С каждым годом проблема утилизации бытовых и промышленных отходов становится в России все более актуальной и теперь стала головной болью администрации не только мегаполисов, но и небольших городов.
В условиях плотной городской застройки накопительные контейнеры зачастую размещают во дворах, куда въезд ограничен размерами арки или шириной проезда. Это создает определенные ограничения как по габаритам мусоровозов, так и по условиям вывоза. Зачастую проблема проезда мусоровоза во двор вынуждает устанавливать накопительные емкости на тротуаре или проезжей части улиц.
Специально для таких условий, характерных для многих городов России, ряд отечественных организаций в рамках инновационных программ фонда «Чистая Москва» разработали техническое решение, позволяющее достаточно успешно справиться с проблемой. Подразумевается, что сбор мусора из накопительных емкостей производят малогабаритным мусоровозом с самосвальным кузовом, который оснащен универсальным гидроманипулятором для загрузки мусора из накопительных емкостей. Конструкция гидроманипулятора позволяет опорожнять различные виды накопительных контейнеров вместимостью от 240 л до 1,1 м3. Компактные размеры мусоровоза и его маневренность дают возможность работать в стесненных условиях.
Малогабаритный мусоровоз после сбора мусора подъезжает к компактору (компактной мусороперегрузочной станции) и разгружается самосвальным способом, заполняя прессовую камеру компактора. Сами компакторы, выполненные в мобильном или стационарном вариантах, как раз и предназначены для накопления и прессования любого вида промышленного и бытового мусора. Их вместимость достигает 30 м3, а усилие прессования –38 тс.
Кстати, время цикла, ширина загрузочного бункера и сила прессования могут быть адаптированы к конкретным условиям. Имеются модели, оборудованные дистанционным контролем с функцией отсылки SМS-сообщений о заполнении на 75 и 100%. Конструкция этих устройств, хорошо приспособленных для работы в далеко не простых российских климатических условиях, позволяет оптимально распределять нагрузку, продлевая ресурс компактора.
В зависимости от конкретных условий возможно использование нескольких типов компакторов (мобильных или стационарных, со шнековым уплотнителем). Спрессованный мусор в компакторах, которые в цикличном режиме производят его уплотнение примерно в 5 раз, с помощью автомобилей, оснащенных системой самопогрузки типа «мультилифт», транспортируют непосредственно к месту размещения, переработки и захоронения. При этом снижается риск возникновения пожара, улучшается санитарное состояние помещения и территории предприятия. Оснащение встроенными или мобильными опрокидывающими устройствами позволяет разгружать в компактор мусорные контейнеры всех видов (стандартные и нестандартные). Описанный способ двухстадийного вывоза мусора позволяет, с одной стороны, оптимизировать места расположения и тип накопительных емкостей, а с другой – снизить затраты на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) из «проблемных» районов города.
Высокое усилие прессования и производительность являются ключевыми факторами сокращения издержек и важным вкладом в экономически и экологически эффективное управление отходами, а многократное сокращение транспортных расходов дает возможность быстро окупить стоимость компактора.
В соответствии с упомянутыми требованиями по заказу фонда «Чистая Москва» компании «Солид ПС» и «Вторсырьепереработка» недавно создали мусоровоз МКС 700К, входящий в состав серии спецавтомобилей серии «Омега». Для реализации данной цели в качестве транспортной базы использовано шасси автомобиля ГАЗ-3310 «Валдай» грузоподъемностью 3,5 т. Новый образец неплохо приспособлен для транспортировки твердых бытовых и промышленных отходов с ручной и механизированной загрузкой. Область применения машины достаточно разнообразна. Это различные технологические системы сбора ТБО в больших и малых городах, на сельскохозяйственных угодьях хозяйств, специализирующихся на выращивании винограда, ягод, фруктов и овощей, работа на стройплощадках.
Отличительными особенностями машины являются высокая маневренность, экономичность и простота в обслуживании благодаря небольшим размерам. Последнее обстоятельство можно считать весомым преимуществом перед громоздкими мусоровозами в условиях тесных улиц и подъездов к контейнерам во дворах. «Омега» по сравнению с используемыми машинными сборщиками бытовых отходов создает значительно меньшую нагрузку на дорожное асфальтовое покрытие, что позволяет продлить срок его эксплуатации.
В автомобиле имеется возможность как ручной, так и механизированной загрузки содержимого контейнера в бункер вместимостью 7 м3. Конструкция бункера, который закреплен на специальном надрамнике с возможностью поворота, выполнена из стального листа и усилена стальным профилем; она имеет непрерывный сварной шов, а монтаж соединений гарантирует высокую прочность и максимальную безопасность. Отходы уплотняет подвижная плита, расположенная внутри бункера, оснащенного левой и правой откидными площадками для ручного и гидравлического оборудования, необходимого при механизированной загрузке.
Каждое такое устройство выполнено в виде шарнирно-рычажного механизма (опрокидывателя, он же манипулятор), перемещаемого парой гидроцилиндров, и площадкой, к которой крепятся один или два стандартных уличных мусоросборочных контейнера одинакового или разного типа. Манипулятор обеспечивает захват, подъем, опрокидывание, встряхивание и возвращение контейнера на место. Рабочая зона погрузочного устройства позволяет работать с несколькими контейнерами без передвижения машины.
Для разгрузки в компактор ТБО и промышленных отходов из бункера мусоровоза при его опрокидывании на угол, близкий к 90°, используется длинноходный телескопический гидроцилиндр. Перемещение крышки, закрывающей загрузочное отверстие, расположенное в верхней части бункера, осуществляет гидроцилиндр двустороннего действия. Надо отметить, что устойчивость МКС 700К во время работы (погрузки мусора) обеспечивают две задние гидравлические опоры, прикрепленные к задней части надрамника.
Как надеются разработчики мусоровоза «Омега», их творение, как и компактные мусороперегрузочные станции, поможет улучшить ситуацию со сбором и транспортировкой отходов в городах.
Источник: журнал "Основные средства" |