Одним из трех основных видов загрязнений, фигурирующих во всех природоохранных документах, является загрязнение твердыми бытовыми отходами.
В борьбе с загрязнениями в начале 90-ых годов прошлого века в России начали внедряться экономические рычаги влияния на юридические лица (природопользователей). По мнению авторов-разработчиков платежей это действие должно было склонить предпринимателей к изменению технологий, применяемых ими при производстве продукции, в сторону большей экологичности, а попросту - сократить количество отходов, поступающих в окружающую среду. Не вдаваясь глубоко в исследование результативности этих действий, рассмотрим только одну проблему - проблему твердых отходов.
Вводя платежи за размещение отходов, авторы не удосужились конкретно объяснить, о каком размещении отходов идет речь. Очевидно, если провести аналогию с выбросами в атмосферный воздух или сбросами в водоемы, имелось в виду размещение отходов в природной среде, т.е. сброс на рельеф (в лес, овраг, поле). Таким образом авторы узаконили загрязнение окружающей среды и способствовали тому, что мы с вами имеем на сегодняшний день, а это - многие сотни тысяч несанкционированных и бесконтрольных мест размещения отходов.
Безусловно, никакие платежи не в состоянии покрыть расходы на рекультивацию загрязненных таким образом земель. Госкомприрода строго охраняла свой подход к решению этой проблемы, используя свое право безответственности и безнаказанности, активно пользуясь приоритетным правом на все, что связано со словом "экология", что провозглашал Закон "Об охране окружающей природной среды".
К счастью, этот на вид вполне безобидный, а по сути - крайне вредный закон отменили, и в 2002 году заменили на Закон "Об охране окружающей среды" (№7-ФЗ от 10 января 2002 года), где эта монополия была устранена, и ответственность была делегирована всем уровням власти в рамках решаемых задач с условиями существующих нормативов, а Департаменту природных ресурсов предлагается вести контроль отрицательного воздействия на природную среду и разработку условий, не допускающих ухудшения ее состояния. Экологическая экспертиза выделилась в отдельное подразделение и, по-видимому, в скором времени станет составной частью Госэкспертизы по проектированию, реконструкции и строительству объектов, и "можно" или "нельзя" будет регламентироваться четко разработанными нормативными требованиями, а не определяться размерами взятки.
Однако вернемся к проблеме твердых отходов. При рассмотрении вопроса о платежах за размещение отходов в окружающей природной среде становится очевидным, что есть и еще один способ, т.е. размещение отходов на специальном объекте. Что это за объект? Это - полигон, мусороперерабатывающий или мусоросжигательный завод. То есть, это место, специально спроектированное для размещения отходов и обеспечивающее после окончания функционирования данного объекта возврат занятой территории (земель) в активное землепользование, а это значит, что обеспечивается невыведение земли из хозяйственного использования на неопределенный срок.
Что может обеспечить выполнение этой задачи? Во-первых, четкий входной контроль, который позволил бы технологам данного объекта четко знать о том, с каким видом отходов они имеют дело и какая технология должна быть использована для обеспечения поставленной задачи. При этом, говоря о полигонах, необходимо на стадии проектирования иметь ясное представление, для каких целей будет использоваться полигон и каким способом будет достигаться поставленная цель.
Несколько слов о постановке цели. Возникновение отходов производства и потребления (правильнее - просто потребления) сопровождало человечество на протяжении всего периода его существования, однако серьезной экологической проблемой стало приблизительно с начала XV столетия и приобрело угрожающий вид в XIX-XX столетиях. Это произошло прежде всего ввиду того, что с применением материалов не чисто природного происхождения мы вмешались в естественные природные циклы, которые обеспечивали природный круговорот веществ, а объемы этих материалов, особенно - "долгоживущих" синтетических, созданных путем использования искусственных органических соединений, постоянно растут.
Отсюда становится очевидной цель высокотехнологичного полигонирования, а именно: создание на полигоне условий, максимально приближенных к естественным природным процессам. А общая задача процесса обращения с отходами - их максимальная утилизация. Это и является основой энергоресурсосбережения.
Следовательно, размещение отходов на специализированном объекте не может давать основания платежам за загрязнение окружающей среды. Это - технологический процесс, обеспечивающий экологическую безопасность. Другое дело - свалки, считать их специализированными объектами размещения нельзя до тех пор, пока они не приобретут форму объекта, т.е. - входной контроль, технологию, экологический мониторинг, проект, регламент работ и т.д.
Поэтому становится очевидной незаконность взимаемых платежей за размещение отходов в тех случаях, если они размещаются на специализированном объекте. Ведь юридическое лицо (природопользователь) и без того платит полигону за прием отходов и обеспечение экологичности (безопасности) технологии переработки или захоронения, стоимость которой определяет тариф. Каким же образом может быть достигнута цивилизованная (технологически обеспеченная) система обращения с отходами? Не стану рассуждать о так называемых промотходах, так как решение этой задачи не поставлено перед Федеральным центром благоустройства и обращения с отходами. Центр несет ответственность за так называемые твердые бытовые отходы (ТБО), которые включают в себя следующие группы отходов:
- отходы, образуемые населением по месту проживания
- отходы социальной сферы населения
- отходы муниципальные
- отходы офисные
- отходы быта предприятий.
Все эти отходы распределены нами по 9 основным группам, имеющим сходные признаки образования.
С целью выполнения Закона "Об отходах производства и потребления" (Ст. , обязывающая юридических лиц, независимо от формы собственности, вести учет образующихся отходов) Центром разработана форма декларации об отходах и методика заполнения этой декларации для каждой отдельной группы.
Введена также система статистического учета для всех юридических лиц путем изменения формы обязательной статистической отчетности 1-КХ и подготовки разъяснения по ее заполнению. Разработана также система приема деклараций, позволяющая выявить тот объем отходов, который выпал из технологического цикла и по сути может быть признан размещаемым в окружающей среде. Это - разница между декларацией об отходах и документально подтвержденным объемом размещения. Вот на эту разницу и следует начислять платеж за размещение отходов, который целесообразно аккумулировать на отдельных счетах целевого использования типа - счет фонда "Отходы".
Планомерная работа с использованием всех ветвей власти и отработанной системой применения Административного Кодекса позволит ввести систему обращения с отходами в России в цивилизованное русло, что сделает помойки на обочинах дорог, в лесах, оврагах и карьерах анахронизмом.
Источник: Ассоциация "Чистый город" |