ОТРАСЛЕВОЙ РЕСУРС
О портале | О журнале | Свежий номер | Подписка | Электронная версия журнала | Отзывы | Реклама на портале | Реклама в журнале | English   
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА
Зарегистрированных посетителей: 22213

ЖУРНАЛ ТБО (№11 2024)
Просмотр выпуска
Архив номеров | Подписка

НОВОСТИ


КОНТАКТЫ
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5

Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru

Отдел подписки:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

Отдел рекламы:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

podpiska

Главная страница / Публикации по проблемам переработки и утилизации отходов и использованию вторичного сырья

"Некоторые аспекты правового регулирования отношений"


А. ЕМЕЛЬЯНОВ

Поскольку на территории РФ существует множество мелких и более крупных организаций, занимающихся торговой, посреднической и иной подобной деятельностью, которая не связана с производством чего-либо, но в результате которой все равно в той или иной степени образуются отходы потребления, то в этой связи важное значение приобретает определение плательщиков экологических платежей за такой мусор: за его хранение, размещение и последующую утилизацию.

Статья 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее по тексту - Закон) делит все отходы на две категории: на отходы производства и на отходы потребления. Логично, что различный "офисный" мусор, состоящий из остатков пищи, испорченных листов бумаги и пр., будет относиться к отходам потребления, поскольку он образовался не в процессе производства, а в процессе офисной жизнедеятельности и такое лицо, образующее отходы потребления, тем самым будет осуществлять обращение с ними.

Закон обязывает организации и частных предпринимателей при эксплуатации объектов, связанных с обращением с отходами, а также при осуществлении деятельности в области обращения с отходами разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов (ст. ст. 11, 18 и 19 Закона).

Разработка таких нормативов и лимитов преследует также и цель определения конкретного размера экологических платежей для каждого конкретного субъекта правоотношений в соответствии с Порядком установления экологических платежей, принятым Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632, а также Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344. Отсутствие у лица лимитов и нормативов в случае, когда их установление является обязательным, может повлечь привлечение лица к административной ответственности и наложению штрафа.

В связи со сказанным возникает логичный вопрос, тесно связанный с экологическими платежами: а обязаны ли среднестатистическая торговая организация, небольшая непроизводственная фирма или индивидуальный предприниматель разрабатывать подобные лимиты и нормативы, на основании которых они впоследствии будут осуществлять плату за экологию?

Как следует из ст. 21 Закона, экологические платежи взимаются с хозяйствующих субъектов не просто за образование отходов, а за их размещение (как будет указано ниже, по смыслу Закона размещением отходов занимаются специализированные организации). В ст. 1 Закона четко оговорено, что: - лимит на размещение отходов - это предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; - норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Таким образом, законодатель установил, что:

1) нормативы должны разрабатываться только теми организациями, отходы которых образуются в процессе производства продукции, то есть, иными словами, если отходы получились вследствие производства карандаша, то на них должны разрабатываться нормативы, а если имеется в виду сломанный работником карандаш, то такой отход норматированию не подлежит, поскольку является отходом потребления, а не производства;

2) лимиты отходов должны разрабатываться не теми организациями, которые образуют отходы, а теми, которые осуществляют последующее их размещение.

Из той же статьи 1 Закона следует, что размещение отходов - это хранение и захоронение отходов. Под хранением отходов признается содержание отходов в объектах размещения отходов (каковыми признаются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов: полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов есть изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Исходя из этих законодательных определений, становится понятно, что размещением отходов занимаются специализированные организации, которые вывозят образовавшийся мусор на специальные полигоны, хранилища и прочие объекты хранения и захоронения отходов, а временное хранение отходов в офисной корзине или в мусорном баке где-нибудь во дворе здания не является размещением таковых.

Таким образом, можно сделать общий вывод, что если у организации, индивидуального предпринимателя отходы не связаны с производством продукции и они самостоятельно свои отходы не размещают, то у них не возникает и обязанности по разработке и утверждению соответствующих лимитов и нормативов, как и не возникает обязанности по уплате соответствующих экологических платежей за образование лишь отходов потребления.

Представляется, что в указанных случаях в договорных отношениях по размещению отходов между клиентом, образующим отходы, и специализированной организацией, осуществляющей их размещение, лимиты должны разрабатываться этой организацией (с учетом согласования лимитов с образователем отходов) и обязанность по уплате соответствующих экологических платежей также должна лежать на ней с возможностью последующей корректировки платы за размещение отходов непосредственно с клиентом в договорном порядке в случае превышения клиентом согласованных сторонами лимитов.

С той же точки зрения можно рассматривать и арендные правоотношения, при которых арендатор также не осуществляет размещение отходов, а этим, как правило, занимаются специализированные предприятия в рамках договорных отношений с арендодателем.

Представляется, что в указанных выше статьях 11, 18 и 19 Закона, в которых закреплена обязанность лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами производства и потребления или эксплуатацию объектов, связанную с обращением отходов, устанавливать нормативы и лимиты, законодатель тем самым отграничил круг лиц, чья деятельность и эксплуатация объектов не связаны непосредственно с областью обращения с отходами, в отличие, например, от каких-то специализированных организаций, работающих в этой области. То есть нельзя трактовать эти статьи без учета всего вышенаписанного и положений, установленных статьей 1 Закона. Нужно отметить, что, исходя из смысла п. 4 ст. 4 Закона, если какое-нибудь лицо (например, арендодатель или специализированная организация по утилизации отходов), распоряжающееся объектом, на котором находятся брошенные собственником отходы, приступило к их использованию, то право собственности может перейти к нему, а таким образом, и обязанность по уплате экологических платежей ложится на нового собственника отходов.

Что касается арендных отношений, то, как было разъяснено в письме Ростехнадзора от 12.02.2007 N 04-09/170, отходы арендатора, оставленные в мусорном контейнере арендодателя, становятся собственностью последнего. Арендодатель также может выступать плательщиком экологических платежей, если это будет прописано в договоре аренды.

Согласно другому письму Ростехнадзора от 25.07.2007 N 04-09/1002, если право собственности на отходы не перешло от лица, временно разместившего свои отходы в таких объектах, как мусорные контейнеры и т.п., то экологические платежи должен вносить собственник отходов.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в письме ФНС РФ от 08.02.2006 N ГВ-6-21/132@, для целей определения плательщика является приоритетным вопрос определения лица, осуществляющего размещение отходов: в случае, если размещение отходов осуществляется от лица их собственника, все права и обязанности возникают у принципала (доверителя), а если размещение отходов осуществляется от лица комиссионера, приобретает права и становится обязанным комиссионер.

Судебная практика по рассматриваемым в данной статье вопросам в настоящее время весьма противоречива и по-разному дает оценку и разрешает соответствующие споры.

Так, в своем Постановлении от 20.08.2007 по делу N А56-49061/2006 ФАС Северо-Западного округа установил, что временное хранение отходов до вывоза их арендодателем также является размещением отходов и поэтому арендатор обязан вносить в установленные сроки плату за НВОС.

В этой связи интересно мнение Ростехнадзора, изложенное им в вышеназванном письме от 25.07.2007, которое сводится к следующему: п. 2.5 СанПиН 2.1.7.1322-03 определил, что объектами размещения отходов также считаются открытые площадки или специализированные помещения, на которых производится временное хранение отходов, в том числе в целях их последующей утилизации, из чего следует, что даже в случае временного размещения отходов на такого рода площадках в специализированных контейнерах юридические лица и индивидуальные предприниматели, в собственности которых находятся данные отходы, обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Между тем представляется, что не совсем корректно с правовой точки зрения относить объекты временного хранения отходов, такие, как мусорные контейнеры, офисные корзины для мусора и пр., к объектам размещения отходов в рамках ст. 1 Закона. Хотя, здесь можно согласиться, данная статья и не разделяет такие объекты на временные и постоянные, а временные объекты в конечном итоге призваны содержать отходы до последующего их захоронения, использования, что и определяется Законом как хранение отходов и, следовательно, как их размещение.

В другом своем Постановлении от 03.10.2005 по делу N А56-506/05 ФАС Северо-Западного округа установил, что если лицо осуществляет обращение с отходами, то это уже само по себе обязывает его получать соответствующие лимиты и утверждать нормативы без учета того, образуются ли эти отходы при производстве продукции и будет ли лицо осуществлять в дальнейшем их размещение.

ФАС Поволжского округа в своем Постановлении от 08.07.2004 по делу N А12-145/04-С35 пришел к выводу, что лимиты и нормативы обязательны к утверждению для всех лиц, которые образуют отходы, а не только для тех, которые осуществляют деятельность в области их обращения.

С другой стороны, существует и противоположная судебная практика на этот счет, которая подтверждает основные тезисы этой статьи: ФАС Поволжского округа в Постановлении от 27.04.2004 по делу N А65-24473/03-СА2-8 определил, что если деятельность лица не связана с обращением с отходами, принимая во внимание имеющийся у лица договор со специализированной организацией на вывоз мусора, у него не возникает и обязанности разрабатывать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; согласно Постановлению ФАС ЗСО от 10.02.2005 по делу N Ф04-320/2005(8165-А75-19) такие нормативы и лимиты должен разрабатывать арендодатель, который по условиям договора аренды обязуется осуществлять вывоз и утилизацию отходов; как было установлено в Постановлении ФАС СЗО от 15.11.2005 по делу N А56-41969/04 и в Постановлении АС Северо-Кавказского округа от 08.10.2004 N Ф08-4677/2004-1770А, временное хранение лицом отходов до их передачи специализированной организации, осуществляющей их хранение и захоронение, не является размещением отходов по смыслу ст. 1 Закона, что освобождает такое лицо от обязанности утверждения лимитов и нормативов.

Источник: "Коллегия", 2008, N 1-2


Статьи журнала "Твердые бытовые отходы"
Корейские отходы: акцент на население
Зачастую нам кажется, что Южная Корея и Япония очень похожи: мировое лидерство в производстве качест...
Противопожарная безопасность на полигонах ТКО. Часть 1
В настоящей статье на основе анализа источников, а также некоторых примеров нормативного регулирован...
Законопроект Минпромторга России о регулировании обращения со вторичными ресурсами
В целях реализации подп. «г» п. 1 перечня поручений президента РФ от 15.11.2017 № Пр-2319 Минпром...
Экологический сбор: как отчитаться за 2020 год
Экологический сбор обязаны платить производители и импортеры товаров и упаковки, реализованной конеч...
Итоги первого полугодия реформы в области обращения с отходами
1 января 2019 г. по всей России стартовала реформа в области обращения с отходами. По итогам первог...
О правовом регулировании по обращению с ТКО в период распространения COVID-19. Предложения
В 2020 году мы столкнулись с COVID-19, что существенным образом усугубляет проблемы российской мус...
У нацпроекта Экология не экологичное лицо
Мусорная реформа зашла в тупик. Ее недееспособные инструменты не в состоянии обеспечить амбициозные ...
Мусорная реформа ТКО, или ловушка для хозяйствующих субъектов
На сегодняшний день мало кто не слышал про мусорную реформу, которая была запущена в нашей стране ...



КАТАЛОГ ВТОРСЫРЬЯ

ЦЕНЫ НА ВТОРСЫРЬЕ

КАТАЛОГ ПРЕДПРИЯТИЙ
ООО "Эра Полимеров"
Производство, продажа и покупка вторичного сырья, полимеры (гранулы, дробленка, агломерат и т.д.), а также различные изделия из полимеров

Ругидро, Насосы шламовые
Компания Rugidro занимается производством оборудования для получения ГПХН и гидравлических инструментов в Санкт-Петербурге. Мы предлагаем высококачественные, производительные и энергоэффективные решен...

экоинжком
СТОКИ МУСОРНЫХ ПОЛИГОНОВ

ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

СДЕЛАЙ САМ

Еще по теме "Проект лимитов образования отходов"

Твердые бытовые отходы. Утилизация и переработка бытовых отходов. Вторичное сырье. / Документы / Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
Еще по теме "Проект лимитов образования отходов" разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.
МЕНЮ ПОРТАЛА "ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ"

© 2007-2024 Издательский дом "Отраслевые ведомости".
Вся информация, размещённая на данном сайте, принадлежит ООО "Отраслевые ведомости".
Несанкционированное копирование информации без ссылки на источник категорически запрещено

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Sat, 23 Nov 2024 12:42:29
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения