"Дело № А21-3580/2016 по кассационной жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда"
Материал прочитан 1023 раза и оценен
0
Арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата рассмотрения: 19.02.2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14 февраля 2017 года
Дело № А21-3580/2016
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Асмыковича А.В., Любченко И.С.,
рассмотрев 14.02.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.07.2016 (судья Зинченко С.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2016 (судьи Есипова О.И., Борисова Г.В., Семенова А.Б.) по делу № А21-3580/2016,
у с т а н о в и л:
Муниципальное предприятие «Чистота» городского округа «Город Калининград» (ОГРН 1023900996041; ИНН 3903006601; место нахождения: г. Калининград, ул. Мусоргского, д. 74; далее – Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области (ОГРН 1043900834658; ИНН 3904060810; место нахождения: г. Калининград, ул. Офицерская, д. 6; далее – Управление) от 04.04.2016 № 47-ЛД об отказе в переоформлении лицензии от 20.02.2015 № 39-00054 в части выполнения новых работ по сбору отходов IV класса опасности по адресу: г. Калининград, ш. Балтийское, земельный участок с кадастровым номером 39:15:11 12 01:0068, а также о возложении на Управление обязанности переоформить лицензию в части выполнения указанных новых работ (с учетом уточнения заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области (ОГРН 1053902817792; ИНН 3906134200; место нахождения: г. Калининград, ул. Подполковника Иванникова, д. 5), Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области (ОГРН 1153926037165; ИНН 3906976260; место нахождения: г. Калининград, ул. Д.Донского, д. 1), а также Администрация городского округа «Город Калининград» (ОГРН 1023900770222; ИНН 3903016790; место нахождения: г. Калининград, пл. Победы, д. 1).
Решением суда первой инстанции от 27.07.2016 заявление удовлетворено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 24.10.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, отказ в переоформлении лицензии правомерен.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, Предприятие 28.12.2015 обратилось в Управление с заявлением о переоформлении лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности от 20.02.2015 № 39-00054 в связи с изменением выполняемых работ и адреса осуществления лицензируемого вида деятельности.
Управление на основании приказов от 14.03.2016 №№ 58-ЛП, 59-ЛП провело внеплановые документарную и выездную проверки сведений, представленных в заявлении и приложенных к нему документах, в ходе которых выявило и отразило в актах от 22.03.2016 № 37-Д/ЛД и от 31.03.2016 № 36-В/ЛД, что Предприятием не обеспечено соблюдение лицензионных требований и условий в части наличия у него на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений и помещений, которые планируется использовать для сбора отходов IV класса опасности, соответствующих установленным требованиям.
Лицензионным органом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 39:15:11 12 01:0068 по адресу: г. Калининград, ш. Балтийское, который заявлен Предприятием в качестве нового места осуществления лицензируемого вида деятельности, относится к категории земель населенного пункта.
В связи с этим, придя к выводу о несоответствии Предприятия лицензионным требованиям и условиям, Управление приказом от 04.04.2016 № 47-ЛД отказало в переоформлении лицензии.
Предприятие, не согласившись с указанным приказом Управления, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования исходя из того, что Предприятие просило переоформить лицензию не в целях осуществления вида деятельности по размещению отходов в границах населенного пункта, а для сбора отходов IV класса опасности. При этом суд первой инстанции установил, что видом разрешенного использования указанного земельного участка является «под полигон твердых бытовых отходов».
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 8 Закона № 99-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 8 Закона № 99-ФЗ в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности могут быть включены требования о наличии у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (пункт 1); иные требования, установленные федеральными законами (пункт 5).
Как предусмотрено пунктом 2 части 3 статьи 13 Закона № 99-ФЗ, к заявлению о предоставлении лицензии прилагаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами, за исключением документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
При намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности (часть 7 статьи 18 Закона № 99-ФЗ).
Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062 (далее – Положение).
Положением предусмотрено, что при осуществлении деятельности в области обращения с отходами лицензионным требованием для работ по сбору отходов I - IV классов опасности является, в частности, наличие у лицензиата необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям (подпункт «а» пункта 3).
В силу пункта 7 Положения при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, лицензиат направляет в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии, в котором указываются этот адрес и (или) сведения о новых работах в области обращения с отходами, которые он намерен выполнять (наименование, класс опасности и код отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов), а также для работ по сбору отходов I - IV классов опасности – копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ по новому адресу, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а в случае, если права зарегистрированы в данном реестре, – реквизиты документов, подтверждающих сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях (подпункт «а»); сведения о наличии у лицензиата санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами (подпункт «в»).
Требования природоохранного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения устанавливают ограничение мест расположения объектов размещения отходов производства и потребления.
Так согласно пункту 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
На основании пункта 5 статьи 12 Закона № 89-ФЗ запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Лесным кодексом Российской Федерации установлен запрет на размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья, в лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов (пункт 5 части 1 статьи 104, часть 3 статьи 106).
Запрет на размещение в границах водоохранных зон объектов размещения отходов производства и потребления установлен и пунктом 2 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Закона № 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок ведения государственного кадастра отходов утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 № 792. Согласно пункту 17 данного Порядка в государственный реестр объектов размещения отходов не подлежат включению объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, и соответствующих установленным требованиям к расположению за пределами границ населенных пунктов, является одним из лицензионных требований.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что на основании приказа Управления от 04.04.2016 № 47-ЛД Предприятию выдана лицензия от 20.02.2015 № 39-00054 на осуществление деятельности по сбору отходов IV класса опасности по адресу: г. Калининград, ул. Мусоргского, д. 74; по транспортированию отходов I - IV классов опасности по адресу: г. Калининград, ул. Мусоргского, д. 74; по размещению отходов IV класса опасности по адресам: г. Калининград, ул. Мусоргского, д. 74 и г. Калининград, ш. Балтийское, земельный участок с кадастровым номером 39:15:11 12 01:0068.
Судами также установлено, что Предприятием к заявлению о переоформлении лицензии были приложены документы, подтверждающих наличие у лицензиата сооружений, необходимых для выполнения нового вида работ по сбору отходов IV класса опасности по адресу: г. Калининград, ш. Балтийское, земельный участок с кадастровым номером 39:15:11 12 01:0068, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (договор аренды земельного участка под полигоном от 15.02.2007, заключенный между Мэрией города Калининграда и Предприятием, а также дополнительные соглашения к нему).
Согласно акту проверки от 31.03.2016 № 36-В/ЛД въезд на полигон оборудован шлагбаумом, имеется дезинфекционная яма, территория полигона разделена на хозяйственно-бытовую часть и часть, используемую под складирование твердых бытовых отходов, полигон частично огорожен забором, вокруг него имеются два канала и обваловка, ведутся работы по продлению канала вокруг всего полигона и по восстановлению обваловки вокруг всей территории, имеются несколько карт.
Для подтверждения соответствия полигона санитарным правилам заявитель представил в лицензирующий орган санитарно-эпидемиологическое заключение № 39.КС.14.000.М.000045.01.16, выданное 29.01.2016 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области.
Поскольку в силу части 19 статьи 18 и пункта 2 части 7 статьи 14 Закона № 99-ФЗ основанием отказа в переоформлении лицензии является установленное при проверке несоответствие лицензиата лицензионным требованиям, арбитражный суд первой инстанции, приняв во внимание указанные обстоятельства, установив соответствие Предприятия лицензионным требованиям, пришел к выводу о несоответствии оспариваемого приказа Управления упомянутым нормам, а также о нарушении прав и законных интересов заявителя. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
При этом судами отклонен довод Управления о том, что полигон не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов. Как установлено судами, Управление выдало заявителю лицензию от 20.02.2015 № 39-00054, в частности, для осуществления деятельности по размещению отходов IV класса опасности по адресу: г. Калининград, ш. Балтийское, земельный участок с кадастровым номером 39:15:11 12 01:0068, тогда как оспариваемым приказом лицензирующий орган отказал Предприятию в переоформлении лицензии в части выполнения работ по сбору отходов IV класса опасности по указанному адресу.
Судами также рассмотрен и отклонен довод Управления о том, что земельный участок под полигоном входит в границы населенного пункта – г. Калининграда.
Согласно статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) к принципам земельного законодательства отнесено деление земель по целевому назначению на категории, в силу которого правовой режим земель определяется исходя из принадлежности земель к определенной категории, разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пункт 8).
Пунктом 2 статьи 8 ЗК РФ предусмотрено, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; в договорах, предметом которых являются земельные участки; в государственном кадастре недвижимости; в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, в соответствии с градостроительными регламентами отнесенные к территориальным зонам специального назначения.
В силу статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами, используемыми для захоронения твердых коммунальных отходов, и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах (часть 13).
В рассматриваемом случае, как установлено судами, решением Городского Совета депутатов Калининграда от 16.12.2015 № 394 внесены изменения и дополнения в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденные решением Совета депутатов города Калининграда от 29.06.2009 № 146, согласно которым раздел «зоны специального назначения» дополнен зоной С-2 «зона размещения полигона твердых бытовых отходов» с отнесением к ней территории площадью 20,3 га городского полигона твердых бытовых отходов по ш. Балтийскому в Центральном районе.
При этом разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 39:15:11 12 01:0068 – под полигон твердых бытовых отходов указано в договоре аренды земельного участка от 15.02.2007 и в кадастровом паспорте земельного участка от 18.06.2014 № 39/14-ВС-175535.
Кроме того, судами принято во внимание, что в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.09.2016 по делу № А21-2026/2014 указано, что место нахождения указанного полигона твердых бытовых отходов находится вне пределов границ населенного пункта.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Иное толкование Управлением положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.07.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2016 по делу № А21-3580/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области – без удовлетворения.
Ремонт силовых трансформаторов - Перемотка трансформаторов | VTS Действительно качественный ремонт насосов всех типов от разных производителей и по приемлемым ценам именно у нас. Работа наших специалистов охватывает широкий спектр услуг по ремонту дренажных, канал...
ООО "НПК Меркурий" Утилизация ртутьсодержащих ламп и приборов, транспортировка ртутных отходов, ликвидация последствий ртутных загрязнений и пр.
Станкопэт Высококачественное оборудование с высокой производительностью, отечественное производство, оперативные сроки поставки. Быстрая доступность в приобретение комплектующих деталей (минимальный срок просто...
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.