Тот факт, что Луганщина занимает едва ли не первое место в Украине по накоплению промышленных отходов, заставляет жителей области откровенно недоумевать: и как мы здесь живем?
Первопроходцу всегда нелегко
Шлаковые отвалы — это признак того, что где-то рядом находится производство черных металлов. И это сигнал об опасности. Потому что эти серые горы, на которых не растет даже дикая трава, содержат большое количество вредных для здоровья человека элементов. В советское время об экологии думали мало. Вредные отходы металлургического и ферросплавного производства целыми десятилетиями сбрасывались вблизи населенных пунктов, но об ответственности за здоровье людей тогда никто не думал. Возле города Алмазное, например, отвалы Алмазнянского металлургического и Стахановского ферросплавного заводов занимают площадь 20 га, а масса отходов оценивается в 370 тыс. тонн. Проблема ликвидации таких отходов ферросплавного производства остается актуальной уже не одно десятилетие. И только в последние годы в Украине, наконец, появился опыт, достойный внимания. В частности, речь идет об обществе с ограниченной ответственностью «Экологическая инициатива» или сокращенно «Экина». Десять лет назад это предприятие первым в Украине занялось ликвидацией шлаковых залежей металлургической промышленности, решая проблему не только переработки отходов, но и улучшения экологии региона. По инициативе генерального директора «Экины» Сергея Борисенко (на снимке) и при его активном участии специалисты предприятия разработали свою технологию полной переработки отходов в экологически безопасные продукты производственно-технического назначения. Наиболее значимым из этих продуктов является ферросилиций различных марок, установленных стандартом.
— Когда мы разрабатывали свою технологию, нам пророчили поражение, убеждали, что у нас ничего не выйдет, — рассказывает Сергей Борисенко. — Дескать, многие пробовали, однако безуспешно. «А у нас получится!» — убеждал я себя и других. И действительно получилось. Наша технология переработки шлаков дает ферросплав, который гораздо качественнее западных образцов. Говорю не голословно. Это подтверждают десятки дипломов, знаков и прочих официальных признаний, полученных нами на разных европейских и международных форумах. Таких вредных примесей, как сера, фосфор, алюминий и пр., в наших ферросплавах в пять-десять раз меньше, чем у тех, что получены стандартным способом, а потребление электроэнергии при этом в полтора раза меньше. В условиях рыночной экономики перед промышленными предприятиями остро стоят проблемы энерго- и ресурсосбережения. Металлургический переплав отходов ферросплавного производства является не только экономически выгодным, но и уменьшает количество, площадь полигонов промышленных отходов.
История «Экины» берет начало с 1992 года. Тогда Сергей Борисенко выкупил отвал Стахановского ферросплавного завода и занялся его переработкой. По сути, он был первопроходцем в этом деле, поэтому вначале, как говорится, набил много шишек, пока не понял, что примитивная переработка шлаков к успеху не приведет. Нужны передовая технология, современное оборудование, опытные кадры. На этих трех китах Борисенко и стал строить бизнес. В 2002 году он запатентовал свою технологию, которая позволяла из бросового сырья получать высококачественный товар и сделать производство безотходным.
— Когда я увидел, как перерабатывают шлаки за рубежом, был немало удивлен, — рассказывает Сергей Лукич. — Меня поразила, например, бережливость итальянцев, с какой они относятся к природе, сырью, и как рационально поступают с отходами. Все идет в дело, из всего создается новая продукция. Знаете, обидно стало за Украину. Работать мы умеем, смекалка есть, целеустремленности не занимать... Значит, надо пробовать, делать, рисковать. И я рискнул. Стал строить завод, создавать технологию, в тесном сотрудничестве с институтом имени Патона разрабатывать специальное оборудование. На эту подготовку ушло четыре года. Это был сложный путь успехов и ошибок, но он привел к успеху. Я, признаться, хотел получить качество продукта на уровне европейского, а получилось даже лучше.
Ферросилиций, полученный из отходов ферросплавного производства, «Экина» отправляет в Европу, Азербайджан, на Новокраматорский машиностроительный завод и ряд украинских предприятий. Хотя стоп! Было бы точнее сказать «отправляла»...
Паны дерутся, а у холопов чубы летят
Украинский рынок ферросплава сегодня представляют четыре игрока. «Экина» среди них имеет наименьший объем производства, однако в создавшейся ныне ситуации на потребительском рынке страдает в той же мере, как и ее крупные конкуренты. Запорожский ферросплавный завод, например, почти остановился по причине неликвидности своей продукции. Проблемы с реализацией товара возникли и у других ферросплавных предприятий. «Экина» пока держится, однако одну рабочую смену уже пришлось сократить. Что же происходит?
— А происходит то, что в Украину, которая раньше экспортировала ферросплав за рубеж, теперь завезли его из других стран, причем в огромных объемах — едва ли не 60 процентов того, что вырабатывает отечественная отрасль, — объясняет Сергей Лукич. — В итоге металлургические заводы, как, в частности, Алчевский меткомбинат, перестали покупать у нас ферросплав и перешли на импортный. А куда нам девать свою продукцию? Если в европейском государстве завозится хотя бы 5 процентов импорта и это негативно сказывается на состоянии экономики отрасли и в целом государства, здесь сразу же создают специальную комиссию, которая прекращает импортирование продукта. То, что представляет опасность для развития государства, не принимается ни под каким видом. А у нас ввозится 60 процентов (!) продукта, из-за чего страдает целая отрасль, и это никого не волнует. Из-за двух крупных бизнесовых групп, не поделивших украинский рынок, ломается вся наработанная и хорошо отлаженная система. Страдает государство, страдают люди.
В доказательство Сергей Борисенко привел свой пример. По состоянию на 1 декабря он заплатил 7 млн. грн. налогов. С каждой тонны ферросплава предприятие отдает в бюджет страны 2 тыс. грн. «Экина» не имеет долгов ни перед энергетиками, ни перед трудовым коллективом, производит выплаты по социальным гарантиям и пр. Из-за ввезенного импорта продукция предприятия становится неликвидной, а это значит, что уже завтра нечем будет платить за потребленную электроэнергию, появится задолженность перед рабочими, не будут выполняться социальные гарантии. Недополучит налогов и Попаснянский район, на территории которого расположено предприятие. Словом, ломается целая система, от чего в первую очередь действительно страдают люди. Украинская ассоциация производителей ферросплавов выразила обеспокоенность увеличением импорта ферросплавов в Украину, что вызывает проблемы у отечественных производителей этой продукции, и обратилась с иском в суд, требуя восстановления справедливости. Однако суд был проигран и апелляция роли не сыграла. Понятно почему: ситуацию должно решать правительство, а не судебная инстанция. Эту логику трудно опровергнуть. Именно правительство должно принимать решение по данному поводу, ориентируясь не на личность собственника, а на интересы страны. Другими словами, нужен государственный подход.
Ситуация на предприятии серьезная. Однако она позволяет пока не производить сокращение коллектива, работать хуже, чем раньше, и, не дай Бог, ухудшить качество продукции. Правда, стали больше экономить на электропотреблении, работая по режимным часам, в ночное время. Это позволяет не повышать себестоимость продукции, и за счет этого предприятие держится. Но это сегодня, а что будет завтра?
В 2011-м «Экина» отправляла свою ферросплавную продукцию Новокраматорскому машиностроительному заводу, «Запорожстали», а также предприятиям горно-металлургического комплекса, в частности, Алчевскому меткомбинату, Днепровскому меткомбинату имени Дзержинского и в Азербайджан. Путь в Европу предприятию сегодня перешел китайский ферросплав, который не отличается качеством, зато привлекателен своей ценой. Но Сергей Борисенко нацелен на то, чтобы его продукция все-таки заняла на внешнем рынке свою нишу.
Перерабатывать в рамках закона — очень трудный процесс
По большому счету, государство должно дать определенные льготы переработчикам вредных промышленных отходов, поскольку, по сути, они занимаются улучшением экологии своих территорий. Скажем, определить для них льготное налогообложение, оказывать помощь в разработке специальных программ, в том числе и экологических, обеспечить выгодными кредитами и пр. Украина потонула в отходах, однако мотивации для активной их переработки до сих пор не создано. Притом, что, скажем, шлаковые залежи переработать не просто. Важна технология, важен правильный вариант того, как привести отходы в безопасное состояние и при этом еще и заработать. Сергей Борисенко нашел такое решение. ... И вызвал интерес крупного российского бизнеса. «Экина» уже получила предложение поделиться своей технологией по переработке отходов ферросплавного производства и организовать подобное предприятие на Урале. Но Борисенко не изменяет своим патриотическим настроениям: сотрудничать готов, но делиться технологией не будет.
Шлаки ферросплавов относят к четвертой группе опасных веществ. Они содержат мышьяк, вредные газы и еще массу элементов, влияющих на здоровье человека. Если, например, в озеро, образовавшееся после дождей на отвале Алмазнянского металлургического завода, бросить автомобильный скат, то через две недели он полностью растворится от фторовых кислот. Вся эта ядовитая смесь попадает в местный пруд, оттуда — в реку Луганку и затем в Северский Донец. Об этой опасной схеме известно еще с советских времен, но раньше об этом молчали, а сегодня на улучшение экологической ситуации нет средств. Такие предприятия, как «Экологическая инициатива», берут на себя решение природоохранных проблем, однако поддержки не получают. Например, согласно законодательству, предприятие должно выдержать санитарную зону в 300 метров, которую обязано озеленить деревьями, кустарниками и травой. Однако Алмазнянский горсовет такое количество земли не выделяет, в то время как экологические инстанции угрожают штрафами за нарушение закона.
Само название предприятия — «Экологическая инициатива» — уже определяет ее природоохранную деятельность. За последние годы «Экина» высадила в степи более 25 тыс. деревьев разных пород. Вначале этим занимались сами работники завода, а потом Борисенко заключил договор с Ломоватским питомником. С его помощью на 23 гектарах уже высажено в общей сложности более 35 тысяч деревьев.
— Одним словом, — заключает Сергей Лукич, — планы на 2012 год у нас большие и настроение работать есть. Вот если бы еще правительство обратило серьезное внимание на нашу отрасль, которая представляет важное звено украинской экономики. Экология во многом зависит от нашего отношения к природе, поэтому призываю всех: любите природу, приумножайте ее и берегите.
Источник: golos.com.ua |