД-1, ПОД-2. ПОД-3, данные формы в настоящее время не применяются, новые формы не утверждены.
Оспариваемым приказом на общество сотрудникам департамента предписано провести мероприятия по надзору в области обращения с отходами, среди которых проверка соблюдения требований о проведении обществом инвентаризации отходов производства и потребления и наличия утвержденного порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.
Пункт 2 статьи 11 Закона № 89-ФЗ содержит обязанность юридических лиц проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, однако требований относительно обязанности проводить инвентаризацию отходов данный федеральный закон не содержит.
Статья 26 Закона № 89-ФЗ не содержит требований о необходимости наличия порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами как отдельного документа.
В соответствии с частью 2 статьи 26 ФЗ №89-ФЗ производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды Пунктом 4 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Однако такой порядок до настоящего времени не принят, в связи с чем требование о проверке наличия порядка проведения производственного контроля и представления обществом такого порядка не обосновано. Соответствующие указания содержатся в письме Росприроднадзора от 17.03.2015 № АА-03-04-36/3946.
Оспариваемым приказом от общества истребованы также следующие документы:
журнал учета мероприятий по контролю (пункт 1.11, страница 12 приказа);
статистическая отчетность по форме 2-тп (отходы) с документами, подтверждающими достоверность сведений (подпункт 7 пункта 11.6, страница 16 приказа);
свидетельства на право работы с отходами лиц, допущенных к обращению с отходами 1-4 класса опасности (подпункт 10 пункта 11.6, страница 16 приказа);
свидетельства о классе опасности отходов для окружающей среды (подпункт 4 пункта 11.6, страница 16 приказа).
В тоже время действующее законодательство таких требований не содержит.
Так, в соответствии с пунктом 8 статьи 16 Закона № 294-ФЗ юридические лица вправе вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Следовательно, ведение указанного журнала является правом, а не обязанностью юридического лица, в связи с чем требование о его представлении при проведении проверки не основано на законе.
Отчет по форме № 2-тп (отходы), утвержденный приказом Росстата от 28.01.2011
№ 17, не предполагает каких-либо документов, подтверждающих достоверность сведений в качестве приложений. Так, в письмом Росприроднадзора от 18.03.2016 № АА-03-03-32/4481 подтверждено отсутствие в действующем законодательстве требований о представления вместе с формой статистического наблюдения каких-либо документов в качестве приложений и неправомерности требований территориальных органов Росприроднадзора о представлении дополнительных данных, подтверждающих достоверность сведений, с отчетностью 2-тп (отходы).
Подготовка лиц, допущенных к деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности осуществляется в соответствии со статьей 15 Закона № 89-ФЗ. Однако, понятие обращение с отходами (статья 1 ФЗ № 89-ФЗ) включает еще деятельность по накоплению отходов.
Таким образом, истребование оспариваемым приказом у общества свидетельства на все виды деятельности с отходами (как указано в приказе № 3081 «свидетельства на право работы с отходами лиц, допущенных к обращению с отходами 1-4 класса опасности») неправомерно, поскольку лица, осуществляющие накопление отходов 1-4 класса опасности, подготовке не подлежат.
Согласно статье 14 Закона № 89-ФЗ юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Проведение паспортизации определено постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712, приказом Минприроды от 05.12.2014 № 541. Указанные нормативные акты не содержат требований об оформлении свидетельств о классе опасности отходов для окружающей среды, а также не распространяются на отходы V класса опасности. Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона № 89-ФЗ подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, не требуется. В связи с изложенным истребование свидетельств о классе опасности отходов для окружающей среды является незаконным.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 5 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, совместным постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Из смысла приведенных норм следует, что для признания ненормативных правовых актов недействительными, а действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что оспариваемый приказ не соответствует закону (первое условие) и нарушает права и законные интересы заявителя (второе условие).
При вышеперечисленных обстоятельствах оспариваемый приказ является недействительным, в связи с чем заявленные требования общества подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку судебный акт принят в пользу заявителя, то уплаченная им госпошлина должна быть взыскана с заинтересованного лица. Однако общество при подаче заявления не уплатило госпошлину (ходатайство о зачете, справка на возврат госпошлины от 19.01.2017), а заинтересованное лицо в силу статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты госпошлины, в связи с чем госпошлина за рассмотрение данного заявления оплате не подлежит.
Руководствуясь статьями 167 – 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края
Р Е Ш И Л:
заявленные требования общества с ограниченной ответственностью «Полигон Яр»,
г. Ставрополь, ОГРН 1042600283428, ИНН 2635074930, удовлетворить.
Признать недействительным приказ от 22.12.2016 № 3081 «О проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО ”Полигон Яр”».
Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Вторсырье "Вторсырьё" занимается покупкой у населения и организаций вторичного сырья:
Поддонов б/у(деревянных)
Мешки б/у п/п(из под сахара,муки)
Макулатуры
Картона
Пластмасс
ПЭТ бутылки
Точная механика М Изготовление и продажа гидравлических прессов для ТБО.
ЭФФЕКТ-ЭКО Поставка геосинтетиков – геомембрана, геотекстиль (тканый и нетканый), бентонитовые материалы. Монтаж геосинтетиков на полигонах ТБО, очистных и гидротехнических сооружениях.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.