ОТРАСЛЕВОЙ РЕСУРС
О портале | О журнале | Свежий номер | Подписка | Электронная версия журнала | Отзывы | Реклама на портале | Реклама в журнале | English   
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА
Зарегистрированных посетителей: 22211

ЖУРНАЛ ТБО (№11 2024)
Просмотр выпуска
Архив номеров | Подписка

НОВОСТИ


КОНТАКТЫ
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5

Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru

Отдел подписки:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

Отдел рекламы:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

podpiska

Главная страница / Публикации по проблемам переработки и утилизации отходов и использованию вторичного сырья

"Самый продаваемый товар: как устроен бизнес полиэтиленовых пакетов"


Иван Голунов, Анна Левинская
февраль 2015 г.

Cколько полиэтиленовых пакетов у вас дома? Наверняка наберется несколько десятков: фасовочные – маленькие прозрачные пакетики, «майки» из магазинов, пакеты для мусора и т.д. Когда-то было принято мыть и сушить пакеты, чтобы потом использовать их снова. Сегодня это самый продаваемый товар в сетевых розничных сетях. Однако чаще всего на пакете вы не найдете маркировки и контактов производителя. Журнал «РБК» разобрался, кто выпускает самый востребованный в России товар.



Много и дешево


Главный враг полиэтиленовых пакетов, экологическое движение Greenpeace, считает, что ежегодно в России их продается 65–80 млрд штук. Эти цифры основываются на данных о том, что городской житель России тратит в среднем два пакета в день. Много это или мало? Согласно информации Агентства по охране окружающей среды (EPA), жители США в год используют около 380 млрд пластиковых пакетов.

65 млрд штук – это примерно 325 тыс. т, если считать, что пакет весит 5 г. Для их единовременной перевозки понадобился бы товарный поезд с 4779 крытыми вагонами. Цифры гигантские, но каков объем этого рынка в деньгах? Дать точный ответ очень трудно. «Рынок не консолидированный, примерно как рынок хлеба или колбасы», – говорит Андрей Новиков, владелец компании «Артпласт», одного из крупнейших производителей пакетов. По его оценке, объем российского рынка может составлять 25–30 млрд руб. Другие опрошенные РБК производители полагают, что реальная цифра ближе к нижней границе диапазона.

Мистер целлофан




«Мы в месяц декларировали такую прибыль, которую «великий» Артем Тарасов задекларировал за год – 3 млн советских рублей», – рассказывал в интервью Forbes самый богатый человек России по версии этого журнала Алишер Усманов. В конце 1980-х он получал рентабельность, измерявшуюся в тысячах процентов, за счет огромной разницы между отпускной ценой сырья с советских заводов и ценой пакетов в «кооперативной» рознице.

Времена, когда была возможна такая маржа, давно прошли. В 1990-е годы большая часть пакетов ввозилась в Россию из Европы, Китая и Турции. Новиков говорит, что тогда в России пакеты производили несколько заводов, оставшихся с советских времен, но их доля была мизерной. «Я был студентом МИФИ и торговал на рынке различными товарами, которые мой старший брат возил из Турции», – вспоминает Новиков. Подсчитывая доходы, братья поняли, что больше всего зарабатывают на продаже обычных пакетов.

Кризис 1998 года нанес удар по импорту, торговцы стали подумывать о строительстве своих заводов. Закупка оборудования обходилась в несколько миллионов долларов, говорит Новиков. Он тогда вложил заработанные на торговле деньги в два предприятия – одно в подмосковном Протвино, другое на Украине.

Тогда же после кризиса основал свою компанию «ТИКО-пластик», выросшую в одного из лидеров рынка, нижегородский бизнесмен Игорь Есин. Он владел приватизированным Научно-исследовательским и проектным институтом карбамида и продуктов органического синтеза и сидел без заказов. Чтобы выживать, решил открыть подсобный бизнес по производству пластиковых пакетов, и это оказалось очень прибыльным. «В начале 2000-х рентабельность превышала 50%», – рассказывает Игорь Фомин, генеральный директор петербургской компании «Дар», также производящей пакеты.

В кризис 2008 года многие мелкие предприятия разорились, а оставшиеся начали расширять производство. Новиков из «Артпласта» вложил около 500 млн руб. в строительство завода в Серпухове, Есин из «ТИКО-пластика» потратил 300 млн руб., вдвое расширив мощности своего предприятия в Нижегородской области. Каждая компания в год производит около 12 тыс. т пакетов – 1,7–4 млрд штук в зависимости от типа. По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка ЗАО «Артпласт-Т», головной компании «Артпласта», в 2013 году составила 3,58 млрд руб., ЗАО «ТИКО-пластик» – 1,1 млрд руб.

Безымянный пластик


По словам опрошенных РБК участников рынка полиэтиленовых пакетов, на нем нет ни одной компании с долей больше 20%. «Есть пять-семь производителей, которые выпускают от 500 до 1000 т продукции в месяц, – говорит Андрей Новиков. – И есть несколько сотен, как правило, региональных производителей с меньшими объемами – по 50–100 т в месяц».

Казалось бы, крупные доли рынка могли бы захватить производители полиэтилена – нефтехимические компании, подразделения «Газпрома», ЛУКОЙЛа, ТАИФ, «Сибура», «Роснефти» и «Башнефти». Но ни у кого из них нет большого производства пакетов. Им это невыгодно, для них это хлопотный бизнес и намного менее доходный, чем экспорт нефтехимии, объясняет Игорь Фомин из компании «Дар», которая выпускает около 6 тыс. т пакетов в год.

Основные клиенты производителей пакетов – несетевая розница, то есть небольшие магазинчики, а также мелкие и средние оптовики. На них приходится больше половины объемов даже крупных компаний вроде «Артпласта» и «ТИКО-пластика». По словам Фомина, в целом по рынку средний заказ составляет 100 тыс. пакетов – около 50 кг. Розничные сети размещают разовые заказы на десятки миллионов пакетов, но если сложить годовые объемы продаж пакетов в сетях X5 Retail Group, «Магнит», «Дикси» и «Ашан», цифра едва превысит 2 млрд штук. То есть на четыре крупнейшие розничные сети приходится не больше 3% рынка.

Розничная наценка


Тем не менее сетевикам тоже удается заработать на «пакетном буме». В середине 2000-х большинство ритейлеров раздавали пакеты бесплатно на кассах, но после кризиса 2008 года стали их продавать. «Минимальная наценка на пакеты в розничных сетях – 25–30%, но обычно 70–80%», – говорит Игорь Фомин.

Основатель сети «Магнит» Сергей Галицкий придумал, как можно зарабатывать на тоннах полиэтиленового мусора, который остается на складах и в распределительных центрах «Магнита», а заодно обеспечить свои магазины пакетами. Он построил завод «Пластиктрейд», мощности которого позволяют производить 1,15 млрд пакетов в год. Завод выпускает только две разновидности пакетов, которые продаются потом в «Магните» за 1,9 и 3,9 руб.

Использование вторсырья позволяет получать высокую рентабельность, рассказывал Галицкий в 2014 году, не раскрывая деталей. В 2012 году выручка «Магнита» от продажи упаковочных материалов составила 697 млн руб., в 2013 году – уже 1,17 млрд, то есть выросла на 68%. Выручка производителей пакетов растет медленнее: у «Артпласта» она в 2013 году увеличилась на 32%, у «ТИКО-пластика» – на 15%. Если и другие розничные сети построят свои заводы, бизнес производителей сильно пострадает. Рентабельность производства пакетов за 15 лет снизилась с 50 до 10%, утверждает Фомин.

Опубликовано в журнале РБК №2 за 2015 год
Источник: top.rbc.ru


Статьи журнала "Твердые бытовые отходы"
Обращение с отходами I и II классов опасности по-новому
Отходы I и II классов опасности образуются в каждом доме – это энергосберегающие газоразрядные лам...
Анализ новых редакций типового договора с регоператором
Договор с регоператором заключается автоматически, поэтому нормы типового договора носят чрезвычай...
Чем дальше, тем страшнее: нюансы мусорной реформы
С развитием мусорной реформы все чаще проявляются подводные камни, связанные с соблюдением требов...
На нацпроекты деньги не нужны?
Уникальная ситуация: бизнес не просит у государства помощи в решении жизненно важных вопросов, нап...
Классификация продолжается
Сейчас мало кто вспомнит, когда началась эпопея с двумя классификациями отходов производства и пот...
Гильотина для лицензирования отходов
К 2021 году на российскую контрольно-надзорную систему должна опуститься «регуляторная гильотина» ...
Коммерческий учет отходов: как сегодня измеряют количество мусора?
Вот уже несколько лет отрасль обращения с отходами сотрясают реформы. Как и везде, реформы – это пр...
Обеззараживание медицинских отходов классов Б и В на территории медицинской организации
Вопросы обращения с медицинскими отходами на фоне пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 ...



КАТАЛОГ ВТОРСЫРЬЯ

ЦЕНЫ НА ВТОРСЫРЬЕ

КАТАЛОГ ПРЕДПРИЯТИЙ
РегионДон
Поставка сырья на стекольные заводы. Закупаем стеклобой , 2000 рублей без доставки, на условиях предоплаты.

ООО РСЭ-трейдинг-МИКРОЗИМ
ОО "РСЭ-трейдинг" МИКРОЗИМ(tm) разрабатывает, производит и внедряет биологические решения актуальных экологических проблем, экологически безопасные и высокоэффективные с гигиенической и экологической ...

Автоматик Лес
Производство котлов, транспортёров, циклонов, складов, сушилок и автоматики.

ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

СДЕЛАЙ САМ
МЕНЮ ПОРТАЛА "ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ"

© 2007-2024 Издательский дом "Отраслевые ведомости".
Вся информация, размещённая на данном сайте, принадлежит ООО "Отраслевые ведомости".
Несанкционированное копирование информации без ссылки на источник категорически запрещено

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Thu, 21 Nov 2024 16:50:20
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения