Российские города становятся чище, а коммунальные службы более вооруженными в техническом плане. Об этом мы слышим часто, причем из самых разных источников, но стоит свернуть с оживленной городской улицы в жилой квартал, и нас встречает все тот же дворник с нехитрым ручным «инструментом». Так стала ли жилищно-коммунальная реформа, в результате которой жилой фонд перешел в ведение частных управляющих компаний, толчком к развитию парка современной коммунальной техники, как мечтали российские законодатели? Продавцы спецтехники в этом сомневаются.
В целом рыночная ситуация для производителей и продавцов коммунальной техники сегодня складывается благоприятно независимо от того, о чем идет речь – об отечественном заводе или о поставщике импортных коммунальных машин. Позиции российских и белорусских производителей довольно прочные, во всяком случае в сегменте крупногабаритной коммунально-уборочной техники.
В российском парке мусоровозов, вакуумных машин и подметальной техники подавляющее преимущество за машинами на шасси автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ, а также на базе универсальных колесных тракторов. Импортная техника шире представлена в относительно новом для российских производителей сегменте компактных машин, способных заменить ручной труд именно в стесненных условиях: во дворах, на парковках и внутриквартальных территориях. Некоторые виды техники на нашем рынке представлены лишь одним производителем, а значит, ни о какой конкуренции речи быть не может. Однако компании, предлагающие такую технику, заверяют, что частные управляющие компании пока не торопятся покупать их машины и отказываться от малоквалифицированного ручного труда.
Спрос и предложение
Частные управляющие компании пока слабо проявляют себя на рынке коммунальной техники, не помогают даже инициативы муниципальных органов, отвечающих за благоустройство. А они готовы помогать частным управляющим компаниям и даже предлагают им брать машины в аренду у подрядных организаций, поскольку у городских властей такая возможность есть. Тем не менее управляющие компании не готовы даже к таким затратам. Что касается активности государственных организаций на рынке закупок, то и после вступления в силу поправок в жилищный кодекс она не повысилась.
Ценовой капкан
Городские власти могут закупать технику исключительно через тендеры, таков федеральный закон. В этом же законе говорится, что власти обязаны приобрести технику у того поставщика, который предложит наиболее выгодную цену, а потому чаще покупают отечественные автомобили и тракторы. К сожалению, не всегда функциональные возможности этой техники и стоимость ее эксплуатации отвечают современным требованиям.
Корпоративная культура
Основными покупателями импортной коммунально-уборочной техники являются крупные предприятия, у которых есть собственные крупные территории, нуждающиеся в уборке. Свой парк коммунальной техники есть у заводов и фабрик, железных дорог, логистических комплексов и т. п. Эти заказчики уже обращают должное внимание и на качество техники, и на ее возможности. Фактор первоначальной цены машины для них не столь существенен. Чаще всего в качестве коммунально-уборочных машин они покупают универсальную технику – мини-погрузчики с бортовым поворотом.
Довольно активную группу потребителей составляют управляющие компании, обслуживающие крупные торговые и выставочные центры. Обычно для них техника закупается еще на стадии строительства или благоустройства территории, поскольку уже в этот период приходится вывозить много мусора. После завершения строительных работ эти машины успешно используются для обслуживания прилегающих территорий и парковок. Чаще всего для этих целей опять же покупают мини-погрузчик. Машина эта универсальная, подходит и для зимней уборки территории, и для летней. Помимо ковша для зимней уборки можно использовать шнекороторную снегоуборочную насадку, а летом вместо ковша навесить щетку, поливочное оборудование и успешно наводить порядок на небольших внутриквартальных площадках. Лужи, грязь и мелкий мусор с помощью этих насадок можно удалить в считанные секунды.
Благодаря разнообразию специализированных насадок для мини-погрузчиков спектр их применения становится широчайшим. Эти машины можно использовать при озеленении территории, ямочном ремонте, в коттеджном строительстве.
В последние годы вновь повысился спрос на импортные мини-погрузчики. Раньше разница в цене российских и зарубежных машин составляла 50…100%, а сегодня цены на импортную технику эконом-класса американского или южнокорейского производства практически сравнялись с ценой отечественных машин. На продажах этой техники сказалось и то, что зарубежные производители разработали для своих машин специальные навески, позволяющие подсоединять к ним рабочее оборудование от популярного МКСМ-800.
Структура рынка
В России машины для городского и коммунального хозяйства производят несколько десятков предприятий, однако действительно крупных производителей меньше десяти, и ассортимент выпускаемого оборудования довольно однообразен. Это вакуумные машины для механизированного забора, транспортировки и выгрузки жидких бытовых отходов, илососные машины для механизированной очистки дождеприемников ливневой канализации, машины для механизированной профилактической очистки канализационных сетей и ликвидации в них аварийных засоров гидродинамическим способом, мусоровозы, комбинированные машины для содержания и уборки автодорог с оборудованием для распределения жидких реагентов, а также поливочно-моечным, щеточным, плужным, пескоразбрасывающим и прочим оборудованием в различных комбинациях. Доля импортной техники на российском рынке пока невысока. В нашей стране пользуется спросом продукция компаний Böschung, Bücher-Schоrling, Egholm, Hako, Kärcher, MFH, Pfau-Johnston, RAVO, Tennant.
Из новинок рынка надо отметить новый мусоровоз мценского завода «Коммаш» серии КО-427 – машину с задним бортом и портальным погрузчиком для контейнеров вместимостью до 8 м³. В этом году модель была доработана. Завод начал выпускать ее на шасси Hyundai HD 260, увеличив вместимость кузова с 17 до 20 м³. Также мценский «Коммаш» приступил к выпуску большегрузного мусоровоза КО-427-42 с кузовом вместимостью 20 м³ на трехосном шасси МАЗ-6303. Увеличенный объем кузова весьма актуален в современных условиях, поскольку за последние годы объем твердых бытовых отходов увеличился в несколько раз, тогда как удельный вес, наоборот, снизился.
Характерной приметой времени стала инициатива Златоустовского экскаваторного завода «ЗЛАТЭКС», который одним из первых приступил к производству навесного коммунального оборудования для китайских тракторов YTO и Foton. С конвейера завода уже сошли первые коммунальные машины МК.02 на базе Foton FT824 и МК.03 на базе YTO X804. МК.03 на базе трактора YTO X804 оснащена фронтальным погрузочным ковшом и щеточным оборудованием. Вместимость ковша погрузчика – 0,75 куб.м, высота выгрузки – 3,2 м, грузоподъемность – до 750 кг.
Что касается импортной техники, без сомнений, заслуживает внимания тот факт, что в Россию начали поставлять автомобили Hako и Multicar. Из других премьер стоит выделить субкомпактные поливочно-моечные машины Green Machines. Сегодня в этом классе наиболее популярны поливочно-моечные машины отечественного производства. Посмотрим, что смогут противопоставить зарубежные производители и готовы ли российские потребители к переходу на нетрадиционную для них и, кстати говоря, довольно дорогую компактную уборочную технику.
Источник: журнал "Основные средства" |