Несмотря на кризисные явления тароупаковочная индустрия являлась наиболее динамично развивающимся сегментом российской экономики за последние 10 лет, что сопровождалось ростом количества образования отходов тары и упаковки. Особо быстро росли объемы образования полимерных отходов, в т.ч. использованных ПЭТ-бутылок, отходов упаковки из ламинированой бумаги, алюминиевых банок.
Масштабы образования отходов тары и упаковки можно оценить по состоянию на 2000 год около 12 млн. т в год, в том числе 1 млн. т картонно-бумажных отходов, 0,3 млн. т полимерных отходов (включая 0,15 млн. т ПЭТ-бутылок), млн. т стеклобоя, 6,4 тыс. т алюминиевых банок. Около 0,4 млн.т отходов упаковки поступает в Россию с импортируемыми товарами.
Специализированной системы управления обращением с отходами тары и упаковки в России нет. Сбор удаление таких отходов осуществляется главным образом службами Жилкоммунхоза в составе ТБО. В рамках этой службы собирается и захораниваются на полигонах ТБО порядка 50% отходов упаковки. Около 15% отходов тары и упаковки (в среднем) заготавливается и направляется на переработку в качестве вторичного сырья, (в том числе порядка 80% отходов тары из черных металлов, 30% из бумаги и картона - стеклобой, -% полимерных отходов, использованных ПЭТ бутылок - 1%, алюминиевых банок - 1%). Остальная часть отходов остается разбросанной в местах их образования и в районах расположения специальных мусоросборников, покрывая пестрым цветом довольно большие площади. В особой мере это относится к зонам отдыха населения, транспортным магистралям и станциям, крупным торговым точкам, местам сбора ТБО в жилых районах, дачным поселкам.
Значительная часть использованной тары и упаковки, по существу в тех же источниках ее образования, систематически сжигается в металлических контейнерах, а за их неимением или недостатком просто в кучах, загрязняя окружающую среду вредными продуктами горения. Причем в большинстве случаев это делается в местах с высокой плотностью населения или скопления большого количества людей.
Особое сожаление вызывает то обстоятельство, что большое количество отходов упаковки, особенно образующихся на крупных торговых площадках, удаляется и направляется на захоронение в довольно чистом и пригодном для использования в качестве вторичного сырья виде. Например, по некоторым оценкам, масштабы образования использованной тары и упаковки на рынке в Лужниках (г. Москва) составляли в 1996 году десятки тонн в день и все это вывозилось на свалку.
В ближайшей перспективе следует ожидать заметного роста объемов образования отходов тары и упаковки, что обусловлено объективной необходимостью наращивания объемов использования тароупаковочных материалов в пищевой, фармацевтической и других отраслях промышленности России. Пока по уровню потребления прогрессивных тароупаковочных материалов Россия отстает от развитых стран мира в 5-10 раз, по отдельным позициям в 10-20 раз. Объективная обусловленность действия этого фактора на фоне низкого уровня использования отходов упаковки в отраслях промышленности России будет способствовать в этой связи обострению экологических проблем обращения с отходами тароупаковочной индустрии. Экономические условия будут складываться таким образом, что уровень переработки отходов упаковки вряд ли изменится существенным образом в ближайшие 5-10 лет, в результате чего установки руководства ЕС по обеспечению к 2005 году переработки 65% отходов тары и упаковки в странах ЕС, по всей вероятности не будут выполнены, по крайней мере по таким проблемным отходам как отходы упаковки из картоно-бумажных, полимерных и древесных материалов.
Факторы сложившегося состояния
В числе наиболее важных факторов, оказывающих определяющее воздействие на сложившееся состояние в этой области следует выделить:
- несовершенство организации удаления ТБО, состоящих на 40% из отходов упаковки;
- несовершенство системы сбора и удаления отходов упаковки из мест ее компактного образования (рынков, зон отдыха, дачных поселков и др.);
- несовершенство системы экономического стимулирования деятельности по сбору, заготовке и переработке отходов упаковки и вторичного сырья в целом;
- отсутствие системы стимулирования развития рынка сбыта продукции из вторичного сырья;
- общая ограниченность экономических условий для развития предпринимательства в Российской Федерации.
Главным фактором, определяющим общие экономические условия организации сбора и переработки отходов, является, как известно, спрос на них для использования в качестве вторичного сырья, который в свою очередь определяется спросом на продукцию с использованием отходов и экологическими факторами.
Определяющее воздействие на спрос на продукцию с использованием отходов оказывают цены и качество продукции с использованием вторичного сырья. Качество продукции из вторичного сырья или с его использованием при прочих равных условиях всегда заведомо ниже продукции, изготовленной без использования отходов. Однако уровень снижения цен на такую продукцию не всегда сопоставим с уровнем снижения ее качества в сравнении с продукцией из первичного сырья.
В среднем соотношение цен на первичное и вторичное сырье составляет по нашим оценкам по полимерам - 2,5-10, волокнистой древесной массе и макулатуре - 5-8; черным металлам - 1,2-1,5, алюминию (кроме банок) - 1,3- 2,8, меди - 1,4-1,7. Чем выше качество отходов как вторичного сырья, тем меньше соотношение цен на первичное и вторичное сырье.
К числу основных факторов, оказывающих повышающее воздействие на уровень цен на продукцию с использованием отходов упаковки следует отнести:
- Затраты на организацию сбора, и предварительной обработки отходов для использования в качестве вторичного сырья. (В ряде случаев затраты на эти цели сопоставимы и даже могут превышать стоимость самого сырья).
- Высокий уровень затрат на энергоресурсы. (В ряде производств доля затрат на эти цели может достигать 30% и более. Например, при выпуске …)
- Высокий уровень налогообложения. (Доля затрат на эти цели достигает в цене продукции 30-40%, что не создает условий для быстрой окупаемости капиталовложений).
Сложившаяся в Российской Федерации система государственного регулирования не выделят переработку отходов упаковки в качестве автономного объекта экономического стимулирования. Очень ограничены меры экономического стимулирования и в области переработки отходов. Как известно, в соответствии с действующим законодательством в России введены платежи (экономический налог) за размещение отходов и в целях стимулирования развития производственной базы переработки отходов предприятиям могут быть предоставлены льготы по таким платежам в пределах понесенных ими затрат на природоохранные мероприятия.
Однако механизм использования этого инструмента четко не регламентирован, что создает значительные препятствия по его принятию. Кроме того, из-за отставания индексации в сравнении с темпами инфляции уровень платежей за размещение отходов заметно снизился с момента их установления в 1992 году, что заметно снизило их стимулирующее воздействие, по состоянию на начало 2001 года примерно в 6-7 раз.
В числе общих мер экономического стимулирования, которые в принципе распространяются и на предприятия по переработке отходов следует выделить:
- уменьшение налогооблагаемой прибыли предприятий на величину понесенных ими затрат на финансирование капиталовложений производственного назначения, на погашение кредитов банков на такие капиталовложения и процентов по ним, на проведение НИОКР, на отчисления в экологические фонды;
- освобождение от налога на прибыль вновь созданных малых предприятий по производству строительных материалов (одно из наиболее отходопотребляющих видов производства, первые два года, затем 3-ий год - 25%, 4-ый -50%);
- освобождение от налога на землю земель мусороперерабатывающих заводов (в том числе отходы упаковки);
- предоставление режима ускоренной амортизации.
Анализ зарубежного опыта в области экономического стимулирования переработки отходов упаковки свидетельствует о том, что более высокий уровень сбора и переработки отходов упаковки обеспечивается там за счет использования ряда других инструментов и механизмов, которые пока отсутствуют в России. К их числу следует отнести:
- введение платежей за использование упаковки, за счет которых в ряде стран организуется сбор и переработка отходов;
- сокращение ставки налога, или полное освобождение от налогообложения прибыли предприятий, перерабатывающих отходы или использующих их частично взамен первичного сырья;
- льготное кредитование создания новых производств или технического перевооружения, вплоть до полного освобождения от возврата кредита в случае ввода производственных мощностей в срок или в случае неудачи при инвестировании мероприятий с высокой степенью риска;
- целевое субсидирование мероприятий по сбору и переработке отходов упаковки и других отходов.
Алюминиевые банки
Потребление в России - 400-500 млн. шт. в год, в результате чего образуется отходов 6-8 тыс. т . 7% в этой массе составляют лакокрасочные материалы. Угар при переплавке оценивается в 9-15%.
Уровень использования (рециркуляции) около 1%. Переработка осуществляется в г. Самаре, где из них делают ленту для производства банок.
Экономические условия: цена приема банок заготовительными организациями 10 коп. / шт. - около 6 руб/кг. Цена алюминия 10-20 руб./кг. Следовательно, отношение цены первичного сырья к цене отхода порядка 3.
Однако сбор и переработка алюминиевых банок в конечном итоге осуществляется, видимо, не по экономическим, а по политическим соображениям.
Поскольку алюминиевые банки относятся к категории цветных металлов сложно получить лицензию.
Технологические аспекты
В настоящее время можно считать, что технологические проблемы решены для переработки большинства видов отходов тары и упаковки. Исключение составляют отходы упаковки из сложных композиционных материалов.
Основные направления переработки отходов тары и упаковки:
- картонно-бумажные отходы упаковки - в качестве сырья при производстве бумаги и картона, рубероида, формовых изделий типа цветочных горшочков и прокладок для лиц, облицовочных и теплоизоляционных строительных материалов;
- отходы упаковки из ламинированной бумаги - для производства облицовочных строительных материалов;
- отходы упаковки из полимерных материалов - рециркуляция термопластичных материалов (полиэтилена, ПВХ, полистирола, полиамида, ПЭТ, и др., как правило, путем изготовления из них дробленки, или гранулята, для последующего использования в качестве сырья или добавки к основному сырью, предпринимаются попытки создания технологий деполимеризации до мономеров и последующего синтеза), производство из них различных изделий производственно-технического и бытового назначения, в том числе в качестве добавки к основному сырью, использование в качестве связующего при изготовлении погонажных и прессованных изделий строительного назначения (реек, плинтусов, облицовочных плиток и т.д.); в качестве топлива (теплотворная способность 1т полимерных отходов эквивалента 0,5 т нефти, однако при этом много экологических проблем по очистке отходящих газов).
- стеклобой - может быть использован в качестве добавки при производстве стеклянной тары, однако более эффективное его использование считается выпуск из него стекловолокна, керамзита, стеклоблоков, облицовочных плиток.
Возможные направления уменьшения массы упаковки:
- использование прогрессивных упаковочных материалов позволяющих снизить массу упаковки в сотни раз (использование тонких полиамид-полиэтиленовых ламинатов, обеспечивается снижение массы упаковки в сравнении с полиэтиленовой в 258 раз, толщина - в 200 раз);
- использование биоразлагаемой упаковки, однако биоразложение обеспечивает лишь ее деструкцию на мелкие части, отходы остаются в другом виде;
- использование съедобной упаковки, изготовленной из пищевых компонентов (белков, глицерида, липида, углеводов и др.) или из водорастворимых нетоксичных веществ (эфиров целлюлозы, полиспиртов и др.) чаще всего используют (по данным журнала "Тары и упаковка) амилозный крахмал, зеин, глютен, метилцеллюлозу, поливинилпирролидон, пектин, восковые композиции.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Ввести налог (или платежи) на использование упаковки, что позволит сформировать фонд для поддержки переработчиков отходов упаковки. Размер налога целесообразно сделать дифференцированным. Размер платежей предполагается сделать дифференцированным с тем, чтобы обеспечить определенное экономическое давление на применение тех видов упаковки, которые оказывают большое вредное воздействие на окружающую среду. Плательщикам налога должны быть производители либо потребители тароупаковочной продукции (это должно быть уточнено в процессе выполнения программы), а также импортеры упаковочной продукции. По предварительным оценкам и опыту зарубежных стран введение налога на упаковку приведет к увеличению стоимости продукции в среднем не более, чем на 1-2% и не сможет оказывать заметного воздействия на снижение спроса на упаковочную продукцию. Однако, это позволит, во-первых, решить экологические проблемы с отходами тары и упаковки, во-вторых, будет способствовать быстрому возрождению и дальнейшему развитию системы вторичных ресурсов в России, поскольку, как показывает опыт, развитие системы вторресурсов не может осуществляться без экономической поддержки, а государство пока не в состоянии предоставить таким предприятиям какие-либо дотации или хотя бы налоговые льготы.
Создать систему финансовой поддержки сборщиков и переработчиков вторичного сырья (в том числе отходов тары и упаковки) из средств фонда, формируемого за счет налога на упаковку.
Создать систему льгот по налогу на прибыль и НДС для предприятий по сбору и переработке отходов.
Придать ресурсосберегающую направленность механизму установления лимитов размещения отходов (путем наложения ограничений на федеральном уровне на захоронение вторичного сырья, установления более высоких уровней платежей за размещение отходов для традиционных видов вторичного сырья, установление нормативных сроков на удельные показатели образования отходов и лимитов их размещения и т.д.).
Установить на законодательном уровне норму освобождения от платы за размещение отходов вторичное сырье, предназначенное для переработки или сбыта (в пределах объемов и сроков, заложенных в технологических регламентах и при соблюдении требований экологической безопасности).
Рекомендовать органам местного управления использовать систему муниципального и государственного заказа для стимулирования спроса на продукцию с использованием отходов.
Источник: Отходы.ру |