Недавно в статье «Деньги под ногами» мы рассказывали об очередном опыте раздельного сбора мусора - в отдельно взятом поселке Пушкино города Дзержинска Нижегородской области.
И вот проект «Оптимизация сбора вторичных ресурсов силами местных сообществ» завершен. Пережит самый трудный и нерентабельный период, когда было непонятно, будут ли реальные люди реально сдавать на передвижной приемный пункт реально отсортированные отходы. Пережит благодаря фонду Партнерский Совет и средствам DFID.
А теперь, по идее, наступает период «легкий». Теперь дзержинское предприятие по переработке отходов ЧП «Черняев» - независимо от всяких проектов - обещает регулярно выезжать в поселок для приемки у жителей макулатуры, пластика и стеклобоя. Пушкинцы уже к машине привыкли и, надеемся, не подведут - сделают эти поездки рентабельными.
Конечно, это зависит и от активности местного самоуправления. Ведь тот же пластик очень легкий. Поэтому цена на него, эти самые 4-6 рублей за килограмм, сама по себе не больно стимулирует собирать его раздельно от прочего мусора. Только если подаст голос формирующаяся экологическая порядочность. И, в конце концов, новые привычки. Об этом надо постоянно напоминать.
За время работы проекта сотрудники нижегородской организации «Зеленый мир» познакомились с различными нижегородскими предпринимателями, занимающимися переработкой бытовых отходов и просто с людьми, болеющими этой темой.
Как заставить заработать систему раздельного сбора бытовых отходов? Похоже, что сделать это все-таки можно. Ведь понятно, что, как ни крути, а вывозить смешанный мусор на официальный полигон ТБО очень дорого. По крайней мере, нижегородский энтузиаст раздельного сбора мусора Юрий Иванович Кузнецов, скромно работающий дворником, приводит такую цифру: в 4 раза дешевле обходится переработка отходов, чем вывоз на полигон! Если раздельный сбор и не дает дорогостоящего сырья, то по крайней мере помогает избежать огромных затрат на захоронение смешанного мусора.
Но для этого надо как-то вписать в эту систему, во-первых, обычное население, а во-вторых, еще какое-то звено, где осуществлялось бы некое первичное накопление этих отсортированных отходов.
Константин Игнатьев, директор фирмы «Упак-НН», которая принимает и перерабатывает использованную термоусадочную пленку, поделился своими поисками «ключевого звена» - той организации, которая была бы заинтересована в реальном сокращении объемов ТБО, вывозимых на полигон. Кто это? ЖЭКи? ДЭЗы? Кто бы выиграл от внедрения такой системы? Кому денежки, сэкономленные от вывоза мусора, не лишние? Ау!
Игнатьев работает только с одним видом пластиковых отходов. Термоусадочная пленка - это такая жесткая пленка с дырками, в ней поставляют напитки в бутылках в торговые точки. Но, увы, чаще всего торговые точки запихивают свою использованную пленку в обычные мусорные контейнеры. Оттуда она едет на общий полигон бытовых отходов, я даже не представляла, что в таких немалых количествах!
А могла бы вся перерабатываться! И свалки были бы меньше, и фирме доход. «Упак-НН» предоставляет торговым точкам, согласившимся ее собирать, необходимые пресс-мешки для использованной пленки, и сама их забирает. И все-таки лишь меньшинство торговых точек соглашается этим заниматься. Неохота возиться.
Тогда Игнатьев решил выйти на дворников - возможно, их этот дополнительный доход заинтересует. Выйти можно лишь через коммунальные организации. Казалось бы, чем меньше мусора из контейнеров будет вывезено на свалку, тем больше у них, у ДЭЗов тех же, денег останется. Все, что надо было, - помощь в контактах с дворниками. Увы, ДЭЗы пока заинтересованности не проявили. Почему?
Чтобы совместными усилиями попытаться решить эту и другие коммунальные загадки, связанные с бытовыми отходами, «Зеленый мир» решил собрать всех потенциально заинтересованных лиц на Круглый Стол.
«Активность» коммунальщиков
На Круглый Стол пришел бизнес, природоохрана, зеленые, журналисты и дворник Юрий Иванович Кузнецов.
Увы, жилищно-коммунальная ветвь государства, к которой были обращены наши претензии, предложения и определенные ожидания, Круглый Стол почти проигнорировала. Лишь один ДЭЗ откликнулся на приглашение. Как сказал заместитель директора фонда Партнерский Совет, профинансировавшего проект, видимо, это предел гражданской активности коммунальщиков. Как есть.
Кто что рассказал?
Бизнес поделился и своими успехами, и проблемами.
Головная боль Галины Аверкиной, директора предприятия «Эковторма»: опасение за судьбу своих пунктов по приемке макулатуры. В Нижнем сейчас взят курс на ликвидацию отдельно стоящих торговых точек, минимаркетов, это совсем отдельная тема, но вот под раздачу могут попасть и макулатурные пункты, каждый из которых с немалым трудом и кровью был согласован с администрацией.
Константин Игнатьев, директор предприятия «Упак-НН», поделился планами. «Упак-НН» начал производить «рабочее место дворника, сортирующего отходы»: красивую тележку, в которую можно складывать и интересующую их фирму термоусадочную пленку, и, возможно, другие виды отходов, обходя участок. А потом уж машины предприятий-переработчиков отходов могли бы объезжать участки и забирать пленку. Осталось найти таких дворников!
«Энерготоргсервис», как выяснилось, одного нашел... Его директор Андрей Шамаев рассказал не только о впечатляющих достижениях в переработке стеклобоя, но и об успешном сотрудничестве с присутствовавшим здесь же Ю. И. Кузнецовым. Юрий Иванович, действительно Дворник с большой буквы, создает у себя на участке «территорию устойчивого развития», собирает макулатуру, сдает по договору в «Энерготоргсервис» стеклобой. В прошлом году сдал 700 килограмм! За стеклом приезжает машина фирмы.
Но пока удалось наладить такой контакт лишь с одним дворником. В основном стеклобой поступает как отходы предприятий. Население свое разбитое стекло просто выбрасывает. И счастье, если не на пляже.
Дмитрий Левашов, сопредседатель дзержинской экоорганизации «СПЭС», рассказал об опыте раздельного сбора бытовых отходов и экономической его составляющей в различных городах, в частности, об эксперименте Гринпис России в Петербурге. Здесь были поставлены специальные бачки с крышками для сбора различных видов отходов, была проведена работа с населением, как в Пушкине. «Это самое важное. Тупо поставить бачки можно, но будет ли народ их использовать?» Была, опять же, введена заинтересованность дворников. Дворники получали деньги от предприятия, которое вывозило отходы.
В общем, тема «Как предпринимателям с дворниками подружиться?» назревала изо всех сил. И поэтому взоры собравшихся все чаще обращались к единственной представительнице дворницкого начальства - Надежде Юрьевне Негановой, ведущему инженеру отдела благоустройства ДЕЗ Нижегородского района. Она же непроницаемо молчала.
Тут боковой демарш сделал Павел Усатюк, заместитель начальника управления инвестиционной политики, внешних и региональных связей Администрации Дзержинска, сместив акцент с потенциальной экономии от переработки отходов за счет «капиталистов» на перспективы получения на эти цели государственных денег. Он напомнил о существовании в области целевой программы «Отходы», рассчитанной до 2010 года, но давно устаревшей: «Даже технология складирования отходов на полигоне до сих пор действует устаревшая - пересыпка инертными материалами в расчете на те отходы, которые полностью сгнивали. А сейчас любая печенюшка, кусочек рыбки в пластике, как их ни пересыпай, никогда не сгниют. А нужна сортировка отходов. Сейчас директор полигона ТБО Жохов хвастается:«Вот, я стал в три раза больше пересыпать». А как горело, так и горит... В области деньги есть, это деньги экофонда. Предлагаю программу «Отходы» пересмотреть, усовершенствовать и пересмотреть смету расходов экофонда».
Вообще-то одно совершенно не исключает другое, то есть наличие средств - курс на максимальную сортировку отходов максимально близко к их «источнику». То есть на максимальное вовлечение в процесс дворников и самого населения. Конечно, неплохо было бы получить для этого поддержку экофонда. И она нужна не только для установки оборудования, тех самых бачков, но, что не менее важно, для работы с населением и дворниками. Потому что иначе зря деньги потрачены будут на те бачки. Так уже в Нижнем Новгороде было. Но вряд ли любые затеи с сортировкой отходов могут состояться без прямого участия заинтересованных предпринимателей.
Замдиректора фонда Партнерский Совет резюмировал: «Итак, предпринимателю нужно установить контакт с дворниками и населением, но дойти до дворников и населения ему сложно. Кто-то должен выступить посредником. Объединение усилий выгодно предпринимателю, населению и всем вовлеченным в этот процесс. Возможно, предприниматели могли бы сложить деньги на конкурс грантов среди тех же ДЭЗов, чтобы устроить соревнование для дворников, а чтоб не предприниматель подходил к каждому дворнику. Нужно ли это ДЭЗам?»
«Надежда Юрьевна, просветите нас!» - взмолились собравшиеся. И ДЭЗовская Надежда Юрьевна облила нас ушатом холодной воды.
Ушат холодной воды
И существующие-то контейнерные площадки не соответствуют нормам и не защищены от покушений застройщиков. В центре города строят активно, с захватом и зеленых зон, и детских песочниц, и мусорных площадок. Места уже не остается. «Давайте поставим еще три контейнера для раздельного сбора. Представьте, что будет твориться во дворах?» Да и контингент дворников не готов к цивилизованному сбору отходов. Да и нет у дворников возможности складывать куда-то ту же макулатуру, пластик, стеклобой до прихода машины от фирмы.
Народ напрягся и стал формулировать по слогам. Вы, ДЭЗ, собираете деньги с нас, жителей, за вывоз мусора и расплачиваетесь нашими деньгами с полигоном ТБО. В экономии этих денег вы заинтересованы? Главный инженер ДЭЗ Нижегородского района пожала плечами: «Работа, чтобы эти деньги сэкономить, должна быть колоссальная». К.Игнатьев точно такие же разговоры с ДЭЗами уже вел: «Я спрашиваю - вам выгодно уменьшение кубатуры мусора? Ну, в принципе выгодно... и вопрос зависает. Что же касается того, где дворнику складывать отходы, то вот моя машина может курсировать хоть каждый день, было бы что забирать».
Хорошо, сказали участники Круглого Стола. Если приходит предприниматель в ДЭЗ Нижегородского района и говорит: «Мы готовы принимать пластик, стеклобой и так далее и платить дворникам за это» - можете вы поспособствовать его общению с дворниками, просто собрать их на собрание?
Пообещав собрать дворников в таком случае, представитель ДЭЗ покинула Круглый Стол, не дослушав заключительного восклицания дворника Кузнецова: «Ребята, извините, но ведь все настолько просто! Вот у меня на участке в месяц должны вывезти 48 контейнеров с мусором на свалку. Мусоровоз приезжает три раза в неделю. Сколько стоит забрать и вывезти один контейнер? Допустим, 20 рублей, да? Взял у меня мужик контейнер - я ему талон дал. Не взял - нет талона. Так? Месяц кончился - у меня 20 талонов осталось. Это если мусора меньше, если я сдаю в переработку стекло, макулатуру и так далее. 20 талонов - 400 рублей. Верните жителям дома деньги!
До тех пор, пока существует возможность неучтенного труда и приписок, никогда в городе порядка не будет. Можете не беспокоиться. Это закон экономики. За безделье властей платим с рыла, извините за выражение. Мы все платим за вывоз мусора фиксированную цену, поэтому не будет ни порядка, ни реальной поддержки переработки мусора, хотя это и в 4 раза дешевле вывоза на полигон!»
... «И все-таки мы верим, - говорит руководитель проекта «Оптимизация сбора вторичных ресурсов силами местных сообществ» и организатор Круглого Стола Татьяна Паутова, - будущее не за полигонами, не за захоронением ценных ресурсов, а за возвращением их в жизненный цикл. И когда-нибудь и власти в нашей стране это поймут, как поняли власти в развитых странах. Сдаваться мы не собираемся. Резолюцию Круглого Стола разослали во все властные структуры. Вышли хорошие публикации в прессе. И будем все-таки стараться повернуть жилищно-коммунальную сферу лицом к переработчикам отходов и вообще к экономии природных ресурсов. Для этого хотим плотнее объединяться с экобизнесом».
Источник: газета "Берегиня" |