В результате бюрократических проволочек на уровне мэрии и ЖЭКов в столице едва не прекратился вывоз мусора. Избежать подобных случаев можно будет лишь после реформирования жилищно-коммунального хозяйства, а также изменения законодательства в сфере переработки мусора
Над Киевом нависла угроза погрязнуть в мусоре. Не так давно частные компании, которые убирают около 70% твердых бытовых отходов, заявили, что в ближайшее время прекратят свою работу. Дело в том, что в повышенных коммунальных тарифах не учтен рост расходов на перевозку и утилизацию мусора в жилом фонде. Оправдываясь, первый заместитель главы Киевской горгосадминистрации Анатолий Голубченко утверждал, что новые тарифы разработаны, но по какой-то причине не направлены в столичные ЖЭКи, которые заплатили операторам рынка по старым ценам. Между тем областные полигоны подняли цены на утилизацию более чем на 60% — до 20 гривен за кубический метр. Задолжав за топливо и по зарплатам, перевозчики мусора решили прибегнуть к более решительным действиям. Прения между городскими властями и мусорщиками завершились в пользу последних. Была достигнута договоренность о том, что новые тарифы на вывоз отходов — 31,2 гривни за кубический метр — будут введены в действие с 1 февраля. Кроме того, мусорщикам компенсируют их потери за январь (5 млн гривен). Но простой пересмотр тарифов не сможет решить таких проблем, как раздельный сбор, переработка и эффективная утилизация мусора. Нужны более радикальные перемены.
Сейчас сборщикам мусора гораздо выгоднее работать с предприятиями и коммерческими компаниями, с которыми они заключают прямые договоры. Здесь им гарантирована высокая и своевременная оплата. В жилищном фонде частные перевозчики работают на перспективу. Закрепившись в самых выгодных домах и микрорайонах, они ждут реформ в ЖКХ. Однако терпение частников может вскоре иссякнуть: ЖЭКи не торопятся платить по счетам. Один из крупнейших столичных операторов компания «Гринко», например, за прошлый год недополучила от коммунальных предприятий, с которыми сотрудничает, около 1,5 млн гривен за вывоз мусора.
Основная проблема, с которой сталкиваются компании, работая в жилищном секторе, — это двойное посредничество в лице городских властей и ЖЭКов. Договор на вывоз мусора заключается не с жильцами дома (просто потому что отсутствует субъект правоотношений, а с каждым отдельным жильцом договор не заключишь), а с жилищной конторой. Размер квартплаты утверждает местный совет, при этом особенности и потребности каждого отдельного дома или микрорайона фактически не учитываются. Хотя дом, расположенный ближе к полигону, мог бы пользоваться скидкой на транспортировку мусора. Даже если потребители исправно платят за коммунальные услуги, эти платежи могут не дойти до перевозчиков. Система непрозрачна, начиная от формирования тарифов и заканчивая распределением денежных потоков. В итоге чистоту двора никто не гарантирует.
В этом году компания «Гринко» заключила принципиально новый контракт на уборку мусора. Это прямой договор с администрацией Шевченковского района на комплексную очистку территории, который предполагает оплату услуг из районного бюджета в соответствии с реальным объемом выполненных работ. К примеру, ЖЭКи начисляют оплату за вывоз мусора из расчета 1,04 м3 в год на одного жителя, хотя реально каждый житель производит 1,4–1,5 м3 мусора в год (из-за этого вокруг контейнера часто скапливается дополнительный мусор). «Гринко» взяла на себя обязательства не просто вывозить мусор, накопленный в контейнерах, но и убирать зону в радиусе трех метров около баков, а также проводить сезонные работы по вывозу снега, травы и листьев, строить мусорные площадки европейского образца. Однако эффективность работы могла бы быть еще выше, если заказчиком услуг по вывозу мусора выступят сами жильцы.
«В коммунальной сфере вывоз и утилизация твердых бытовых отходов — это один из самых прибыльных сегментов бизнеса», — говорит народный депутат Алексей Кучеренко. В этом убеждены и частные компании. Необходимо только перевести сбор и перевозку мусора в рамки договорных отношений с конечным потребителем. Заказчиком услуг могут выступать ОСМД — общества совладельцев многоквартирных домов (кондоминиумы), в которые входят владельцы квартир и нежилых помещений дома или группы домов. Они могут взять на себя ответственность за эксплуатацию объектов совместной собственности — лестничных клеток, подвалов, чердаков, лифтов, придомовой территории. «ОСМД уже сегодня работают так, как должны работать все жилищно-эксплуатационные конторы: выбирают поставщиков услуг в условиях рыночной конкуренции, абсолютно прозрачно формируют тарифы, и услуги предоставляются без посредников, напрямую жителям. А те, в свою очередь, могут без препятствий контролировать и качество услуг, и целевое использование денег», — комментирует заместитель председателя общественной организации «Союз собственников жилья Киева» Михаил Березовчук.
За коммунальные услуги каждый из членов объединения платит целевой взнос, аналог квартплаты. Кондоминиумы своевременно перечисляют перевозчику мусора деньги по оговоренному тарифу. Поэтому и мусорщики заинтересованы в сотрудничестве с ОСМД.
Однако развитие системы кондоминиумов сдерживаются сопротивлением ЖЭКов на местах и нерешительностью правительства и парламента. Пока создание ОСМД не является обязательным, нет никакой управы на неплательщиков. Создавая кондоминиум, жильцы хотят быть уверены, что все до единого человека, проживающего в доме, будут исправно платить за его содержание.
Договорные отношения между жильцами и компаниями, предоставляющими услуги по вывозу мусора, помогут решить проблему раздельного сбора отходов. «Для того чтобы внедрять систему раздельного сбора, нужно мотивировать каждого жильца и провести массированную информационную кампанию, — считает директор по маркетингу холдинговой компании «Гринко» Олег Каленский. — Мы планируем проводить конкурсы среди домов на лучшие показатели по сортировке отходов и готовы в качестве бонуса на собственные средства построить, к примеру, спортивную площадку во дворе или сделать ремонт в подъездах». Раздельный сбор решит не только экономические вопросы, но и экологические. Отбор перерабатываемых фракций, уплотнение оставшегося мусора сократит нагрузку на полигоны и вредное воздействие на окружающую среду.
Вывоз мусора со двора — это только первое звено в цепи его дальнейших перемещений. Его еще нужно отвезти на полигон и переработать. На этом этапе основным потребителем услуг является именно город в лице мэра и депутатов горсовета, чьи должности являются выборными, а потому у них должна быть прямая заинтересованность в содержании вверенной им территории в чистоте. Сегодня система обращения с отходами выглядит примитивно: они накапливаются в общем контейнере, вывозятся и утилизируются (около 2,5% сжигается на двух работающих мусоросжигающих заводах в Киеве и Днепропетровске, а остальные захороняются на полигонах). Однако эта схема должна включать в себя такие этапы, как раздельный сбор мусора, его сортировка и переработка. В западных странах, где используется такая система, компании, работающие в этой сфере, имеют до 15% рентабельности. Кроме того, ее внедрение позволит использовать повторно большую часть твердых бытовых отходов (ТБО). В развитых странах из ТБО извлекается до 50% перерабатываемых вторично компонентов. А это значительная экономия средств.
Без такого звена, как раздельный сбор, вся экономика такого бизнеса сводится к нулю. Инициативу в свои руки вновь берут частники. При том, что сейчас в Украине нет системного раздельного сбора, на единственном в стране сортировочном заводе «Гринко» (Киев) отбирается около 12–15% полезных фракций. После внедрения в некоторых районах столицы временных пилотных проектов по правильному накоплению это число возросло до 35%. В прошлом году в Киеве было выбрано десять экспериментальных ЖЭКов, которые установили на своих участках по два мусоросборника — для влажных отходов и ТБО.
Учитывая перегруженность свалок, проблема вторичного использования мусора особенно актуальна. Главный столичный полигон в Подгорцах (принимает до 80% городского мусора) работает на запредельных возможностях. Недавно Министерство охраны окружающей природной среды заявило, что намерено запретить эксплуатацию свалки. Подспорьем свалкам сегодня служит киевский мусоросжигающий завод «Энергия», который находится в плачевном состоянии. Заводу нужны инвестиции на модернизацию, установку мощных очистительных систем. Расходы предприятий растут из-за того, что на них поступает неотсортированный влажный мусор. Его сжигание обходится дороже, поскольку требуется больше топлива. В этом году завод будет загружен по максимуму — 300 тыс. тонн, что составит около 25% всего столичного мусора. По мнению экспертов, такая мощность может стать предельной и привести к полной остановке предприятия. Тем временем ежегодно в Киеве накапливается до полутора миллионов тонн бытовых отходов.
Между тем на окраинах города появляются несанкционированные свалки. Очевидно, что вопрос — куда девать мусор — остается нерешенным.
«Мы готовы создать всю систему полного цикла: от логистики, сортировки, переработки до полной утилизации, — говорит генеральный директор холдинга «ЗУЛО Украина» Вячеслав Орлов. — Компания готова построить компостный завод, где пищевые отходы перерабатываются в удобрения». Однако немецкий инвестор не будет вкладывать деньги до тех пор, пока рынок не заработает в правовом поле. Прежде всего необходимо пересмотреть устаревший закон об отходах, принятый почти десять лет назад, который вообще не предполагает «управление отходами» (когда максимальный объем мусора возвращается в промышленное производство).
Сетуют операторы мусорного рынка и на отсутствие закона о таре и упаковке, суть которого состоит в том, что те, кто производит отходы (упаковку), за нее и платят. Например, в Германии сбором и переработкой мусора занимаются не муниципалитеты, а сами производители тары, упаковки и других товаров. Они самостоятельно организовывают систему сбора, сортировки и переработки упаковочных материалов после их использования. Основной принцип такой: производители упаковок и распространители упакованных товаров обязаны использованные упаковки принимать обратно от потребителя и отправлять их на утилизацию.
Частные перевозчики мусора были одними из первых, кто начал демонополизацию инертного рынка коммунальных услуг. Это происходило по всем законам рыночной экономики: предприятия, увидев возможность для заработка, конкурировали между собой, повышали качество услуг. Проблема вывоза и переработки мусора переросла масштабы каждого отдельного двора. Теперь рынку нужна долгосрочная стратегия, которую должны сформировать парламент, муниципалитеты и бизнес. И это нужно сделать прежде, чем наша прекрасная земля превратится в большую свалку.
Источник: «Эксперт» |