Активист новгородского клуба «Экология» Павел Ефремов, автор письма на этой странице (приводим его в самом низу), - редкое явление в мире зеленых. Глядя на типичное абсурдное перемещение природных ресурсов прямиком на свалки - санкционированные и нет, много кто подумывает, поговаривает и мечтает - а не заняться ли самому правильным обращением с отходами? То есть их сортировкой, переработкой, и притом - на рыночной основе? Превратить уже таки «отходы в доходы»? Но - страшно. Это ведь не гранты отрабатывать. Прогореть можно, свои деньги потерять. Тем более что для нашего государства никакого такого экобизнеса не существует: что сырье вывозить, что ресурсы сберегать - налоги одни. Уж лучше подождать, когда настоящие предприниматели сюда потянутся.
А он, Павел Ефремов, не «настоящий предприниматель», а зеленый до мозга костей, взял и занялся этой самой пресловутой сортировкой отходов. Вложил собственные средства. Стал экобизнесменом. Пока, тьфу-тьфу, не прогорел. Большой выгоды в деньгах тоже пока не получил. Хотя планы развития есть. Ключевое Пашино слово - «интересно». Итак, как же он живет, зеленый предприниматель? Чего достиг? Какими уроками может с нами поделиться?
- Очень здорово узнавать, что в Новгороде мусор, собранный с берегов, до свалки доезжает не весь.
- Да, у нас получается очень даже весело! «В хвостах» остается не больше 30 процентов от мусора, собранного с берегов. То есть лишь треть нужно везти на полигон. Это уже совсем хорошая цифра! Нигде таких цифр я не видел...
- По-моему, совершенно уникальный опыт по сравнению со всеми подобными акциями. Увы, с точки зрения экологии мусор обычно лишь перемещается с места на место, об этом многие «чистильщики» сожалеют, а вы вот...
- А мы вот так «выпендриваемся». Мешками я ребятишек обеспечил на одну треть за счет повторно используемой тары. Экономим на затратах - значит, можно больше убрать.
- А вообще, сложно ведь это - вести свое дело. Особенно, когда это свое дело - экобизнес. Не жалеешь, что связался?
- Порой, бывает, и жалею... Но в целом дело развивается. Целый год потрачен на то, чтобы систематизировать виды отходов, партнеров, войти в ритм. Вошел. Но, к сожалению, о том уровне рентабельности, который я планировал, говорить преждевременно.
Я начал с модельного участка. Это мини-рынок Западного района Новгорода. Мой однокурсник там работает директором. И мы с ним договорились, что я ставлю на территории мини-рынка модельную площадку по сортировке отходов за свои деньги, а потом он ее потихоньку выкупает за вторсырье.
Сначала я поставил там примитивное оборудование, пресс, планируя, что туда люди будут сдавать свои пластиковые, бумажные и прочие отходы, а персонал, соответственно, будет осуществлять приемку. Но руководство рынка посчитало, что не стоит сюда, на хоздвор запускать посторонних. Это ведь контингент особенный, часто бомжи.
Поэтому мы совместно решили, что площадка будет работать в режиме приема вторсырья только от мини-рынка. Там есть разнообразные виды отходов, но я остановился сначала на полимерах и макулатуре, да еще на деревянных ящиках, поскольку их много поступает. На том и порешили.
Итак, с населением я почти не работаю, только заключил с людьми договоры, чтобы они увозили использованные ящики из досок на дрова. Ящики я прессовал, что только с ними не делал... В пресс лезут нормально, увязываются, охапочки такие кило по шестьдесят получаются - такие же кипы, как макулатурные. Кроме того, предпринимателям из Дагестана продаю деревянные ящики как тару, получается не ресайклинг, а «реюзд» - повторное использование. Цена чуть повыше, чем на дрова, но все же покрывает мои затраты на бензин - грузовик кушает как ракета.
Ну, а рыночная макулатура - это, как правило, гофрокартон. Много с ним возни, а выход очень низкий, процентов 30 рентабельности получается. При всех моих расходах это не очень выгодно. А вот полимеры сейчас позволяют держаться на плаву. Работать с полимерами более приятно, чем с макулатурой, меньше возни, больше рентабельности.
Кроме рынка, я заключил договоры и с предприятиями, имеющими подходящие мне отходы. Ну, и связи со школами не прерываю. Дохода это не приносит, но мне как члену клуба «Экология» стыдно отказаться от того, что сдают школы. Наладились контакты, и я их не обрываю, пускай оно так будет, потому что дети должны получать экологическое воспитание на деле.
...К сожалению, случился форс-мажор. За этот год цена на вторсырье, на макулатуру - а ее больше всего идет с рынка - упала в два раза. Везде. Это такая объективная реальность. Она изменила мои возможности и планы. До этого я собирался выкупать вторсырье у рынка. А когда цена упала, сказал: «Если хотите, я просто закроюсь и уйду. Или буду принимать вторсырье бесплатно».
Руководство порешило, что я такой хороший, забираю дополнительные ящики, от которых вообще избавиться очень трудно... И так мы с мини-рынком нашли общие интересы и пока живем в содружестве. Мне приносят отходы, я все забираю. Только в таком режиме могу работать, а деньги платить за сырье невозможно.
- А вообще много ли потребовалось инвестиций?
- Дробилку я не покупал - арендовал. Купил только пресс, он стоит где-то тысячу долларов. Еще большой автомобиль обошелся в 2000 долларов, маленький - в 500 долларов. Вот так, все инвестиции уложились в четыре тысячи долларов.
- Работаешь один, или все-таки есть команда?
- Начинал один, а сейчас прибрал к себе «Кулибина» по имени Илья Васильев, сделал его своим партнером. Илья ас во всех технических вопросах, без него бы я пропал. Все, что можно было унифицировать, модернизировать, он унифицировал и модернизировал. Механизировал по максимуму весь наш трудный процесс. Меньше ручного труда, больше ноу-хау. Теперь я - один в городе! - могу похвастаться тем, что на маленьком прессе могу прессовать все, что угодно, что можно прессовать на больших прессах. Экспериментируем... Хотя, к сожалению, в этом году мы даже зарплату нормальную себе не смогли дать. Наняли работника, он получает больше нас в два раза.
- Как же семьи к этому относятся?
- Жили старыми запасами, но теперь надо увеличивать доход.
- Пластиковый мусор создает основную массу неорганических отходов. Как ты с ним работаешь?
- Полимеры приходят с рынка в виде термоусадочной пленки и ящиков: полиэтиленовых, полипропиленовых. Хорошие ящики иногда продаю, они пользуются спросом. А так - ресайклинг, ящики дробятся, уходят опять в переработку.
- И куда именно?
- Внутри Новгорода есть не особо раскрученные предприятия, которые принимают это вторсырье и делают из него - из ящиков - полиэтиленовые трубы. Чаще всего эти трубы используют для прокладки газовых коммуникаций. Еще делают водопроводные разводки, товары народного потребления - всякие тазики, ковшики, ширпотреб. Но в основном трубное произодство.
- Как ты их нашел?
- Раньше меня там знали как экологического активиста. Теперь, когда от слов я перешел к делу, стали более серьезно меня воспринимать. То есть производственники, заинтересованные в моем вторсырье, есть. Я стою в низшем звене, выше и не собираюсь подниматься - до глубокой переработки. Даже не задумываюсь пока о грануляции. У меня сортировка, заготовка, первичная переработка, иногда дробление - под некоторые заказы специально дроблю...
- А как насчет пресловутых пластиковых бутылок?
- Я стараюсь вести это перспективное направление. Сейчас мы обросли жирком небольшим, две машины своих заимели и выходим на заготовку вторсырья впрок. У меня объемы пэт-бутылок очень маленькие. Поэтому, чтобы их увеличить, я заключил соглашение с местным пивзаводом: вывожу от них всю термоусадочную пленку, а также пэт-бутылки. Они просто лежат пока в прессованном виде, ждут объема, копятся. Плюс отходы от бутылок, преформы, то, из чего не сделаны были бутылки. Пытался сам с ними работать, что только не делал, даже расщеплял на исходные вещества - этиленгликоль, но в конце концов остановился на банальном прессовании. Напрессовал и накопил помаленьку достаточное количество. Скоро уже придет пора продавать.
Пивзавод рад, потому что платит меньше денег при вывозе на полигон. Я доволен, потому что для перспективы заготавливаю пэт-бутылки.
- А девать-то их есть куда?
- Есть куда, но нужны большие объемы, поскольку цена на пэт-бутылки очень низкая в том виде, в котором они есть у меня. Покупатели-то стоят в очереди, что называется, но мне трудно обеспечить нужный им объем - чтобы мне было интересно свезти в Питер, Москву, Ижевск.
- В Новгороде переработки пластиковых бутылок нету?
- В Новгороде нет. В Новгородской области, на Валдайских горах один парень занимается пэт-бутылкой. Он возит ее из Москвы и Питера, дробит и опять увозит: в Ижевск, во Владимир, на Курскхимволокно... В Клину, к примеру, делают из дробленки полиэтилен-терефталатовую ленту для палет.
- А насколько реальна проблема этикеток? По словам наших местных переработчиков пластика - ЗАО «Гостхимпром», в нашей стране переработка пластиковых бутылок блокируется тем, что этикетки на них могут быть приклеены чем угодно, но не водорастворимым клеем, как в той же Германии. В результате отмыть их часто невозможно.
- Конечно, переработчики принимают чистое сырье, а бутылки от клея порой не очистить. В этом вся проблема. Сборщик с Валдая поступает так: берет бутылку, режет, отсекает самые веские части, все остальное - на помойку. Вот и вся его переработка. Но тем не менее объем уменьшается в разы, и за это ему уже спасибо.
Другой мой партнер в Новгороде считает бутылки перспективным направлением и копает интересней. У него свои производственные площади, он делает уже серьезную переработку, работает с полимерами, я ему продаю полимерные отходы. Он с бутылками хочет поступить более серьезно - продавать переработчикам уже полностью отмытую бутылку. Сейчас делает моечную машину, проводит эксперименты. Просил меня узнать химический состав этикеточного клея.
- Он же очень разный?
- К сожалению, да, но в Новгороде одна контора поставляет все клеи на наше производство. То есть как мыть наши бутылки, мы с ним уже выяснили. Но за другие бутылки мы, конечно, ручаться не можем. ...Вплоть до того, что там жидким стеклом клеют, а это уже все.
Вот так непросто. Видимо, нужен новый ГОСТ на клей. Если говорить глобальнее, нужен Закон об упаковке...
Письмо из электронной рассылки ZeroWaste
На полигон - лишь "хвосты"
Павел Ефремов, бессменный координатор акции «Чистый берег» с 1998 года, частный предприниматель. Великий Новгород.
Вот и закончились несколько недель веселого кошмара в Великом Новгороде под названием «Чистый берег-2005». Весь сентябрь новгородский клуб «Экология», 4 колледжа и большинство школ города выходили на берега новгородских водоемов и очищали их от накопившегося за лето мусора. Нынешний восьмой сезон акции выдался нелегким. Количество добровольцев перевалило за 4000. А собранного мусора - как за 3 предыдущих акции вместе.
О новинках сезона. В этот раз впервые мы отказались от услуг «Спецавтохозяйства» и на полигон мусор вывозили своими силами. Я «зафрахтовал» свой грузовик. Мусор вывозился оперативно, экономились деньги. Шел мусор не сразу на захоронение. Из него извлекались ценные фракции, что позволяло сократить исходный объем так сильно, как и не снилось разработчикам крупных сортировочных комплексов. Конечно, это связано и со спецификой «прибрежного» мусора, в котором доминируют тара и упаковка. При нашем подходе 20-кубовый мебельный фургон с мусором может превратиться в 2 кипы спрессованных ПЭТ-бутылок, 10-15 мешков стеклотары, полмешка алюминиевых банок, мешок канистр и флакончиков из-под химии. «Хвосты», конечно, есть; они и едут на полигон. Все, что выбрано, идет в переработку, компенсируя затраты и экономя скудный бюджет акции.
И о том, что печалит... По количеству собранного с берегов мусора можно с уверенностью сказать, что Россия вступила в выгреб эпохи потребления. Упаковка и тара нас победили с помощью дремучести наших властей, не думающих на эту тему, и пассивности наших «головных» НПО.
Который год по коридорам власти болтается законопроект об упаковке! У него нет противников. Так почему же дремлют сторонники?! Какого черта наши люди в Москве не лоббируют его так, чтобы он был принят?! Или западные гранты так души согрели, что можно и не думать о мелком экологически ориентированном бизнесе?
Судя по большинству писем в рассылку Zero Waste («Ноль отходов»), люди, страшно далекие от «полевой правды жизни», утопают в кибер-пространстве виртуального мусора и строят воздушные замки про «раздельный сбор». Да на фиг он нужен, если нет возможности с этим дерьмом работать? Или вы, господа хорошие из НПО, будете его досортировывать и перерабатывать? Вам дай Бог образование, пропаганду и просвещение осилить по этим вопросам (судя по ленте Речных новостей).
А сортировкой и переработкой может заняться только бизнес в низшем и среднем звене. Но для этого ему нужны реальные преференции от местной и федеральной власти. Начиная с освобождения от всех налогов и заканчивая выдачей беспроцентных ссуд и пр. Только малый бизнес сможет вытащить Россию из выгребной ямы Евроколхоза. Иначе ничего не будет. Думайте. Времени у нас не так много.
Источник: "Берегиня" |