ОТРАСЛЕВОЙ РЕСУРС
О портале | О журнале | Свежий номер | Подписка | Электронная версия журнала | Отзывы | Реклама на портале | Реклама в журнале | English   
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА
Зарегистрированных посетителей: 22211

ЖУРНАЛ ТБО (№11 2024)
Просмотр выпуска
Архив номеров | Подписка

НОВОСТИ


КОНТАКТЫ
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5

Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru

Отдел подписки:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

Отдел рекламы:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

podpiska

Главная страница / Публикации по проблемам переработки и утилизации отходов и использованию вторичного сырья

"О реализации проектов строительства, реконструкции и рекультивации полигонов ТБО на территории Московской области."


Б.В. Трушин

Москва и Московская область – два первых по численности населения субъекта Российской Федерации. Здесь постоянно проживает более 15 млн. человек и образуется более 5 млн. тонн твердых бытовых отходов ежегодно. Практически все образовавшиеся отходы вывозятся на полигоны Московской области, количество которых более полусотни, а общая площадь превышает 800 га. В подавляющем большинстве случаев полигоны ТБО образовывались стихийно еще в прошлом веке в отработанных карьерах, различных выемках, котлованах – без учета природоохранных требований.

В частности, не учитывались геологическое строение, гидрогеологические и ландшафтно-геохимические условия, сложившаяся социально-экономическая обстановка и культурно-исторический облик региона. Защитные инженерные мероприятия, как до начала, так и в процессе эксплуатации полигона не проводились. Указанные обстоятельства способствуют интенсивному негативному воздействию полигонов ТБО на окружающую среду.

К настоящему времени почти для всех действующих полигонов ТБО Московской области разработаны и прошли государственную экологическую экспертизу проекты строительства, реконструкции и рекультивации. В этих проектах речь идет, чаще всего, о реконструкции существующих участков захоронения отходов и полигоны ТБО рассматриваются как «комплексы природоохранительных сооружений, предназначенные для централизованного сбора, обезвреживания и захоронения ТБО, предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду, загрязнению атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующие распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов».

Эксплуатация полигонов ТБО

На сегодняшний день мы вынуждены констатировать, что эксплуатация практически всех полигонов ТБО в Московской области ведется со значительными отклонениями от утвержденных проектов. Руководство полигонов ТБО рассматривает положительные заключения государственной экологической экспертизы только как некую индульгенцию, дающую возможность получить лицензию и разрешение на лимит размещения отходов. В результате происходит постоянное усиление негативного воздействия полигонов ТБО на окружающую среду, принимающее в ряде случаев катастрофические размеры. По нашим оценкам уже почти для 50% полигонов Московской области необходимо корректировать проекты в части отклонения от проектных решений и повторно проходить государственную экологическую экспертизу в связи с «реализацией объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы …» (ст. 12, «Федеральный закон об экологической экспертизе»).

Основные отклонения от проектных решений, отмечаемые при эксплуатации полигонов ТБО Московской области, и связанные с ними экологические последствия, следующие:

1. Не соблюдаются нормативные углы откосов бортов полигона. Проектами всегда предусматривается заложение и выполаживание откосов на начальном этапе эксплуатации (реконструкции) полигона. Выполнить выполаживание откосов в дальнейшем (например, на конечном этапе эксплуатации) практически невозможно. Углы заложения откосов, фиксируемые нами сегодня, достигают и превышают 1:1 (более 45°) при нормативных – 1:4 (отметим, что экологическая экспертиза соглашается с углом заложения 1:3).

Воздействие полигона ТБО на окружающую среду

<Несоблюдение углов заложения откосов приводит к следующим последствиям:

На крутых откосах невозможно в дальнейшем провести работы по строительству противофильтрационного финального перекрытия и, как следствие, выполнить рекультивационные мероприятия (в том числе биологический этап), поскольку на откосах с заложением круче 1:3 не может работать строительная техника.

На крутых откосах полигонов могут формироваться негативные инженерно-геологические процессы, выражающиеся в оползневых и обвальных проявлениях, а также образованиях размывов бортов временными потоками (заложение оврагов). Расчеты показывают, что предел устойчивости – откос с углом заложения 1:2.

Заложение крутых откосов приводит к значительному (по сравнению с проектным) завышению объемов складируемых на полигоне отходов, что увеличивает срок существования полигона. В результате, неконтролируемо возрастает воздействие полигона ТБО на окружающую среду до масштабов, существенно превышающих утвержденное в положительном заключении государственной экологической экспертизы.

2. В ряде случаев фактические границы полигона ТБО выходят за границы землеотвода и, соответственно, площадь полигона превышает проектную. Максимальное зафиксированное нами превышение площади полигона над площадью землеотвода составляет 3,7 га. Проектными решениями всегда предусматривается перемещение отходов в границы землеотвода на начальной стадии реализации проекта. Данное отклонение от проектных решений сопровождается не только экологическими, но и юридическими последствиями.

3. Не проводятся работы по строительству дренажных систем для перехвата, сбора и отвода фильтрата (свалочной жидкости). Проектами строительства, реконструкции и рекультивации полигонов ТБО заложение дренажей всегда предусматривается на начальном этапе реализации проекта. В результате фильтрат, являющийся основным агентом воздействия полигонов ТБО на окружающую среду, в нарастающих объемах продолжает поступать в подземные и поверхностные воды. Пренебрежение строительством дренажных систем приводит к следующим последствиям: Отмечается планомерный рост концентраций загрязнителей в подземных водах ниже по потоку от полигона. По наблюдательным скважинам мониторинговой сети на расстояниях до 100 – 200 м от полигонов отмечаются минерализации до 6 г/л (при фоновой минерализации 0,3 г/л и ПДК 1,0 г/л).

Происходит значительное загрязнение поверхностных вод. В частности, на одном из исследованных нами участков, минерализация поверхностных вод водоема, расположенного в 4 км ниже по течению ручья от полигона, составляет 1,4 г/л (при фоновой 0,2 г/л).

4. Ненадлежащее выполнение требований проекта по строительству противофильтрационных экранов связано с использованием для его строительства грунтов, не отвечающих инструктивным требованиям, нарушением сплошности экрана при его строительстве и сразу после начала эксплуатации. В ряде случаев здесь необходимо ставить вопрос о проведение лабораторного контроля физико-механических характеристик слабопроницаемых грунтов экрана. При строительстве экранов зачастую игнорируются требования к заложению дренажных систем. Несоблюдение требований, предъявляемых к противофильтрационным экранам, полностью сводит на нет их природоохранную роль.

5. Сооружения для перехвата и сбора биогаза (скважины, горизонтальные дренажи) закладываются, как правило, одновременно с финальным перекрытием. На сегодняшний день нам неизвестно о возведении таких сооружений в Московской области.

6. Отсутствие запроектированных вокруг полигонов ограждений могут иметь негативные последствия, связанные с ветровым разносом отходов, проникновением на территории полигонов посторонних лиц и т.п.

7. Отмечаемые отклонения от проектных решений при строительстве сооружений хоздвора, как правило, не наносят прямого вреда окружающей среде и связаны, прежде всего, с нарушением санитарно-гигиенических нормативов, но также свидетельствуют о невыполнении проектных решений.

Основным и единственным критерием подтверждения экологической возможности эксплуатации полигона ТБО является сопоставление результатов мониторинга с проектной (прогнозной) оценкой воздействия на окружающую природную среду. Результаты мониторинга за состоянием окружающей среды, по большинству полигонов, как правило, не являются полными, представительными и достаточными для характеристики состояния окружающей среды. Они не дают возможности сделать выводы о допустимости фактического воздействия на окружающую среду и экологической возможности продолжения эксплуатации полигона. Отметим, что экологический мониторинг в настоящее время лицензируются Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству как вид исследований в рамках проведения инженерно-экологических изысканий. Проведение мониторинга не всегда осуществляется лицензированными организациями, и результаты мониторинга за состоянием окружающей среды имеют, как правило, следующие основные недостатки.

Результаты мониторинга полигов ТБО

1. Правила отбора проб подземных вод не соответствуют существующим методикам. В частности, отбор подземных вод производится без прокачки скважин погружными насосами, и в результате химические анализы содержат заведомые погрешности (занижены минерализация, сульфаты, соединения азота, тяжелые металлы, завышены показатели рН и общее железо). Имеющиеся на полигонах мониторинговые скважины зачастую заложены без учета структуры и скоростей потоков подземных вод, и результаты их опробования не позволяют определить вклад полигона в загрязнение подземных вод.

2. Опробование поверхностных водотоков не сопровождается замерами расходов рек и ручьев, что не дает возможности оценить фактическое воздействие полигона на поверхностные воды. Опробование вод рек и водоемов проводится без использования пробоотборников с фиксированной глубиной отбора в придонном слое воды в связи с этим, химические анализы также содержат заведомые погрешности.

3. При опробовании почв местоположение точек отбора выбирается по произвольным критериям. Не учитываются ландшафтно-геохимические условия и особенности почвенного покрова участка (направление потоков миграции, геохимические барьеры и т.п.). Оценка состояния почв дается по 2 – 3 пробам и в итоге получаемые результаты не отражают реальной картины загрязнения почв и динамики его развития.

4. Накопленные данные по наблюдениям за концентрациями загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (по СанПиН 2.1.7.1038-01) показывают, что по всем рекомендуемым к определению компонентам концентрации «над отработанными участками и на границе СЗЗ» не превышают ПДК загрязняющих веществ в воздухе населенных мест. Исключением являются превышения по диоксиду азота, связанные с работой автотранспорта. Таким образом, рекомендованная схема и периодичность опробования атмосферного воздуха не позволяет судить о реальных масштабах воздействия полигонов на атмосферу.

Наиболее отчетливо и значимо воздействие полигона на атмосферу отражается в эмиссии биогаза из тела полигона, которая может достигать для среднего полигона нескольких тысяч тонн биогаза в год. При сложившейся практике мониторинга замеры эмиссии биогаза, представляющего собой смесь парниковых газов, на полигонах не проводятся.

5. При представлении результатов мониторинга концентрации компонентов по каждой точке опробования сравниваются только с ПДК, то есть проводится санитарно-гигиеническая оценка в отдельных точках. Карты-схемы распределения загрязнений по площади не строятся. Сопоставление полученных данных с результатами прошлых лет или с фоновыми показателями не проводится, что не дает возможности оценить динамику развития загрязнения, вычленить вклад полигона в формирование загрязнения.

Из вышеизложенного следует, что требования к проведению мониторинга за состоянием окружающей среды на полигонах ТБО достаточно формальны и, как правило, не дают возможности судить о допустимости воздействия объекта на среду.

Очевидно, что в результате многочисленных проверок полигонов ТБО Московской области выявить отклонения от утвержденных проектных решений практически невозможно, поскольку для этого требуется детальное и специальное изучение проектных материалов, а также применение в ряде случаев методов инструментального и лабораторного контроля. Наиболее действенным способом изменить сложившуюся ситуацию нам представляется проведение для контроля над реализацией проектных решений авторского надзора, предписанного СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений». Важность и необходимость проведения авторского надзора обосновывается еще и тем, что в соответствии с положениями ГОСТ 27751 полигон ТБО классифицируется, как строительное сооружение 1-го уровня ответственности.

Авторский надзор за строительством осуществляется в целях обеспечения соответствия решений, содержащихся в рабочей документации, выполняемым строительно-монтажным работам на объекте. Результаты авторского надзора фиксируются в соответствующем журнале по мере выполнения тех или иных проектных решений. В соответствии с действующими нормативами затраты на проведение авторского надзора составляют 0,2% от сметной стоимости строительства. Отметим, что в настоящее время к документам по авторскому надзору эпизодически требуемыми Ростехнадзором по отдельным объектам можно отнести акты скрытых работ по устройству слабопроницаемых экранов и заключения по определению свободной вместимости полигонов ТБО.

Содержание работ по авторскому надзору при реализации проекта строительства, реконструкции, рекультивации полигона ТБО имеет некоторые особенности и на наш взгляд должно быть следующим:

1. Оценка соответствия выполненных строительных работ проектным решениям, в том числе устройство дренажей, нагорных канав, валов, слабопроницаемых экранов, перемещение отходов и формирование откосов, строительство сооружений и построек хоздвора, ограждений, устройство мониторинговых скважин, соблюдение плана-графика и т.д.

2. Периодическое определение свободной вместимости полигона, включающее результаты топографической съемки в масштабе проектирования и картограмму земляных масс. Работы по определению свободной вместимости особенно важны на завершающих этапах эксплуатации полигона.

3. Оценка выполнения программы мониторинга, разработанной в рамках прошедшего государственную экологическую экспертизу проекта полигона. Сопоставление результатов мониторинга с проектной (прогнозной) оценкой воздействия на окружающую природную среду, выводы о допустимости фактического воздействия и подтверждение экологической возможности продолжения эксплуатации полигона.

Мы считаем, что проведение авторского надзора является важным шагом в совершенствовании управления полигонами ТБО, но его не следует рассматривать как некую панацею от всех бед. К авторскому надзору следует относиться как к рычагу, который может способствовать нормализации ситуации с выполнением утвержденных проектов строительства, реконструкции и рекультивации полигонов ТБО. Для этого необходимо чтобы:

Журнал авторского надзора рассматривался как один из основных документов при проведении проверок полигонов ТБО;

Разрешения на лимит размещения отходов, разрешения на ПДС и ПДВ выдавались только после рассмотрения заключения (журнала) с результатами авторского надзора за выполнением проектных решений на объекте;

При выдаче (продлении) лицензий на «деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов», при продлении срока действия положительных заключений экспертизы – результаты авторского надзора рассматривались в пакете соответствующих документов.

Отметим, что необходимость периодического представления заключений по авторскому надзору переносит часть ответственности по контролю над реализацией проектных решений на разработчиков проектной документации, поскольку представление недостоверной информации грозит им лишением соответствующей лицензии.
Источник: Спецгеоэкология


Статьи журнала "Твердые бытовые отходы"
Периодичность вывоза ТКО
С 01.01.2020 вывозить ТКО можно либо 1 раз в сутки, либо 1 раз в 3 сут. Откуда растут ноги? Пе...
Кому нужны вторичные материальные ресурсы
В статье рассмотрены возможные положительные и негативные последствия введения нового понятия «втори...
Обращение с отходами I и II классов опасности по-новому
Отходы I и II классов опасности образуются в каждом доме – это энергосберегающие газоразрядные лам...
Противопожарная безопасность на полигонах ТКО. Часть 1
В настоящей статье на основе анализа источников, а также некоторых примеров нормативного регулирован...
Подготовка кадров для промышленности по обращению с отходами производства и потребления
Экономика замкнутого цикла предполагает вовлечение в оборот отходов производства и потребления, из...
Особенности ведения учета отходов на полигоне ТКО
Действующее законодательство в области обращения с отходами предписывает вести учет по классам и в...
Загрязнитель платит: кто и сколько?
В послании главы государства Федеральному собранию особое внимание было уделено необходимости п...
Механико-биологическая обработка ТКО. Часть 2. Выщелачивание загрязняющих веществ при захоронении
В статье рассмотрены характеристики выщелачивания загрязняющих веществ (ЗВ) из продуктов механико-би...



КАТАЛОГ ВТОРСЫРЬЯ

ЦЕНЫ НА ВТОРСЫРЬЕ

КАТАЛОГ ПРЕДПРИЯТИЙ
Экодвижение "ЗЕМЛЯ без СВАЛОК"
Реализация технологии уничтожения свалок отходов производства и потребления с помощью БИОТЕХНОЛОГИИ БЕЛКИНА (Банк Технологий), защищенной патентами РФ в результате которой все свалки в любом уголке ЗЕ...

ООО"ПЭТ втор групп"
Переработка Пэт

компания Интерпет
АВОД ОБОРУДОВАНИЯ “FEROX” – машиностроительное предприятие, которое в своей деятельности успешно сочетает наработанный опыт с динамичным развитием и гибкостью. Предприятие успешно работает с 1999 года...

ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

СДЕЛАЙ САМ
МЕНЮ ПОРТАЛА "ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ"

© 2007-2024 Издательский дом "Отраслевые ведомости".
Вся информация, размещённая на данном сайте, принадлежит ООО "Отраслевые ведомости".
Несанкционированное копирование информации без ссылки на источник категорически запрещено

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Thu, 21 Nov 2024 15:48:25
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения