"Дело № А13-1506/2017 по заявлению акционерного общества «Вторресурсы» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области"
Материал прочитан 938 раз и оценен
0
Арбитражный суд Вологодской области
Дата рассмотрения: 10.06.2017
РЕШЕНИЕ
Дело № А13-1506/2017
г. Вологда
23 мая 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 22 мая 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 23 мая 2017 года.
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Кирова С.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Воробьевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Вторресурсы» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспироднадзор) по Вологодской области о признании незаконным решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Вологодской области об отказе в постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное влияние на окружающую среду – объекта накопления отходов 4-5 классов опасности (земельный участок кадастровый номер 35:24:0303004:160) с присвоением ему 3 категории,
при участии от заявителя Ананьева И.С. по доверенности от 03.03.2017, от ответчика Кубасовой А.С. по доверенности от 11.01.2017, Сальниковой Т.В. по доверенности от 11.05.2016,
у с т а н о в и л:
акционерное общество «Вторресурсы» (далее – АО «Вторресурсы», Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Вологодской области об отказе в постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное влияние на окружающую среду – объекта накопления отходов 4-5 классов опасности (земельный участок кадастровый номер 35:24:0303004:160) с присвоением ему 3 категории.
В обоснование требований в заявлении и дополнении к нему общество указало, что земельный участок с кадастровым номером 35:24:0303004:160, который используется с 01.08.2014 как объект накопления, относится к 3 категории объектов негативного воздействия на окружающую среду (далее – объект НВОС). Категория данного объекта определена верно. Обязанность разработки проектной документации в отношении объектов накопления отходов законом не предусмотрена. Закон об охране окружающей среды и Правила № 572 не обязывают заявителя представлять вместе с заявкой какие-либо дополнительные документы. Захороненные отходы до 01.08.2014 на земельном участке 35:24:030004:160 – это объект накопленного вреда окружающей среде, который возник из деятельности, осуществляемой в прошлом. Объект накопления отходов (земельный участок) подлежит постановке на государственный учет объектов НВОС как территория, на которой в настоящее время осуществляется накопление отходов с присвоением ему 3 категории исходя из показателей деятельности, осуществляемой в данное время и критериев.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал предъявленные требования в полном объеме.
Управление в отзыве на заявление, дополнительных пояснениях и его представители в судебном заседании предъявленные требования не признали и указали, что в заявке о постановке на государственный учет указан земельный участок с кадастровым номером 35:24:0303004:160, который предоставлен для эксплуатации и обслуживания территории городской свалки (договор № 24-120мс от 29.09.2011 сроком на 25 лет), тогда как в заявке объект НВОС указан как объект накопления отходов 3 класса опасности. Указанный земельный участок является не только объектом негативного воздействия на окружающую среду, но и объектом накопленного экологического вреда, и отнесение его к объектам 3 категории неправомерно. Лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности от 17.10.2016 № (35)-512-СТ выдана на осуществление деятельности по сбору отходов на земельном участке с кадастровым номером 35:24:0303004:161, предназначенном для объектов переработки, уничтожения, утилизации и захоронения отходов, а не за земельном участке с кадастровым номером 35:24:0303004:160. Таким образом, заявителем в Управление представлены недостоверные сведения.
Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения представителей заявителя и Управления Росприроднадзора, арбитражный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, АО «Вторресурсы» 12.12.2016 в Управление Росприроднадзора в электронном виде была подана заявка о постановке объекта НВОС – объект накопления отходов 4-5 классов опасности (земельный участок кад № 35:24:0303004:160) на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов НВОС с присвоением объекту НВОС 3 категории.
Управлением 16.01.2017 на официальном сайте в сети Интернет размещен ответ, в котором отказано в постановке на государственный учет объекта НВОС по причине предоставления недостоверных сведений, а также по причине того, что земельный участок с кадастровым номером 35:24:0303004:160 является не только объектом НВОС, но и объектом накопленного экологического вреда и отнесение его к объектам 3 категории неправомерно.
Полагая, что решение об отказе в присвоении III категории объекта негативного воздействия на окружающую среду объекту накопления не соответствует требованиям закона и нарушает его права и законные интересы общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Из содержания статей 29 и 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействий) незаконными необходимо соблюдение двух условий несоответствие правового акта, действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности в сфере экономической деятельности, незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного акта, действий (бездействий) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды, Закон № 7-ФЗ) объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Статьей 4.2 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;
объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;
объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;
объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории (пункт 1).
При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются:
уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);
уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;
классификация промышленных объектов и производств;
особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии (пункт 2).
Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3).
Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4).
Согласно статье 69 Закона № 7-ФЗ государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора (пункт 1).
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя, в том числе, государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления (пункт 2).
Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя:
наименование, организационно-правовую форму и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства, дату государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;
сведения о фактическом месте нахождения и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, об объеме производимой продукции (товара), о выполняемых работах, об оказываемых услугах;
сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения государственной экспертизы проектной документации при их проведении в предусмотренных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе, законодательством о градостроительной деятельности случаях;
сведения о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, о размещении отходов производства и потребления;
сведения о декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
сведения о комплексных экологических разрешениях или декларациях о воздействии на окружающую среду;
сведения о программе производственного экологического контроля;
сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду;
информацию о применяемых на объектах I категории технологиях и об их соответствии наилучшим доступным технологиям;
информацию о технических средствах по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технических средствах и технологиях по обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления;
сведения о результатах осуществления государственного экологического надзора;
информацию о консервации, ликвидации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, об изменении его места нахождения, о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4).
Сбор, хранение, обработка, предоставление и распространение информации, характеризующей объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации (пункт 5).
Сопоставимость сведений, содержащихся в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их автоматизированная обработка обеспечиваются за счет использования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, идентификационных номеров налогоплательщиков, общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.
Кодом объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, является уникальный номер, не повторяющийся во времени, присвоенный объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, при осуществлении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и подлежащий сохранению до ликвидации данного объекта (пункт 6).
Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состоит из федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (пункт 7).
Порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 10).
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выдается соответственно свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, о снятии с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (пункт 11).
В соответствии со статьей 69.2 Закона об охране окружающей среды объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (пункт 1).
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (пункт 2).
Документом, подтверждающим прекращение деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, является акт о его консервации или ликвидации (пункт 12).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572 утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – Правила № 572).
Согласно пункту 5 Правил № 572 Государственный реестр включает в себя следующие сведения:
а) наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, дата государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, с указанием идентификационного номера налогоплательщика юридического лица, индивидуального предпринимателя и кода причины постановки на учет в налоговых органах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
б) сведения о фактическом месте нахождения объекта, включая его наименование (адрес или место регистрации передвижного источника, перемещающего объект) с указанием кода по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований по месту нахождения объекта и по категории объекта;
в) сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, об объеме производимой продукции (товара), о выполняемых работах, об оказываемых услугах, включая коды видов экономической деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте, по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
г) сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения государственной экспертизы проектной документации при их проведении в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе, законодательством о градостроительной деятельности;
д) сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с указанием их географических координат;
е) сведения об уровне и (или) объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ в отношении каждого стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
ж) сведения об источниках сброса загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты (мест сброса сточных вод) с указанием их географических координат;
з) сведения об уровне и (или) объеме или о массе сбросов загрязняющих веществ в отношении каждого источника сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
и) сведения об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления, в том числе по каждому виду и классу опасности отходов;
к) сведения о декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
л) сведения о комплексных экологических разрешениях или декларациях о воздействии на окружающую среду;
м) сведения о программе производственного экологического контроля;
н) сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду;
о) информация о применяемых технологиях на объектах, отнесенных к I категории в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду, и об их соответствии наилучшим доступным технологиям;
п) информация о технических средствах по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, технических средствах и технологиях по обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления;
р) сведения о результатах осуществления государственного экологического надзора;
с) информация о консервации, ликвидации объекта, об изменении его местонахождения, о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих объект.
В соответствии с пунктом 6 Правил № 572 ведение государственного реестра осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие государственного реестра с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями, включая инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, с обеспечением конфиденциальности и безопасности содержащихся в них персональных данных и с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне или коммерческой тайне.
В силу пункта 13 тех же Правил Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является оператором государственного реестра и выполняет следующие функции:
а) осуществляет техническое обеспечение функционирования государственного реестра;
б) определяет электронный формат сведений (информации), содержащихся в государственном реестре;
в) обеспечивает взаимодействие государственного реестра с иными государственными информационными системами;
г) обеспечивает присвоение объектам кодов объектов;
д) вносит в федеральный реестр сведения, получаемые по результатам исполнения государственных функций, предоставления государственных услуг в сфере установленной компетенции;
е) организует информационно-методическое обеспечение ведения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации региональных государственных реестров (включая присвоение объекту категории в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду) и их поддержку по техническим вопросам;
ж) предоставляет Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласно их компетенции доступ к содержащимся в государственном реестре сведениям об объектах в целях информационного обеспечения управления и нормативного правового регулирования деятельности в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 15 Правил № 572 внесение сведений об объекте в государственный реестр, актуализация учетных сведений об объекте и исключение учетных сведений об объекте из государственного реестра, а также предоставление содержащейся в федеральном государственном реестре и региональных государственных реестрах информации осуществляются в соответствии с настоящими Правилами на безвозмездной основе.
В соответствии с пунктом 16 Правил № 572 сведения, включающие наименование, организационно-правовую форму юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии), дату регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность на объекте, наименование объекта, информацию о суммарных массах выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ всех источников (выпусков) по объекту в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в утвержденный в установленном порядке перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, о методах (методиках) измерения загрязняющих веществ, использованных при получении этих данных, информацию об объемах или массах размещенных отходов производства и потребления по каждому классу опасности отходов (с разбивкой по годам), размещаются на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») в открытом доступе, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории информации ограниченного доступа, и находятся в открытом доступе в течение не менее 10 лет со дня их внесения в государственный реестр.
Пунктом 17 Правил № 572 предусмотрено, что основанием для включения объектов в государственный реестр является заявка, оформленная по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме и содержащая сведения для внесения в государственный реестр, указанные в подпунктах «а» - «и», «м», «н» и «п» пункта 5 настоящих Правил, которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
В пункте 20 Правил № 572 указано, что основанием для отказа в постановке на государственный учет объектов является отсутствие в составе заявки сведений, указанных в пункте 17 настоящих Правил. В указанном случае территориальный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю уведомление с указанием причин отказа в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки.
В силу пункта 23 Правил № 572 при включении в государственный реестр объекту присваивается код объекта и категория в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 35:24:0303004:160 из земель населенных пунктов предоставлен АО «Вторресурсы» по договору аренды № 24-120мс от 29.09.2011 на срок 25 лет.
В соответствии с пунктом 1.2 договора земельный участок предоставлен заявителю для эксплуатации и обслуживания территории городской свалки.
Общество в заявлении и дополнении к нему указало, что и на момент обращения с заявкой в Управление Росприроднадзора продолжало использовать территорию городской свалки на спорном земельном участке.
Заявитель указал, что до 01.08.2014 территория земельного участка использовалась обществом как объект размещения отходов, на котором размещались отходы 4-5 классов опасности.
Также общество пояснило, что с 01.08.2014 земельный участок эксплуатируется как объект накопления отходов 4-5 классов опасности. Накопленные отходы в установленном законодательством сроки передаются для размещения организациям, эксплуатирующим соответствующие природоохранным требованиям объекты размещения отходов.
Общество полагает, что объект НВОС (земельный участок с кадастровым номером 35:24:0303004:160) подлежит постановке на учет как объект накопления отходов 4-5 классов опасности, без учета отходов, размещенных на участке до 01.08.2014, а также без учета деятельности общества на нем до указанного времени.
Вместе с тем, каким-либо образом прекращение деятельности по размещению отходов на спорном земельном участке с 01.08.2014, документально обществом не оформлено.
Общество использует земельный участок в соответствии с его целевым назначением, то есть в целях эксплуатации городской свалки как до 01.08.2014, так и после указанной даты, так как никакие изменения в договор аренды от 29.09.2011, не внесены, что означает, что режим эксплуатации участка остается неизменным с момента заключения договора.
Согласно п. 4.16 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт ресурсосбережение. Обращение с отходами термины и определения», введенного в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 N 607-ст (далее - ГОСТ), под свалкой понимается местонахождение отходов, использование которых в течение обозримого срока не предполагается.
Вместе с этим, в соответствии с п. 4.4 Приложения № 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Минприроды России 26.01.1993 (зарегистрировано в Минюсте России 24.03.1993 № 190), действовавшими до 01.09.2014, санкционированные свалки - это разрешенные органами исполнительной власти на местах территории (существующие площадки) для размещения отходов, не обустроенные в соответствии с СНиП 2.01.28-85 «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию» (далее - СНиП 2.01.28-85) и эксплуатируемые с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора, являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП 2.01.28-85.
Таким образом, в момент заключения договора аренды от 29.09.2011, земельный участок с кадастровым номером предназначался для размещения отходов, как место нахождения городской свалки.
В настоящее время в договор аренды от 29.09.2011, несмотря на изменение действующего законодательства, изменений не внесено.
Более того, в характеристике того же объекта от 17.07.2014 отражено, что данный объект – земельный участок с кадастровым номером 35:24:0303004:160 является объектом размещения отходов.
Согласно пункту 12 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ документом, подтверждающим прекращение деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, является акт о его консервации или ликвидации.
Такого акта суду не представлено.
В силу понятия, приведенного в статье 1 Закона об охране окружающей среды объект, на котором произошло изменение вида обращения с отходами, не перестает быть объектом НВОС.
При этом суд не может согласиться с доводами общества о том, что тот же земельный участок является объектом накопленного вреда окружающей среде, вследствие чего не подлежит учету вред окружающей среде, в результате размещения отходов на свалке до 01.08.2014.
В соответствии со статьей 1 Закона № 7-ФЗ накопленный вред окружающей среде – это вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме;
объекты накопленного вреда окружающей среде – это территории и акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.
Исходя из буквального содержания приведенных выше понятий, накопленный вред окружающей среде должен возникнуть в прошлом вследствие невыполнения каких-либо обязательств определенным субъектом.
В данном случае смена субъекта относительно объекта на земельном участке с кадастровым номером 35:24:0303004:160, отсутствует, доказательств невыполнения кем-либо обязательств по устранению вреда, не представлено, никаких новых объектов, кроме ранее использованного в виде городской свалки, не выявлено.
Суд полагает, что деятельность общества по эксплуатации городской свалки, то есть объекта НВОС, при данных обстоятельствах не может быть прошлой и настоящей (до 01.08.2014 и после), а является одной и той же, поскольку общество использует один и тот же земельный участок, отходы с 01.08.2014 накапливаются в том же месте, где и размещались до указанной даты, документального и фактического разграничения данной деятельности не произведено.
Более того, суд полагает, что при данных обстоятельствах не возможно разграничить вред окружающей среде от прошлой экономической или иной деятельности и текущей деятельности на одном и том же земельном участке при объединении однородных отходов на всем промежутке эксплуатации свалки.
Заявитель не оспаривает того факта, что земельный участок с кадастровым номером 35:24:0303004:160 эксплуатировался как свалка твердых бытовых отходов (далее – ТБО) и на нем размещались отходы с 1954 по 2014 год.
Согласно характеристике объекта размещения отходов, представленных АО «Вторресурсы» в 2014 году, ориентировочный объем ранее размещенных на объекте НВОС отходов, составил 12 164 000 тонн.
Управление указало, что являясь площадным источником выбросов загрязняющих веществ, в том числе веществ 2-4 классов опасности, таких как: метан, этилбензол, формальдегид, объект НВОС длительный период оказывает значительное воздействие на качество атмосферного воздуха прилегающей территории, в том числе жилой застройки и близлежащих садово-огороднических товариществ. Образующийся в толще отходов фильтрат, губительно сказывается на качестве подземных вод. Совокупность вышеприведенных негативных факторов наносит непоправимый вред здоровью человека и окружающей среде.
Данные обстоятельства общество не оспаривает.
Таким образом, регистрация объекта НВОС только на основании данных по отходам, накопленным с 01.08.2014, не является отражением объективной действительности и не отражает реальную картину об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, о размещении отходов производства и потребления, что явно не соответствует целям государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, предусмотренных пунктом 1 статьи 69 Закона № 7-ФЗ, а также безусловно оказывает воздействие на реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду.
В противном случае, государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не соответствовал бы принципам информативности и достоверности, и не обеспечивал бы достижение предусмотренных Законом № 7-ФЗ целей.
При таких обстоятельствах, решение Управления Росприроднадзора об отказе в постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное влияние на окружающую среду – объекта накопления отходов 4-5 классов опасности (земельный участок кадастровый номер 35:24:0303004:160) с присвоением ему 3 категории, является законным и обоснованным, а требования общества не подлежат удовлетворению.
Определением суда от 23.03.2017 по настоящему делу обществу предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отказе в удовлетворении требований госпошлина подлежит взысканию с заявителя.
Руководствуясь статьями 164, 170, 176, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
р е ш и л:
в удовлетворении требований акционерного общества «Вторресурсы» (ОГРН 1113528003258) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Вологодской области об отказе в постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное влияние на окружающую среду – объекта накопления отходов 4-5 классов опасности (земельный участок кадастровый номер 35:24:0303004:160) с присвоением ему 3 категории, отказать.
Взыскать с акционерного общества «Вторресурсы» (ОГРН 1113528003258, ИНН 3528177280, адрес места нахождения: Вологодская область, город Вологда, улица Некрасова, дом 60а) в федеральный бюджет госпошлину в сумме 3000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.