Зарегистрированных посетителей: 22219
НА ФОРУМЕ ОБСУЖДАЮТ:
Нефтяной сорбент
Сообщений: 12 Последнее сообщение: 23.12.2024 13:46
Чума фейерверков
Сообщений: 67 Последнее сообщение: 22.12.2024 11:35
В РЭО заявили, что проблемы мусорной реформы решаются
Сообщений: 1 Последнее сообщение: 21.12.2024 07:08
ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ:
Термохимическая переработка ТБО
Просмотров: 1207975 Последнее сообщение: 18.12.2024 12:08
"Бумажный"ТБО"-спорим,коментируем, задаем вопросы авторам статей, доступных для скачивания
Просмотров: 436455 Последнее сообщение: 20.12.2024 07:01
Чума фейерверков
Просмотров: 13415 Последнее сообщение: 22.12.2024 11:35
ПЕРЕЙТИ НА ФОРУМ
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5
Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru
Отдел подписки:
Прямая линия: +7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru
Отдел рекламы:
Прямая линия: +7 (499) 267-40-10 +7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru
Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru
|
"Неотложное решение проблемы отходов производства и потребления – важнейшая сфера правовой охраны окружающей природной среды"
|
А.А. Рябов | По данным Федеральной целевой программы «Отходы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 13 сентября 1996 года № 1098, в Российской Федерации ежегодно образуется около 7 млрд. тонн только твердых отходов, а сколько таких отходов сбрасывается в водные объекты на законных основаниях и без таковых – вообще неизвестно.
Особую опасность представляют токсичные отходы, в том числе содержащие канцерогенные вещества, которых накопилось в отвалах и на свалках в количестве 1,6 млрд. тонн. Возможно, что на сегодняшний день эта цифра возросла.
Для наглядности сошлемся на один лишь пример, потому что в других регионах картина аналогичная. Так, на более чем 50 крупных предприятиях Ульяновской области скопилось почти 311 тыс. тонн токсичных отходов, из которых лишь 57,6% расположено в местах, отвечающих нормативам. Отмечено, что на одного жителя Ульяновска приходится 350 кг токсичных отходов, а Димитровграда – 500 кг («Народная газета», 1 марта 1994 г.). Читатель может сказать, что прошло почти 10 лет и положение изменилось в лучшую сторону. Если так, то весьма и весьма незначительно, т.к. в Ульяновской области до сих пор нет предприятия, способного справляться с этим злом. Захоронение же токсичных отходов может сопровождаться тяжелыми последствиями.
Таким образом, как написано в газете «Сибирские губернские ведомости» от 16 марта 1995 г., Россия стоит перед реальной опасностью задохнуться от свалок токсичных отходов (здесь нельзя забывать и о сбросе их в водную среду, и через поглощающие скважины в недра. – А.Р.). Газета ссылается на данные межведомственной комиссии по экологической безопасности Совета безопасности Российской Федерации, согласно которым, помимо накопленных 1,6 млрд. тонн «отечественных» токсичных отходов, на территорию России ежегодно ввозятся еще до 2 тыс. тонн. Иностранным государствам это крайне выгодно, т.к. захоронение одной тонны отходов на Западе стоит до 3 тыс. долларов США, в России же захоронение одной тонны оценивается в 15 долларов за тысячу тонн.
Однако, пожалуй, самую большую опасность представляют радиоактивные отходы, которые некоторые страны очень желали бы ввозить в Россию для захоронения. Однако, как заявляют специалисты: «Каждая тонна ядерного топлива оставляет в нашей земле 5 тыс. тонн высокоактивных и 15 млн. тонн средне- и низкоактивных отходов. Это ли не аргумент против ввоза радиоактивных отходов в нашу страну?» (см.: Н.Миронова «Своих отходов мало, берем чужие» // Российская газета. - 1994. - 2 июня). В конце концов этот спор был разрешен законодательно.
Обратимся к ст. 48 Закона, которая называется «Требования в области охраны окружающей среды при использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов».
В ч. III ст. 48 сказано, что ввоз в Российскую Федерацию радиоактивных отходов и ядерных материалов из иностранных государств в целях их хранения или захоронения, а также затопление, отправка в целях захоронения в космическое пространство радиоактивных отходов и ядерных материалов запрещаются, кроме случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
В ч. IV ст. 48 содержится та же идея, что и в ч. III. Однако обращается особое внимание в ней обращается на на обязательность экологической экспертизы при ввозе облученных ядерных реакторов для их временного хранения и (или) переработки.
Кроме национального законодательства, регулирующего ввоз, могут быть использованы и международные договоры Российской Федерации. В этой части ст. 48 содержатся и другие требования, призванные обеспечивать охрану окружающей среды и экономических интересов России с учетом приоритетности права возвратить образовавшиеся после переработки отходы в государство – «производитель» ядерных материалов.
Существуют и другие проблемы, связанные с отходами. Как писала А.Галиуллина в статье «Экологи против больничных отходов» (см. газету «Казанские ведомости № 141), медицинские отходы весьма специфичны. К ним относятся материалы и инструменты, загрязненные кровью, выделения, паталогоанатомические, органические операционные отходы, а главное, материалы, контактирующие с заразными больными.
Особо опасными являются отходы туберкулезных диспансеров. Можно с уверенностью сказать, что утилизация таких отходов находится не на высоком уровне. В этой статье, например, говорится, что в городском туберкулезном диспансере в поселке Каменка с 1994 г. работа ведется в режиме реконструкции, что приводит к нарушению экологического законодательства.
Хорошо, что в нашей республике тубдиспансеров мало, а вот в одной из бывших союзных республик их было 15. К сожалению, эти учреждения свои отходы попросту закачивали в поглощающие скважины. Иначе как тяжким преступлением это деяние нельзя назвать.
Итак, проблема отходов волнует не только органы власти и управления, но и широкую общественность, средства массовой информации. СМИ буквально пестрят сообщениями о всевозрастающем количестве отходов производства и потребления. В печати появились такие термины, как «мусорная эпидемия», «мусорная война», «империя мусора», отходы сравниваются с бочкой пороха и т.д. Основную опасность здесь представляют несанкционированные свалки и захоронения, да и санкционированные разрастаются до угрожающих размеров. К тому же не все отходы, на наш взгляд, могут соседствовать, некоторые отходы должны быть изолированы от других. Вряд ли этот вопрос сейчас контролируется и решается.
Сейчас даже свалки снега стали опасными.
В Вахитовском районе Казани, как писали в «Российской газете» А.Григорьев и А.Хабибуллин (см. «Лед равнодушия. Центру Казани угрожает катастрофа» // РГ. – 2002. – 25 октября), снеговая свалка существует более 30 лет. За это время образовалась многометровая толща льда, который до конца не тает даже в летний зной.
Оказывается, предельно допустимые концентрации (ПДК) в этом снежнике (есть такое понятие в водном законодательстве. – А.Р.) нефтепродуктов превышают в 11 тысяч раз, тяжелых металлов – в десятки и сотни раз, ртути – в 4 тысячи раз. Свалка находится бок о бок с Арским кладбищем. Образующиеся в результате таяния снега воды размывают склоны, где находятся могилы. В результате в такой воде были обнаружены превышающие ПДК тонны аммония – продукта уже органического происхождения. Эти факты свидетельствуют о наличии в центре Казани опаснейшей в экологическом отношении зоны. Здесь нужно добавить еще и то, что талые воды попадают в протекающую вблизи реку Казанку. Между тем власти Казани и ее природоохранные службы мало что делают для устранения этой серьезной для жителей города опасности.
Пожалуй, не найдешь в нашей стране населенного пункта, не говоря о крупном городе, где бы эти свалки не стали настоящим бичом, бедствием для населения.
В одной из заметок, опубликованной в газете «Казанские ведомости» от 27 августа, которая называется «Москва превратилась в свалку», говорится о том, что Департамент природопользования и охраны окружающей природной среды насчитал более 60 несанкционированных свалок. Думается, что несанкционированных захоронений если не в самой Москве, то в ее окрестностях тоже немало.
В нашей республике дело с отходами также обстоит не самым лучшим образом. Чего стоит только одна Самосыровская городская свалка.
Начнем с того, что ежедневно в Казани накапливается 2 тыс. кубометров отходов. На Самосыровской свалке аккумулируются не все, а только 750 тыс. кубометров за год. Если учесть, что в Казани их накапливается 2 тыс. кубометров, то выходит, что лишь половина казанских отходов попадает на свалку. А где же остальные? Оказывается, они попадают на стихийные свалки, а их за год фиксируется числом 150. Куда до нас Москве!
Самосыровская свалка ранее (начало 60-х годов прошлого столетия) предназначалась только для Советского района, а теперь она стала городской и из-за этого чудовищно разрослась. Отсюда унифицированные «мусорные» стоки растекаются в радиусе 20 км от свалки, а отравленный воздух распространяется уже в радиусе 30 км (см. на ранее указанную статью И.Деминой «Мусорная война: наступление по всему фронту»).
Разговор о мусоре как разновидности отходов в нашей печати порой идет на оптимистичной ноте. Утверждается, что скоро развернется широкое строительство мусороперерабатывающих заводов. К тому же, у нас уже есть немало таких. Однако факты свидетельствуют об обратном. В России насчитывается едва ли более десятка заводов. У нас в республике построена первая очередь мусороперерабатывающего завода в Альметьевске, планируется строительство небольшого завода около Самосыровской свалки.
Особо хочу сказать о Зеленодольском мусороперерабатывающем заводе. Надежды, которые на него возлагались, не оправдались. Оказывается, проект этого предприятия порочен, и теперь, по сути дела, нужен новый, современный проект. К сожалению, здесь упущено драгоценное время, да и средства, так необходимые для строительства, возможно, использованы неэффективно, а может, и хуже того – потрачены напрасно. К тому же оказалось, что строительство такого объекта – дело далеко не простое.
Среди путей решения проблемы отходов производства и потребления важнейшее место занимает правовой.
22 мая 1998 года Государственной Думой принят Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Отрадно, что и в Республике Татарстан аналогичный закон принят еще ранее – 2 июля 1997 г.
Кроме того, в Федеральном законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 20 декабря 2001 года содержатся базовые статьи 23 и 24, которые посвящены охране среды от отходов производства и потребления.
Неплохим подспорьем явилась бы новая Федеральная целевая программа «Отходы», т.к. прежняя программа, рассчитанная на 1996-2000 гг., не дала ожидаемых результатов.
Итак, попытаемся вначале прокомментировать некоторые статьи Российского закона об отходах производства и потребления, т.к. рамки нашей статьи не позволяют сделать более полный комментарий.
Настоящий Закон состоит из 8 глав и 31 статьи.
В главе 1 содержатся общие положения. Здесь даны основные понятия отходов, сказано об их использовании, обезвреживании, захоронении, хранении, размещении, транспортировке, в т.ч. трансграничном их перемещении, паспорте отходов, видах отходов и др.
Хочу особо отметить, что сформулированные в Законе понятия играют огромную роль в правоприменении. До 1955 года подобных понятий в экологическом законодательстве, по сути дела, не было, а это мешало правильно применять законы и подзаконные акты, не способствовало правильной квалификации правонарушений, избранию меры наказания виновных и, что не менее важно, не способствовало профилактике правонарушений и в целом снижало эффективность природоохранной деятельности.
В ст. 3 главы 1 отражены основные принципы государственной политики в области обращения с отходами. Можно отметить, что они полностью согласуются с принципами, отраженными в ст. 3 Закона об охране окружающей среды. Отрадно, что принцип охраны здоровья человека в Законе об отходах значится как приоритетный.
Весьма важной во всех отношениях является ст. 4 Закона, которая называется «Отходы как объект права собственности».
В нашей печати вопрос о собственности на отходы серьезно обсуждался (см. письма экс-Президента России Б.Н. Ельцина Председателю Совета Федерации Е.С. Строеву и Председателю Государственной Думы Г.Н. Селезневу под рубрикой «Чья собственность на отходы?» // Российская газета. – 1997. – 15 октября).
В ст. 4 Закона сказано, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Статья 4 допускает сделки с отходами, в результате которых возможна смена собственника.
Опасные отходы могут передаваться лишь во владение и пользование и лишь при наличии лицензии у будущего пользователя.
В случаях, если отходы брошены собственником или оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, их собственником может стать иное лицо, например, собственник земельного участка, на котором оказались бесхозные отходы.
На наш взгляд, было бы полезным в эту статью включить и процедурную норму. Здесь мы имеем в виду оформление права собственности на отходы нового лица.
В главе 2 указано на полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обращения с отходами.
Подобные разделы, свидетельствующие о полномочиях указанных государственных органов, содержатся практически во всех ресурсовых кодексах и федеральных законах. И если между ними есть какая-то разница, то она обусловлена объектом соответствующих отношений.
Центральной главой, если можно так выразиться, является глава 3 Закона. Эта глава посвящена общим требованиям по обращению с опасными отходами.
К общим требованиям к обращению с отходами относится, прежде всего, лицензирование этой деятельности. Применительно к лицензированию обращение с отходами есть такой подзаконный акт, как Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2002 г. № 340 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами». Лицензирование, кстати сказать, теперь пронизывает всю деятельность, связанную с использованием природных ресурсов. Это новый вид оформления прав участников природоохранных отношений, и хочется надеяться, что он оправдает себя.
Глава 3 Закона содержит 9 статей. В этих статьях речь идет о требованиях, предъявляемых к проектированию, строительству, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, сооружений и иных объектов. В принципе данные требования согласуются с требованиями, изложенными в главе 7 Закона об охране окружающей среды.
В статье 11 особо отмечены требования, предъявляемые к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Транспортировка опасных отходов (ст. 16), трансграничное перемещение отходов (ст. 17) также должны осуществляться в рамках определенных требований.
Совершенно очевидно, что Закон, касающийся указанных требований, должен быть конкретизирован в различных подзаконных актах.
Некоторые требования уже существовали до принятия Закона. К таковым можно отнести «Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации 10 февраля 1997 г. № 155; «Правила организации государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации 11 октября 1997 г. № 1298.
После выхода в свет Закона были приняты следующие акты: «Порядок выдачи и аннулирования разрешений на трансграничные (транзитные) перевозки опасных отходов», утвержденный Приказом Председателя Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды 31 декабря 1998 г. № 788 (см. «Российскую газету» от 6 апреля 1999 г.; Постановление Правительства Российской Федерации «О трансграничном перемещении отходов» от 17 июля 2003 г. № 442). Многочисленные требования к обращению с отходами еще нуждаются в конкретизации, т.е. они еще не нашли отражения в подзаконных актах. При разработке этих актов полезным было бы максимально использовать положения Экологической доктрины России.
В главе 4 уделено внимание нормированию, государственному учету и отчетности в области обращения с отходами.
Представляется, что нормирование, так же, как и лимитирование, – это самостоятельная функция управления в данной сфере отношений, а учет и отчетность больше тяготеют к кадастровой деятельности.
В связи с увеличением антропогенной нагрузки на окружающую природную среду нормирование и лимитирование заняли одно из ведущих мест в системе управления в целом качеством среды и, в частности, в отношениях, связанных с отходами.
Закон об отходах производства и потребления не обошел вниманием и государственный кадастр отходов. Ведение кадастра отходов должно значительно увеличить качество управления. Роль и значение кадастров хорошо себе представляли еще древние греки и римляне. Отсюда к составлению кадастра отходов следует отнестись очень серьезно и не затягивать его принятие, как это было с земельным кадастром, на долгое время.
На наш взгляд, хорошим подспорьем для составления кадастра явился Приказ Министерства природных ресурсов (МПР) от 2 декабря 2002 г. № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (см. «Российскую газету» от 23 января 2003 г.).
Отметим, что роль и значение кадастров чрезвычайно велики в случаях разрешения споров, привлечения к юридической ответственности, осуществления экологического контроля, ибо данные кадастра при решении названных вопросов играют порой весьма существенную роль.
Велика роль кадастров и в случаях, когда при решении тех или иных вопросов правоприменитель сталкивается с пробелами в праве или законодательстве.
Известно, что в природоохранной деятельности все заметнее делается акцент на экономические методы регулирования, хотя нужно признать, что законодатель не собирается как-то умалить и административно-правовые. Полагаю, что государство как никогда стремится найти оптимальное соотношение этих двух методов регулирования.
В целях планирования мер по уменьшению количества отходов, их использованию, обезвреживанию (я бы добавил – и безопасной транспортировке и хранению. – А.Р.), размещению и с учетом состояния окружающей среды ст. 22 Закона предписывает компетентным органам разрабатывать федеральные и региональные программы. К сожалению, разработка таких программ затянулась. Следует добавить, что разработку программ пора уже осуществлять строго на научной основе.
Совершенно справедливо в статье закреплены меры материального стимулирования (следовало бы и морального. – А.Р.). О материальном стимулировании рационального использования природных ресурсов стали говорить еше в конце 60-х годов. Здесь достаточно вспомнить первые Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик от 13 декабря 1968 г.
Однако на реальную основу материальное стимулирование было поставлено лишь в наши дни.
Глава 5, о которой сейчас идет речь, указала на составляющие элементы материального стимулирования, но не назвала и такие важные элементы, как налоги, льготные кредиты, а они, между прочим, могут играть в этом деле большую роль.
Добротно выглядит в Законе глава 6, где фигурирует государственный контроль в области обращения с отходами. Здесь практически уделено внимание всем видам контроля.
11 октября 1999 года Министерство Российской Федерации утвердило «Положение о государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Российской Федерации» (см. «Российскую газету» от 9 декабря 1999 г.). Такой шаг законодателя нельзя не приветствовать. Но необходимы и Положения об учете и контроле других разновидностей отходов.
Правда, в законодательстве об отходах впервые появились акты, относящиеся к категории жидких отходов. Здесь мы имеем в виду Приказ министра экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 19 апреля 2002 г. № 32, которым утвержден «Порядок рассмотрения и согласования Перечня не уделяемых водоподготовке загрязняющих веществ»; «Инструкцию о порядке определения критериев безопасности и оценки состояния гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов на поднадзорных Госгортехнадзору России производствах, объектах и в организациях», утвержденную Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России (Госгортехнадзора)» от 4 февраля 2002 г. № 10; «Правила безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов», утвержденные Госгортехнадзором России 28 января 2002 г. № 6.
Как нам представляется, в Законе следует закрепить и статью о мониторинге отходов, который был бы очень хорошим подспорьем для осуществления экологического контроля.
И, наконец, глава 7 посвящена ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Здесь так же, как и в актах кодификации и федеральных законах, предусмотрена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.
В отличие от прежних нормативных актов, в главе об ответственности не содержится перечень нарушений соответствующего законодательства, т.к. эта глава Закона является бланкетной.
Административная ответственность за нарушение законодательства об отходах предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях. Так, согласно ст. 8.2, административная ответственность может наступить за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Эта статья тесно связана со ст. 8.6, где речь идет о порче земельных угодий. Земельные угодья могут быть испорчены и размещенными на них свалками отходов, в т.ч. отходами токсичными, радиоактивными.
Статья 8.7 тоже имеет отношение к отходам производства и потребления и применяется в случаях невыполнения обязанности по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. К числу таких обязанностей с полным основанием можно отнести обязанность удалять или нейтрализовать отходы на тех или иных землях и особенно на сельскохозяйственных угодьях и, тем более, пахотных.
Ответственность за нарушение законодательства, где могут фигурировать отходы, предусмотрена ст. 8.9 Кодекса. Данная статья гласит: «Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, влечет за собой наложение штрафа…».
Из статьи следует, что загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов может произойти и твердыми, и жидкими отходами. На практике встречается немало случаев, когда, например, жидкие отходы закачивают под землю в специально пробуренные для поглощения скважины.
Административная ответственность за нарушение водного законодательства, где опять же фигурируют отходы, может наступить согласно ст. 8.13 «Нарушение правил охраны водных объектов», 8.14 «Нарушение правил водопользования». Здесь любые отходы, в т.ч. сточные воды, могут причинить существенный вред водной среде, ее обитателям, водной растительности, а там, где такие воды используются для питьевых и бытовых нужд, – и людям.
В Кодексе содержится и еще одна важная статья – это ст. 8.19. В ней предусматривается ответственность за нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В Кодексе об административных правонарушениях есть и специальная статья, предусматривающая ответственность за нарушение требований к охране лесов (ст. 8.31). В статье, прежде всего, речь идет о нарушении санитарных правил. Не секрет, что такие нарушения могут явиться следствием неправильного обращения с отходами. К таким отходам можно отнести сточные воды, в т.ч. соленые, сопутствующие добыче нефти, загрязненные химическими, радиоактивными либо промышленными или бытовыми отходами и выбросами.
И, наконец, ст. 8.39 предусматривает ответственность за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.
Говоря о мерах наказания, следует отметить, что за упомянутые проступки в подавляющем большинстве в качестве санкции применяются штрафы, и если раньше эти штрафы строго фиксировались, то теперь они исчисляются с учетом минимальных размеров оплаты труда. Причем если раньше субъектами были только должностные лица и граждане, то теперь в качестве таковых фигурируют и юридические лица.
Уголовная ответственность за нарушение правил обращения с отходами наступает, прежде всего, согласно ст. 247 УК РФ. Эта статья предусматривает ответственность за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов. Статья гласит, что производство запрещенных видов опасных отходов или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, наказываются штрафом или лишением дохода осужденного, либо ограничением свободы, либо лишением свободы (ч. 1).
Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или загрязнение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются только лишением свободы (ч. 2).
Деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 247 УК РФ, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, наказываются только лишением свободы, но на более длительный срок – до 8 лет.
Кроме этой статьи, необходимо назвать и такие статьи, как ст. 250 УК «Загрязнение вод». Причем, несмотря на такое лаконичное название, она предусматривает ответственность и за засорение, истощение вод поверхностных и подземных, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств; если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, наказываются штрафами либо лишением дохода, либо лишением права заниматься определенной деятельностью, либо исправительными работами, либо арестом (ч. 1).
Те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника (следовало бы добавить – национального или природного парка. – А.Р.), либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются также штрафом, лишением дохода либо исправительными работами, либо лишением свободы. Здесь меры наказания более строгие, т.к. квалифицирующие признаки в данном случае намного серьезнее (ч. 2).
Деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 этой статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека (ч. 3), наказываются уже только лишением свободы на более длительный срок или на срок, предусмотренный ч. 2.
Гражданско-правовая ответственность возникает при наличии вреда, причиненного неправильным обращением с отходами производства и потребления.
Базовыми статьями применения этой меры являются ст. 77-79 Закона об охране окружающей среды.
Сразу же хочу отметить, что гражданско-правовая ответственность применяется наряду с административной или уголовной ответственностью. Здесь все зависит от размера причиненного вреда.
Самым, пожалуй, важным при применении мер гражданско-правовой ответственности является определение размера вреда и решение, возмещать ли его как убытки или, если есть возможность, возместить его в натуре. В гражданском праве возмещение вред в натуре (реальное возмещение вреда) является предпочтительным.
При возмещении вреда, вызванного неправильным обращением с отходами, обязательно придерживаются и принципа полного возмещения вреда.
Одним словом, возмещение вреда целиком и полностью зиждется на нормах гражданского права, хотя и с учетом того, что предметом споров являются природные объекты.
И еще на один момент хотим обратить внимание, а именно на средства определения размера вреда. Здесь чаще всего прибегают к применению различных методик или других документов (см. «Порядок определения размера вреда, причиненного окружающей среде несоблюдением нормативов предельно допустимых воздействий» от 9 августа 2002 г. № 849, утвержденный Приказом министра экологии и природных ресурсов РТ), в которых содержатся специальные формулы, позволяющие определять размеры экономического, а в отдельных случаях – и экологического вреда.
Ранее мы уже упоминали о Законе об отходах производства и потребления Республики Татарстан. Необходимо отметить, что этот Закон несколько «богаче» российского.
Так например, в разделе 4 содержатся нормы об информации и научных исследованиях в области управления отходами, а также раздел 6, посвященный разрешению споров в области управления отходами. В основном же тексты обоих законов совпадают, т.е. законы регулируют аналогичные отношения.
И последнее. Хозяйское отношение к отходам, их утилизации и т.д. могут принести не только большую экологическую, но и огромную экономическую пользу. Об этом неоднократно говорилось в нашей печати (см. статьи: В.Хлопотова «Люди на свалке» //Российская газета от 6 сентября 1998 г.; А.Мубаракшиной «Я могла бы избавить Татарстан от отходов и иловых стоков!» // Казанские ведомости от 5 апреля 2001 г.; И.Ракипова «Когда же мусор станет Клондайком» // Казанские ведомости от 16 ноября 1999 г. и др.).
Источник: Издательский центр Тибси |
|
|
Вторичные ресурсы Кубани
Наша компания занимается отбором и сортировкой вторсырья на территории г. Краснодар. Мощность мусоросортировочного комплекса составляет 161 тыс. тон в год. Отбор осуществляется по таким позициям как:
...
Кряж
Продажа резиновой крошки, утилизация шин, устройство травмобезопасных покрытий на основе резиновой крошки.
Ravne systems
Ravne system является одним из крупнейших производителей промышленных ножей в Европе, оборот компании 20 мл евро в год.
Мы поставляем продукцию в более 70 стран мира.
Компания изготавливает р...
ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
|