Каждый из нас, кто является счастливым обладателем почтового ящика, наверняка не раз выгребал из переполненной почтовой ячейки груду рекламных проспектов и буклетов. Многие, выудив из кипы этой красочной макулатуры личную корреспонденцию, либо водружают ненужную стопку на крышку ящика, либо сваливают ее в картонную коробку, если таковая в подъезде предусмотрена. А считал ли кто-нибудь из вас, какое количество деревьев, воды, энергии ежедневно уходит на то, чтобы в очередной раз забить ваш почтовый ящик бумажным хламом? Корреспондент «Парламентской газеты» Татьяна Лейе решила провести собственное расследование. Вот ее отчет.
- Как это, взвесить? - таращится на меня продавщица в бакалее. Во всей округе я не нашла других доступных потребителю весов.
- Газеты взвесить? - уточняет она.
- Не газеты, - парирую я, - а ненужную мне рекламу из почтового ящика! Надо же узнать, сколько мусора кладут в него каждый день. Я жалобу на них напишу, - ною по ту сторону прилавка.
И мне взвесили: 357 граммов! Взвесили потому, что у продавщицы из почтового ящика тоже вываливается по утрам не меньшая кипа макулатуры...
Не знаю, как другим, кому тоже выпало жить на последнем этаже в последней квартире подъезда, но мне, если доводится остаться в будни дома, приходится бегать к домофону по пять-семь раз. "Почтальон - откройте", - слышу одно и то же снизу. "Ничего подобного, - парирую я, - у почтальонов свои ключи от подъездов". Не открывая разносчикам рекламы, я прекрасно знаю, что им все равно открывают двери другие.
Если пересчитать все, что оказывается к вечеру в почтовом ящике, получится, что в день не меньше 10-15 посторонних человек проникают к нам в подъезд. Вам это нравится? Мне - нет. Как не нравится картонная коробка, каждый день доверху набитая рекламным мусором у почтовых ящиков, которую заботливо установила в подъезде уборщица и которая очень дурно пахнет, потому что лица без определенного места жительства предпочитают использовать ее вместо унитаза. И не люблю, когда квитанции, письма, выписываемые газеты скомканно забивают в мой почтовый ящик потому, что он уже забит "коммерческой" дребеденью.
Кстати, вам никогда не приходило в голову подсчитать, сколько, ради того чтобы в каждую почтовую ячейку вашего дома был засунут рекламный листок, уничтожается деревьев? Я вот не поленилась и теперь сижу с больной головой. Ради одного-единственного дома вырубаются целые леса! Хотите убедиться, пожалуйста. Специалисты говорят, что хороший выход продукции - это когда с тонны древесины получают 500 килограммов бумаги. А теперь считаем: если дом двенадцатиэтажный да шесть подъездов, да по семь квартир на этаже. Это же три дерева в день!
Впрочем, на сайте департамента природопользования и охраны окружающей среды правительства Москвы другие цифры - на производство 1 кг макулатуры в зависимости от технологии переработки нужно до пяти килограммов древесины. Если так, то ради орекламливания нашего дома уничтожается уже шесть-семь деревьев в день. Сколько за год? Посчитать не трудно...
- В Москве порядка 3,5 миллиона почтовых ящиков, - сообщили в Ассоциации коммуникационных агентств России.
- Ну если бы речь шла только о вырубке лесов, - откомментировали тему в Гринписе. - А знаете, сколько тратится еще на эту бумагу энергии и сколько загрязняется воды?
Поискала эти цифры. Оказалось, за месяц мой родной дом ради поквартирной рекламной раскладки загрязняет 120 тонн речной воды. И потратил на это еще почти 47 тысяч кВт-ч электроэнергии! Да и вообще на производство одной тонны бумаги уходит почти 98 тонн различных ресурсов - химикатов, энергоносителей, древесины, воды.
Согласитесь, если кто-то тратит свои деньги на такой рекламный ход, то должен отслеживать и его эффективность. Но и пятая, и десятая прорекламировавшая себя таким образом фирма либо отказывалась отвечать на мой вопрос, заданный по телефону, мол, это коммерческая тайна, либо честно признавалась, что никогда такими подсчетами не занималась. Впрочем, на тему эффективности этой рекламы со мной не согласились побеседовать даже на кафедре рекламы журфака МГУ, сославшись на "коммерческие" секреты.
- Да какая тут эффективность? Мы специально проверяли действенность этих листовок в разных районах города, обещая призы тому, кто придет к нам с ней или хотя бы на нее сошлется. Итог - 0,5 процента! Мы от такой рекламы давно отказались, - сказали в Гринписе.
- Если у вас небольшой ларек на Царицынском рынке и сувенирный киоск в районе ВДНХ, рекомендуем не менее 46 тысяч листовок бросать в неделю по почтовым ящикам в округе, - быстро подсчитали тираж в рекламном агентстве. Запнулись лишь, когда я поинтересовалась отдачей.
- А эффективность разная, - уклончиво сказали в трубке, бывает, мол, и тираж прервут, если народа много.
Безадресная реклама в почтовые ящики прежде всего выгодна, оказалось, самим рекламным агентствам. Сперва берут деньги за то, что разработали макет и напечатали ее, потом за то, что по домам разнесли.
В правительстве Москвы, куда мне посоветовали обратиться, никак не могли придумать, куда переадресовать. Отдел городской рекламы занимается только наружной рекламой. "Может быть, в Управлении по обезвреживанию и переработке отходов производства департамента ЖКХ слышали о мерах, принимаемых к ограничению рекламного нашествия на почтовые ящики?"
Набираю телефон главного инженера родной ДЕЗ. Мне опять сочувствуют и вспоминают, что управы районов вроде бы обращались к РЭУ сдавать им образцы листовок, что засоряют почтовые ящики. В РЭУ, конечно, о таком не слышали: "Мы и сами утонули в почтовой макулатуре, вся лестничная клетка в бумаге".
А в Службе защиты прав потребителей Москвы сразу сказали: дела такие вести неперспективно, и нарушений тут нет никаких. Почтовые ящики - собственность муниципалитета, а раз рекламодатели ее не портят, то и разговаривать не о чем!
Вот оно что: почтовые ящики оказались вне нашей личной собственности и даже не являются собственностью почты! Это на Западе хозяин дома сразу же выкупает почтовый ящик и имеет право диктовать, что ему класть туда и что не класть. А по большому счету настоящих хозяев у наших почтовых ящиков нет - попробуйте-ка просто разузнать, кто искореженный почтовый ящик чинить должен: и почта, муниципалитет и ДЕЗ начнут дружно кивать друг на друга.
За последние десять лет лет был всего один случай, когда женщина подала в суд на рекламное агентство за вторжение в частную жизнь, ее засыпали рекламой, которая в именных конвертах предназначалась лично ей. Суд отказался даже рассматривать этот иск.
На Западе вы лично должны дать разрешение компании отправлять вам рекламу в почтовый ящик. И если одна компания без вашего письменного согласия передала другой ваши координаты - это полное нарушение ваших прав. У нас тоже есть "Закон об информации", но в нем об этом ни слова. Раза два в месяц я получаю именной конверт, в котором, ко мне лично обращаясь, предлагают купить велосипед, тапочки или микроволновую печь. И мне очень не нравится, что в фирме "Сыновья и Ко" знают мой адрес, мой телефон, мой возраст и членов моей семьи. Скажите, откуда у рекламного агентства такая информация? Передавать информацию о частной жизни у нас запрещено. А покупать? Ни одно рекламное агентство не может быть привлечено за это к ответственности. Покупать закрытые базы данных по нашему закону может любой!
Впрочем, в Москве попытались навести порядок. УБЭП Москвы отрапортовал, что с начала этого года уже заведено 15 уголовных дел на руководителей почтовых отделений за организацию доставки рекламной продукции в почтовые ящики.
Куда дворники оттаскивают набитые ненужными объявлениями коробки? В контейнеры для сбора мусора. Думаете, раздельного мусора для сбора бумаги? Нет, конечно, а на ту помойку, которая ближе всего к дому. Именно так повсеместно выкидываются миллионы на ветер.
В еще недавние времена за сданную макулатуру можно было получить бестселлер, а точки сбора ее знали в каждой семье. А назовите-ка, где теперь пункт приема вторсырья в вашем районе?
Подскажите, КАК, а главное ЗАЧЕМ мне куда-то везти хотя бы и 100 килограммов макулатуры? Даже двадцать, десять, пять? Обещанные 30 копеек за килограмм газет, а 50 - за картон не окупят даже проезд туда на автобусе! Пункты приема вторсырья в Москве, оказалось, различаются лишь тем, что одни вывозят ненужный бумажный хлам от 500 кг, другие - от тонны. Бумажный же мусор обывателей не представляет ровным счетом никакого интереса!
- Могу сказать одно: в твердых бытовых отходах бумаги 25-30 процентов! И пару процентов от этого смело приписывайте рекламкам, - сказал президент Ассоциации мусорщиков Москвы Лазарь Шубин.
Значит, 10 миллионов тонн бумаги просто так сжигаем каждый год на свалках. И 200-300 тысяч тонн из нее - это рекламный мусор!
А между тем есть одна цифра, о которой все забывают: 20 килограммов макулатуры спасает два-три дерева от вырубки Можно было бы спасти больше одного миллиона деревьев
Продолжать?
Источник: "Парламентская газета." |