Сходит снег, и мы видим горы бытового мусора - тетрапаки из-под напитков, полиэтиленовые пакеты, большие и маленькие пластиковые бутылки, алюминиевые банки... А задумываемся ли мы над тем, как она, эта простенькая алюминиевая банка из-под английской колы, появилась на свет Божий?
Ее судьба очень даже интересна и поучительна. Вот как ее описали в своей книге «Экономное мышление» Джеймс Вомак и Дэниел Джонс.
Производство баночки дороже и сложнее, чем производство самого напитка. Начало цепочки - в Австралии, где добывают боксит и доставляют на грузовиках на химический завод, где в процессе очистки за полчаса из каждой тонны боксита получают полтонны окиси алюминия. Когда накапливается достаточно этого сырья, его грузят на гигантский рудовоз и отправляют в Швецию или Норвегию, где плотины ГЭС обеспечивают дешевое электричество.
После месячного путешествия через два океана сырье обычно попадает на плавильный завод, где хранится в течение двух месяцев. Плавильная печь за два часа превращает каждую половину тонны окиси алюминия в четверть тонны металлического алюминия в десятиметровых слитках. Их выдерживают в течение двух недель, а затем отправляют на прокатные заводы Швеции или Германии. Там каждый слиток металла нагревают почти до 500° С и прокатывают до толщины 3 мм. Полученные листы сворачивают в десятитонные рулоны и транспортируют на склад, а затем на завод холодной прокатки в той же или другой стране, где их прокатывают до десятикратного уменьшения толщины. Теперь они готовы для изготовления баночек.
Алюминий затем направляют в Англию, где листы перфорируют и штампуют из них баночки. Их моют, сушат, окрашивают в основной цист, а затем окрашивают еще раз, нанося информацию об изделии. Затем баночки покрывают лаком, отгибают кромку (они пока без крышек), напыляют на внутреннюю поверхность защитное покрытие, чтобы предохранить баночку от разъедания напитком, и осматривают.
Баночки устанавливают на поддоны, перемещают с помощью погрузчика с вилочным захватом и складируют. Затем они отправляются на завод безалкогольных напитков, где их еще раз моют и чистят, а затем заполняют водой, смешанной с ароматизированным сиропом, фосфором, кофеином, и газируют углекислым газом.
Источником сахара являются свекольные поля во Франции. Фосфор прибывает из штата Айдахо (США), где его добывают из глубоких шахт с открытой выемкой вместе с кадмием и радиоактивным торием. Горнодобывающее предприятие работает круглосуточно и потребляет такое же количество электричества, как город с населением 100 000 человек, чтобы довести фосфат до пищевого качества. Кофеин получают на химическом заводе и отправляют изготовителю сиропа в Англии.
Заполненные баночки герметично запечатывают алюминиевыми крышками с защелками со скоростью 1,5 тысяч штук в минуту, затем устанавливают в картонные коробки с соответствующими цветными рекламными наклейками. Картон изготовлен из целлюлозы, которая, возможно, доставлена из Швеции, Сибири или девственных лесов Британской Колумбии, которые дают приют медведям гризли, росомахам, выдрам и орлам.
После новой упаковки баночки отправляются на региональные склады, а затем в супермаркеты, где их обычно покупают в течение трех дней. Потребитель покупает триста тридцать миллилитров подкрашенной фосфатом, приправленной кофеином и карамелью сладкой воды. Чтобы выпить баночку колы, нужно несколько минут, а чтобы выбросить баночку - секунда. В Англии потребители выбрасывают за ненадобностью 84 % всех баночек, что означает, что объем отходов алюминия с учетом производственных потерь составляет 88 %.
Соединенные Штаты все еще добывают три пятых алюминия из первичной руды, при этом затраты энергии в 20 раз выше, чем при переработке алюминиевых отходов. За три месяца в отходы попадает столько алюминия, что из него можно было бы построить весь коммерческий воздушный флот.
В странах Запада есть поразительные для нашего понимания примеры уменьшения массы выпускаемой продукции, ее упаковки и образующихся отходов. В тех же США вес алюминиевых баночек уже составляет 40 % от того, каким был десять лет назад; фирма «Анхойзер-Буш» ежегодно экономит 9,5 тысяч тонн металла в год, уменьшив диаметр кромок пивных бочек на 3 мм без уменьшения вместимости. Новый процесс фирмы «Доу», который устраняет покрытие лаком, напыление и спекание, может сохранить 99,7 % потраченных впустую материалов и 62 % энергии, необходимых для подготовки алюминиевых баночек к заполнению напитками. Масса среднего европейского ящика для йогурта снизилась на 67 % в течение 1960-1990 гг., ящика для пивных бутылок - на 28 % в течение 1970-1990 гг., ящика для пленок фирмы «Кодак» - на 22 %.
Сейчас в России начинает потихоньку формироваться рынок вторичного сырья, в том числе алюминия. В Москве уже более 3 лет работает предприятие «Экоинжиниринг», которое при поддержке московского правительства разработало программу по сбору и утилизации в столице алюминиевых банок (в Москве ежегодно скапливается 8-10 тысяч тонн вторичного алюминия). Впервые я увидел, как рядом с привычными глазу «чебурашками» на пункте приема вторсырья принимают алюминиевые банки осенью 2001 года в Москве (возле дома С.С.Юфита). Основными заготовителями этого лома являются бомжи - своего рода санитары города, рисайклинг-мэнеджеры. Однако уже у бомжей и пенсионеров появляются конкуренты - дети, которые всегда могут заработать десятку, быстренько насобирав банок.
Источник: "Берегиня" |