Без эффективного парка коммунальной техники трудно представить полноценную работу всей системы ЖКХ, а значит, и нормальное функционирование городской жизни. Коммунальная техника обеспечивает бесперебойную работу дорожно-транспортной системы, систем водопровода и канализации, предотвращает в буквальном смысле этого слова «погребение» города в отходах и мусоре.
В важнейшем сегменте коммунальной техники – подметально-уборочных машин широко распространены машины, смонтированные на шасси грузовых автомобилей, а также машины прицепного типа, такие как «Магистраль» («Спецмаш», Пенза), «ЧистоГор» («РАРЗ», г. Ряжск), «ПуМа» («КоРМЗ», Кемерово). Широко известны отечественные тротуароуборочные машины ПУМ-99 (на базе ЗиЛ-433362), ПУ-93 (ГАЗ-3307), ПУМ-1 (ГАЗ-3307), ПУ-94 (ЗИЛ-433362) и достаточно качественная и надежная всасывающая подметально-уборочная машина КО-326. КО-326 массой 19,5 т, скромная по размерам (6,7х2,5х3,4 м) и с большим к.п.д. (95%), предназначена для очистки дорог с асфальтовым или цементобетонным покрытием от мусора.
С ее помощью осуществляют полный цикл уборочных и разгрузочных работ – от улиц до места утилизации отходов. В состав ее спецоборудования входят бункер-мусоросборник, система всасывания и подачи в бункер, водяная система, автономный двигатель для привода всех рабочих органов спецоборудования, гидросистема, щетка, лотковая щетка, щетка подборщика, пульт управления. Разгрузка бункера-мусоросборника самосвальная, привод рабочих органов – гидравлический. Управление рабочими органами, спецоборудованием и автономным двигателем осуществляется с пульта в кабине.
Незаменимы на уборке улиц бульдозеры-погрузчики на базе тракторов: их используют на уборке в большинстве российских городов, поскольку стоят они сравнительно недорого, надежны и просты в эксплуатации. Хороший пример – бульдозер-погрузчик ДЗ-133, оснащенный ковшом и отвалом. Его применяют для планировки грунта и мусора отвалом, засыпки ям и траншей, погрузки и транспортировки сыпучих материалов, подъема и перемещения штучных и тарных грузов, всесезонной очистки проезжей части.
Шнекороторные снегоочистители очищают дорожное покрытие от снега, удаляют снежные валы, образованные другими снегоочистителями, отбрасывая снег в сторону или загружая в транспорт. Фрезы для механизированной уборки очищают ото льда дороги, улицы (хорошая машина – ФЛФ-1600, скалывает лед на глубину до 100 мм, обрабатывая полосу шириной 1,6 м).
Важная роль в парке российской коммунальной уборочной техники отводится многоцелевым коммунально-строительным машинам (МКСМ), в частности, производства Курганмашзавода. Каждая вторая машина класса МКСМ, купленная в России, выпущена этим предприятием. Кроме них в номенклатуре предприятия более 60 наименований различного навесного оборудования. У популярной модели Курганмашзавода МКСМ-800 грузоподъемностью (г/п) 800 кг максимальная разгрузочная высота составляет 2410 мм. Ее габаритные размеры очень небольшие – 221532701680 мм, это обеспечивает ее широкое применение в самых разных сферах вплоть до садово-парковых хозяйств.
Сравнивая отечественные и импортные подметально-уборочные машины (ПУМы), надо отметить, что в целом в основе их две принципиально разные концепции работы. Действие большинства импортных ПУМов основано на вакуумном или вихревом принципе. Вакуумный – это принцип обыкновенного бытового пылесоса, а в основе действия вихревой подметально-уборочной машины – вихревая газодинамическая система. В процессе ее работы отрыв и подъем твердых и жидких загрязнителей от поверхности и перенос их в рабочий бункер происходит за один цикл. В вихревой уборочной машине отсутствуют вращающиеся щетки, механизмы их привода. Из импортных ПУМов на российском рынке наиболее широко представлены такие бренды, как Johnston sweepers (серия V-Range, Великобритания), KROLL, Bucher Schоrling, Schwarze и Hover, Farid, MORO (Италия), Multicar Spezialfahrzeuge GmbH (ФРГ). Свои разработки в линейке коммунальной техники есть у компаний Dressta, Bomag и др.
Весьма интересны многофункциональные коммунальные машины для выполнения широчайшего спектра уборочных работ. Multicar M26 массой 4,8 т с двигателем IVECO развивает скорость до 90 км/ч, ее производят в трех базовых модификациях:
• Transline грузоподъемностью (г/п) до 2,7 т – спецверсия для перевозки грузов в самосвальном кузове или в специальном контейнере с возможностью саморазгрузки;
• Ecoline – базовое шасси для установки специального навесного оборудования для стационарной работы;
• Profline – усовершенствованное шасси с трехконтурным гидрооборудованием для работы с несколькими видами навесного оборудования.
Multicar Tremo производят в двух модификациях – Tremo Carrier и Tremo Carrier S, различающихся мощностью гидравлических систем. У Multicar Fumo четыре модификации, различающиеся также мощностью гидросистемы и возможностью выполнения работ с точным маневрированием на базе модификации Multicar Fumo Сarrier H.
Менее известны, но также весьма интересны машины швейцарской фирмы Marsel Boschung AG. Delfi массой 11 т оборудована отвалом для уборки снега и шнекороторным агрегатом для его уборки, разбрасывателем песко-соляной смеси и может работать с гидравлическим краном-манипулятором, тросовой лебедкой. Delfi можно использовать для установки телефонных и осветительных столбов и мачт, уплотнения грунта и транспортировки груза с опрокидыванием кузова на три стороны. Jetbrum – более тяжелая машина (21 т) и кроме перечисленного выше оборудована установкой для скашивания травы вдоль автострад на склонах высотой до 6 м, может очищать открытые канализационные стоки вдоль дорог. При уборке снега развивает рабочую скорость до 80 км/ч.
Мусоровоз-«малютка» не повредит тротуар и газоны, «проскользнет» в любой узкий проезд
В сегменте мусоровозов лидируют разработки итальянской компании Farid и отечественные разработки разных модификаций КО. Мусоровозы с боковой и задней загрузкой Farid PN9, T1 и T1H Narrow могут базироваться и на импортных шасси, и на шасси МАЗ, КамАЗ, «Урал». Вместимость их кузовов – от 9 до 16 м3, у Farid T18C, Farid Selecto 19, Farid T19C этот параметр больше – 18...19 м3. У модификации Selecto есть возможность раздельной загрузки в кузов и загрузочный бункер. У мусоровоза Farid FMO-21 с кузовом вместимостью до 21 м3 есть возможность боковой механизированной загрузки. Самые крупные мусоровозы марки Farid – FMO-30 и T30A с кузовом на 30 м3. Время подъемного цикла этих мусоровозов – 35...40 с.
Из отечественных разработок этого вида техники широко применяется модель КО-427 для сбора и транспортировки твердых бытовых отходов (ТБО). Этот тип мусоровоза позволяет загружать приемный бункер вручную с помощью небольших емкостей. Прессующий механизм из двух стальных плит приводится в действие четырьмя гидроцилиндрами. Выгрузка отходов из кузова осуществляется выталкивающей плитой. Управляют процессами захвата, выгрузки и прессования с пульта на левой боковине заднего борта.
На мусоровозе КО-449-02 на шасси КамАЗ с прессующей плитой выгрузка производится самосвальным способом. Управление рабочими процессами осуществляется из кабины и дублируется с пульта в правой задней части кузова. На мусоровозе предусмотрена регулировка частоты вращения двигателя, что позволяет вести работу манипулятора на холостом ходу и производить прессование на повышенных оборотах.
Мусоровоз с боковой загрузкой КО-449 со сходными параметрами отличается новым исполнением кузова. Для улучшения условий обслуживания мусоровоза при эксплуатации трубопроводы гидросистемы вынесены из межлонжеронного пространства, а гидрораспределитель помещен на правую сторону надрамника, что обеспечивает свободный доступ к элементам гидрооборудования независимо от положения кузова. У манипулятора теперь новая конструкция захвата за переднюю стенку: так называемый «укороченный прижим».
Портальные и контейнерные мусоровозы также представлены на российском рынке модификациями КО, а наиболее интересные из них – КО-450 и КО-452. Контейнерный мусоровоз КО-450 для сбора ТБО и крупногабаритного строительного мусора, его транспортировки и разгрузки базируется на шасси ЗИЛ, АМУР или МАЗ. В состав спецоборудования входят следующие основные узлы: надрамник, стрела, контейнер, аутригеры, гидросистема, система трубопроводов, электрооборудование. Съемный открытого типа контейнер может фиксироваться в любом промежуточном положении. На контейнер можно крепить тент. Разгрузка осуществляется самосвальным способом.
Мусоровоз КО-452 может работать с контейнерами как открытого, так и закрытого типа. Работает он в двух режимах:
• погрузочно-разгрузочное устройство, приводимое в действие гидросистемой, обеспечивает подъем контейнера с площадки и установку его на надрамник шасси, а также перемещает контейнер в обратном направлении;
• погрузочно-разгрузочное устройство может модифицироваться и разгружается самосвальным способом через задний борт.
Мусоровоз FARID
Одна из самых «деликатных» сфер работы коммунальной техники – это ассенизационные работы, осуществляемые вакуумными машинами. Для этих целей широко используются популярные иностранные машины марки MORO и отечественные модификации КО, в частности хорошая и безотказная машина КО-529 на шасси ЗИЛ, АМУР и ГАЗ. В состав ее спецоборудования входят цистерна на 3,75 м3, вакуумный насос с приводом, сигнально-предохранительное устройство, приемный люк с всасывающим шлангом, краны управления с трубопроводом, площадки обслуживания. Цистерна заполняется жидкими отходами за счет разрежения. При заполнении цистерны сигнально-предохранительное устройство срабатывает и отключает подачу жидкости. Опорожнение производится как самотеком, так и под давлением. Близкородственный сектор к этим установкам – илососные и каналопромывочные машины.
Важная часть коммунальной техники – сменное (навесное) оборудование. Это разного рода заглушки для временного герметичного перекрытия внутренней полости трубопроводов при ремонтно-восстановительных и аварийных работах, водораспределительные краны (как правило, четырехходовые) для управления каналопромывочными насадками; собственно насадок донный каналопромывочный для прочистки коллекторов и канализационных трубопроводов; насадок реверсивный для жировых отложений (можно использовать в качестве реверсивного) для эффективной очистки труб от жировых отложений благодаря наличию поперечных сопел, создающих закрученные по стенкам трубы водяные струи; насадок двухрежимный каналопромывочный; насадок проходной каналопромывочный для профилактической очистки трубопроводов диаметром до 600 мм; эжекторные насосы, способные облегчить работу каналопромывочных и комбинированных машин, позволяющие выполнять технологические операции по откачке воды из колодцев и отстойников; мойки высокого давления. Наконец, важнейшее навесное оборудование – это, конечно, щетки дисковые и лотковые, а также щеточные диски. Правильно подобранные качественные щетки – залог эффективной работы любой коммунальной техники, задействованной на уборке территорий.
Для такой северной страны, как Россия, важнейшим навесным оборудованием является предназначенное для борьбы со снежными заносами – им оснащают шнекороторные, фрезерно-роторные, плужно-роторные и лаповые снегоочистители. Лаповые снегопогрузчики на базе, как правило, двухосного полноприводного спецшасси применяют в условиях большого города, когда нет возможности далеко отбрасывать собранный снег. Его рабочим органом является скребковая лопата с лаповыми захватами и стреловидный транспортер. Обычно каждый производитель сменного оборудования для коммунальной техники имеет свою оригинальную номенклатуру и свои эксклюзивные разработки.
Весьма интересен список оборудования производства Смоленского автоагрегатного завода и ОАО «Комплексные дорожные машины» (Смоленск), Ряжского авторемонтного завода. Среди других производителей можно выделить Северодвинский завод дорожных машин, Тосненский механический завод, Кемеровский опытно-ремонтный завод, белорусский «Амкодор», ОАО «Коммаш» (Арзамас), Дмитровский экскаваторный завод, ООО «Спецдормаш» (г. Миасс), «Башсельмаш» (г. Нефтекамск), Уральский автомоторный завод (Новоуральск).
Источник: журнал "Основные средства" |