"Дело №А15-4723/2016 по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Дагестан о привлечении МУП "УЖКХ и КС" МР "Каякентский район" к административной ответственности"
Материал прочитан 891 раз и оценен
0
Арбитражный суд Республики Дагестан
Дата рассмотрения: 04.12.2016
Решение
Арбитражный суд Республики Дагестан (АС Республики Дагестан)
Дело №А15-4723/2016
23 ноября 2016 года
г. Махачкала
Резолютивная часть решения объявлена 23 ноября 2016 года
Решение в полном объеме изготовлено 23 ноября 2016 года
Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Магомедова Р.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Рустамовой А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Дагестан о привлечении МУП "УЖКХ и КС" МР "Каякентский район" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в заседании:
от заявителя – Рясной И.Ю. (по доверенности),
от заинтересованного лица – Идрисов Д.А. (по доверенности),
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Дагестан обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о привлечении муниципального унитарного предприятия "Управление жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства" к административной ответственности по части 2 статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за осуществление деятельности по обращению с отходами без соответствующей лицензии.
Определением суда (судья Омарова П.М.) от 31.10.2016 окончена подготовка, рассмотрение дела назначено на 23.11.2016 на 12 час. 30 мин.
В связи с уходом судьи Омаровой П.М. в очередной ежегодный отпуск, на основании п.2 ч.3 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) распоряжением исполняющего обязанности председателя Арбитражного суда Республики Дагестан от 07.11.2016 дело №А15-4723/2016 передано для рассмотрения судье Магомедову Р.М.
Представитель управления в судебном заседании заявление поддержал, просил суд требование удовлетворить и привлечь предприятие к административной ответственности по основаниям и доводам изложенным в заявлении.
Представитель предприятия в судебном заседании заявление управления не признал, просил суд в удовлетворении требования отказать по основаниям и доводам изложенным в отзыве на заявление.
Арбитражный суд, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности все материалы дела, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела на основании приказа от 03.08.2016 №03-150 и рейдового задания от 03.08.2016 №03-150 Управлением в период с 04.08.2016 по 10.08.2018 проведен рейдовый осмотр (обследование) административной территории МР «Каякентский район» на предмет соблюдения требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности связанной с обращением отходов I-IV классов опасности (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение).
По результатам осмотра составлен акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 10.08.2016 №03-05-08/2016, в котором указано, что МУП «УЖКХ и КС» МР «Каякентский район» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию и размещению отходов I-IV классов опасности без лицензии, то есть в нарушение требований ФЗ №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановления правительства РФ от 03.10.2015 №1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности», ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления»
Государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Гапизовым Х.С. 10.08.2016 вынесено определение №-03-05-08/2016 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования которым возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ. Лицо в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении не указано ввиду того, что «сведения о лице, совершившим указанное административное правонарушение в момент выявления нарушения отсутствуют».
В последующем Гапизовым Х.С. 09.09.2016 составлен протокол об административном правонарушении №03-05-10/2016 в отношении МУП «УЖКХ и КС» МР «Каякентский район», согласно которому предприятию вменяется совершение административного правонарушения в виде осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению такие обстоятельства, как наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно части 5 статьи 205 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возлагается на орган или лицо, которые составили этот протокол, и не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.
Субъектом данного правонарушения является лицо, осуществляющее подлежащую лицензированию предпринимательскую деятельность в отсутствие лицензии.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если таковые для данного вида деятельности обязательны.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о возможности привлечения лица к административной ответственности за предусмотренное частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ административное правонарушение подлежит установлению факт осуществления лицом, которому вменяется совершение данного правонарушения, конкретной подлежащей лицензированию деятельности.
Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении и явившиеся основанием для привлечения к административной ответственности, подлежат доказыванию административным органом (часть 4 статьи 210 АПК РФ) с учетом презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП РФ).
Из пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, следует, что в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 49 ГК РФ право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).
По правилам статьи 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, вправе заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Основные положения о лицензировании отдельных видов деятельности установлены Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Закона N 99-ФЗ лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона N 99-ФЗ к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В силу статьи 3 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ, действовавшей до 01.07.2015) лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Вступившая в законную силу с 01.07.2015 редакция пункта 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ) устанавливает дополнительные (помимо размещения и обезвреживания отходов ) виды деятельности, для осуществления которых необходима лицензия: сбор, транспортирование, обработка, утилизация отходов I - IV классов опасности.
Таким образом, обязательность лицензирования деятельности по обезвреживанию отходов производства и потребления предусмотрена как до 01.07.2015, так и после названной даты.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), согласно которому лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии с Законом N 99-ФЗ с учетом положений Закона N 89-ФЗ.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов ; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов , в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов , изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Согласно статье 4.1 Закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы ; II класс - высокоопасные отходы ; III класс - умеренно опасные отходы ; IV класс - малоопасные отходы ; V класс - практически неопасные отходы .
В ходе обследования административной территории МР «Каякентский район» административным органом было установлено, что деятельность связанная с размещением отходов на территории муниципального района осуществляется с нарушением требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, а именно участки на которых осуществляется размещение твердых коммунальных отходов (ТКО) не огорожены по периметру, не ведется в установленном порядке учет поступающих и размещаемых отходов , не соблюдаются условия и способы которые должны быть безопасными для окружающей среды и здоровья человека. На обследованных участках наблюдается размещение неоднородных твердых коммунальных отходов IV-V классов опасности (строительные отходы , изделия, потерявшие свои потребительские свойства, бой стекла, пластиковая и стеклянная тара, отходы дерева и резины, обрезки и обрывки тканей и так далее).
В силу пункта 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.2 АПК РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (пункт 2 статьи 26.2 АПК РФ).
Из протокола об административном правонарушении от 09.09.2015 следует, что в период с 04.08.2016 по 10.08.2016 был проведен рейдовый осмотр административной территории МР «Каякентский район», по результатам которой 10.08.2016 возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ и проведении административного расследования. В рамках административного расследования 30.08.2016 было установлено, что МУП «УЖКХ и КС» МР Каякентский район» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию и размещению твердых коммунальных отходов с территорий сельскийх поселений МО «село Башлыкент», МО село Джаванкент», МО «село Капкаякент», МО село Усемикент», МО сельсовет Новокаякентский» МО «сельсовет Сагасидейбукский» без лицензии.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ помимо наличия события административного правонарушения, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
По смыслу пункта 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Предприятие в своем отзыве указывает, что они не осуществляют сбор и транспортировку отходов I - IV классов опасности. Указывает, что с 01.01.2016 полномочия по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО перешло к органам субъекта РФ, то есть к Республике Дагестан. В редких единичных случаях, во избежание санитарно-эпидемиологической катастрофы и лишь по просьбе глав сельских поселений они оказывают помощь в сборе и транспортировке ТБО только V класса опасности. Предприятие также указывает, что никто из глав муниципальных образований с ними договоров не заключал и административный орган не имея доказательств безосновательно посчитал, что все отходы которые были обнаружены в месте расположения стихийной свалки размещены именно ими.
Предприятие считает, что к материалом проверки не приложены доказательства установления класса отходов и того, что именно ими были размещены указанные отходы .
Суд, исследовав материалы дела и изучив доводы заявителя и заинтересованного лица приходит к следующему.
В акте обследования от 10.08.2016 и в протоколе об административном правонарушении от 09.09.2016 не имеются сведения о наименовании установленных конкретно отходов относящихся к тому или иному классу отходов .
Как следует из акта обследования от 10.08.2016 обстоятельствами послужившими установление сведений о выявлении правонарушения явились объяснения должностных лиц шести муниципальных образований, которые указали, что деятельностью по сбору, транспортированию, отходов I -V классов опасности на территории сельских поселений МО «село Башлыкент», МО село Джаванкент», МО «село Капкаякент», МО село Усемикент», МО сельсовет Новокаякентский» МО «сельсовет Сагасидейбукский» занимается МУП «УЖКХ и КС» МР «Каякентский район».
В представленных административным органом фотоснимках в акту обследования от 10.08.2016 не указаны наименования сельских поселений на территории которых обнаружены отходы , не указан кадастровый номер, не указан арендатор земельного участка, а указано лишь, то что фото сделаны на территории МР «Каякентский район».
Суд считает в указанной части доводы предприятия обоснованными, так как административный орган документально не становил конкретно наименование отходов относящихся к тому или иному классу отходов , что все отходы которые были обнаружены в месте расположения стихийной свалки что деятельностью по сбору, транспортированию, отходов осуществляется указанным предприятием и что размещение отходов установлено именно на территории вышеуказанных сельских поселений.
Кроме того суд считает, что срок привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела истек исходя из следующего.
Административный орган в своем протоколе указывает, что в рамках проводимого административного расследования 30.08.2016 им установлено, что МУП «УЖКХ и КС» МР «Каякентский район» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию и размещению ТКО с территорий сельских поселений без лицензии. Датой установления правонарушения 30.08.2016 административный орган считает ввиду того, что по запросу от 11.08.2016 о предоставлении информации глава муниципального района «Каякентский район» письмом от 26.08.2016, поступившему в управление 30.08.2016 сообщило о том, что на территории сельских поселений МО «село Башлыкент», МО село Джаванкент», МО «село Капкаякент», МО село Усемикент», МО сельсовет Новокаякентский» МО «сельсовет Сагасидейбукский» деятельностью по сбору, транспортированию, отходов I -V классов опасности на территории занимается МУП «УЖКХ и КС» МР «Каякентский район» (приложение №1).
Суд с указанной датой установления правонарушения не может согласится на основании следующего.
Как следует из представленного акта обследования территории от 10.08.2016 административный орган установил, что МУП «УЖКХ и КС» МР «Каякентский район» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, и размещению отходов I - IV классов опасности без лицензии. То есть управлением 10.08.2016 установлено безлицензионное осуществление предприятием деятельности по размещению твердых коммунальных отходов , ответственность за которое предусмотрена ст. 14.1 КоАП РФ и датой обнаружения правонарушения суд считает 10.08.2016.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования составляет три месяца.
Обстоятельства, послужившие основанием для составления в отношении предприятия протокола об административном правонарушении, выявлены в ходе проверки, проведенной в период с 04.08.2010 по 10.08.2016, акт обследования территории составлен 10.08.2016.
Привлечение общества к административной ответственности возможно в пределах установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ трехмесячного срока, исчисляемого с момента выявления управлением факта совершения предприятием правонарушения - с 10.08.2016.
Следовательно, к моменту рассмотрения дела в суде первой инстанции по рассматриваемому делу срок давности привлечения предприятия к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса для данной категории дел истек 10.11.2016.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Дагестан о привлечении муниципального унитарного предприятия "Управление жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Решение суда вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Ессентуки через Арбитражный суд Республики Дагестан.
Рециклинг Кубань Компания “Рециклинг Кубань” предлагает услуги по переработке и гранулированию пленки, мешков и биг-бегов с предварительной сортировкой и переборкой заказчика. Минимальный объем партии – от 5 тонн. ...
Агентство "Ртутная безопасность" утилизация более 80 видов опасных отходов (ртутьсодержащие,нефтесодержащие,медицинские,покрышки,полимеры,акб,отработанная оргтехника).Вывоз отходов спецтранпортом,тара для опасных отходов. Разработка...
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.