Количество мусора на санкционированных и несанкционированных свалках продолжает увеличиваться – и решить эту глобальную проблему одним росчерком пера на сегодня, как выяснилось, невозможно
Бытовые отходы - продукт развития цивилизации. Удаление этих отходов, влияющих на внешний облик территорий и, к тому же, представляющих опасность для здоровья и окружающей среды, постоянная проблема, которая требует от всех нас принятия срочных и эффективных мер для борьбы с мусором. По мнению специалистов, пока не будет кардинальных изменений в законодательстве, проблема переработки /утилизации бытовых отходов будет решаться поверхностно.
Твердые бытовые отходы (ТБО) складируются на полигонах и мусоросвалках области. На большинстве объектов на сегодня отсутствуют специальные природоохранные сооружения и системы экологического мониторинга. Все это ухудшает их экологические параметры, делая полигоны опасными для окружающей среды, в частности, здоровья населения, проживающего на близлежащих территориях.
Соблюдение правил эксплуатации полигонов и мусоросвалок носит эпизодический характер по всей территории области. Приведение их в порядок в основном проводится в весенний период – во время проведения месячника благоустройства населенных пунктов. Причина таких скромных действий достаточно известна – отсутствие средств у органов самоуправления, на которых возложен этот участок работы. Количество отходов, которые размещаются на полигонах и мусоросвалках с каждым годом существенно увеличивается. Только в прошлом году общее количество ТБО, которые находятся на указанных объектах, составило 508 тысяч тонн.
Финансирование работ по благоустройству и реконструкции полигонов и мусоросвалок осуществляется только за счет областного фонда окружающей среды, а из местных бюджетов – по остаточному принципу, то есть в случае крайней необходимости.
В городе Чернигове планировалось строительство мусороперерабатывающего комплекса с полным сортированием и переработкой твердых бытовых отходов. Однако по причине достойного инвестора проект на сегодня остается нереализованным. Полигон в Чернигове функционирует с 1961 года. Схемой санитарной очистки было предусмотрена его эксплуатации до 1998 г. Однако в связи с отсутствием альтернативных вариантов его эксплуатация продолжается и по сей день. На данный момент площадь на полигоне для размещения отходов практически исчерпана. Требования правил изоляции слоя мусора грунтом выполняются недостаточно, что приводит к возникновению пожаров. Содержание загрязняющих веществ в пробах воды из близлежащих скважин существенно превышает нормативные показатели питьевого водообеспечения.
В городах и пгт области местными органами самоуправления в основном разработаны и утверждены схемы санитарной очистки населенных пунктов.В Чернигове построена разветвленная система площадок с контейнерами для сбора бытовых отходов от населения. Тем не менее, это ситуацию не спасает, взгляните - количество несанкционированных свалок увеличивается с каждым днем. Перекресток ул. Вазара и ул. Лесковицкой (один из участков реконструкции коллектора)… – боюсь, что этот список можно продолжать до бесконечности!
Из-за отсутствия на территории области мусороперерабатывающих и сортировальных комплексов на полигоны и мусоросвалки попадает значительная часть отходов, которые имею ресурсную ценность и подлежат переработке и утилизации. Основную массу отходов составляет тароупаковка продуктов питания и продуктов потребления населения. Система сбора, сортирования, транспортировки, переработки и утилизации отходов, имеющих ресурсную ценность, проводится недостаточно.
Предприятия, которые занимаются переработкой таких отходов – единичны. В основном они сосредоточены в Чернигове, Нежине, Прилуках. В других районах система сбора вторсырья развита очень слабо и носит эпизодический характер.
На территории области имеются 3-4 предприятия, которые осуществляют переработку ТБО.
И если ситуация с твердыми бытовыми отходами еще как-то вырисовывается, то с жидкими творится полный беспредел – их никто не учитывает и не контролирует, а, следовательно - народ наш льет что-попало и куда-попало.
Дмитрий Логвин, начальник государственной экологической инспекции в области:
- Проблема создания несанкционированных свалок на территории области – это больной вопрос. Если не выезжать за пределы Чернигова, то еще можно жить: в городе стоят контейнеры. Начинать решать проблему нужно с повышения человеческой сознательности. К сожалению, она, как таковая, не является профилирующим предметом в наших учебных заведениях. Чтобы собрать имеющийся мусор, который скапливается по нашей же с вами вине – нужны средства, причем немалые. И те претензии, которые предъявляют жители головам коммунальных предприятий – они зачастую не обоснованы. Коммунальщики не в состоянии самостоятельно решить этот вопрос. Необходимо более детально рассматривать эту проблему на заседаниях гор/обладминистрации, обсуждать подобные вопросы на сессиях горс/облсовета, может быть, даже обратиться в самый высший орган исполнительной власти, освещать в СМИ, вытаскивая на поверхность самые злободневные моменты – нужен комплексный подход к решению ситуации.
Вадим Антошин, начальник ЖКХ города:
- Не в деньгах и не в сознательности населения дело. Почему-то в Беларуси такого бардака, как у нас, нет. А ответ очень прост – всему виной несовершенство нашего законодательства. Нужен закон, заставляющий производителя в себестоимость изготовления любой тары внести экологический налог, который направлялся бына решение экологических проблем. Вот тогда бы и появились деньги! Насколько мне известно, Министерство ЖКХ разработало законопроект – и вот уже второй год он валяется в Верховной раде! Дело так и не двигается!
Наказание за нарушение правил благоустройства города составляет от 17 до 51 гривны – на сегодня такими суммами кого-то испугать невозможно! В Беларуси, для сравнения, - 200$, плюс -15 суток. Нужно кардинально поменять методику расчета штрафов.
Очень часто суды просто «отфутболивают» иски по такому виду нарушений – какой им навар с этих 500 гривен штрафа - никакого!
За границей существует прекрасная система – создан реестр нарушителей. Любой работодатель, просмотрев этот «черный список», может отказать в предоставлении места.
А спихивать все проблемы на местные органы самоуправления, которые не выделяют деньги – это ерунда. А откуда их взять те средства – если все эти органы дотационные?!
И еще один больной момент – нет преемственности экологических программ. Сменился состав Кабмина – и все идет насмарку, свернулись все эти программы! У нас три года лежит проект по переработке жидких химических отходов. Мы не можем его финансировать, потому что в городском бюджете нет таких денег.
Приучить к культуре черниговцев невозможно. Нам нужен завод, который будет заниматься сортировкой и переработкой отходов. Пусть это будет даже частная инициатива - но заниматься переработкой, утилизацией сырья должны солидные фирмы, имеющие серьезную базу, опыт работы, современные технологии переработки, а не мелкие «гангстеры», желающие быстрее урвать копейку. Сейчас к нам обратилось только одно солидное предприятие. Я гарантирую, что мы сможем создать достойные условия, чтобы подобные предприятия работали ритмично.
Хочу обратиться к общественным организациям – если кто-то хочет поработать на благо города руками, а не лицами - на видеокамеру, пожалуйста, приходите, мы вам окажем максимальное содействие в любое для вас удобное время.
Алла Пузырева, врач отдела коммунальной гигиены Черниговской СЭС:
- Проблема упирается в отсутствие законодательной базы. На сегодня нет единого обязательного тарифа на вывоз отходов – а ведь нет ни одного человека, который бы их не образовывал. Начато реформирование системы санитарной очистки, сбора мусора, строительство контейнерных площадок, но темпы процесса снижены по причине недостатка финансов. Скоро будет формироваться бюджет – и вопрос о выделении средств на решение таких проблем нужно ставить ребром на сессии горсовета. Сказывается отсутствие инфраструктуры раздельного сбора отходов. На предприятиях сейчас еще кое-как с помощью экологов, которые согласовывают лимиты, этот вопрос урегулирован.
А вот по месту жительства у нас наблюдается унитарная валовая система сбора: все валится в один контейнер, а потом - на свалку! Отсутствие сортировки бытовых отходов ведет еще и к распространению инфекции. Нужно создавать условия для купирования.
Простой пример, Черниговский областной противотуберкулезный диспансер насчитывает около 700 койко-мест, где лечатся инфицированные люди, и около 1000 человек обслуживающего персонала. Масса инфицированной тары идет оттуда. Бомжи приходят, сумками нагружают. Мы штрафуем главного врача за то, что он это допускает. Но тубдиспансер – бюджетная организация и не может обеспечить переработку такой тары. Есть частные лица, которые желали бы заняться переработкой бытовых отходов, но они не находят поддержки со стороны администрации города.
Город крайне нуждается создании информационной системы - чтобы позвонив, человек мог узнать тарифы, места складирования, условия вывоза таких отходов.
Культура пользования контейнерами настолько нижайшая – это целина. До сих пор не решен вопрос вывоза крупногабаритных и строительных отходов.
Руслан Кречковский, начальник КП АТП 2528 Черниговского горсовета:
- Парадокс состоит в том, что количество бытовых отходов ежегодно увеличивается примерно на пять процентов, а тарифы по их вывозу и переработке - убыточны и не успевают за уровнем инфляции и экономической нестабильности. Работать в таких условиях очень сложно. Сказывается несовершенство законодательной базы. Уже сегодня, при желании, Кабмину можно просчитать предположительную стоимость услуг по вывозу отходов в первом полугодии 2009 г. и сопоставить с теми реальными условиями, в которых мы работаем.
Убираем мы город регулярно, но успеть за бескультурьем наших горожан просто невозможно. Мы провели анализ – и выяснилось, что те админпротоколы, которые были составлены в отношении нарушителей – это капля в море!
Поэтому сейчас мы скоординировали работу на адресном реестре как юридических, так и физических лиц, где видно наличие договоров на вывоз бытовых отходов и объемы мусора, которые образуются.
Нужно ввести постоянную систему контроля и дифференцированную систему штрафов. Частный предприниматель будет знать, что каждое следующее нарушение соответственно обойдется для него же дороже. Точно также нужно сделать и при проверке в частном секторе. Пока что 20% жителей договора не заключили, а, следовательно – и не оплачивают. Приходят, пишут заявление об отказе от наших услуг. В то же время у них нет никакого другого документа, подтверждающего, что они утилизируют свои отходы в соответствии с законодательством.
В реестр мы будем вносить и пользование услугами за вывоз жидких отходов.
Сергей Короленко, главный инженер ЧП «Гранпласт»:
- Для того, чтобы оперативно и качественно решить проблему, мы предлагали и предлагаем реформировать систему тарифов на вывоз и уничтожение отходов. Сегодняшний тариф - 1, 13 грн. с учетом НДС. Убыточные тарифы не позволяют нам в нужном объеме закупить дизтопливо для тракторов, работающих на уплотнении отходов. Предприятие ежемесячно несет 95 тысяч убытков.
Рассуждать о каких-то способах повышения культуры в поведении с бытовыми отходами сегодня бесполезно. Факт – но многие мусор сваливают, не доезжая до свалки. У нас в городе есть предприятия, которые, начиная с 2006 г. не платят за вывоз мусора - и бороться с ними при существующей законодательной базе очень затруднительно.
Планируется, что в сентябре тариф будет пересмотрен. Если этого не случится, то мы будем вынуждены сократить количество выполняемых работ. За 1 грн.13 копеек мы будем принимать третью часть от количества привезенного мусора – другого выхода у нас нет!
У нас есть прекрасный проект по переработке резиновых отходов, но работа с инвесторами невозможна по причине бюрократического подхода к решению проблемы в нашем горсовете.
Решение проблемы:
- изменения в законодательной базе в пользу увеличения тарифов за утилизацию бытовых отходов, реформирование системы административных штрафов;
- внедрения систем раздельного сбора отходов, что снимет нагрузку на объекты их уничтожения;
- финансирование территориальных общин для создания коммунальных предприятий и их техническое оснащение;
- строительство мусоросортировочных/ перерабатывающих комплексов.
Факт
На Черниговщине общее количество отходов на сегодня превышает 15 млн. тонн, что в расчете на 1кв. м равняется 480 тонн. Твердые бытовые отходы складируются на 26 полигонах и 728 свалках области. В 2007 г. только на полигонах твердых бытовых отходов было размещено 800 куб. м
Сравнительно с ситуацией в Украине, где количество бытовых отходов превышает 25 млрд. тонн, что в пересчете на 1кв. м равняется 40 тыс. тонн, то ситуацию с утилизацией отходов в области можно УСЛОВНО считать безопасной.
Цифра
4 650 000 тонн отходов находится на Черниговском полигоне состоянием на 1 июля 2008 г.
Источник: gorod.cn.ua |