Как известно, всякий мусор, загрязняет окружающую среду. Однако кто и сколько должен платить за такое загрязнение? Нужно ли представлять расчеты по этим платежам? Большинство бухгалтеров затрудняется ответить на подобные вопросы.
Отходы образуются в деятельности любого хозяйствующего субъекта. В каждом офисе предусмотрена корзина для мусора. Специфический мусор возникает в медицинской и образовательной деятельности, у магазинов розничной торговли и предприятий общественного питания. Чтобы разобраться – платить или не платить, необходимо для начала определиться с терминами.
«Покопаемся» в отходах
С точки зрения законодателя отходы производства и потребления – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах)). Каждая фирма является участником процесса обращения с отходами. Но, она может быть причастна не ко всем этапам их «жизни». Весь процесс обращения с отходами включает деятельность, в процессе которой они образуются, а также деятельность по их сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению (ст. 1 Закона об отходах). Из всех этих этапов особый интерес представляет размещение отходов, поскольку признается платным на основании статьи 21 Закона об отходах.
Платит тот, кто размещает
Согласно «Порядку заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» (приказ Ростехнадзора от 23 мая 2006 г. № 459) «Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее – Расчет) заполняется лицами, осуществляющими на территории Российской Федерации размещение отходов производства и потребления.
Важно обратить внимание, что правовым основанием для представления в Ростехнадзор Расчета и внесения указанной платы является только размещение отходов. Иные виды обращения с отходами такой обязанности не порождают.
Хранение осуществляется в объектах размещения отходов. Они внесены в государственный реестр (п. 6 ст. 12 Закона об отходах). К объектам размещения относятся территории специализированных организаций (к примеру, свалок). Кроме того, это могут быть и оборудованные площадки внутри тех предприятий, которые генерируют отходы. Это места для временного хранения, накопления мусора перед его вывозом (например, временные отвалы). Предприятия, имеющие такие накопители, обязаны получить соответствующую лицензию. Расчет платы за негативное воздействие они будут осуществлять на основании нормативов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344.
А при скапливании отходов в обычных условиях (в контейнерах для бытовых отходов и т. п.) их хранения не возникает.
Таким образом, рядовой «производитель» отходов, владелец мусорной корзины размещением отходов не занимается. Следовательно, и Расчет он не заполняет, и за свой мусор в государственный бюджет не платит. Изложенное подтверждает и арбитражная практика. Например, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 ноября 2005 г. № А56-41969/04, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 октября 2004 г. № Ф08-4677/2004-1770А.
Но из этого могут быть «неприятные» исключения. Чтобы не попасть в их число, фирма должна учесть несколько обстоятельств при заключении договора на вывоз мусора.
Таблица 1. Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления
Вид отходов (по классам опасности для окружающей среды) |
Единица измерения |
Нормативы платы за размещение 1 единицы измерения отходов в пределах установленных лимитов размещения отходов (рублей)* |
1. Отходы I класса опасности (чрезвычайно опасные) |
тонна |
1739.2 |
2. Отходы II класса опасности (высокоопасные) |
тонна |
745.4 |
3. Отходы III класса опасности (умеренно опасные) |
тонна |
497 |
4. Отходы IV класса опасности (малоопасные) |
тонна |
248.4 |
5. Отходы V класса опасности (практически неопасные): |
тонна |
|
добывающей промышленности |
тонна |
0.4 |
перерабатывающей промышленности |
тонна |
15 |
прочие |
тонна |
8 |
* Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов применяются с использованием:
- коэффициента 0,3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия;
- коэффициента 0 при размещении в соответствии с установленными требованиями отходов, подлежащих временному накоплению и фактически использованных (утилизированных) в течение 3 лет с момента размещения в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение этого срока.
Прощание с мусором
Изначально отходы принадлежат лицу, в деятельности которого они образовались. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов (п. 2 ст. 4 Закона об отходах).
На заметку собственнику опасных отходов. Собственник опасных отходов вправе передавать их только лицу, имеющему лицензию на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами. Однако проблема состоит в том, что отходов, не признаваемых опасными, не существует.
Деление отходов на отдельные классы опасности для окружающей природной среды установлено Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов РФ от 2 декабря 2002 г. № 786, и «Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды», утвержденными приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15 июня 2001 г. № 511.
Наименее опасными считаются так называемые практически неопасные отходы. Кроме них существуют только более опасные: малоопасные, умеренно опасные, высокоопасные и, наконец, чрезвычайно опасные. А безвредных отходов, не представляющих никакой опасности для окружающей среды, в указанных документах мы не встретим. Даже к транспортировке любого мусора можно привлекать только лицензированного исполнителя (постановление Правительства РФ от 26 августа 2006 г. № 524). Лицензия – обязательное приложение ко всякому договору на передачу отходов. Она необходима даже сборщикам макулатуры.
Договор на вывоз мусора. Чтобы «избавиться» от своего мусора, например, вывезти его, фирмы заключают договор возмездного оказания услуг. Исполнителем услуги может выступать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. И если исполнитель в последующем размещает отходы от своего имени, то именно он обязан заплатить за негативное воздействие на окружающую среду.
Возможно, что операция «вывоз мусора» оформлена посредническим договором со специализированной коммунальной службой. К примеру, договором комиссии. На основании пункта 1 статьи 990 Гражданского кодекса обязанным по сделке становится комиссионер, хотя он и действует по поручению комитента. Значит, и размещение – это «забота» комиссионера, и он обязан заплатить за негативное воздействие на окружающую среду. Эта позиция поддержана письмом Ростехнадзора от 23 декабря 2005 г. № СС-47/145 (направлено налоговым органам письмом ФНС от 8 февраля 2006 г. № ГВ-6-21/132@).
В нем также разъяснено, что если коммунальщики осуществляют размещение отходов на основании агентского договора от имени их собственника, то ситуация меняется. В этом случае обязанности по экологическим платежам возникают у принципала, то есть у собственника отходов. При этом плата за загрязнение взимается независимо от наличия лицензии у лица, размещающего отходы.
Таким образом, за размещение отходов придется платить, если договором на вывоз предусмотрено, что размещение будет осуществляться от имени организации – образователя отходов.
Необходимо отметить, что для экологической проверки вашей деятельности одного только договора на вывоз мусора недостаточно. Ведь договор отражает лишь намерения сторон. А его исполнение подтверждается актами приемки-передачи или накладными, содержащими физические показатели отходов (вид, вес или объем). Более того, поскольку отходы вывозят автомобильным транспортом, нужны, строго говоря, товарно-транспортные накладные. Значит, об оформлении этих оправдательных документов нужно позаботиться заблаговременно.
Заключив «безопасный» договор на вывоз мусора, первоначальный «производитель» и собственник отходов не может остаться равнодушным к размерам экологических платежей. Ведь эти расходы специализированной организации – обязательная составляющая договорной цены на услуги.
Нормативы и тарифы
Размер платы за загрязнение окружающей среды в связи с размещение отходов производства и потребления напрямую зависит от объема мусора. При планировании объема мусора нужно руководствоваться региональными нормативами его образования в хозяйственной деятельности. Например, по Москве действует распоряжение Премьера Правительства Москвы от 3 ноября 1998 г. № 1219-РП «Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов от предприятий и организаций г. Москвы». Воспроизводим его фрагмент, иллюстрирующий количество твердых бытовых отходов (далее – ТБО) на «генерирующую» единицу в таблице 2.
Таблица 2. Нормы накопления отходов
Наименование объекта – источника ТБО |
Среднегодовая норма накопления отходов, кг |
Продовольственный магазин (на 1 кв. м торговой площади) |
348 |
Палатка, киоск (на 1 кв. м торговой площади) |
866 |
Научно – исследовательские, проектные институты и конструкторские бюро (на 1 сотрудника) |
156 |
Административные и другие учреждения, офисы (на 1 сотрудника) |
131 |
Больницы (на 1 койку) |
402 |
Поликлиники (на 1 посещение) |
12 |
Автомастерские (на 1 машино – место) |
46 |
Парикмахерские и косметические салоны (на 1 посадочное место) |
32 |
Предприятия общественного питания (на 1 место) |
307 |
Этим нормативам должны строго следовать московские коммунальщики при заключении договоров на сбор, вывоз и обезвреживание твердых отходов. Зная свой норматив, можно посчитать сумму экологических платежей в конкретной ситуации. Для этого применим «Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», который утвержден постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 (далее – Постановление № 632).
Пример
Офисный работник «создает» 131 кг ТБО в год. Согласно Федеральному классификационному каталогу, утвержденному приказом МПР России от 2 декабря 2002 г. № 786, такие ТБО именуются «Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)», значатся под кодом 91200400 01 00 4 и относятся к отходам IV класса опасности. Норматив платы, установленный постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344, за размещение отходов этого класса, составляет 248,4 рубля за тонну. Окончательный размер платежа определяется с учетом территориального коэффициента для почвы (1,6 в Центральном экономическом районе РФ) и коэффициента, учитывающего инфляцию на текущий год (1,3 согласно ст. 19 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год»). В итоге получаем сумму годового платежа на одного офисного сотрудника в Москве: 0,131 т x 248,4 руб./т x 1,6 x 1,3 = 67,69 руб.
Не плательщик, а согласовать норматив обязан
Норматив образования отходов (а в случае размещения отходов – также лимит на их размещение) – индивидуальный показатель для каждого хозяйствующего субъекта. Он утверждается территориальными органами Ростехнадзора на основании проекта, разработанного природопользователем, в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 года № 461.
Обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов (далее – Проект) установлена статьей 11 Закона об отходах. Этот проект разрабатывается на основании методических указаний, утвержденных приказом МПР РФ от 11 марта 2002 г. № 115.
Данное требование распространяется на все виды деятельности, поскольку безотходных процессов практически не существует. Но мало кто видел Проект у маленькой непроизводственной фирмы. Для непроизводственной сферы предусмотрена упрощенная форма Проекта, которую можно подготовить собственными силами. Следует отметить, что согласно пункту 9 методических указаний, утвержденных приказом МПР РФ от 11 марта 2002 г. № 115, разработка Проекта по упрощенной форме может осуществляться только при соблюдении следующих условий:
- необходимо соответствующее решение территориального органа Ростехнадзора;
- у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц должны образовываться только отходы V, IV, III классов опасности для окружающей природной среды, а отходы I класса опасности для окружающей природной среды могут быть представлены только люминесцентными лампами;
- суммарное количество отходов не должно превышать 30 тонн в год;
- масса отходов III класса опасности для окружающей природной среды не должна превышать 1 процент от общей массы, образующихся отходов;
- должен быть отдельно предусмотрен порядок сбора и экологически безопасного размещения люминесцентных ламп.
Упрощенный Проект не требует планировать размещение отходов. Этот документ должен содержать три раздела:
- общие сведения об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице;
- перечень, состав и физико-химические характеристики, образующихся отходов;
- схему операционного движения отходов.
Нарушения и наказания
Если у природопользователя нет разрешения на размещение отходов, то вся фактически размещенная масса загрязняющих веществ признается сверхлимитной и подлежит оплате в пятикратном размере (п. 6 Постановления № 632). Значит, «несогласованный» мусор обходится в 5 раз дороже – для нашего примера плата составит 338,43 рубля за работника в год.
За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами юридическим лицам грозит штраф от 10 до 100 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ст. 8.2 КоАП РФ). Под эту статью попадает и отсутствие договора на вывоз мусора.
Кроме того, в случае невнесения платы за негативное воздействие применяется ст. 8.41 КоАП РФ. Однако как мы пояснили, обязанность по внесению этих платежей возникает только при размещении отходов.
мнение
Т. Самохина, сотрудник отдела экологического нормирования Управления экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору:
«Под размещением понимается, прежде всего, временное хранение отходов на территории предприятия до их вывоза на полигоны или захоронение на самих полигонах». *
совет
Во избежание разногласий с контролирующими органами рекомендуется в договорах на вывоз мусора прямо оговаривать комплекс обязанностей перевозчика:
- вывозить отходы;
- размещать их;
- вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
В принципе, достаточно оговорить переход к перевозчику права собственности на отходы организации, которая их произвела.
*Из ответов на вопросы корреспондента Федерального агентства финансовой информации.
Источник: журнал "Практическая бухгалтерия" |