"Дело № А21-6711/2015 по заявлению муниципального предприятия «Чистота» городского округа «Город Калининград» об оспаривании решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области"
Материал прочитан 1865 раз и оценен
5
Арбитражный суд Калининградской области
Дата рассмотрения: 23.01.2017
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калининград
Дело № А21-6711/2015
18 января 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 11.01.2017.
Полный текст решения изготовлен 18.01.2017.
Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Зинченко С.А.,
при ведении протокола судебного секретарем Зеленовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального предприятия «Чистота» городского округа «Город Калининград» (ОГРН 1023900996041; место нахождения: 236022, г. Калининград, ул. Мусоргского, 74)
об оспаривании решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области (ОГРН 1043900834658; место нахождения: 236000, г. Калининград, ул. Офицерская, 6) от 16.07.2015 № 3374-п об отказе во включении полигона твердых бытовых отходов в Государственный реестр объектов размещения отходов и обязании направить в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) информацию о полигоне ТБО, предоставленную письмами от 28.11.2014 № 714, от 07.07.2015 № 485, предлагаемом для включения в Государственный реестр объектов размещения отходов,
третьи лица:
1) Администрация городского округа «Город Калининград»,
2) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор),
установил: письмом от 10.10.2011 № 4658-п управление известило предприятие о том, что эксплуатируемый предприятием полигон включен в Государственный реестр объектов размещения отходов под регистрационным номером 2481.
Во исполнение приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30.09.2011 № 792, приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 479 от 01.08.2014, письма Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 05.09.2014 № 05-12-44/20156, письма Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 08.10.2014 № АА-06-01-36/15648 письмом от 28.11.2014 исх. № 714 предприятие представило управлению информацию об объекте размещения отходов, расположенного в г. Калининграде, ш. Балтийское (в том числе характеристику полигона твердых бытовых отходов) для включения в Государственный реестр объектов размещения отходов (поступило в управление 01.12.2014 вх. № 6360).
Однако письмом от 10.12.2014 исх. № 6484-п управление известило предприятие, что эксплуатируемый им объект не может быть включен в ГРОРО.
В связи с этим 07.07.2015 предприятие повторно обратилось в управление с заявлением о включении полигона в ГРОРО.
Письмом от 07.07.2015 исх. № 485 предприятие представило заинтересованному лицу копии протоколов лабораторных исследований № 7175-7176, 13244, 13245, 13246, 13247, 13844, 13843, 13842, 13841, 13840, 13839, 13838, 7689, 398 на 59 л. и характеристику полигона.
Однако в письме от 16.07.2015 № 3374-п «О невозможности включения объекта размещения отходов в ГРОРО» (получено предприятием 29.07.2015) управление указало, что эксплуатируемый предприятием объект не может быть включен в ГРОРО по следующим основаниям:
- предприятием не проводится мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды,
- захоронение отходов осуществляется в границах населенного пункта,
- полигон не является объектом капитального строительства,
- уровень заполнения полигона превышает проектный.
Не согласившись с указанным отказом, предприятие 27.08.2015 обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании названного выше решения незаконным и обязании управления включить полигон в ГРОРО.
Определением суда от 16.09.2015 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация городского округа «Город Калининград».
Определением суда от 08.10.2015 производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу № А21-2026/2014.
Определением суда от 10.10.2016 производство по делу возобновлено
В ходе рассмотрения дела заявитель трижды уточнял требования и в окончательном виде (дополнения от 30.11.2016, приняты к рассмотрению определением от 07.12.2016) просит суд признать незаконным решение управления от 16.07.2015 № 3374-п об отказе во включении полигона в ГРОРО и обязать управление направить в Росприроднадзор информацию о полигоне, предоставленную предприятием письмами от 28.11.2014 № 714 и от 07.07.2015 № 485, предлагаемом для включения в ГРОРО.
Также заявитель просил в соответствии с ч. 7 ст. 201 АПК РФ указать в решении на его немедленное исполнение.
Определением суда от 23.11.2016 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
В судебном заседании 11.01.2017 рассмотрено ходатайство представителя Росприроднадзора об исключении его из числа лиц, участвующих в деле.
В удовлетворении ходатайства отказано, поскольку в связи с заявлением предприятием требования об обязании управления направить в адрес Росприроднадзора информацию о полигоне для включения его в ГРОРО, привлечение Росприроднадзора к участию в деле в качестве третьего лица направлено на обеспечение его прав и интересов.
В судебном заседании 11.01.2016 представители заявителя требования поддержали, представитель управления и Росприроднадзора в удовлетворении заявления просила отказать, представитель администрации поддержала требования предприятия.
Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения представителей, суд признает необходимым заявленные требования удовлетворить по следующим основаниям.
Срок обращения с рассматриваемым заявлением (ч. 4 ст. 198 АПК РФ) предприятием соблюден.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под объектом размещения отходов понимается специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Частью 6 и 7 статьи 12 Закона № 89 предусмотрено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Прядок ведения Государственного реестра объектов размещения отходов определен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении порядка ведения Государственного кадастра отходов» (раздел III).
В соответствии с п. 16 Порядка государственный реестр объектов размещения отходов включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 17 Порядка предусмотрено, что не подлежат включению в ГРОРО:
объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком;
объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации;
специальные объекты размещения радиоактивных отходов;
скотомогильники.
В соответствии с п. 19 Правил территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок с даты поступления от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, представляют в Росприроднадзор следующую информацию о данном объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в ГРОРО:
1) наименование объекта размещения отходов;
2) назначение объекта размещения отходов («хранение отходов» либо «захоронение отходов») с указанием наименований основных видов размещаемых отходов и их кодов по ФККО;
3) местонахождение объекта размещения отходов - код по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО) и наименование ближайшего населенного пункта;
4) сведения о наличии негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов («имеется» либо «отсутствует») на основании данных мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду;
5) предложение по порядковому номеру объекта размещения отходов по территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
6) сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, эксплуатирующем объект размещения отходов, включая:
наименование, место нахождения юридического лица,
фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства.
Согласно п. 20 Порядка Росприроднадзор в 15-дневный срок с даты регистрации информации об объекте размещения отходов, поступившей из территориального органа Росприроднадзора:
рассматривает указанную информацию, присваивает номер объекту размещения отходов в ГРОРО, принимает правовые акты о включении объектов размещения отходов в ГРОРО с периодичностью не реже 1 раза в месяц.
В соответствии с п. 5.5 (11) Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 № 370» Федеральная служба по надзору в сфере природопользования ведет государственный кадастр отходов, который включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов, а также проводит работу по паспортизации отходов I – IV классов опасности.
Частью 2 статьи 69 АПК РФ предусмотрено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В ходе рассмотрения дел № А21-2026/2014 и А21-3580/2016 было установлено, что предприятие было организовано в порядке преобразования предприятия «Спецавтохозяйство по уборке города», созданного в соответствии с решением Калининградского городского Совета народных депутатов от 28.09.1992 № 2176.
Решением Калининградского горисполкома от 31.07.1979 № 257 земельный участок с кадастровым номером 39:15:111201:68 был отведен предшественнику предприятия для размещения городской свалки.
15.02.2007 между Мэрией г. Калининграда и МУП «Чистота» города Калининграда был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 39:15:11 12 01:0068 по Балтийскому шоссе в Октябрьском районе под полигон твердых бытовых отходов.
На основании постановления Администрации ГО «Город Калининград» от 13.12.2012 № 2318 срок аренды участка установлен до 31.12.2037, в связи с чем 05.02.2013 подписано соответствующее соглашение к договору аренды.
Договор аренды земельного участка КН 39:15:11 12 01:0068 под полигоном и дополнительные соглашения к нему зарегистрированы в установленном порядке.
В соответствии с кадастровым паспортом от 18.06.2014 № 39/14-ВСМ-175535 разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 39:15:111201:68 - под полигон твердых бытовых отходов.
ГОСТом 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28.12.2001 № 607-ст, предусмотрено, что полигон захоронения отходов - это ограниченная территория, предназначенная и при необходимости специально оборудованная для захоронения отходов, исключения воздействия захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду.
Санитарные правила 2.1.7.1038-01, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 № 16 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», относят к полигонам твердых бытовых отходов (ТБО) специальные сооружения, предназначенные для изоляции и обезвреживания ТБО, которые должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов (п. 2.1).
Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам (п. 2.2 СП 2.1.7.1038-01).
В соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением от 18.12.2013 № 39.КС.12.000.М.001766.12.13 здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество, используемое МУП «Чистота» для осуществления деятельности по обезвреживанию и размещению отходов соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.1.7.1322-03 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 № 80 и СП 2.1.7.1038-01.
Предприятие представляло в управление санитарно-эпидемиологическое заключение № 39.КС.14.000.М.000045.01.16, выданное 29.01.2016 Управлением Роспотребнадзора по Калининградской области в подтверждение соответствия государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления», СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» здания, строения, сооружения, помещения, оборудования и иного имущества, используемого для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (сбор, транспортирование отходов I-IV класса опасности по адресу: г. Калининград, ул. Мусоргского, 74; сбор, размещение отходов IV классов опасности – Полигон твердых бытовых отходов г. Калининград, ш. Балтийское).
Доводы управления о том, что спорный полигон располагается еще и на земельном участке с кадастровым номером 39:15:11:12 01:72 не принимаются судом во внимание по следующим основаниям.
В письменных пояснениях от 30.11.2016 предприятие указало, что земельный участок с кадастровым номером 39:15:11 12:01:72 (земли лесного фонда) ему не передавался и заявителем не эксплуатируется. В 2014 году Администрацией ГО «Город Калининград» (собственник земельного участка с кадастровым номером 39:15:11 12 01:0068) было принято решение о рекультивации земельного участка. На земельном участке с кадастровым номером 39:15:11 12:01:72 размещались отходы (донные отложения) от чистки Верхнего озера. В связи с этим администрация в лице Комитета городского хозяйства включила в проект рекультивации помимо эксплуатируемого заявителем земельного участка с кадастровым номером 39:15:11 12 01:0068 еще и земельный участок с кадастровым номером 39:15:11 12:01:72. Заказчиком разработки проектной документации «Рекультивация городского полигона ТБО, расположенного в пос. им. А. Космодемьянского г. Калининграда» является Комитет городского хозяйства Администрации городского округа «Город Калининград», а заявитель к разработке данного проекта не привлекался.
Доказательств иного управлением в материалы дела не представлено.
Действительно, ч. 5 ст. 12 Закона № 89 установлен запрет на захоронение отходов в границах населенного пункта.
Между тем в ст. 1 Закона № 89 под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов, хранение отходов - это складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения, захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
В п. 5.56 ГОСТ 30772-2001 указано, что хранение отходов - это режим (вид) существования отходов, заключающийся в их нахождении в определенном месте, в определенных заданных или известных условиях, в течение определенного интервала времени, с целью последующей обработки, транспортирования, использования, уничтожения или захоронения. Хранение коммунальных (бытовых) отходов - это размещение их над землей, в специально отведенных местах. Они могут быть как открытыми с воздуха, так и закрытыми (например, складские помещения).
Из положений Закона № 89 и п. 4.16 ГОСТ 30772-2001 следует, что критерием разграничения деятельности по хранению и захоронению отходов является временное либо постоянное (соответственно) размещение отходов и возможность (невозможность) их последующего использования.
Однако управлением не представлены доказательства того, что предприятие осуществляет на указанном полигоне деятельность по захоронению отходов.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Статьей 11 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в территорию городского округа входят территория, состоящая из земель внутри городской черты соответствующего городского населенного пункта, прилегающие к территории городского населенного пункта земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего городского населенного пункта, рекреационные земли, земли для развития городского населенного пункта.
С учетом изложенного, понятие «населенный пункт» применительно, к ст. 12 Закона № 89, не является равнозначным понятиям «муниципальное образование» и «городской округ».
В ходе рассмотрения дела № А21-2026/2014 установлено, что полигон расположен на расстоянии около 1 700 м до условной границы городской черты населенного пункта Калининграда, как территориального образования, а также на расстоянии 510 м от Балтийского шоссе, являющегося южной границей микрорайона Космодемьянский, что свидетельствует о соблюдении п. 1.2 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (утверждена Минстроем России 02.11.1996), п. 3.2 Санитарных правил 2.1.71038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2001), п. 4.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», таблицы 13 СП 42.13330.2011 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНИП 2.07.01-89 (утверждены приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 № 820).
Такими образом, полигон находится вне пределов границ населенного пункта.
В соответствии с п. 8 ст. 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Категория земель указывается в:
1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;
2) договорах, предметом которых являются земельные участки;
3) государственном кадастре недвижимости (ч. 2. ст. 8 Кодекса).
Согласно п. 1 ст. 85 ЗК РФ в соответствии с градостроительными регламентами, земельные участки могут относиться к определенной территориальной зоне, в частности к зоне специального назначения.
При этом положением п. 1 ст. 85 ЗК РФ предусмотрено, что такие земельные участки входят в состав земель населенных пунктов и, следовательно, должны соблюдаться требования Закона № 89.
В соответствии с ч. 13 ст. 35 ГрК РФ в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
Решением Городского Совета депутатов № 394 от 16.12.15 (опубликовано в газете «Гражданин» № 65 (476) от 24.12.15) внесены изменения и дополнения в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденные решением Совета депутатов от 29.06.09 № 146, согласно которым раздел «зоны специального назначения» дополнен зоной С-2 «зона размещения полигона твердых бытовых отходов». В данной зоне допускается размещение обслуживающих объектов, обеспечивающих осуществление основной функции зоны. Графическое изображение территории городского полигона твердых бытовых отходов по шоссе Балтийскому в Центральном районе приведено в приложении к решению.
Разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 39:15:11 12 01:0068 (под полигон твердых бытовых отходов) указано в договоре аренды земельного участка, а также в кадастровом паспорте земельного участка от 18.06.2014 39/14-ВС-175535.
При этом в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда по делу А21-2026/2014 от 31.05.2016 также указано, что использование земельного участка для размещения полигона, отнесенного к зоне специального назначения, в полной мере соответствует требованиям земельного и градостроительного законодательства.
Ссылки управления на то, что предприятием не представлены документы, подтверждающие наличие зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих заявителю на праве собственности или ином законном основании, поскольку полигон является сооружением, которое, в свою очередь является объектом капитального строительства, обустроенным и эксплуатируемым в соответствии с проектами, при наличии положительного заключения государственной экспертизы и которое должно быть введено в эксплуатацию в установленном порядке, были рассмотрены и в рамках дела № А21-3580/2016 и отклонены по следующим основаниям.
Из материалов дела № А21-3580/2016 следует, что въезд на полигон оборудован шлагбаумом, имеется дезинфекционная яма, территория полигона состоит из хозяйственно-бытовой части и части, занятой под складирование ТБО. Полигон частично огорожен при въезде забором, вокруг полигона имеются два канала, ведутся работы по продлению канала вокруг всего полигона. Вокруг полигона имеется обваловка. Ведутся работы по восстановлению обваловки вокруг всей территории полигона. На полигоне имеется несколько карт.
Несмотря на то, что в п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, навесов и других подобных построек, из указанного положения не следует обратный вывод о том, что сооружение всегда является объектом капитального строительства.
Управлением не представлено в материалы дела доказательства исчерпания свободной вместимости полигона.
При этом согласно пояснениям предприятия уровень заполнения (проектный уровень) полигона ТБО определяется при проектировании полигона ТБО. В соответствии с Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 02.11.1996, в состав проекта полигона входят разделы в соответствии со СНиП 11-01-95, среди которых технологический раздел: расчет емкости, технологическая схема с учетом очередности строительства, продольный и поперечный технологические разрезы, режим эксплуатации, расчет потребности в эксплуатационном персонале, машинах и механизмах, рекомендации по рекультивации участка после закрытия полигона для приема отходов с решением по дегазации.
В письме исх. № 768-п от 15.02.2013 предприятие просило управление сообщить перечень организаций, занимающихся разработкой программ (планов) мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.
Однако управление не представило предприятию запрашиваемую информацию.
В результате предприятие самостоятельно выявило единственную организацию, согласившуюся выполнить проект мониторинга для полигона ТБО - ГАУ Калининградской области «Экологический центр - «ЕКАТ-Калининград». Однако при проведении мониторинга ГАУ не проводило натурных замеров, в связи с чем указанная в проекте мониторинга высота складирования отходов 25-30 м и проектная высота 15 м не соответствует действительности, т.к. согласно Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов высота складирования ТБО зависит от средней численности обслуживаемого населения и составляет от 12 до 60 м.
ГАУ «ЕКАТ - Калининград» не являлось специализированной организацией по разработке проекта мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды и не имело достаточного опыта и знаний для его разработки. Поэтому данные, указанные в проекте мониторинга для полигона ТБО, не соответствует фактической высоте складирования отходов на полигоне ТБО.
В связи с тем, что полигон ТБО был организован еще в 1978 году и документов по проектированию и эксплуатации полигонов ТБО не существовало, то для получения лицензии на осуществление деятельности и по предписанию управления № 01-198/3/2012 от 28.12.2012 предприятием был разработан проект мониторинга, который юридической силы не имел, так как не был согласован управлением.
Ссылки управления на непроведение предприятием мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, не принимается судом во внимание по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в 04.10.2013 руководителем предприятия утвержден и 06.11.2013 согласован с управлением Роспотребнадзора по Калининградской области Перечень объемов и периодичность лабораторного контроля за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона ТБО в пос. А. Космодемьянского (на период до запланированной рекультивации).
В 2013 году предприятием пробурены контрольные скважины по периметру полигона ТБО для отбора проб и проведения анализов за состоянием грунтовых вод, в подтверждение чего в материалы дела представлены справка о стоимости выполненных работ и акт о приемке выполненных работ от 19.09.2013 № 1.
В соответствии Перечнем объемов и периодичности лабораторного контроля с 2015 года предприятием совместно с ФБУЗ «Центр Гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» и ЦЛАТИ по Калининградской области выполняются работы по отбору проб, а также анализы по контролю за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона ТБО в пос. А. Космодемьянского, что подтверждается представленными в материалы дела протоколами лабораторных исследований и экспертными заключениями (представлены в управление письмом исх. № 485 от 07.07.2015).
Характеристика полигона ТБО составлялась заявителем в соответствии с приказом Минприроды России № 49 от 25.02.2010 «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов» по состоянию на 28.10.2014. На эту дату заявителем не осуществлялось на полигоне ТБО мониторинга за грунтовыми водами и поверхностными водами, в связи с чем соответствующий данные в нее включены не были.
В п. 9 и 10 Характеристики указана вместимость полигона (91 648 706,9 м. куб.) и количество отходов, размещенных на полигоне по состоянию на 01.11.2014 (36 593 000 м. куб.).
Однако согласно п. 2.1. Инструкции по проектированию, эксплуатации, рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов учет принимаемых на полигон ТБО ведется по объему в неуплотненном состоянии. Цифра 36 593 000 м. куб. обозначает количество принятых на полигон отходов за весь период его эксплуатации.
Заявителем ежегодно предоставляется в управление форма статистической отчетности «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» по форме № 2-ТП (отходы), утвержденной приказом Росстата № 17 от 28.01.2011, которая принимается управлением без замечаний.
При этом в Характеристике вместимости отсутствуют сведения об источнике указанной информации.
При изложенных обстоятельствах у управления отсутствовали основания для принятия решения о том, что эксплуатируемый предприятием полигон не может быть включен в ГРОРО.
Доводы управления о том, что указанное решение не является отказом во включении полигона в ГРОРО, а носит лишь информационный характер, не соответствует содержанию письма заинтересованного лица от 16.07.2015 № 3374-п.
Оспариваемое решение управления нарушает право предприятия на эксплуатацию полигона.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В связи с этим суд признает необходимым обязать управление направить в Росприроднадзор информацию о полигоне, предлагаемом для включения в ГРОРО, представленную предприятием письмами от 28.11.2014 № 714 и от 07.07.2015 № 485.
Согласно ч. 7 ст. 201 АПК РФ решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.
Предприятие ходатайствовало об указании в решении на его немедленное исполнение.
Мотивированных возражений по данному ходатайству управлением не представлено.
При обращении в арбитражный суд предприятием уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб., которая в силу ч. 1 ст. 110 АПК РФ подлежит возмещению управлением.
В судебном заседании представители пояснили, что ими представлены и раскрыты все имеющиеся у них доказательства.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление муниципального предприятия «Чистота» городского округа «Город Калининград» удовлетворить.
Признать недействительным решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области от 16.07.2015 № 3374-п об отказе во включении полигона твердых бытовых отходов в Государственный реестр объектов размещения отходов.
Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области направить в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) информацию о полигоне ТБО, предоставленную письмами от 28.11.2014 № 714, от 07.07.2015 № 485, предлагаемом для включения в Государственный реестр объектов размещения отходов.
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области в пользу муниципального предприятия «Чистота» городского округа «Город Калининград» 3000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.