"Дело № А24-5000/2016 по заявлению администрации Петропавловск-Камчатского городского округа к Инспекции государственного экологического надзора Камчатского края"
Материал прочитан 1164 раза и оценен
0
Арбитражный суд Камчатского края
Дата рассмотрения: 13.02.2017
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский
Дело № А24-5000/2016
09 февраля 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 06 февраля 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 09 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Копыловой А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шеремет К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН 4101036106, ОГРН 1024101022010)
к Инспекции государственного экологического надзора Камчатского края (ИНН 4101115936, ОГРН 107410100227) о признании недействительным предписания № 04/09-16 от 20.09.2016,
при участии:
от заявителя: Гордейчук Р.П. – представитель по доверенности от 09.01.2017 № 01-01-01/4/16 (сроком по 31.12.2017),
от заинтересованного лица:
Авдошенко С.В. – представитель по доверенности от 09.01.2017 (сроком до 31.12.2017)
установил:
администрация Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции государственного экологического надзора Камчатского края (далее – заинтересованное лицо, Инспекция, административный орган) № 04/09-16 от 20.09.2016 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
Да начала судебного заседания от Инспекции поступил отзыв, согласно которому административный орган полагает заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица возражал относительно заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ доказательства по делу, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Инспекции от 08.09.2016 № 112-Р, вынесенного в связи с поступлением анонимного обращения от 08.09.2016 по факту образования несанкционированного места размещения люминесцентных ламп по ул. Беринга, д. 117 (у контейнерной площадки) в г. Петропавловске-Камчатском, Инспекцией проведено плановое рейдовое обследование земельного участка на территории Петропавловска-Камчатского городского округа по ул. Беринга, д. 117, в ходе которого обнаружены люминесцентные лампы в количестве 10 штук, упакованные в целлофановую упаковку, о чем составлен акт проведения планового (рейдового) задания по обследованию земельного участка от 08.09.2016 № 33/09-16.
Приказом Инспекции от 12.09.2016 № 13-ВН назначено проведение внеплановой проверки в отношении Администрации в период с 16.09.2016 по 20.09.2016 в целях проверки выполнения федеральных и иных нормативно-правовых актов.
Письмом от 13.09.2016 № 7-12790-2016 Прокуратура Камчатского края согласовала проведение внеплановой проверки в отношении Администрации.
20.09.2016 Инспекция вынесла предписание № 04/09-16, согласно которому обязало Администрацию в срок до 23.09.2016 ликвидировать несанкционированную свалку опасных отходов – люминесцентные ртутьсодержащие лампы в количестве 10 штук, расположенную у контейнерной площадки по ул. Беринга, 117.
Согласно приказу Инспекции от 27.09.2016 № 14-ВП административным органом в отношении Администрации назначено проведение внеплановой выездной проверки на предмет проверки исполнения ранее выданного предписания от 20.09.2016 № 04/09-16.
В ходе обследования 03.10.2016 земельного участка у контейнерной площадки, расположенной по ул. Беринга, д. 117 на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, несанкционированная свалка отходов первого класса опасности – люминесцентные ртутьсодержащие лампы в количестве 10 штук, не обнаружена.
Результаты обследования оформлены актом от 03.10.2016 № 37/09-16.
Полагая, что предписание от 20.09.2016 № 04/09-16 вынесено незаконно, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ¬¬– Федеральный закон № 7-ФЗ) государственный экологический надзор, включающий в себя, в том числе, государственный экологический надзор в области обращения с отходами, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок осуществления Инспекцией государственного экологического надзора в области обращения с отходами определен Положением об инспекции государственного экологического надзора Камчатского края от 19.12.2008 № 440-п (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 1.1 указанного Положения Инспекция государственного экологического надзора Камчатского края (далее - Инспекция) является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по региональному государственному экологическому надзору (контролю) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Камчатского края, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, а также по предоставлению государственных услуг.
Частью 1 статьи 65 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно части 5 статьи 65 Федерального закона № 7-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных названным Федеральным законом.
Порядок выдачи по результатам проведения проверочных мероприятий предписания об устранении выявленных нарушений требований действующего законодательства установлен Федеральным законом № 294-ФЗ, который регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Данным законом установлен, в том числе порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Статьей 17 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрены меры, принимаемые должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки. Пунктом 1 части 1 указанной статьи предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Аналогичное право должностных лиц органов государственного надзора в области охраны окружающей среды выдавать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований закреплено в пункте 1 статьи 66 Федерального закона № 7-ФЗ. При этом законодатель отметил, что такое право подлежит реализации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, региональный государственный экологический надзор (контроль) осуществляется Инспекцией путем реализации административных процедур, установленных, в том числе Федеральным законом № 7-ФЗ и Положением, в виде проведения проверок.
В связи с чем, довод заявителя о проведении проверки неуполномоченным лицом подлежит отклонению.
Предписание является мерой государственного принуждения, направленной на устранение выявленных нарушений действующего законодательства, которое выдается органом надзора, проводившим соответствующие контрольные мероприятия.
Обязательным условием выдачи предписания, является установленный в ходе проверки факт нарушения со стороны проверяемого лица. При этом выданное предписание об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) отходы производства и потребления – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно этой же статье понятие «обращение с отходами» подразумевает деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Статьей 4.1 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что данный закон распространяет свое действие и на ртутьсодержащие отходы.
Статьей 8 Закона № 89-ФЗ установлены полномочия различных видов органов местного самоуправления в области обращения с отходами на территории муниципальных образований (поселений, районов, городских округов), в соответствии с которыми к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов (часть 3).
Вместе с тем, сбор и вывоз ТБО, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, а также надлежащее содержание площадок под установку контейнеров (включая обязанность по уборке самих площадок и прилегающих к ним территорий) входят в объем комплекса услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, выполняемых управляющей компанией.
Так, во исполнение норм Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее по тексту – Правила № 681).
Пунктом 8 (2) Правил № 681 предусмотрено, что место первичного сбора таких отходов определяется собственниками помещений многоквартирного дома или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом на основании заключенного договора управления.
При этом в соответствии с пунктом 8 (1) Правил № 681 у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп обеспечивают лица, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенного с собственниками помещений многоквартирных домов договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов и содержащихся в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества, предусмотренными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491) содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя организацию мест для накопления и накопление отработанных ртуть содержащих ламп и их передачу в специализированные организации для сбора, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отходов I-IV класса опасности.
В соответствии с пунктом 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, работы по обеспечению вывоза бытовых отходов включают в себя организацию мест накопления бытовых отходов, сбор отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению таких отходов.
Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 утверждены правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 3.7.1 данных Правил организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Как видно из оспариваемого предписания, акта обследования земельного участка от 08.09.2016 № 33/09-16, фототаблицы к акту рейдового задания от 08.09.2016, люминесцентные ртутьсодержащие лампы размещены у контейнерной площадки, расположенной по ул. Беринга, д. 117 г. Петропавловск-Камчатского.
При вынесении оспариваемого предписания Инспекция вопросов о принадлежности вышеуказанной контейнерной площадки не выяснило.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Администрация является лицом, ответственным за содержание спорной контейнерной площадки и прилегающей к ней территории в материалах дела отсутствуют.
В связи с этим у Комитета не имелось законных оснований для вынесения предписания о принятии мер к ликвидации ламп в адрес Администрации до выяснения данных вопросов и определения на основании этого надлежащего лица, которое вправе принять меры к ликвидации указанных ламп.
Предписание в указанной части нарушает права и охраняемые законом интересы Администрации, поскольку влекло за собой необходимость несения Администрацией расходов на финансирование мероприятий по ликвидации ламп при том, что законность возложения этой обязанности на Администрацию Инспекцией не доказана.
Суд принимает во внимание и то обстоятельство, что при проведении Инспекцией повторной внеплановой проверки лампы не были обнаружены, при этом, исходя из письма Управления городского хозяйства Администрации от 27.09.2016 № 01-07-01/3198/16, вывоз указанных ламп Администрация не осуществляла.
Кроме того, Инспекцией в судебное заседание не представлен акт, составленный по результатам проверки, проведенный в период с 16.09.2016 по 20.09.2016.
Акт внеплановой проверки № 03/09-16, представленный заявителем, датирован 15.08.2016, не содержит сведений о присутствии представителя Администрации при его составлении, либо о явке лица, который не был допущен к проверке, либо сведений о лице, отказавшемся от ознакомления с актом; в представленном суду акте отсутствует подпись лица, проводившего проверку; кроме того, указанный акт представлен не в полном объеме.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о допущенных Инспекцией нарушениях статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
На основании вышеизложенного, суд, руководствуясь частью 2 статьи 201 АПК РФ, удовлетворяет заявленные требования.
Руководствуясь статьями 1–3, 17, 27, 110, 167–170, 176, 197–201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
признать недействительным предписание Инспекции государственного экологического надзора Камчатского края от 20.09.2016 № 04/09-16, как не соответствующее Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
ООО Омега-Сервис Переработка полимерных отходов, изготовление изделий из стеклопластика стойкого в агрессивных средах различной сложности для химической промышленности. Дробим ПЭТ литники, изначальным сырьем являются...
АО "НЕФТЕПРАКТИКА" АО "НЕФТЕПРАКТИКА" в настоящее время является надежным поставщиком резервуаров и резервуарного оборудования для хранения, слива-налива и перевозки нефтяных продуктов на нефтебазах (нпз), предприятиях ...
ECOGOLD Standart Производство и поставка оборудования для переработки шин и производства резиновых покрытий.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.