Наших соотечественников за рубежом поражает чистота свежевымытых улиц и видимое отсутствие свалок. Более
того, мусор за рубежом уже давно превратился в сырье. Нашу неспособность быть чистыми мы, в порыве самооправдания, пытаемся объяснить безденежьем и особенностями ментальности: дескать, все у нас с размахом и душа, и способность создавать отходы, и неспособность их ликвидировать, но вот настанет час, и все "будет у нас по-другому". Пока же в Донецкой области общая площадь, занятая отходами, приближается к одному проценту от всей территории, а заповедниками - три процента. Еще в 1996 году это процентное соотношение было одинаково, так что на месте не стоим.
Проблеме отходов в Донецком регионе посвящена наша беседа с Борисом ЗЕМСКИМ, первым заместителем начальника Государственного управления экологии и природных ресурсов в Донецкой области.
- Борис Петрович, что представляют собой отходы и кто их вырабатывает?
- В природе, как известно, отходов нет. Их "изобрел" человек. Это продукт его жизнедеятельности. На бытовом уровне отходы это наши с вами обрезки бумаги, очистки от картошки и т. д. В промышленности то, что на предприятии уже не могут переработать. Отходы это колоссальная проблема, ежегодно в области их "вырабатывается" 54 млн. тонн. Основные "производители" металлургические предприятия Мариуполя, Донецка, Енакиева, в маленьких шахтерских городках шахты.
- Ну хоть что-нибудь у нас перерабатывают?
- Не на все виды отходов существуют технологии переработки. Полимеры у нас перерабатывают давно. В Донецке, Макеевке, Дружковке, Горловке для этого введены полноценные мощности. А, например, технологии переработки шин до недавнего времени просто не существовало, хотя попыток создания предпринималось много по всему миру. Поэтому на Украине, к примеру, в Полтаве, шины измельчали в крошку. И вот недавно в Донецкой области ООО "Донбассхимресурсы" разработало технологию переработки шин. В основе ее лежит биролиз. Шины загружают в емкость (печку) и нагревают без доступа воздуха. В итоге получают газ, жидкое моторное (печное) топливо, сажу (технический углерод). Жидкое печное топливо впоследствии можно использовать в котельных, технический углерод в домашнем хозяйстве. Проект установки уже разработан. Вскоре она появится в Донецке.
- Насколько важно появление этой технологии?
- Важность и значимость ее переоценить трудно. В Донецкой области 750 тысяч автомобилей. В каждом автомобиле - по четыре шины, срок износа которых 2-3 года. То есть в год это получается около 250 тысяч отработанных шин. Каждая шина весит 10-15 кг. Итого - 2500 тонн мусора. Представьте, что будет, если все это не утилизировать. Другие технологии переработки пока не найдены, но они появятся в ближайшем будущем. Любые отходы, если их правильно утилизировать, - это деньги и возможность для предприятия получать доходы.
- Где обычно складируются отходы, которые могут пригодиться?
- В идеале, конечно, для всех видов отходов нужны специализированные полигоны. Что это такое, знают только на Западе. У нас полигонов нет. Наши свалки это наш бич. Только бытовых отходов в Донецкой области накоплено 400 млн. куб. м.
Конечно, несанкционированные свалки мы выявляем и ликвидируем (например, в 2001 году ликвидировано 182 тыс. куб. м таких мусорников). Но это проблемы не решает. Я сравнительно недавно был на одном из мусорных полигонов во Франции. В основе их полигонов лежит трехметровый слой глины, который затем покрывается пленкой, и только после этого туда закладывается мусор, тоже, кстати, прикрытый сверху пленкой. Мусор выкладывается тремя слоями: три метра мусора пленка и так далее, после чего засыпается метром земли. В каждом слое устанавливаются трубы для откачки образующегося при гниении биогаза (у нас на биогаз обычно не обращают внимания, ссылаясь на то, что он появляется только через три года).
Кроме того, за границей осуществляется контроль за водой. Заведомо грязная вода с мусорников откачивается и обеззараживается в резервуарах. Отдельно собирается и контролируется дождевая вода. Выделяющийся биогаз либо используют в установках по получению тепла, либо сжигают. В Донецкой области только недавно начали строить настоящий полигон в Светлодарске (всего их должно быть шесть) - с дальнейшим использованием биогаза. Посмотрим, что из этого получится.
- Какие методики борьбы с отходами существуют, кроме утилизации и складирования?
- Уничтожение. На Украине это только-только внедряется и касается пока пестицидов. Сейчас у нас накопилось 863 тонны пестицидов. Такое количество, если его не загерметизировать, способно отравить все вокруг. Установка по уничтожению пестицидов уже существует в Сумской области. Ее проект прошел государственную экологическую экспертизу, получил лицензию на право использования. Нам остается только взять ее на вооружение. Когда возьмем, покажут время и деньги.
Правда, в 2001 году созданы так называемые объекты для долгосрочного сбережения запрещенных и непригодных пестицидов в железобетонных контейнерах. Но подразумевают они хранение пестицидов только Волновахского района.
- Существуют ли у нас заводы по переработке мусора?
- На Украине, что греха таить, это пока не практикуется. Правда, есть заводы по сжиганию мусора (в Киеве, в Днепропетровске, в Харькове, Севастополе). Но, во-первых, сжигание мусора это всегда очень дорого, во-вторых - невыгодно, а, в-третьих - очень опасно.
- Почему дорого и опасно?
- Дорого из-за системы очистки порой ее стоимость в несколько раз превышает стоимость самого производства. Ведь для нас важно даже не столько сжечь мусор, сколько не загрязнить окружающую среду в процессе сжигания. Сжигают-то у нас все подряд: и промасленные тряпки (а как они горят, вы знаете), и изделия из пластмассы, и содержащие тяжелые металлы, или те же термометры, батарейки. А гарантий, что при сжигании все экологические нормы будут соблюдены, нет, так как нет системы контроля, и немногие предприятия могут ее себе позволить.
- Выходит, нужно строить заводы по переработке отходов?
- Нужно. И в Краматорске уже создается завод по переработке твердых бытовых отходов (их ежегодно накапливается около 6 млн. куб. м). Проект был представлен в 1999 году, с 2002 года ведется строительство. Правда, пока не в том темпе, в каком хотелось бы, из-за недостаточного финансирования. Если хорошенько разобраться, то из всего накапливаемого нами мусора только пять-десять процентов действительно невозможно утилизировать. Остальные 90-95 процентов можно переработать и использовать заново. Например, из пластиковых бутылок можно делать пакеты для мусора. Из использованной бумаги туалетную. Так же обстоит дело со стеклянными бутылками, консервными банками, ветошью Все это можно переработать, но при одном условии мусор не должен быть смешан.
В Донецкой области начал работу проект Тасис "Усовершенствование системы управления твердыми бытовыми отходами в Донецкой области Украины". Проект пилотный и, можно сказать, региональный в нем задействованы три города: Дружковка, Славянск и Краматорск. Он как раз и сориентирован не на сжигание мусора, а на его переработку и вторичное использование. Пока в его задачи входит разъяснительная работа среди населения.
К примеру, сейчас в Славянске внедряется раздельный сбор мусора. Предполагается закупка мусорных контейнеров европейского образца. Их установят на специально оборудованных площадках. Дальше все уже будет зависеть от нашей сознательности. Смогут ли люди привыкнуть к тому, что мусор нужно не просто сваливать в одну кучу, а сортировать по отдельным контейнерам. Из Славянска рассортированные отходы будут отвозиться в Краматорск на мусороперерабатывающий завод.
- Выходит, переработка мусора коснется только Славянска, для которого и создается краматорский завод?
- Почему же. В Донецке тоже планируется создание сортировочных станций. Но все это дело времени. Пока мы действительно сориентированы только на Славянск. На его примере будет вырабатываться стратегия дальнейших действий, которую перенесут в другие города области.
- Все это касалось только бытового мусора. Удел промышленного по-прежнему гнить на свалках?
- Не всегда. Промышленный мусор мы тоже будем собирать и отправлять на те заводы, которые уже существуют и косвенно специализируются на его переработке. А они есть. О шинах я уже рассказывал. Сравнительно недавно в Донецке создана картонно-бумажная фабрика. Раньше мы увозили свою макулатуру на переработку в Луганск или Киев, сейчас этого делать не нужно. Туалетная бумага в продаже во многом делается из нашей макулатуры. Битое стекло перерабатывается на константиновском "Кристалле". А вообще наши предприятия специализируются в основном на утилизации опасных отходов.
- А что такое опасные отходы?
- Опасность отходов трактуется по-разному. Например, за рубежом экологи считают опасными все отходы промышленных предприятий, содержащие, к примеру, свинец, цинк, ртуть, сурьму и тому подобные элементы. У них есть определенные требования, так называемая Базельская конвенция, которая и регламентирует допустимые уровни содержания вредных веществ. В последнее время у нас тоже внедряется Базельская конвенция. Но пока все подходы утрясаются и систематизируются, путаницы не избежать. И "хитростей" со стороны предприятий тоже.
Для того, чтобы иметь право работать с опасными отходами, предприятие должно получить лицензию. Каждая лицензия это средства, и немалые, тратить которые "впустую" имеют желание далеко не все. Кроме того, даже имея лицензию, нужно соблюдать предлагаемые ею условия. В случае их несоблюдения, на предприятие налагается штраф так же, как за загрязнение земли маслянистыми отходами, неправильное хранение или транспортировку подобных отходов (например, масло на предприятии должно храниться в закрытой таре, в полиэтиленовых мешках с поддоном). Платить штрафы тоже хотят не все, следовательно, предприятия (не все, конечно) вредные отходы просто-напросто скрывают. Какой процент отходов скрывается, я точно сказать не могу. Но всего по области в 2002 году промышленными предприятиями было "выработано" 23,7 млн. тонн токсических отходов. И хотя 99 процентов из них считаются отходами четвертого класса (малоопасные), но с этим можно поспорить.
- И эти опасные отходы утилизируются?
- Только некоторые виды примерно около двадцати-тридцати процентов. По статистике, примерно 9,8 млн. тонн опасных отходов используются для получения вторичной продукции. Например, ООО "Никитртуть" перерабатывает ртутьсодержащие отходы. Перерабатываемые здесь люминесцентные лампы поступают как с предприятий Донецкой области, так и из других областей Украины. Значительная часть ламп с содержанием ртути все-таки на переработку не попадает нет предприятий, которые бы занимались их сбором и транспортировкой для утилизации. Несколько предприятий в области занимаются переработкой отходов, содержащих свинец. Например, отработанных аккумуляторов. Но опять же нужно перерабатывать и аккумуляторы с содержанием никеля и кадмия.
- И все это только 30 процентов опасных отходов. А куда деваются остальные?
- Содержатся на балансе предприятий - в хранилищах организованного сбережения (примерно 46 процентов). Или передаются для размещения другим владельцам для утилизации. Предвижу вопрос: насколько опасно подобное накопительство. Опасно, и очень. Причем настолько, что многие из этих "накопителей" требуют срочной ликвидации. Как, например, высокоопасные отходы Горловского химзавода, и в том числе могильник отходов после аварии 1989-90 годов.
Требуют ликвидации и реабилитации земли накопители Мариупольского, Авдеевского, Енакиевского химзаводов. На Мушкетовском и Григорьевском отвалах двумя Макеевскими коксохимическими предприятиями были накоплены целые озера кислой смолки, которые тоже нужно убрать. Но, увы, даже на ликвидацию или, по крайней мере, модернизацию накопителей денег не хватает.
- То есть все очень печально, и выхода не предвидится?
- Выход ищут. Разработана и реализовывается "Программа охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в Донецкой области на 2001-2005 годы". Изыскиваются средства на ее реализацию. Строятся полигоны для мусора, планируются новые. На все нужны время и деньги как и везде.
Источник: Media.ukr-info.net |