"Дело № А32-38784/2016 по исковому заявлению Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея к публичному акционерному обществу «Мегафон», г. Москва"
Материал прочитан 882 раза и оценен
0
Арбитражный суд Краснодарского
Дата рассмотрения: 23.03.2017
РЕШЕНИЕ
город Краснодар
«09» марта 2017 года
Дело № А32-38784/2016
Резолютивная часть решения объявлена 02 марта 2017 года. Полный текст решения изготовлен 09 марта 2017 года.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Цатуряна Р.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фадиной Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, г. Краснодар
к публичному акционерному обществу «Мегафон», г. Москва
о взыскании задолженности, при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Шахназарян Наринэ Ашотовна (доверенность от 12.01.2017 № 0101/85) (до перерыва);
от ответчика: Матвеев Андрей Павлович (доверенность от 01.07.2016 № 5-97/16) (до перерыва),
УСТАНОВИЛ:
Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к публичному акционерному обществу «Мегафон» (далее – ответчик) о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 2 754 910 рублей 74 копеек.
В судебном заседании 22.02.2017 представитель истца ходатайствовал о приобщении к материалам дела дополнений к исковому заявлению, изложил содержание дополнений, настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика изложил содержание направленных в электронном виде дополнений к отзыву.
На вопрос суда представители сторон указали, что позиции изложены ими в полном объеме, необходимости в исследовании дополнительных обстоятельств отсутствуют.
В судебном заседании 22.02.2017 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 10 часов 40 минут 02 марта 2017 года.
Лица, участвующие в деле, после перерыва явку своих представителей не обеспечили.
Ответчиком представлен отзыв на исковое заявление, в котором он указывает на пропуск срока исковой давности по требованию о взыскании за 1, 2 и 3 кварталы 2013 года, просит отказать в удовлетворении исковых требований в части взыскания
задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3 кварталы 2013 года, удовлетворить исковые требования в части взыскания задолженности в размере 1 681 086 рублей 27 копеек.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Управлением была проведена сверка по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в отношении Кавказского филиала ПАО «Мегафон» за период с 1 квартала 2013 года по 4 квартал 2015 года включительно и выявлена задолженность в размере 2 754 910 рублей 74 копеек.
В адрес ответчика было направлено требование № 0102/16/10531 об оплате образовавшейся задолженности в месячный срок со дня получения требования, которое было оставлено последним без исполнения.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
При рассмотрении исковых требований суд руководствовался следующим.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации (преамбула к Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов ).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В пункте 5 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-О указано, что по смыслу статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п.
Плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.
В пункте 5 Определения Конституционного суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-О «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации «Об
утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов , другие виды вредного воздействия» и статьи 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду взимаются с хозяйствующего объекта во исполнение им финансово-правовых обязательств, возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду и представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства. Данные платежи являются публично-правовыми платежами, носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.
Согласно пункту 5 Приказа Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Согласно пункту 12 Приказа Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами , разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - технический отчет).
Технический отчет представляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Как следует из материалов дела, ответчику был установлен лимит на размещение отходов сроком на 5 лет (с 17.10.2011 по 17.10.2016).
Следовательно, общество должно было ежегодно представлять технический отчет в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора, в соответствии с пунктом 12 Приказа Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
Как следует из материалов дела, истец просит взыскать с ответчика задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 2 754 910 рублей 74 копеек за период с 1 квартала 2013 года по 4 квартал 2015 года:
1 квартал 2013 года – 365 690 рублей 91 копейка; 2 квартал 2013 года – 352 042 рубля 48 копеек; 3 квартал 2013 года – 356 091 рубль 07 копеек; 4 квартал 2013 года – 356 091 рубль 07 копеек; 1 квартал 2014 года – 196 054 рубля 91 копейка; 2 квартал 2014 года – 367 982 рубля 39 копеек; 3 квартал 2014 года – 379 437 рублей 84 копейки;
4 квартал 2014 года – 381 520 рублей 06 копеек.
Ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности по требованию о взыскании задолженности за 1, 2 и 3 кварталы 2013 года.
Истец, возражая против применения срока исковой давности, указал, что управление при проведении сверки руководствовалось Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23.10.2015 № 849. В силу пункта 167 Приказа для проведения сверки по платежам за негативное воздействие на окружающую среду территориальный орган вправе истребовать у хозяйствующих субъектов расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 последних года (в пределах срока исковой давности), в том числе, расчетов платы за сверяемый период (от даты окончания действия предыдущего акта сверки).
В силу статьи 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Администратором платежей за негативное воздействие на окружающую среду согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» является Росприроднадзор.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» (действовавшим в спорный период) установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в качестве которого признается календарный квартал (пункты 1 и 2 Приказа).
Таким образом, права истца на получение платежей нарушены в момент невнесения платы ответчиком в установленный Приказом от 08.06.2006 № 557 срок, а не в момент представления расчета платы.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.06.2016 по делу № А33-4078/2015.
Исковое заявление подано в Арбитражный суд Краснодарского края 01.11.2016, что подтверждается штампом входящей корреспонденции канцелярии суда.
В соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку срок исковой давности за 1, 2 и 3 кварталы 2013 года пропущен, плата за указанный период не подлежит взысканию с ответчика.
Задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2013 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2014 года составляет 1 681 086 рублей 27 копеек. Данная сумма и подлежит взысканию с ответчика, в удовлетворении остальной части исковых требований следует отказать.
В силу части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
При цене иска 2 754 910 рублей 74 копеек государственная пошлина составляет 36 775 рублей.
С учетом частичного удовлетворения исковых требований с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 22 440 рублей 64 копеек.
Руководствуясь статьями 65, 68, 71, 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
взыскать с публичного акционерного общества «Мегафон» (ИНН 7812014560, ОГРН 1027809169585) в пользу Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752) задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2013 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2014 года в размере 1 681 086 рублей 27 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с публичного акционерного общества «Мегафон» (ИНН 7812014560, ОГРН 1027809169585) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 22 440 рублей 64 копеек.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Краснодарского края в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу через Арбитражный суд Краснодарского края в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.