Старый холодильник моих родителей второй десяток лет ржавеет на балконе. В нем хранятся такие же древние лыжные ботинки и какие–то обрезки обоев. Не исключено, что, если этот МЗХ включить, он даже издаст какие–то звуки из моего детства. Его бы выбросить, но как это правильно сделать, мы понятия не имеем. Опять же кто его знает, что за дрянь содержится в его системе охлаждения. Только и ждет случая вырваться и уничтожить озоновый слой...
Председатель Гомельского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Олег Акушко, у которого я надеялся получить консультацию, неожиданно признался, что у него похожая проблема. Холодильник обосновался в гараже. Другой бы давно выволок к обочине и забыл. Но руководителю природоохранной службы такой безответственный вариант не подходит.
— Нет системы... — не первый год сокрушается Олег Акушко. — Я считаю, что сбор и переработку сложной бытовой техники должны организовать ее производители либо импортеры. Тут изобретать велосипед необязательно. Подобные механизмы давно освоены в тех странах, которые раньше нас столкнулись с этой проблемой.
В комитете, впрочем, особо отметили: на Гомельщине ситуация еще получше, чем у других. И предъявили подробную программу по обращению с отходами на 2008 — 2012 годы. А вот и графа: создание пунктов сбора и первичной обработки сложной бытовой техники.
Набираю номер одной из фирм, которые в программе значатся как исполнители:
— Здравствуйте. А можно вам старый телевизор сдать?
На том конце провода к такой постановке вопроса готовы:
— Не принимаем. И не ремонтируем, если они старше 10 лет. Спасибо за звонок.
...За мусорными контейнерами в «спальном» районе — остатки сразу четырех телевизоров. Похоже, давно тут обосновались. Кинескопы «заботливо» разбиты: какой пацан упустит такую возможность. По люминофору весело барабанит осенний дождик, смывая на землю ядовитое напыление...
В гомельском предприятии «Спецкоммунтранс», которое занимается вывозом бытовых отходов, толком не знают, что делать с таким мусором, куда его девать. Заместитель директора Галина Рудченко тяжко вздыхает:
— Не наш это профиль — телевизоры...
Сбор газовых плит или, например, холодильников, выставленных на контейнерные площадки, тоже хлопотное занятие. Но, по крайней мере, коммунальники знают, куда их везти. Хоть и оговариваются обязательно: «Не наша это функция. Скорее — общественная нагрузка...» Рассказали, что специально раз в месяц выделяют машину, которая собирает все это добро по частному сектору. Отделяют, как уж могут, пластмассу от железа и сдают на «чермет».
Кстати, в гомельском цехе предприятия «Втормет» сообщили, что с удовольствием примут от частников лом, освобожденный «от посторонних включений». По 190 рублей за килограмм. Осталось найти того энтузиаста, который за эти деньги повезет туда свой старый холодильник. При этом об экологичной утилизации хладагента речь не идет.
В комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды, впрочем, успокоили: тем количеством фреона, которое содержится в старом бытовом холодильнике, трудно причинить серьезный вред. Речь идет, скорее, о неэффективном использовании отходов, которые могли бы принести пользу вместо того, чтобы захватывать новые кубометры пространства.
Оценивать масштабы проблемы в штуках и килограммах пока никто не берется. Старая техника замещается новой. И как бы растворяется. Сегодня в общей структуре нашего мусора она представлена относительно скромно. В основном копится в кладовках, вывозится на дачи, переходит по наследству в студенческих общагах. Уже не только экологи переживают: рано или поздно критическая масса будет достигнута, и гора высокотехнологичного мусора посыплется нам на головы.
Тем временем Западная Европа, где уже «посыпалось», пытается наверстать упущенное. В Германии не знают, что делать с сотнями тысяч «неожиданно» обнаружившихся холодильников. Англия рассуждает, почему «забыли» построить достаточное количество предприятий по утилизации...
У нас популярная идея «сдаешь старое — получаешь скидку на новое» пока выглядит несколько утопично. И предложение об ответственности производителей за утилизацию далеко не у всех вызывает восторг. Хотя бы потому, что цена товара изменится, если заложить в нее затраты на переработку. Однако мы имеем печальный опыт более технологически преуспевших стран и немного больше времени, чтобы научиться перерабатывать отходы хотя бы не в убыток себе...
Кстати
В соответствии с Программой по обращению с отходами в Гомельской области до 2013 года должно быть создано 26 пунктов сбора и первичной обработки сложной бытовой техники. Кроме того, этим документом предусмотрено почти полсотни мероприятий. В том числе создание новых полигонов для отходов, их сбор и утилизация, внедрение технологии по переработке аккумуляторных батарей, сбор ртутьсодержащих ламп в магазинах...
Источник: Беларусь Сегодня |