Из-за несовершенства природоохранного законодательства экологи предъявляют одинаковые требования и к крупным строительным компаниям, и к владельцам небольших торговых точек. При такой системе нарушения неизбежны. В этом убедился корреспондент "РГ", который участвовал в одном из рейдов экологической инспекции.
Перечень объектов, подлежащих государственному экологическому контролю, настолько широк, что в него попадают практически все предприятия и организации. Около года назад белгородские областные власти обратились к местной экологической инспекции с просьбой не штрафовать малые предприятия сразу, а давать бизнесменам возможность исправиться. То есть выносить нарушителю предписание и наказывать рублем, только если при повторной проверке выяснится, что на замечание экологов не отреагировали.
Индивидуальный предприниматель Вячеслав Каширин и сотрудники его предприятия приезда экологов ждали. Все предписания выполнены, свалка, на которую проверяющие обратили внимание во время прошлого визита, ликвидирована.
- Разобрали мусор, - показывает результаты "субботника" Вячеслав Каширин. - В свое время мы взяли этот участок в аренду у администрации Белгорода, мусор сюда сваливали все кому не лень. Теперь здесь красиво, деревья будут расти, сделаем парковку.
Кстати, по словам экологов, после их проверок так же ответственно ведут себя 90 процентов бизнесменов.
- Этому предпринимателю было направлено еще одно предписание, - рассказывает заместитель начальника отдела государственного экологического контроля по Белгороду Дмитрий Ерохин, - на разработку соответствующих документов природопользования. Их подготовили в установленный срок.
С документами проблемы и у следующей фирмы, в которую экологи направились с проверкой. Компания "Монолитстрой-1" в строительном бизнесе более двух лет, но это первый визит к ним экологов. О том, что фирму ждет проверка, строителей за два дня уведомили официальным письмом. Но выяснилось, что у предприятия отсутствует необходимая документация - нет подтверждения о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду, проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, плана мероприятий по сокращению количества этих отходов. Но экологи и здесь делают скидку - есть смягчающие обстоятельства.
- Мы примем во внимание отношение к обеспечению экологической безопасности. Так, здесь есть договор на вывоз мусора, - говорит начальник отдела государственного экологического контроля по Белгороду Валерий Анищенко. - Поэтому будут снисхождения. К тому же мы их проверяем в первый раз и в таком случае обычно налагаем минимальный штраф. На юридическое лицо - от 50 до 100 тысяч рублей, на должностное - от 3 до 6. Здесь в штате есть эколог - человек, который наделен полномочиями для обеспечения соблюдения экологических требований. Поэтому мы накажем его, а не организацию. Есть еще одно нарушение - предприятие ввели, в частности, без проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. За это предусмотрен штраф для юрлица от 20 до 100 тысяч рублей, для должностного лица - от 2 до 5.
Кстати, директор компании, как большинство предпринимателей, не силен в природоохранном законодательстве. Для него договор на вывоз мусора - и есть главный экологический документ.
- У нас договор есть, мы мусор вывозим, а не вываливаем за забор, - объясняет руководитель ООО "Монолитстрой-1" Георгий Соколов. - Если нужно разработать "инструкцию" или график вывоза по времени - разработаем! Впрочем, директору и не стоит вникать в тонкости, если на предприятии есть специалист по экологии. Оштрафуют именно его, благо, сам специалист ошибки признает.
- Теперь будем разрабатывать проект, - говорит эколог ООО "Монолитстрой" Мария Мозговая. - Это стоит около 40 тысяч рублей. О сроках говорить сложно - они зависят от подготовки документов. Это договоры на вывоз бытового и строительного мусора, черного металла и прочих отходов. После того как все документы будут завизированы, проектировщик рассчитает проект.
Кстати, размер штрафа - 5 тысяч рублей. Некоторые предпочитают быть 8 раз оштрафованными, чем заниматься разработкой непонятной документации за 40 тысяч. Есть, правда, еще одна альтернатива.
- Любая организация может самостоятельно разработать документы, - объясняет Валерий Анищенко. - Их проверят экологи, и, если все верно - можно работать.
Неотъемлемая часть экологической проверки - осмотр производственных площадей. В данном случае это стройплощадка по улице Лермонтова, где "Монолитстрой" возводит жилой дом.
Территория в удовлетворительном санитарном состоянии, бытовой мусор вывозится контейнерами, строительный складируется отдельно, у забора скошена трава.
Кстати, пресловутый проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение должен показывать, какой объем отходов может быть и где их можно размещать. Непосредственно на площадке выясняется, что строительный мусор вывозится машинами - их набирается одна или две в неделю, и размещается на полигоне согласно специальным талонам, купленным предприятием.
- Каждое предприятие должно применять специальные технологии для уменьшения отходов производства, - говорит Валерий Анищенко. - Для этого и разрабатываются документы природопользования. Согласно проекту нормативов образования отходов предприятию выделяются лимиты - то есть разрешения на размещение минимального объема для захоронения их на полигонах. Превышение лимитов рассматривается как нарушение законодательства и грозит пятикратным увеличением платы за их захоронение. В строительной отрасли предприятия уменьшают количество отходов довольно часто. Например, битый кирпич, штукатурку можно использовать повторно, - для подстилки дорог, тротуаров.
Но санкции к предприятиям за превышение лимитов - это, вероятно, дело неблизкого будущего. Только в Белгороде работает около 15 тысяч организаций, которые подлежат плановым проверкам экологов. Сотрудники экологической службы успевают обойти не более 50 предприятий в месяц. Чтобы проверить все - потребуется 25 лет. Но есть и внеплановые выезды, например, по жалобам граждан.
В экологическую инспекцию обратились жители третьего Портового переулка Белгорода. Здесь расположено несколько предприятий по оказанию ритуальных услуг, оформлению надгробий. Жалобы касались выбросов пыли при обработке мраморных и гранитных плит: дышать нечем, а на вывешенном для просушки белье - белый налет.
Индивидуальный предприниматель Наталья Розгина, к которой экологи пришли с проверкой, работает в ритуальном бизнесе 10 лет. Ее предприятие занимается нанесением на гранитные и мраморные надгробия портретов и памятных надписей. По словам Натальи Розгиной, работники не режут гранит и мрамор, а только сверлят отверстия и снимают фаски. Экологам продемонстрировали мастерскую. Однако, по их мнению, она не приспособлена для подобной работы - нет вытяжки.
Усомниться в словах хозяйки, что здесь не режут камень, заставил эскиз, обнаруженный среди прочих плит - нанесенный на гранитное надгробие рисунок из розовых листьев. Было заметно, что плита приготовлена для резьбы - местами ее даже начали. При обработке камня выбрасывается каменная пыль. А это отдельная статья - загрязнение атмосферы. В наличии должен быть не только проект на образование соответствующего класса отходов, но и специальное пылеулавливающее оборудование.
- Нарушения серьезные, отсутствуют разрешающие документы на то, чтобы делать выбросы пыли, - говорит Валерий Анищенко, - нет специального оборудования. Обработка камня производится кустарным способом, причем в жилой зоне, хотя любое производство, связанное с выбросами пыли, должно располагаться на расстоянии не менее 50 метров от жилья. Через суд мы будем добиваться приостановки этого производства. Открывать ли его снова, решим, когда убедимся, что все предписания выполнены.
Наталья Розгина удивилась столь суровым санкциям. И немудрено - никогда проблем с экологами у нее не было. Вернее, не было самих экологов с проверками…
- Нормативно-правовая база далека от совершенства, - говорит начальник отдела государственного мониторинга и экспертизы областной экологической инспекции Игорь Куприенко. - Существующие нормы и правила обязывают индивидуальных предпринимателей разрабатывать большой перечень нормативной документации, а это связано с затратами времени и денег. Поэтому при осуществлении экологического контроля, необходим дифференцированный подход по видам деятельности малого бизнеса. Назрела необходимость в упрощенной системе ведения природоохранной документации субъектами малого предпринимательства. Например, для предпринимателей в сфере торговли достаточно соблюдения правил благоустройства, наличия урны и договора на вывоз мусора. Но если на предприятии образуется большое количество отходов высокого класса опасности, тогда необходимы проект нормативов образования отходов, учетная документация и отчет в установленном порядке.
Пока список требований один - и для продавцов игрушек, и для производителей лакокрасочной продукции. Поэтому естественно, будут и многочисленные нарушения. А у экологов из-за лавины бумажных проверок не всегда останется время для выявления и устранения действительно серьезных фактов противозаконных действий, которые угрожают экологической безопасности.
Источник: "Российская газета" |