В последние годы в центральных, региональных и зарубежных СМИ появились тревожные сообщения о заброшенных на побережье морских границ России радиоизотопных энергетических установках, предназначенных для навигационных целей.
Вот что писала солидная газета "Вашингтон пост" в 2002 году: "В свете событий 11 сентября эти устаревшие, но смертельно опасные устройства видятся в новом - беспокоящем - свете: как возможные компоненты оружия, которое может быть использовано в террористическом акте. И что беспокоит еще больше - некоторые из них исчезли.
В дальневосточном российском районе - Чукотке обследованием выявлена полная утеря контроля над 85 радиоизотопными термоэлектрическими генераторами, размещенными вдоль арктического побережья во времена СССР в 60-х - 70-х годах. Некоторые изделия подверглись вандализму со стороны сборщиков цветных металлов, другие попали прямо в полосу прибоя, по меньшей мере одно устройство не обнаружено, согласно документам Правительства РФ, оказавшихся в распоряжении газеты "Вашингтон Пост".
"РИТЭГ размещены на открытых местах, хорошо просматриваются с моря и посещаются персоналом эксплуатирующих организаций не чаще одного раза в год (в последние годы - вообще не посещаются)" - указано в отчете российской комиссии, которая инспектировала РИТЭГ в 1997 году. "Они легко могут стать объектом террористического акта, последствия которого могут быть исключительно серьезными".
РИТЭГ использовались в СССР для энергопитания навигационных маяков и оборудования связи в отдаленных районах. Каждое устройство содержит до 40 тыс. кюри высокорадиоактивного стронция или цезия. По расчетам группы специалистов по ядерному надзору, известной как "Институт энергии и исследованиям окружающей среды" (IEER) даже мельчайшая крупинка стронция, активностью в один кюри с высокой вероятностью приведет к смертельному исходу от ракового заболевания. Несмотря на то, что ни цезий, ни стронций не могут быть использованы для изготовления ядерного оружия, два этих тяжелых металла является потенциальными источниками радиоактивного загрязнения огромных пространств, если использовать их в обычном оружии, известном как "грязная бомба".
"Эти штуки могут быть просто ужасны для последующей дезактивации", - заявил президент Федерации Американских ученых Генри Келли, - физик, который в марте дал показания на сенатских слушаниях по проблеме "грязной бомбы". Он также добавил, что подобная бомба, взорванная в большом городе, может сделать необитаемыми целые кварталы.
Существуют буквально сотни мест, из которых террористы могут получить доступ к материалам для подобных бомб, включая бывшие загрязненные почвы для медицинских отходов в этой стране. Но последние исследования в странах бывшего СССР еще более усилили обеспокоенность международного сообщества возможным хищением ядерных материалов. В частности, РИТЭГ представляют собой высокую концентрацию радиоактивности при минимальном уровне контроля - а иногда и его отсутствии. Таково мнение официальных лиц Международного Агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) - органа по ядерной безопасности при Организации Объединенных Наций.
"После столь внезапного развала Советского Союза вновь образовавшиеся государства не используют подобные устройства и не имеют инфраструктуры для этого", - заявила Мелисса Флеминг, пресс-секретарь МАГАТЭ в Вене. "Они не имеют ни средств, ни даже информации об их местонахождении, утилизации и условиях размещения".
МАГАТЭ классифицирует советские РИТЭГ как "бесхозные" радиоактивные источники и призывает к максимальным усилиям международного сообщества для их обнаружения и помещения в безопасные условия. "Они представляют собой проблему с точки зрения терроризма", - сообщила Флеминг. Однако, она добавила: "Так как мы не можем их обнаружить, по-видимому, террористам так же будет сложно их отыскать". РИТЭГ оснащены мощными источниками, которые превращают энергию радиоактивного распада в электричество. Компактные и относительно небольшие - советские модели имеют массу от 1000 до 3000 фунтов. Они идеальны для отдаленных районов, куда проблематична доставка традиционных видов топлива. В СССР объявлено об изготовлении более чем 300 устройств, большинство из которых предназначены для энергопитания средств навигационного обеспечения мореплавания вдоль арктических морских трасс.
В США также изготавливались РИТЭГ: некоторые из них использовались для энергопитания космических аппаратов, но, по меньшей мере, 10 устройств были установлены на отдаленных объектах военного слежения на Аляске в 60-х и 70-х годах. После пожара в 1992 году, при котором одно из устройств подверглось опасности, Военно-воздушные силы приступили к их замене на дизель-генераторы. Основой РИТЭГ советского производства являются капсула со стронцием-90, размером с батарейный фонарь. Источник окружен толстой свинцовой оболочкой, предназначенной для поглощения радиации. Когда свинцовая оболочка не тронута, генератор практически безопасен, но если она утеряна или повреждена, рядом с РИТЭГ можно получить смертельную дозу радиации в течение нескольких часов - заявили представители МАГАТЭ.
Российская правительственная комиссия, посетившая Чукотку в 1997 году, высаживалась с судна для инспектирования 85 радиоизотопных термоэлектрических генераторов, размещенных на арктическом побережье региона. Членам комиссии не удалось посетить примерно треть обследуемых устройств из-за сложного берегового рельефа и погодных условий. Однако из 52 обследованных РИТЭГ около половины не функционировали, и только три из них имели какое-то ограждение и защиту.
В отчете комиссии говорится о шести устройствах, имевших тяжелые повреждения и утечки потенциально смертельных количества радиации. Один из РИТЭГ почти захоронен в многолетнемерзлых почвах, другой погружен в воду и по меньшей мере один не был обнаружен в месте размещения.
"Подобный недостаточный уровень контроля означает, что существует вероятность того, что один или несколько РИТЭГ могут быть утеряны" - указано в отчете, подписанном главным инспектором здравоохранения территории Г.Б. Лебедевым и главным инспектором Юрием Скобелевым (ред.- Магаданский отдел радиационной безопасности Федеральной Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору). РИТЭГ являются источником постоянной тревоги официальных лиц территориальных органов здравоохранения и международных организаций по охране дикой природы, обеспокоенных потенциальным риском утечки радиации. Но даже после событий 11 сентября специалисты по охране природы, посетившие регион, выразили обеспокоенность явным недостатком мер безопасности указанных устройств.
"Они просто помещены в деревянную опалубку - я смог пройти прямо к ним" - сообщил Дэвид Клайн, директор отдела полевых исследований Фонда охраны дикой природы Аляски, который прошел в нескольких метрах от одного из генераторов в период посещения побережья Берингова моря в 1991 году.
Тем не менее, по словам экспертов по ядерной безопасности, существует огромная разница между обнаружением бесконтрольного генератора и успешной эвакуацией его из арктического региона для использования в качестве оружия. Президент IEER Аджун Махиджани сообщил, что любитель тайного обращения с подобными устройствами должен подвергнуть опасности собственную жизнь. Но для некоторых лиц, имеющих соответствующую подготовку и склонность к террору, РИТЭГ могут стать средством для нанесения значительного ущерба.
"Если вы не знаете, с чем имеете дело - это убьет вас первыми" - заявил Махиджани. "Но если вы знаете, что делаете - это причинит огромный вред". До вышеназванной публикации в газете "Вашингтон пост" еще в 1999 году специалисты-экологи Дальневосточной Экологической Организации "Зеленый Крест" обратились к В.Путину, занимавшему тогда пост Председателя Правительства РФ,. за помощью в организации спасательных работ в районе Охотского моря по поиску и подъему зловещего "сюрприза", обладающего страшной и разрушительной силой на все живое. Обращение осталось без ответа, но известно, что на эти цели Тихоокеанскому флоту было выделено почти сто миллионов рублей. Как расходовались эти средства, с каким результатом и какой эффективностью, до настоящего времени неизвестно. До настоящего времени со дна Охотского, Берингова и Японского морей ничего не найдено и не поднято для утилизации.
20 августа 1987 года и 8 августа 1997 года вблизи о. Сахалин при транспортировании на вертолетной подвеске двух наиболее мощных радиоизотопных энергетических установок типа ИЭУ-1 был произведен их аварийный сброс в акваторию Охотского моря вблизи восточного (1987 г.) и северо-западного (1997 г) побережья острова. Решение о сбросе принималось командирами воздушных судов в связи с чрезвычайными обстоятельствами, создавшими угрозу для жизни экипажа. Оба радиоизотопных устройства принадлежат тихоокеанскому флоту... Министерство обороны фактически лишь констатировало факт их захоронения в акватории Охотского моря, классифицировав их как радиоактивные отходы - устройства, содержащие радиоактивные вещества, дальнейшее применение которых не предусматривается. Следует подчеркнуть, что эти важные обстоятельства не были зафиксированы юридически, в результате чего крупнейшее в мире морское захоронение твердых радиоактивных отходов даже не упоминается в официальных документах. Так, в апреле 1993 года правительство России обнародовало данные о сбросе на дно Японского и Охотского морей радиоактивных отходов ВМФ бывшего СССР. В докладе указано, что в период 1966-1991 годы суммарная активность затопленных в этих морях отходов составила 18,5 тысяч кюри.
Долгоживущий стронций-90 имеет период распада 29,12 лет и относится к бета-излучающими радионуклидам. Лондонская конвенция 1972 года "Предотвращение загрязнения моря сбросами отходов и других опасных материалов", в которой участвует Российская Федерация, содержит запрет на захоронение отходов, содержащих радионуклиды, удельная активность которых превышает 500 кюри на тонну.
Если пребывание затопленных установок в химически агрессивной морской воде под постоянным избыточным давлением будет длительным, то через какое-то время приведет к повреждению (разрушению) защитных оболочек и последующему загрязнению донных отложений Охотского моря и морской воды опасным радионуклидом стронций-90.
Масса каждой из затопленных радиоизотопных энергетических установок составляет более 2,5 тонн, а суммарная радиоактивность - около 1,5 млн.кюри. Эта величина:
в 6 раз превышает активность твердых радиоактивных отходов, затопленных США, Великобританией, Японией и Нидерландами в период с 1946 по 1972 годы (около 240 тыс. кюри);
в 10 раз превышает активность реакторной зоны атомной подводной лодки "Комсомолец", затонувшей в результате аварии 07.04.89 в Норвежском море (150 тыс. Кюри);
в 700 тыс. раз превышает активность жидких радиоактивных отходов, сброшенных Тихоокеанским флотом в Японское море 16.10.96 (2,18 кюри). Наиболее серьезную опасность для населения регионов, прилегающих к Охотскому морю, будет представлять высокорадиоактивные ("Горячие") микрочастицы топливной композиции, попадающие в так называемые "пищевые цепочки": зараженные стронцием донные отложения - придонные организмы или растения - рыба - желудочно-кишечный тракт человека. При такой схеме население будет подвергаться внутреннему облучению, которое более опасно, чем внешнее. Из-за характера миграции морских животных риску внутреннего облучения подвергнутся все, употребляющие в пищу морепродукты из Охотского моря.
В мае 1991 года возможные последствия затопления первой ИЭУ-1 стали предметом деятельности межведомственной комиссии, объединившей представителей Госкомприроды СССР, Госатомнадзора СССР, Минрыбхоза СССР и Совета Министров РСФСР. В ходе работы Комиссией было отмечено, что Минобороны СССР ""остаточных мер по поиску генератора не принял". Ведомству было дано поручение продолжить поиск утерянного генератора с использованием новейших технических средств и представить комиссии акт поисков и данные о радиационной обстановке в предполагаемом районе падения. Данное решение в неявной форме содержит запрет на прекращение поисков, но, по имеющимся сведениям, это решение не было выполнено - поиски не возобновились.
Сброс второй установки в 1997 году ТОФ воспринял как должное, не приняв элементарных мер предосторожности до начала транспортирования, и не приступив к поискам первой ИЭУ-1 после сброса в море.
В апреле 1999 года Магаданская областная Дума потребовала от правительства РФ незамедлительных мер по устранению источников радиационной опасности во избежание крупномасштабного загрязнения акватории Охотского моря радионуклидами. В июне 1999 года Сахалинская Дума поддержала требования магаданцев. Правительство отреагировало и поручило Минобороны России и Госатомнадзору "...совместно рассмотреть...".
Вышеназванные солидные ведомства "рассмотрели (?!) и в лице тогда занимавшего пост Главнокомандующего ВМФ РФ В.И.Куроедова сообщили: "... дополнительно изучить материалы и проанализировать... Разработать предложения по исключению в дальнейшем случаев утери изотопных установок?!".
Эффективно, не правда, ли? Таким образом, население страны, которое почти на 60-70% от общего вылова в стране получает пищевые морепродукты из Охотского моря, спокойно продолжало их употреблять.
Только в конце июля 2007 года после безуспешных настойчивых просьб и требований Магаданского отдела радиационной безопасности Ростехнадзора РФ (начальник Ю.Скобелев) к Правительству РФ из Анадыря на Чукотке за счет средств регионального бюджета (губернатор Р.Абрамович) отправилась спасательная экспедиция энтузиастов на трех судах в район мыса Наварин в Беринговом море, где уже который год "чадит" один из аварийных РИТЭГов, у которого интенсивность выбросов достигла уже 200 рентген/час.
Но одиночные спасательные экспедиции, которых добиваются от Правительства и Минобороны энтузиасты-специалисты, не опасаясь за последствия своей гражданской позиции и за состояние своего здоровья, не решают общей проблемы в северо-восточном секторе Арктики и в Дальневосточных морях, примыкающих к Чукотскому автономному округу, Сахалинской, Магаданской областям, Приморскому, Хабаровскому, Камчатскому краям.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантируется право на благоприятную окружающую среду. Федеральное законодательство "О радиационной безопасности" (ст.22) гарантирует безопасность населения всей страны. Этот термин определяет состояние защищенности настоящего и будущего поколения людей от воздействия ионизирующего вредного излучения. Запрет на захоронение радиоактивных отходов в море содержится в нескольких российских законах и в многочисленных правовых нормативных актах. Кроме того, захоронение в море радиоактивных отходов высокой активности противоречит международным обязательствам Российской Федерации.
Не решаемая быстро и радикально общая проблема "достала" и вольных казаков Дальневосточного федерального округа. Представитель Сахалинского казачества Федорченко В.Л., являясь профессиональным специалистом в области поиска и обнаружения затонувших объектов, сообщил автору статьи, что на акваториях Дальневосточных морей имеется несколько районов, в которых захоронены десятки высокоактивных радиоизотопных устройств.
Генерал-атаман Уссурийского казачьего войска Полуянов В.А. обратился к руководителям правосубъектов Федерального ДВ округа с предложением приступить за счет собственных бюджетов к эффективной реализации программы по поиску, подъему и утилизации "забытых" и брошенных "грязных бомб", несущих смертельную опасность и влияющих на экологическую безопасность окружающей среды и здоровье населения.
Как упоминалось выше, население страны в основном получает морепродукты, включая деликатесы: крабы, креветки, гребешки и т.п., из морей дальневосточного бассейна, следовательно, смертельной угрозе подвержено практически все население России. Необходимы срочные и радикальные меры.
Источник: Дальневосточная Экологическая Организация "Зеленый Крест" |