Семь лет назад жители столицы Башкирии выбрасывали один миллион кубов мусора, сейчас уфимцы «производят» вдвое больше отходов - объем вывозимого из города отбросов на знаменитую в Черкассах свалку, достиг двух миллионов кубометров в год.
По некоторым прогнозам через семь-восемь лет столица Башкирии будет производить свыше четырех миллионов кубометров нечистот. Несомненно, Уфа задыхается из-за отсутствия масштабных помоек. Однако в ближайшее время мусорная проблема вряд ли разрешится – в этом убедился корреспондент «МКС».
Отхожее место мегаполиса
Мусорный полигон в поселке Черкассы – единственный в городе-миллионнике. Строительство новой свалки, отвечающей современным требованиям, намеченное около деревни Красный Яр Уфимского района начнется не скоро. Жители селения не намерены повторять печальный опыт «черкассинцев» и превращать свой населенный пункт в отхожее место для всего мегаполиса.
Чиновники, не надеясь сломить сопротивления «красноярцев», строят планы по расширению свалки в Черкассах. Оказывается, в первые годы работы черниковской промзоны на этот полигон закачивали отходы нефтепереработки и строили накопители для битума, пока не появились технологии по его переработке. По подсчетам коммунальщиков шлам занимает 40% всей свалки, и если отбросы нефтезаводов откачать, то полигону можно будет продлить жизнь еще на 7-8 лет.
Однако против планов реанимации свалки в Черкассах возражают экологи и санитарные врачи. Дело в том, что полигон родился стихийно еще в прошлом веке, и получил статус мусоросборника от безысходности, поскольку после закрытия полигона «Камышлинский-2» вывозить отбросы из огромного города было некуда.
- Это даже не полигон, а просто свалка, опасная для экологии всего города, - говорит заместитель начальника отдела надзора за средой обитания и условиями проживаниями территориального управления Роспотребнадзора Алкдяс Сулейманов. – Здесь представлена вся таблица Менделеева. И самое страшное, что продукты гниения вместе с грунтовыми водами, из-за отсутствия гидроизоляции попадут в Шугуровку. А эта речка выносит их в Уфимку выше южного водозабора.
- Полигон - источник загрязнения почвы, воды, воздуха, - поддерживает коллегу председатель Союза Экологов РБ Александр Веселов.
Мусорные деньги
Мусоровозы в Черкассах уже двигаются по тридцатиметровому слою мусора. Взбираясь на гору отходов высотой с девятиэтажку, водители стараются ехать по укатанной колее, чтобы не застрять в рыхлых отбросах.
Федеральный бюджет, кстати, выделяет определенные капвложения на решение мусорной проблемы городов-миллионников. Существует даже финансируемая из госказны специальная программа по очистке региональных мегаполисов. Генеральная схема зачистки Уфы обойдется столице, по оценке инвестиционной компании «Финам», в 10 миллионов рублей, но пока не ясно раскошелятся ли федералы на спасение из нечистот столицы Башкирии.
Между тем, в городе есть деньги на нейтрализацию отбросов. Любое городское предприятие, даже небольшой численностью платит в городскую казну немалые деньги за «негативное воздействие на окружающую среду» - около 2,5 тысяч рублей в квартал. В налоговом ведомстве предполагают, что один человек в год оставляет после себя 50 килограммов твердых бытовых отходов, отсюда и идет расчет «негативного воздействия» - около 2,5 тысяч рублей в квартал.
И фискалам бесполезно доказывать, что фирма по разработке, например, web-порталов, не «производит» мусора вообще, отправляя несовершенные проекты в корзины на рабочем столе компьютера. Налоговики неумолимы: извольте заплатить за среднестатистические отходы каждого служащего. Если же у фирмы есть автомобили, то к этой сумме прибавляется еще и сбор за выхлопные газы. Эти платежи делятся следующим образом – 20% получает федеральный бюджет, 40% - республиканский и 40% - уфимский муниципалитет.
Кроме того, каждое предприятие, арендует ли оно помещение или имеет его в собственности, обязано ежемесячно выплачивать подразделению городской администрации «Спецавтохозяйству» не менее трех-четырех тысяч рублей за вывоз мусора, даже если в конторе трудится три человека, ни разу не подходившие к уличному контейнеру, которое обслуживает специальное хозяйство.
В Уфе зарегистрированы десятки тысяч юридических лиц и суммы, собираемые за мусор измеряются в миллиардах.
- У города есть деньги на решение мусорной проблемы, - соглашается ведущий консультант отдела государственного контроля Министерства природных ресурсов РБ Светлана Лучинина. – Открыть цеха по переработке мусора можно и за счет муниципалитетов.
В МПР по РБ считают, что полигоны ТБО в Уфе будут строиться, несмотря на протесты жителей и экологов, так как это дешевле, чем налаживать переработку отходов в промышленных масштабах.
- Земли у нас много, для свалок место найдется, - говорит г-жа Лучинина.
Отходный бизнес
Городские власти же не намерены даже частично покрывать расходы по возведению цехов по переработке отходов, и надеются найти бизнесменов, которые захотели бы заработать на мусоре.
Любопытно, что пять лет назад частный инвестор открыл цех «Промотходы» по переработке мусора рассчитанный на сто тонн в год. Проект не просуществовал и года. Коммерсант быстро разочаровался в мусорном бизнесе и работу цеха продолжили городские коммунальщики. Часть мусоровозов привозит сюдаотходы, а рабочие, отобрав тот мусор, что можно пустить во вторичное использование, отправляют на полигон только пищевые отбросы.
- Бизнес на отходах больших денег не принес, - рассказывает директор МУП «Спецавтохозяйство по уборке города Рамиль Гумеров. - «Промотходы» закрылись, но участок сортировки мусора сохранен, и худо-бедно уменьшает количество хлама. Чтобы перестать закапывать то, что можно перерабатывать, нужны десятки таких цехов. Увеличить мощности нынешнего цеха почти нереально, так как это потребует замены оборудования, такого, например, как давильный пресс. А это гигантские расходы, которые бюджет потянуть не сможет.
Чиновники надеются, что частный бизнес снова вернется в сортировку и переработку мусора, как только появятся федеральные инвестиции. Пока же из двух миллионов кубов городского мусора хоронится не более полутора миллионов.
Правда, не так давно «Чистый город» приступил к возведению на полигоне в Черкассах цеха по сортировке отходов на 300 тонн в год. Но и это, вкупе со стараниями бывшего цеха «Промотходов» - капля в море. Вдвоем они осилят только 400 тонн помойного хлама, когда счет уже идет на миллионы.
Мечта городских властей – построить новый мусорный полигон.
- Это будет полигон, отличающийся от прежнего, - рассуждает начальник управления коммунального хозяйства и благоустройства Уфы Михаил Давыдов. - Туда будет свозиться мусор в брикетах, в большей степени отсортированный. Брикеты станут укладывать штабелями, засыпать землей, и орошать водой, чтобы отходы лучше разлагались. В Черкассах в течение десятилетий валили все подряд, и мусор не сортировался, а потому так сложно теперь что-то сделать с этой свалкой.
Пока же подрабатывают сбором мусора только пенсионеры. Однако этот стариковский бизнес приносит добровольным помощникам коммунальщиков копейки.
- Почему фирмы выплачивают за сбор отходов по минимуму? Потому что нет конкуренции, и они устанавливают стоимость мусора с наибольшей выгодой для себя, - объясняет председатель Союза Экологов РБ Александр Веселов. – В Уфе немного коммерсантов, занимающихся приемом отходов, и за килограмм макулатуры выдают не больше 2 рублей. При том, что реальная цена этого килограмма может быть в десятки раз выше.
Бичи – санитары свалки
Уфимские бомжи ходят на свалку как на работу. Мусорные кучи гниют изнутри, устремляя на поверхность теплый зловонный газ, и полигон даже зимой не покрывается снегом. Поэтому работа у бродяг не прекращается круглогодично. Сотрудники мусоросборника утверждают, что бороться с ними невозможно и смирились с присутствием бичей. Любопытно, что бомжи выступают санитарами свалки – собирают то, что можно сдать в утиль.
Большая часть мусора производимого городом – бытовые отходы, те, что мы привыкли выкидывать в помойку. Управление жилищного хозяйства Уфы – главная управляющая компания по обслуживанию жилья, уже пыталась робко заявить о необходимости раздельного сбора бытового мусора – пластмассу в одни мешки, упаковки в другие, картофельные очистки – в третьи. Однако уфимцы привыкли скидывать отбросы в общий контейнер и не откликнулись на призывы жилищников.
- Кто из жильцов будет разделять пищевые отходы от других? Никто, - уверен начальник отдела целевых программ МУП «УЖХ» Альфред Зинатуллин. – Селективный сбор мусора у нас ведут только бомжи. Да и то, варварским способом – переворачивают контейнеры, рассыпают по площадкам мусор и выбирают только то, что почище.
Недавно частная компания «Чистый город» открыла в городе 19 пунктов приема вторсырья и еще около 30 откроет в будущем. Однако чиновники сетуют, что желающих принимать уже отобранный мусор и так хватает, а вот сортировать отходы в промышленных масштабах никто не хочет.
- Поэтому выборка отходов идет, в основном, за счет бомжей, - замечает Александр Веселов.
По мнению г-на Веселова, начинать отбирать мусор для его переработки нужно не на полигонах ТБО, а еще раньше, во дворах и на улицах.
- Нормальных рабочих не наймешь ни за какие деньги трудиться на полигоне. Отбирать вторсырье нужно до приезда мусоровоза к контейнерной площадке. Оставлять только органику, а все остальное на месте сортировать и отвозить на точку приема.
Помойная кампания
Сегодня в городе нет проблем с коммунальной техникой для вывоза отходов. Только в «Спецавтохозяйстве» ежедневно на линии работает более 80 мусоровозов и пара десятков стоит в резерве. Но если машин в избытке, то не хватает водителей и операторов манипуляторов. Работа не престижная и малооплачиваемая. Шофер мусоровоза при десятичасовом рабочем дне зарабатывает до 14 тысяч рублей. К тому же работать на мусоровозе стало трудно. Сложно подъехать к мусорным контейнерам во дворах, да и на городских магистралях громоздким спецмашинам тяжело передвигаться из-за обилия транспорта.
В сутки на свалку в Черкассах может приехать до тысячи мусоровозов. Каждый, объезжая, Уфу делает по пять ходок на полигон. Грузовики и трактора районных предприятий по благоустройству выгружают уличный мусор несколько раз в сутки. Свои отходы в Черкассы свозят все крупные и мелкие городские производства. Ежеминутно между городом и этой отдаленной окраиной снуют машины с помоями. В сутки сюда привозят четыре с половиной тысячи кубометров.
Если не половина, то немалая часть того, что здесь укатывают под свежий слой земли, может пойти на переработку. Например, ПЭТФ-бутылки, картон, стекло. Трудящиеся здесь бродяги на них не обращают внимания.
Уфимские власти возлагают надежды на начавшуюся в сентябре кампанию по раздельному сбору отходов, способных пойти в переработку. Теперь в Калининском, Ленинском и Октябрьском районах столицы республики будут складывать по разным контейнерам бумагу, стеклотару, пластиковые бутылки, алюминиевые банки и пищевые отходы. Европейские мусоросборники MGB приобретет группа компаний «Чистый город».
В мэрии считают, что попытка наладить сортировку отходов и их переработку – не эксперимент, а уже начало стабильной работы по извлечению вторичных ресурсов из хлама.
- Уфимцев пора приучать к культуре бережливого отношения к среде, в которой мы живем. Вот мы и начинаем менять менталитет наших граждан, - объясняет вице-мэр Уфы Владимир Федоров.
Нынешней «мусорной» кампании глава МУП «УЖХ» Уфы Борис Герасимов рад, как никто другой. Ведь теперь «УЖХ» теперь не нужно не ломать голову, как отсеять вторсырье от пищевых отходов в общем контейнере. Частный инвестор сам заберет весь хлам со двора дома, который обслуживает муниципальная управляющая компания.
Удастся ли новый эксперимент, способный хоть немного сделать чище столицу Башкирии, покажет время.
Источник: МедиаКорСеть |