"Дело № А51-23258/2016 по заявлению ООО «Транснефть-Сервис» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю о признании незаконными действий"
Материал прочитан 1411 раз и оценен
4
Арбитражный суд Приморского края
Дата рассмотрения: 20.12.2016
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток
Дело № А51-23258/2016
13 декабря 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 06 декабря 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 13 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Тихомировой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каляновой В.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Транснефть-Сервис» (ИНН 2315149921, ОГРН 1082315010073, дата государственной регистрации 15.12.2008)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю (ИНН 2540106044, ОГРН 1042504366288, дата государственной регистрации 20.09.2004)
о признании незаконными действий
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Фатеев А.С., доверенность от 31.12.2014;
от ответчика: Кочубеева М.В., доверенность от 31.12.2014;
установил: общество с ограниченной ответственностью «Транснефть-Сервис» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю (далее – ответчик, управление) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию отходов I-IV классов опасности; обязании выдать лицензию.
Обосновывая заявленные требования общество по тексту заявления сослалось на нарушение управлением подпункта «б» пункта 5 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, поскольку планируемый к эксплуатации инсинератор не предусматривает использование объектов капитального строительства. Считает выводы ответчика о необходимости наличия государственной экологической экспертизы на проектную документацию к указанной мобильной установке неправомерными.
Представитель общества также пояснил, что управлению было представлено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для заявленных работ, в связи с чем считает, что оборудование общества соответствует установленным требованиям.
Кроме того представитель общества сослался на письмо Росприроднадзора от 17.11.2015 №АС-03-03-36/20364, в котором уполномоченный орган разъяснил, что новой является впервые предлагаемая к использованию на территории Российской Федерации и прошедшая апробацию техника и технология.
Представитель управления в письменном отзыве, представленном в материалы дела, по заявленным требованиям возразил, пояснил, что в соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» к числу объектов государственной экспертизы федерального уровня относятся проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду.
Поскольку положительное заключение государственной экологической экспертизы на оборудование, которым планировалось осуществлять обезвреживание заявленных отходов, у соискателя лицензии отсутствовало, испрашиваемый обществом вид деятельности не мог быть включен в лицензию.
Относительно ссылки заявителя на письмо Росприроднадзора от 17.11.2015 представитель Управления возразил, указал на положения письма Минприроды от 13.05.2011 №05-12-44/7250, которым разъяснено, что в соответствии с пунктом 8 статьи 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» государственной экологической экспертизе подлежат также объекты, указанные в данной статье в случае внесения изменений в документацию, ранее получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы. Таким образом, все проекты технической документации на новую технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, являются объектами государственной экологической экспертизы.
Из материалов дела судом установлено, что ООО «Транснефть-Сервис» 03.06.2016 обратилось в Управление Росприроднадзора по Приморскому краю с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в части сбора, транспортирования отходов I-IV классов опасности и обезвреживания отходов III, IV классов опасности.
По результатам проверки на соответствие соискателя лицензии - ООО Транснефть-Сервис» лицензионным требованиям (акт проверки от 23.06.2016 №295-КНД) Управлением выдана лицензия серии 025 № 00213 от 29.06.2016 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию,обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в части сбора, транспортирования отходов I-IV классов опасности. Деятельность по обезвреживанию отходов I-IV классов опасности из лицензии была исключена.
Результаты проверки оформлены актом.
Не согласившись с решением лицензирующего органа, выразившегося в исключении испрашиваемого вида деятельности из лицензии, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела документы, суд считает требование заявителя не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решения органа государственной власти незаконным необходимо в совокупности два условия: несоответствие данного решения закону или иному нормативному правовому акту, нарушение оспариваемым актом прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Закон о лицензировании).
Согласно статье 8 Закона о лицензировании лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установлен соответствующим Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 №1062 (далее – Положение №1062).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о лицензировании для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются также реквизиты документов (наименование органа (организации), выдавшего документ, дата, номер), перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям.
Согласно подпунктам «б», «в» пункта 3 Положения №1062 лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются:
- для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и специализированных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
- для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.
Пунктом 5 Положения №1062 установлено, что для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в котором указывает в том числе для работ по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности - реквизиты положительного заключения государственной экологической экспертизы документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности) в соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 №174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
Отношения в области экологической экспертизы регулируются Федеральным законом №174-ФЗ от 23.11.1995 «Об экологической экспертизе» (далее – Закон №174-ФЗ). При этом данный закон направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
В соответствии со статьей 1 Закона №174-ФЗ экологическая экспертиза – это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
В силу статьи 10 Закона №174-ФЗ государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктами 5, 7.2 статьи 11 Закона №174-ФЗ к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня отнесены проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности.
Таким образом, одним из основных требований при обращении заинтересованного лица в лицензирующий орган с заявлением о выдаче лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию отходов I - IV классов опасности, является наличие у такого лица соответствующего оборудования, имеющего положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Согласно пункту 3 статьи 69 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.
Пунктом 4 указанной статьи установлено, что государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения государственной экспертизы проектной документации при их проведении в предусмотренных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе, законодательством о градостроительной деятельности случаях.
Согласно акту проверки от 23.06.2016 №295-КНД из представленных в лицензирующий орган документов последним установлено, что заявитель планирует осуществлять сбор, транспортирование отходов с целью их перевозки и передачи специализированным организациям для дальнейшей утилизации, обезвреживания и размещения, а также обезвреживание отходов на сигнализаторе льяльных вод и инсинераторе для термического уничтожения отходов, установленных на нефтеналивном судне «Титан».
В соответствии с пунктом 8.1.4 спецификации на указанное судно инсинератор – установка для сжигания отходов сепарации топлива и масла, а также судовых твердых отходов и мусора, собранных с других судов, производительностью 1163 кВт типа Atlas 1200 SLWSM является вспомогательным механизмом, установленным на судне. Как пояснил представитель заявителя, данное оборудование было смонтировано на судне при его постройке в 2012 году.
В ходе проведения проверки лицензирующим органом было установлено, что согласно реестру положительных заключения государственной экологической экспертизы по проектам технической документации на новую технику и технологию за 2011-2015 годы, размещенной на официальном сайте Росприроднадзора, оборудование, заявленное обществом, не имеет заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня. Данное обстоятельство заявителем не оспаривается.
В соответствии с пунктом 12 Положения №1062 представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии и документов, необходимых для получения лицензии, их прием лицензирующим органом, принятие лицензирующим органом решений о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии), приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии, выдача дубликата и копии лицензии, формирование и ведение лицензионного дела, а также информационного ресурса и реестра лицензий, предоставление содержащихся в них сведений осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно подпункту 2 пункта 7 статьи 14 Закона о лицензировании одним из оснований отказа в предоставлении лицензии является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.
Поскольку обществом при обращении в уполномоченный орган с заявлением о выдаче лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию отходов I-IV классов опасности в заявлении не были указаны реквизиты соответствующего заключения государственной экологической экспертизы оборудования, с помощью которого планировалось осуществлять такую деятельность, а также в связи с фактическим отсутствием такого заключения, лицензирующий орган правомерно пришел к выводу о том, что ООО «Транснефть-Сервис» как соискатель лицензии не соответствует лицензионным требованиям.
При этом довод заявителя о соответствии спорного оборудования установленным требованиям ввиду наличия санитарно-эпидемиологического заключения, а также свидетельств о соответствии правилам и предписаниям РМРС, в том числе Правилам по предотвращению загрязнения с судов, эксплуатирующихся в морских районах и внутренних водных путях РФ, судом не принимается, поскольку данные документы не свидетельствуют о проведении в отношении этого оборудования государственной экологической экспертизы.
Ссылка заявителя на положения письма Росприроднадзора от 17.11.2015 №АС-03-03-36/20364 судом также отклоняется.
Согласно пункту 10 указанного документа (абзац 7) новой является впервые предлагаемая к использованию на территории Российской Федерации и прошедшая апробацию техника и технология.
Вместе с тем, данный вывод сделан с учетом разъяснений, данных в письме Минприроды России от 13.05.2011 №05-12-44/7250, в котором дополнительно разъяснено, что в соответствии с пунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ "Об экологической экспертизе" государственной экологической экспертизе подлежат также объекты, указанные в данной статье в случае внесения изменений в документацию, ранее получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Таким образом, указанные разъяснения напрямую свидетельствуют о том, что любая техника и технология, используемая для осуществления испрашиваемой обществом деятельности при ее вводе в эксплуатацию должна проходить государственную экологическую экспертизу независимо от даты обращения с заявлением о выдаче соответствующей лицензии.
Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, установка для сжигания отходов сепарации топлива и масла, а также судовых твердых отходов и мусора, собранных с других судов, производительностью 1163 кВт типа Atlas 1200 SLWSM (инсинератор) ни при сдаче судна из постройки, ни впоследствии государственную экологическую экспертизу не проходила.
Принимая во внимание установленные в рамках настоящего дела обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемые действия лицензирующего органа совершены последним в полном соответствии с положениями действующего лицензионного и природоохранного законодательства, в связи с чем законные основания у Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю для выдачи лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию отходов I-IV классов опасности в рассматриваемом случае отсутствовали.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание установленные в ходе рассмотрения настоящего дела обстоятельства, требование заявителя о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю, выразившихся в отказе от предоставления лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию отходов I-IV классов удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении требований общества, судебные расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю, выразившихся в отказе от предоставления лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию отходов I-IV классов, отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
ООО "ЦЭП""ЭПРОТЕК" -Экологическое и инженерное проектирование
-Подготовка и сопровождение документации
-Экспертная оценка юридически значимых документов на предмет их соответствия требованиям природоохранного законод...
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.