Авторециклинг — это целый комплекс мер по утилизации транспортного средства. При этом автомобиль необходимо разбирать, разделяя на составляющие: отдельно масло и другие жидкости, отдельно пластмасса, стекло, резина, металл… Постановление о создании системы автомобильного рециклинга было принято в России в 1999 году. Но получилось так, что реализовано всего несколько этапов этой программы: в Московской области построен новейший завод по утилизации аккумуляторов и есть несколько предприятий по вторичной переработке металла. Одно из самых крупных — ВторМет.
Пару недель тому назад я побывала на муниципальной стоянке БРТС (брошенных и разукомплектованных транспортных средств), которая для меня оказалась своеобразным олицетворением автомобильного концлагеря. Теперь же, направляясь во ВторМет, я заранее провела для себя аналогию с крематорием. Даже Юрий Воронцов, заместитель генерального директора промышленной компании ВторМет, назвал свое предприятие таким образом: а как иначе человек, помешанный на автомобилях, может воспринимать территорию, где машина прекращает свое физическое существование, превращаясь в спрессованный металлолом?
И ведь такая участь постигает не только разбитые или брошенные транспортные средства. Сюда порой доставляют и новые автомобили, которые дилеры или представительства по определенным причинам не могут пустить в продажу, а обязаны уничтожить.
Так, например, у «Тойоты» есть правило, что транспортное средство, которое поступает на реализацию, должно быть в идеальном состоянии. Любое повреждение — и в утиль. При уничтожении присутствуют должностные лица: представитель таможни, представитель завода-поставщика, службы природнадзора — все фотографируется, актируется, а затем машина своим ходом подъезжает к шредеру и отправляется в утиль. Более того, снять с этих автомобилей ничего нельзя: только аккумулятор. Говорят, даже у повидавших всякое на своем веку работников ВторМета сжимается сердце и выступают слезы при виде такого кощунства.
Разные комбинаты — разные технологии. Кто-то до сих пор занимается прессованием металла — это как в тех американских фильмах, когда автомобиль на свалке попадает под тяжелый пресс, иногда вместе с пассажиром. Но Юрий Воронцов говорит, что эта технология уже давно устарела и сейчас существуют новые, гораздо более продвинутые — как, например, механическая переработка, которой занимается ВторМет:
— Если просто спрессовать машину и отправить ее потом в металлургическую печь, то будет слишком много отходов. Металлурги же крайне нуждаются в чистом ломе. У нас металл поступает уже очищенным от ржавчины и краски. В процессе механической переработки он освобождается от этих элементов за счет силы трения и продувки, да и плюс ко всему создается определенный температурный режим, благодаря которому краска если не сгорает, то, по крайней мере, легче снимается.
Алгоритм утилизации таков: машина доставляется к подъемнику, который закладывает автомобиль в разрыватель. Три вала с мощными фрезами делят машину на более мелкие части. Далее эти фрагменты загружаются в шредер, где уже и происходит дробление. Производительность шредерной установки — 50—60 тонн в час. То есть по автомобилю в минуту!
Затем следует магнитная сепарация: отделяют черный металл и цветной. После сепарации специальные воздуховоды отсасывают бумагу, пыль и другие легкие отходы. В результате остаются только металлы, в том числе алюминий и медь; эти фрагменты далее проходят через магниты, где железосодержащие металлы отделяются от остальных. После всей обработки оставшийся черный металл прессуется в кубик размером метр на метр с плотностью 1,2—1,3 тонны на м3. Автомобильного кузова (его вес примерно 700—800 кг) не хватает даже на один такой куб.
— Мы не режем металл ни газосваркой, ни электросваркой, ни плазменной резкой, — говорит Юрий Воронцов, — мы только дробим и прессуем. А прессованием мы добиваемся плотности, близкой к литью, это же счастье для металлурга! И мы первые в России, кто начал это делать.
К сожалению, автомобили поступают на предприятия по утилизации металла в неразобранном виде и именно так отправляются на переработку. Если бы в стране существовала система авторециклинга, то в тот же ВторМет должен был бы прийти только чистый кузов. А так сортировка происходит уже здесь, и все, что еще могло бы послужить человеку и принести пользу, отправляется элементарно на помойку.
Государство оценивает такие услуги по разборке автомобилей в 7000—8000 рублей. Оценивает, но не оплачивает. А ведь для того, чтобы вся эта система авторециклинга заработала, необходимо сделать одну простую вещь: ввести налог на утилизацию. И не покупатель должен за это платить: на Западе за утилизацию платит производитель — это либо завод, который выпустил автомобиль, либо предприятие, которое осуществило его реализацию.
— А не случится ли так, что эту сумму «производитель» — в нашем варианте «дилер» — включит в продажную стоимость автомобиля?
— Будем надеяться, что нет. Ведь могут же они сделать вам подарок на довольно большую сумму, значит, они могут заплатить и этот налог. И в ПТС они должны поставить печать, что утилизационный сбор осуществлен и эти деньги идут в утилизационный фонд. Если государство не готово выделить на это деньги — значит, надо решать это другим способом. Здесь главная проблема, начальный капитал. Если бы государство вложилось в такие предприятия, то бизнесмены очень скоро бы поняли, что бизнес работает, и захотели бы его выкупить. Так деньги и вернутся обратно в казну. А ведь к этой проблеме причастны так или иначе 15—20 млн населения. А до сих пор мы прибегаем к газетам вроде «Из рук в руки» или получаем рассылку по интернету с предложениями купить у нас «любой автомобиль».
Вот мы и обращаемся к маленьким непонятным конторкам, которые готовы за 200—300 долларов купить любую машину, снять с учета, потом забрать с нее то, что им нужно, а остальное выбросить. А ведь этот бизнес надо просто упорядочить, сделать его правильным и, главное, востребованным. Ведь это в том числе отражается и на нашей экологии. И ведь многое происходит от незнания и неумения. А если будет фирма, которая этим всем занимается, то каждому будет приятно, и окружающая среда не пострадает, и гражданская позиция будет формироваться намного легче.
Развитие автопрома и утилизация взаимосвязаны, как рождение и смерть человека. Надо обеспечить не только роды благополучные, но и проводы достойные. К тому же от этого есть выгода — да еще какая! — вторичные металлы, которые использовать гораздо выгоднее, чем первичное сырье. И не надо ничего изобретать, мир уже отработал систему по авторециклингу, и нам остается ее только скопировать, потому что ничего лучше мы пока не изобретем.
Источник: «Новая газета» |